Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Сетевой разум. Первые шаги

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Совместим ли гуманизм с твиттером? Чем грозит миру новая цифровая раса

Андрей Мирошниченко

http://slon.ru/images3/6/800000/232/878760.jpg
funsterz.com

KPMG опубликовала отчет «The rise of the digital multi-tasker», посвященный масштабному исследованию медиапотребления во многих странах мира. Основная идея: потребление медиа становится не просто мультиканальным, а параллельно мультиканальным. То есть люди все чаще используют два и больше медиа одновременно. Например, включают для фона телевизор, но общаются в социальных сетях; при этом еще и интернет-радио передает музыку. Исследователи также оценивают пропорции потребления разных медиа в разных странах, а также готовность людей в разных уголках планеты платить за контент.

С деталями исследования можно ознакомиться по ссылке. Я же хочу немного углубиться в те темы, где традиционный подход или даже язык уже не справляется с описанием происходящих перемен. Потому что меняется не только способ распределения рекламных бюджетов. Меняется нечто другое. «Мобилизацию» интернета стоит рассмотреть в культурно-географическом разрезе, мультизадачность проанализировать в контексте поколений, а готовность платить за медиаконтент оценить с точки зрения именно потребления, а не желания производителей.

Исследование KPMG выделяет ряд стран, где мобильное потребление контента становится доминирующим. Почему развивающиеся страны приходят в интернет другим путем? Под словом «развивающиеся» обычно прячут в том числе идею технической отсталости, – мол, прогресс туда добирается позже. Но сегодня это уже не совсем так. Плоды прогресса добираются туда одновременно со странами развитыми, но минуя или сжимая до неразличимого состояния некоторые предшествующие стадии.

Первой страной, где интернет стали потреблять больше с мобильных, чем со стационарных устройств, стала Нигерия, в 2011 году. А в наступившем 2013 году этот сдвиг произойдет во всем мире: мобильное потребление интернета обгонит стационарное. Разумеется, произойдет он как раз за счет развивающихся стран. В Китае, Индии, Турции, арабском мире, африканских странах, на значительной части России прирост пользователей сети идет почти исключительно за счет мобильных устройств, чаще всего телефонов. Из этого факта следует два пока неявных предположения.

Во-первых, общества, не знавшие и уже никогда не узнающие (!) стационарного интернета и стационарного компьютера, пропускают очень важный период культурной адаптации. Для сравнения: в силу спрессованности исторического времени современная Россия перешла от бумажных денег сразу к пластиковым картам, минуя чековые книжки, в то время как в западных странах на эпоху чековых книжек пришлось примерно сто лет. За эти сто лет выписываемые от руки чеки то ли воспитали, то ли сопровождали некоторую культуру финансовых отношений, вынужденно основанную на доверии. Возможно, невелика потеря, но некоторые различия в культуре финансового доверия в России и на Западе наблюдаются.

Эпоха стационарного компьютера длилась примерно 50 лет, стационарного сетевого терминала – 30 лет. Целое поколение людей, среди которых были Стивы Джобсы, Айзеки Азимовы и даже, на нашей почве, каэспэшные Сергеи Никитины, что тоже важно. Это поколение примечательно тем, что имело хоть немного времени подумать над адаптацией человека к НТП. Оно думало о яблонях на Марсе, создавало искусственные языки, воспроизводящие машинную логику, – оно вырабатывало отношение к новому миру. Собственно, в этом и заключается огромная культурная роль больших ЭВМ и следующих за ними маленьких ПК – они дали время пощупать, осмыслить и приспособиться. Тогда как общества, сразу попавшие в мобильный интернет, перескакивают туда без стационарной подготовки.

Второе последствие мобильного перескока – в младоцифровых обществах новые поколения учатся читать и воспринимать социальную информацию не по книге, не по газете, не даже в компьютере, а сразу с экрана телефона. Каков размер текста на экране мобильного телефона? Вообще, какова роль текста в такой коммуникации? Будет ли прямой обмен спонтанными и короткими репликами способствовать формированию общественного договора и каким будет общественный договор, не подкрепленный длинными текстами или просто хоть какими-нибудь текстами? Совместимы ли гуманизм и твиттер, если обглоданная лексика и недожеванный синтаксис превращают короткое, но все-таки высказывание в развернутое, но междометие, все больше похожее на тот звуко-танцевальный комплекс, посредством которого прачеловек когда-то осваивал искусство общения? Какого рода знания и сообщения могут быть произведены и переданы в таком формате? Что это будет за цивилизация? Будет ли она следовать, как раньше думали о развивающихся странах, в русле тех же процессов, что и страны развитые, если код ее социальности совершенно другой?

