10 главных теорий прокрастинации
Как забыть о происходящем вокруг и начать работать? Прыгнуть с парашютом, признать себя лузером, стать капризным ребенком и другие советы. Методическое пособие от ученых и предпринимателей
Питер Брейгель-младший. Страна лентяев
Один из самых популярных мемов последнего месяца – методическое пособие «Как перестать ******** от происходящего и начать работать». Исследования показывают, что во время информационного бума, связанного с громкими событиями, прокрастинация съедает у сотрудников компаний до 40% рабочего времени (в обычных случаях – до 20%, что тоже очень много).
Сейчас самое время понять, что с нами не так. Ежегодно выходят десятки книг о прокрастинации и методах борьбы с ней. Мы собрали главные и самые интересные теории – ученые и бизнесмены объясняют, как взяться за ум, не отвлекаться, не откладывать дела на потом или получить от прокрастинации хоть какую-то пользу.
Метод Нормана Милграма. Прыгнуть с парашютом
Израильский психолог Норман Милграм задумался о преодолении прокрастинации еще в 1993 году. В своей книге «Procrastination: A Malady of Modern Time» он пишет о прокрастинации принятия решений, когда постоянное откладывание незначительных дел под разными предлогами выливается в серьезный управленческий кризис. Из-за паралича в малых делах невозможно перейти и к большим действиям.
Активный прокрастинатор, считает Милграм, стремится к нагнетанию напряжения. Откладывание дел «до последнего» создает остроту момента, связанного с крайней близостью срока завершения работы. Отсюда и рецепт: возмещать потребность в экстриме за пределами рабочего места. Если прокрастинация патологическая, стоит прыгнуть с парашютом или прокатиться на каноэ по речным порогам.
Метод Нейла Фьоре. Подавить в себе негатив
Психолог и консультант Нейл Фьоре в известной книге «Легкий способ перестать откладывать дела на потом» предлагает преодолевать прокрастинацию с помощью выявления негативных установок в своей голове. Нужно переключиться на мышление человека, работающего продуктивно, прокладывая дорожку к новым клеткам мозга, по сути создавая в нем новый нейронный путь. Проделав это несколько раз, обещает Фьоре, вы только укрепите новые ассоциации; вам станет легче приниматься за работу, а старые привычки просто атрофируются.
Например, повторяя в течение дня фразу «Я должен...» (имея в виду «Я должен, но не хочу...»), вы начинаете чувствовать нерешительность и ощущать себя жертвой («Я должен, но если бы это было в моих силах, я бы не хотел этого делать...»), что только оправдывает вашу прокрастинацию. Отследив эту установку и ощущение собственного несчастья, которое лежит в ее основе, вы сможете быстро заменить ее твердым выбором и ощущением своих сил и возможностей.
Метод Джона Перри. Обманывать себя
«The Art of Procrastination» философа Джона Перри, пожалуй, самое известное и толковое исследование прокрастинации. Ключ к продуктивности – в самообмане и в том, чтобы делать много дел, но методично.
Ученый исходит из того, что мы ранжируем наши задания в порядке важности. В списке дел, советует Перри, сверху следует расположить очень сложные, или даже совсем невозможные, дела с более-менее расплывчатым дедлайном. Ниже – дела попроще с четкой датой исполнения. Вы станете решать задачи из нижней части списка, только бы не заниматься теми самыми сложными делами, записанными в самом верху.
Более того, ставя важные задания в список мелких поручений, мы можем обманывать себя и работать над важным проектом, думая, что на самом деле занимаемся ерундой.
Метод Джозефа Феррари. Решать больше мелких задач
Профессор Феррари в книге «Still Procrastinating?» предлагает прокрастинаторам для начала концентрироваться на одном маленьком задании, уделяя ему много времени, а по мере возрастания объема задач тратить на них, наоборот, все меньше времени и сил. В идеале нужно научиться дробить проект на множество мелких задач, но поскольку это невозможно, лучше представить, что мелкое – это большое.
Кроме того, важно объединять задачи, которые вам не нравятся, с тем, что приносит вам удовольствие. Например, поощрять себя просмотром любимого ТВ-шоу, пробежкой или чтением книги. «То, что вы любите делать, станет усилителем для выполнения того, что делать вы не любите».
