«Люди хотят больше кнопок, больше сайтов, больше браузеров»
Кто победит в браузерных войнах – Mozilla, Microsoft или Google? Slon.ru выяснил, каким будет браузер будущего
23.03.11 | 16:44
Войны между интернет-браузерами обострились до предела. Вчера состоялся официальный релиз новой версии браузера Mozilla Firefox 4. Отметка в миллион загрузок была достигнута спустя 93 минуты после того, как появилась возможность скачивать браузер на пользовательские устройства.
За неделю до этого новую версию представил Internet Explorer – за первые сутки ее скачали более 2,35 млн раз. На Internet Explorer 9 в Microsoft делают особую ставку: в прошлом году компания уступила европейский рынок браузеров Mozilla Firefox; обновленная версия IE, по расчетам разработчиков, должна поправить положение пока еще главного браузера планеты. Параллельно Google Chrome продолжает бить рекорды по динамике роста, Opera штурмует китайский рынок, а команда разработчиков экспериментального браузера RockMelt объявила о начале открытого бета-тестирования продукта.
Что происходит на рынке браузеров, получится ли IE восстановить свои позиции, какими будут браузеры будущего и чего хотят от них пользователи – об этом Slon.ru рассказал Эдан Кален, глава компании StatCounter, много лет подробно исследующей рынок браузеров, его текущее состояние и тренды.
Рынок браузеров становится рынком сравнений
Если посмотреть на причины прорыва Firefox, станет понятно, что это надолго. IE еще поборется за первое место и по результатам весны даже скорее всего добьется своего. Но итоги этого года будут для браузера Microsoft печальными. Негативный тренд покажет себя везде, просто в Европе они еще и выразятся в символической потере первого места на рынке браузеров.
IE неплохо «качали» первые сутки. Но, понимаете, хороший старт может быть у любого браузера. Тем более, хороший старт обязан быть у такого браузера, как IE – у них гигантские маркетинговые возможности и исторические предпосылки. Даже рекордный старт Firefox в свое время ни о чем не говорил. Реальное положение дел показывает исключительно период после старта, когда все, кто скачивает браузеры под воздействием новостей, уже сделали это. На результаты влияет повседневный потребительский выбор. Еще точнее: сейчас важнее не новая аудитория, не те, кто решил скачать браузер, чтобы начать им пользоваться. Сейчас важны те, кто скачал браузер для того, чтобы сравнить его с тем, что установлен у них по умолчанию. Из рынка спонтанного выбора рынок браузеров становится рынком сравнений.
Microsoft опоздала на два года
Это война на нескольких фронтах: производитель продукта заранее считает, сколько процентов он отберет у этого конкурента, а сколько – у этого. И поскольку сейчас основные игроки нацелены именно на противостояние с IE, браузеру будет сложно удержаться на первом месте в ближайшие пять лет.
Но причина не только в контрпрограммировании. Microsoft сделала хороший браузер – по стандартам, по скорости, по качеству интерфейса и защищенности. Но она опоздала с ним примерно года на два. При этом Microsoft, как и раньше, не планирует поддерживать модель регулярных обновлений, которую используют Google Chrome, Opera и Firefox. Остальные разработчики развивают браузеры эволюционно, а Microsoft – проектно: этот подход работал еще несколько лет назад, но сегодня изменился принцип потребительского выбора. Браузеры часто меняются пользователем, исходя из текущих, оперативных задач. В результате IE наберет много новых пользователей на всплеске интереса к новой версии, но постепенно будет терять их в течение года. Так уже было не раз.
У Microsoft как и раньше остается главное преимущество: IE является стандартным для Windows. Но и здесь есть проблема. Следующие обновления системы получат предустановленный IE9, но это касается только Windows 7 и Vista. При этом с Windows XP браузер несовместим. В результате компания теряет большой рынок собственных же консервативных пользователей.
Пользователи молниеносны как никогда
Главное на рынке браузеров сегодня – это скорость. Все зациклены на быстродействии, все внедряют аппаратное ускорение графики. Важно, что стали оценивать интерактивное поведение страниц. Производительность самих сайтов теперь тоже учитывается, не только ресурсы центрального процессора. Это уже очень хорошо: браузеры стали делать под веб, а не под компьютеры. Разработчики создают базу типовых тестовых сайтов с разными задачами и разной производительностью и под них подгоняют возможности своей платформы.
Но более скоростными становятся и сами пользователи. Браузеры делали под компьютеры, теперь стали делать браузеры под сайты, дальше их будут делать под пользователей. Мы ежегодно проводим большие фокус-группы с европейскими пользователями. Мы отслеживаем динамику пользовательских переключений между закладками и элементами интерфейсов в разных браузерах. Так вот: реакция пользователей растет быстрее, чем производительность сайтов и программ. Пользователи разных возрастов, работая с браузерами, молниеносны как никогда. Они за минуты успевают переключить около пяти закладок: скопировать необходимый текст, написать сообщение во встроенном чате, обновить ленту RSS, поставить like в Facebook. Параллельно они еще переключаются на второй браузер, где загружается аудио-подкаст или видео. И многие браузеры не справляются с этим ритмом, не рассчитывая на такую интенсивную эксплуатацию своего продукта. По нашим расчетам, доля пользовательского фактора в общей нагрузке на платформы будет расти. Потому лозунги ближайшего этапа эволюции браузеров: юзабилити и легкость!