Нигерия – вот звоночек. Именно Нигерия может стать локомотивом или символом этих неясных пока процессов, а вовсе не Китай. Китай огромен, но он все-таки успел одной ногой постоять в индустриальной эпохе и к тому же уже переключился на нисходящий демографический тренд и теперь будет только стареть, как и Европа с США. В то же время, как говорят демографы, Нигерия в ближайшие сорок лет будет страной с самым быстро растущим населением, преимущественно урбанизированным. Имея 167 миллионов сейчас, она прибавит еще 200, более чем в два раза обгонит Россию и почти догонит США, но будет самой молодой по возрасту жителей среди самых больших стран. И это будет население, только-только попавшее в город, что всегда сопровождается дополнительным высвобождением энергии. Нигерия не бедная, у нее есть нефть, богатство ее будет нефтяным, – мы знаем, что это такое.

Если в Китае урбанизация, как и было положено в старые добрые времена, напитала индустриальную революцию, на Ближнем Востоке перетекла в цифровую, то в Африке и прочем третьем мире урбанизация совпадет с почти мгновенным переходом в мобильную цифровую культуру, причем совсем не в такую, в которой существует и мыслит себя европейская цивилизация. А есть еще огромная Индия, которая по соцдемографическим трендам находится где-то между Китаем и Нигерией. Есть еще Россия, которая находится вообще между всем.

Термин «цифровое неравенство» пару лет назад описывал отсталость развивающихся стран с точки зрения технического доступа в интернет. Этот параметр отсталости будет ликвидирован, но перекошенным способом: вместо «культурной», но уже архаичной стационарной инфраструктуры доступа младоцифровые общества благодаря мобильному интернету и особой демографии формируют новую цивилизацию.

Что из этого получится, сказать трудно. Но разрыв в количестве, а главное, в качестве сетевой культуры этих двух цифровых рас может стать глобальной угрозой. Из уже проявившегося – пресловутая «арабская весна», романтизированная Западом, но не имеющая внятного объяснения в традиционной парадигме социальных перемен, и используемая совсем не в духе демократических преобразований. Среди иллюстраций – совершенно ритуальное использование высокотехнологичного смартфона для запечатления манипуляций сначала с трупом поверженного вождя, а следом – американского посла. При жизни они стояли по разные стороны баррикад, но это разделение оказалось несущественным перед лицом новой и непонятной силы, которая смела их обоих, как тот лесник из известного анекдота. Про эту силу можно сказать только, что она необорима, потому что никак не организована; но и по этой же причине вряд ли способна выйти за пределы своего ареала.

Вот что такое сочетание бесприютной молодежи и мобильника. Вероятное будущее таких стран – выдавливание и без того немногочисленных приверженцев длинного текста и постоянная гражданская война.

И вот еще какая мысль. Если для США и Европы все это – будущие проблемы внешней политики, то для России – проблемы политики внутренней.

Продолжение следует. В следующих колонках – о мультизадачном поколении и экономике контента.

http://slon.ru/future/sovmestim_li_guma … 8760.xhtml

0

2

Замени мозг смартфоном, или Как стать Юлием Цезарем

Андрей Мирошниченко

http://slon.ru/images3/6/800000/232/882073.jpg
psyfanaticos.net

Сколько телефонных номеров вы помните? Наверняка память сохранила лишь самые старые, из доцифровой эпохи, если они еще актуальны. Чаще всего это телефон родителей. Теперь-то все номера хранятся в памяти мобильника, а не в мозгу. Нет с собой мобильника – катастрофа.