Метод Джеймса Алтучера. Отказываться от работы
Инвестор, программист, писатель и предприниматель Джеймс Алтучер считает, что прокрастинация – это борьба организма с негодными идеями. Она сообщает нам: возможно, идея, над которой вы так неохотно работаете, – плохая. Когда вы чувствуете непреодолимый порыв прокрастинировать, когда вы не хотите проектировать что-то или когда вы не хотите писать бизнес-план и идти на собрание, просто серьезно задумайтесь на секунду: какие полезные вещи вы можете сделать сейчас вместо тех скучных вещей, которые вам требуется сделать? Может, вся ваша идея никуда не годится, а ваш бизнес плох. Встаньте и перейдите в другую комнату, чтобы обдумать это.
Метод Пирса Стила. Взять побольше разной работы
Автор термина «структурированная прокрастинация», исследователь из университета Калгари Пирс Стил предлагает подавить прокрастинацию обстоятельствами и браться сразу за несколько проектов одновременно, тем самым поставив себя в безвыходное положение – груз ответственности так или иначе заставит что-нибудь делать. Как только надоедает один проект, переходить к другому.
Многие пытаются уменьшить количество своих заданий, надеясь, что так они в действительности сделают больше. Однако Стил считает, что такой метод исключает выбор между важными и неважными заданиями. Имея же всего лишь несколько заданий в списке, человек может прокрастинировать и совсем ничего не делать.
Метод Джеймса Шуровьески. Признать себя лузером
Автор «Мудрости толпы» и корреспондент New Yorker Джеймс Шуровьески считает, что чаще всего прокрастинаторы выбирают стратегию «самоинвалидизации»: они подсознательно предпочитают создавать условия, которые делают успех невозможным. Выход – перестать мыслить категориями успеха и эффективности, а думать только о собственном комфорте. «Я пишу как пишу, мне так удобно, пусть я лузер на фоне коллег, но зато я не трачу нервные клетки и сохраняю душевное спокойствие». Такой подход повышает самоуверенность, и рано или поздно вы сами не заметите, как задача будет выполнена, пусть и не совсем в срок.
Метод Тима Пичила. Признать мир ужасным
Антрополог Тим Пичил в книге «The Procrastinator’s Digest» объясняет, что прокрастинация – это конфликт лимбической системы мозга с его префронтальной корой. Лимбическая система борется за кратковременное удовольствие, то есть за то, что мы хотим делать прямо сейчас, в то время как префронтальная кора бьется за то, что будет лучше для нас в долгосрочной перспективе. Отсюда совет: минимизировать этот конфликт, связать удовольствие и результат.
Пичил предлагает убедить себя в том, что мир настолько ужасен, что сам факт выполнения какой-то созидательной работы – благо. Хоть какое-то удовольствие от собственных действий в результате неизбежно, а результат не заставит себя ждать.
Метод Пола Грэма. Не ставить фальшивые дедлайны
Предприниматель, инвестор и колумнист Пол Грэм тоже считает, что прокрастинация может принести пользу – дать время на перезарядку. Главное, не испытывать чувство вины. Примите то состояние, в котором вы находитесь, чтобы максимизировать его эффект. Если уж расслабились – так расслабляйтесь.
Второй важный совет заключается в том, чтобы, вопреки расхожему методу, никогда не придумывать для себя индивидуальные дедлайны, противопоставляя их реальным. Если вы ставите дедлайн искусственно, довольно легко позволить себе продлить сроки работы. В борьбе прокрастинации с действием нелегитимный дедлайн всегда терпит поражение.
Метод Оливера Эмбертона. Почувствуйте себя капризным ребенком
Основатель стартапа Sliktide, бизнес-консультант Оливер Эмбертон сравнивает прокрастинаторов с капризными детьми и предлагает подавлять недуг так же, как воспитывают ребенка. «Стоит попасться на глаза иконке Facebook, и ему тут же захочется кликнуть. Это все равно что показать ребенку начало классного фильма и сразу отправить в постель. Избавьте себя от отвлекающих факторов. Удалите мессенджеры, отключите нотификаторы, разделите место работы и отдыха».
В идеале, вообще, для работы и развлечений нужно использовать разные компьютеры. Даже кофе лучше пить не на рабочем месте, а на улице или в курилке.
ПЕТР БИРГЕР