Одного браузера мало
35% европейских интернет-пользователей запускают на своем рабочем компьютере два браузера. Плюс третий браузер чаще всего есть у них в смартфоне. Это очень большая цифра, которая заставляет производителей по-иному смотреть на конкуренцию. Причем, больше чем в половине случаев второй браузер – это IE. Интересно, что его в таких случаях часто воспринимают как сугубо рабочий инструмент, главное преимущество которого в монументальности. Частый ответ в ходе наших фокус-групп: в IE удобно открыть один или два необходимых для работы сайта, он не провоцирует веб-серфинг, не провоцирует прокрастинацию. Конечно, это касается средних пользователей, для которых веб – не рабочая среда. Но тенденция налицо: в одном браузере – работа, почта, корпоративный сайт, во втором – социальные сети, видео, новости, блоги.
Специализированные браузеры и браузеры браузеров
Не исключено, что все это выльется в тренд специализированных браузеров. Браузеры для журналистов, браузеры для дизайнеров, браузеры для инженеров, браузеры для секретарш. Линейки профессиональных браузеров у ведущих разработчиков – не такая уж невероятная идея. Пользователи получат возможность скачать либо универсальную, либо профессиональную версию браузера, в которой будут учтены специализированные компоненты. Например, я много работаю со статистической информацией, динамическими графиками и административными интерфейсами сайтов. Сейчас мне приходится разделять эти задачи между двумя браузерами. В идеале я хотел бы объединить их в одном месте.
Это не моя идея, она витает в воздухе, но на массовом рынке обязательно появятся браузер-агрегаторы, браузеры браузеров. Конкуренция между браузерами будет всегда, они никогда не будут во всем похожими друг на друга, а всеядность пользователей растет. Браузер браузеров, конечно, мало заинтересует активных пользователей – с точки зрения работы это будет чистой воды профанация, тяжелая, неповоротливая система. Но для массового рынка эту идею можно продать. Людям нравятся большие, заметные предложения. Осталось продумать правильную бизнес-модель, привлекательную для всех участников.
Opera выбрала Китай
Еще один тренд – регионализация браузеров. Разные браузеры будут вырываться в лидеры в разных регионах мира. Типичный пример – Opera. Этот браузер везде отстает, но у него прекрасные позиции в Восточной Европе и в Китае. Они выбрали правильную стратегию: мы не хотим быть глобальным лидером, но мы возьмем те рынки, которые обеспечат нам хороший доход и дальнейшую экспансию. В Китае у Opera очень хорошие позиции. Сейчас они создают там совместное предприятие с одним из ведущих дистрибьюторов мобильных телефонов и цифровой техники. Если все пойдет по плану и Opera получит китайский рынок, дальше можно не беспокоится. Они заработают на китайском интернете больше, чем Firefox на европейском.
Есть и другие региональные особенности. У Firefox – лучшие показатели роста в Европе, а у Google Сhrome – в США. Это связано со спецификой маркетинга (Google тратит в США на продвижение традиционно больше, чем в других регионах), но не только. Влияет еще и возраст рынка. В это мало кто верит, но это так. Европейцы приучились к браузерам позже, чем американцы. И инновационные продукты они начинают воспринимать позже американцев года на два-три. Firefox для них уже нечто обыденное, а Chrome до сих пор воспринимается как экспериментальная платформа.
Браузер для поколения, уставшего от интернета
Будут ли новые браузеры? Обязательно. Я знаю как минимум пять сильных идей у разных европейских и американских разработчиков, которые должны показать в этом или следующем году.
Уже есть RockMelt, который называют браузером будущего, но он не станет конкурентоспособным браузером. Это вообще пока не рыночный браузер, это прототип. Проблема RockMelt в революционности, что страшно ограничивает их рынок. Аудитория этого браузера – это десятки тысяч гиков, профессионалов и журналистов. Я сам его тестирую каждый день с момента запуска. Но на этой аудитории здесь не сделать бизнес. Основной доход браузеров – это дополнительные разработки под конкретные устройства (например, под мобильные платформы) и контракты с поисковыми системами и онлайн-магазинами. Инструментов монетизации очень мало, их с трудом хватает для браузеров-гигантов. Мне говорят: RockMelt может позиционировать себя как премиум-продукт для премиум-аудитории, что привлечет премиум-партнеров. Но это может получиться лишь на отдельных региональных рынках, где Facebook, с которым RockMelt тесно интегрирован, до сих пор считается элитарной площадкой. Либо ты с Facebook и его гигантской аудиторией, либо ты формируешь премиум-предложение. Одним из выходом может стать партнерство с Facebook по продвижению браузера. Но в результате мы получим специализированный браузер для социальных сетей, он станет частью империи Facebook и будет зарабатывать в рамках общей бизнес-модели соцсети.
Но идеи, которые в RockMelt заложены, обязательно будут использованы в будущем. И это не только идея интеграции браузера с соцсетями, это идея интеграции в целом. Браузер, интегрированный с одним единственным интернет-магазином, одной единственной системой бронирования, одной единственной поисковой системой и одной единственной социальной сетью. Браузер для поколения, уставшего от интернета. Браузер – фильтр. О таком мечтают многие, но пока преждевременно. Уставшего поколения еще не появилось. Наоборот, каждое новое поколение производителям все сложнее насытить: они хотят больше закладок, больше сайтов, больше кнопок, больше браузеров.
Петр Биргер
http://slon.ru/articles/568068/