Я долго сопротивлялся GPS-навигатору, упрямо считая ориентацию в пространстве навыком ума. Потом сдался: навигатор учитывает пробки и в Москве может подарить лишний час в день, а то и больше (замерял). Ориентироваться по карте человек, конечно, скоро совсем разучится, потеряв вместе с тем и некогда важный для выживания страх пространства. А вы слышали историю, как в Испании люди ехали ночью на машине, доверившись навигатору, и приехали в водохранилище? Пассажир выплыл, а водитель – нет. Оказывается, GPS-навигатор использовал старые данные и показывал дорогу там, где вместо нее уже раскинулся пруд.

«Is Google Making Us Stupid?» – спрашивал Николас Карр в нашумевшей статье два года назад, имея в виду именно это замещение умственных навыков услужливыми устройствами. KPMG в своем недавнем отчете «The rise of the digital multi-tasker» указывает, что современный человек, наоборот, стал таким расторопным, что потребляет информацию из нескольких каналов в один присест… Помнится, способность Цезаря читать и говорить одновременно считалась доказательством его гениальности.

Так умнеет человек благодаря компьютерам или тупеет? Для ответа на этот вопрос разберу три, на первый взгляд, посторонние темы, описывающие, как мы дошли до жизни такой: замещение навыка устройством, упрощение процедур и сжатие времени.

Замещение навыка устройством: у нас длинные руки

Недавно писал в блокноте ручкой и вдруг впал в ступор – долго не мог сообразить, где там переключатель с английского на русский. Ел за компьютером – все пытался подцепить котлету мышкой-курсором. Виртуальная и реальная инструментальные среды начинают смешиваться на уровне психики. После долгих упражнений в 3D-шутерах мозг геймера начинает игнорировать гравитацию.

Сознание не так уже и привязано к телу. Рыбак легко оперирует блесной, отнесенной далеко за пределы естественного оператора – руки. Нож улучшает остроту ногтей, а копье – длину ножа; в результате копьеметатель попаданием чувствует мишень. Об осредствлении функций тела размышляли многие исследователи, но лучше всех концепцию «внешнего расширения человека» описал, конечно, Маклюэн. Он, например, считал, что функции кожи «расширяются» одеждой и домом, а функции нервной системы «расширяются» электричеством, которое позволяет нам видеть и слышать события за тысячи километров, причем во многих места одновременно.

Цифровой век ускорил эти расширения и сделал их заметными. Но вообще-то вся история человечества связана с развитием заменителей тела. И не только внешних, но уже и внутренних. В перерыве матча на американском телевидении рекламируют искусственные суставы – обыденно так, между фастфудом и финансовыми услугами. В конце концов когнитивный интерфейс, то есть подключение мозга к сети (работы ведутся), сделает посредничество тела вовсе ненужным. И это логично: если человек столько тысячелетий старается отказаться от тела, то рано или поздно эти попытки увенчаются успехом. Попутно решается и другая проблема (точнее, она-то и решается): нет тела – нет смерти.

Вот в череде каких событий надо рассматривать вынос памяти из головы в «записную книжку» телефона… Хотя – какая книжка, где у мобильника книжка? Записные книжки были раньше. Но и они делали то же самое: выносили функцию (функцию памяти) из организма.

Упрощение процедур: вам шашечки или ехать?

«Прошу тетрадь не пачкать, листы не вырывать, а если есть ошибки – прошу не исправлять», – писали советские школьницы в специальных тетрадках, которые уже в начале 80-х выполняли роль «стены» или «профайла» социальной сети. В эти тетрадки, которые назывались, кажется, «анкеты», девочки клеили фотографии котиков, Малежика и Дина Рида, описывали свои настроения, давали друзьям написать что-то, – в общем, все как положено, только долго, коряво и без видео.

Но и это не начало жанра. Конечно же, альбомы в салонах барышень пушкинской эпохи выполняли абсолютно ту же роль, что и тетрадки пионерок, и стена «ВКонтакте». То есть некая задача игровой социализации решалась почти таким же функционалом, но только гораздо более лапидарными средствами. Теперь дизайн соцсетей упростил процедуру. Получилось по смыслу то же, но гораздо лучше – ярче, быстрее, звучнее.

