Не откладывай на завтра то, что сделаешь послезавтра
Что делают дедлайны с людьми и люди - с дедлайнами
Дэн Ариели
01.09.10 | 08:03
Как однажды сказал Оскар Уайльд: «Я никогда не откладываю на завтра то, что можно сделать послезавтра». Мне, университетскому профессору, постоянно приходится видеть, как слова Уайльда претворяются в жизнь. Каждой осенью студенты приходят на занятия, твердо намереваясь сдавать все вовремя и зарабатывать блестящие оценки. И каждой осенью жертвами естественного человеческого искушения – прокрастинации, склонности все затягивать – становятся лучшие из них. Наблюдая происходящее несколько лет подряд, я и мой коллега Клаус Вертенброх разработали несколько исследований, надеясь докопаться до корня проблемы. Нашими подопытными кроликами были прекрасные студенты с моего курса по потребительскому поведению.
Когда все расселись по местам в первый день занятий, я объявил, что в течение семестра (12 недель) им нужно будет сдать три больших работы, и на этих трех работах в большой степени будет основана оценка за весь курс. «И каковы дедлайны?» – спросили меня. Я улыбнулся. «Сроки сдачи вы определяете совершенно самостоятельно, и принести работы вы можете в любое время в течение семестра. Но к концу этой недели вы обязаны установить дедлайн для каждой работы. После того, как дата назначена, изменить ее нельзя. Несоблюдение дедлайна будет штрафоваться: минус один процент от финальной оценки за каждый день опоздания».
Другой студент спросил: «Профессор Ариели, но разве не будет разумным в такой ситуации назначить как можно более позднюю дату сдачи?» «Пожалуйста, – ответил я, – если вам это кажется наилучшим для вас вариантом, так и сделайте».
Рационально действующий студент должен был бы установить дедлайн по всем трем работам на последний день семестра: ведь можно сдать все и до того, поэтому зачем полагаться на удачу и назначать срок раньше, если можно позже? Отодвинуть все на последний день было бы, очевидно, лучшим решением. Но что, если студенты поддались бы искушению и прокрастинации? Что, если бы они знали, что, вероятно, провалят дедлайн? Если бы студенты не были полностью рациональны и знали за собой такую особенность, они могли решить назначить сроки раньше необходимого, чтобы подстегнуть себя к работе над проектами уже в начале семестра.
Легко предсказать, что прокрастинации поддадутся все (ничего неожиданного, не так ли?). Но будут ли они способны осознать свои собственные ограничения и поставить дедлайн пораньше, чтобы бороться с этой склонностью все затянуть?
Любопытно, что большинство студентов установили дедлайны раньше, и оценки тех, кто так сделал, были выше. Обобщая, можно сказать: предлагая способ публично назначить себе самому дедлайн, мы помогали им добиться их целей.
Как этот вывод может помочь всем остальным? Если вы добиваетесь какой-то цели – например, реализовать некий проект или скопить деньги на отпуск, – может быть, полезно сначала установить жесткий и точный дедлайн, а затем объявить о нем коллегам, друзьям или супругу/супруге. Вполне возможно, что ясное, публично заявленное намерение поможет нам действовать своевременно и, в итоге, сделать все, что мы хотели.