Феномен сжатия процедуры при получении той же функции особенно заметен при сопоставлении судьбы книги и огня. Все, конечно, обратили внимание, что книга, точнее – длинное чтение – уходят из обихода. Причем идея книги компрометируется не в первый раз. В «Галактике Гутенберга» Маршал Маклюэн анализирует цитату из Шекспира, в которой статус школяра измерялся количеством написанных им «книг». В допечатную эпоху книги были дороги, и у простого студента не было иного способа заполучить книгу, как записать самому за профессором (оттуда нынешние конспекты). Соответственно, количество таких «книг» у выпускника было сертификатом его учености и усердия. А когда книги настоящих авторов благодаря Гутенбергу подешевели, обретение книг стало легким и пошлым, как теперь скачивание реферата из «Яндекса». И это было шоком для тогдашней профессуры.

Совсем уж наглядна история огня, который, как доказал Маугли, вроде бы неотъемлемый символ человеческого превосходства. Если бы кроманьонец был духовным, он обвинил бы нынешнего пользователя зажигалки в вульгарности. Потому что добыча огня требовала двух дней танца и шептания над щепками. Теперь ту же функцию можно получить щелчком, процедура почти исчезла. Вообще-то выясняется, что именно процедуры, затрудняющие или опосредующие получение полезной функции, и составляли основу культуры. Оттого мы так страдаем, когда эти процедуры уходят.

Поэтому люди считают признаком умственной деградации отсутствие телефонных номеров в голове. Но «зачем нужны громоздкие и неудобные наборы цифр, когда у нас есть реальные имена в Google Plus или Facebook?» – спрашивает здесь, на «Слоне», Илья Лаурс. Действительно, нам нужна функция, а не процедура. Нам нужно поговорить с другом, а не помнить номер его телефона. Ехать, а не шашечки.

Многотысячелетняя тенденция сокращения процедур, как и тенденция замещения тела, ведут, по крайней мере умозрительно, к какому-то логическому завершению, где нет посредничества материи и времени. Что в сухом остатке? Что в человеке человеческое, не сводимое и не замещаемое? Возможно, в результате всех сокращений процедур и переносов функций из тела остается сознание. Мозг должен говорить с мозгом напрямую.

Мы считаем себя венцом эволюции (еще бы), но вот французский антрополог и иезуит Тейяр де Шарден, развивавший не вслед, но после Вернадского идеи ноосферы и выкопавший, кстати, в 30-е годы синантропа, предложил концепцию мегаэволюции, в которой некая разумная или божественная субстанция проходит стадии геологического, биологического и, наконец, когнитивного развития. Человеком процесс не заканчивается, считает де Шарден. Действительно, если рассматривать историю планеты (или Вселенной, чего уж стесняться) как постепенное (про)явление гегелевского Geist, то вывод навыков из организма, как и упрощение процедур, в конце концов освобождают разум от тела.

Копирование личности на другой носитель, бессмертие и сингулярность – концепции уже известные, но многие трансгуманисты по религиозной привычке ищут в таком исходе личное спасение. Тогда как надо, вслед за Гегелем и де Шарденом, толковать переход к новым формам бытия как судьбу всего вида, но не особи. Особям-то как раз не поздоровится.

Сжатие времени: завтра будет меньше, чем вчера

Каждый исторический этап имеет свою протяженность. При этом последующие этапы короче предыдущих. По каким бы признакам мы ни выделяли периоды (доминирующие в этом периоде скорости, социально-экономические принципы, принципы передачи информации), если записать продолжительности этих периодов в ряд, то получится обратный отсчет: 10, 9, 8, … 3, 2, 1. Мы находимся где-то близко к точке ноль. Что-то должно случиться.

Демографический переход, описанный Сергеем Петровичем Капицей, то есть изменение модели биологического воспроизводства и переход всего человечества от общества молодых к обществу стариков произойдет примерно в 2040-е годы. Спустя некоторое время после этого впервые в истории планеты численность популяции Homo sapiens перестанет расти и, по прогнозу Капицы, стабилизируется на отметке 10–12 млрд.

Вот в такие процессы мы оказались вовлечены. Посчастливилось. Что же означают в таком масштабе мультизадачность, гонка со временем и стресс проживания жизни вскачь, но зря (о чем недавно в посмертной исповеди пронзительно поведал один умерший от рака новозеландский рекламщик)? Да, сжатие процедур и перенос навыков на устройства проявляются в том, что человек может быть мультизадачным, отчего каждый теперь – Юлий Цезарь. Другие последствия этих же процессов не так заметны, но настолько глобальны, что мультизадачность, право же, – милый побочный эффект.

Концепции грядущего тревожны. Обратно к спокойному состоянию не отыграть. То, что пугает нас сейчас, завтра будет казаться тихой гаванью. Внуки будут шокировать органическими имплантами, химическими и виртуальными расширениями. Станут доступны наведенные эмоции, потребность в физическом мире исчезнет. Вероятно, передовые отряды человечества ждет решающее испытание кайфом, а отстающие – экологическая катастрофа.

Поэтому: сопротивляйтесь! Да здравствуют дауншифтинг и прокрастинация – последние островки живой природы в киборгизируемом существе человека.

http://slon.ru/future/zameni_mozg_smart … 2073.xhtml

0

3

Потенциал коллективного разума: когда предскажут «черных лебедей»?

Сергей Карелов

http://slon.ru/images3/6/800000/232/881003.jpg
Christine Daniloff

Недавно обнародованные планы Пентагона, который хочет предсказывать будущее с помощью Twitter, многие восприняли как сенсацию. Хотя, конечно, это вовсе не сюрприз. Использование коллективного интеллекта для предсказаний уже несколько лет активно разрабатывается военными, разведкой и крупнейшими корпорациями. Уже получено немало практических результатов, подтверждающих такую возможность.

Сила безмасштабной сети

В последние годы ученые уже довольно убедительно показали, что сеть, образованная миллиардами нейронов человеческого мозга, и сеть, образованная взаимодействием миллиардов людей и компьютеров, работают по одним и тем же информационным законам и обладают одними и теми же свойствами так называемых безмасштабных сетей (scale-free network). Более того, выяснилось, что все живые организмы образованы в виде безмасштабных сетей, состоящих из клеток этих организмов. Получается, что состоящая из нейронов безмасштабная сеть служит механизмом реализации индивидуального интеллекта. Тогда можно предположить, что безмасштабная сеть, состоящая из этих самых индивидуальных интеллектов, может быть механизмом реализации нового носителя интеллекта (в данном случае – коллективного). По этому поводу есть даже гипотеза, что целью научно-технического прогресса как раз и является создание носителя интеллекта более высокого уровня – общечеловеческого интеллекта.

Способность к предсказаниям, по мнению ряда известных ученых, является одной из главных отличительных особенностей интеллекта. Например, в 2001 году в своей книге «I of the vortex» Рудольфо Ллинас из Нью-Йоркского медицинского университета писал: «Способность предсказывать исход будущих событий – критическая для успешного продвижения, – вероятнее всего, является предельной и наиболее общей из всех функций мозга». А Джефф Хокинс, основатель компании Numenta, в своей потрясающей книге «On Intelligence» описывает принципиально новую модель работы мозга на основе иерархических структур памяти, осуществляющей постоянные предсказания (модель так и называется – «память-предсказание»). Следовательно, логично предположить, что и коллективный интеллект также сможет делать предсказания. При этом он, скорее всего, будет делать предсказания лучше индивидуального интеллекта – просто за счет своей несоизмеримо большей мощности. За доказательствами последнего можно, например, обратиться к исследованию корпорации Microsoft «Crowd IQ – Aggregating Opinions to Boost Performance».

Несколько упрощая, можно выделить два метода предсказаний с помощью сетевого коллективного интеллекта: статистический и нестатистический.

Статистический подход, как следует из его названия, опирается на анализ значительных массивов накопленной информации относительно конкретного события, которое может произойти (или не произойти) в будущем. Когда же такого массива информации нет (или же дорого/долго его обрабатывать), используют нестатистический подход, базирующийся на анализе мнений экспертов. Слово эксперты означает всего лишь то, что на экспертизу этих людей собираются положиться. И это могут быть как штатные эксперты, так и люди, просто набранные из некоего «пула потенциальных экспертов» (например, из пользователей интернета) по тем или иным критериям. 

Нестатистический подход

Поскольку в общем случае эксперты редко придерживаются одной позиции, нестатистические методы используют различного рода агрегаторы мнений, с помощью которых разноголосый хор экспертов преобразуется в итоговое предсказание. Такие агрегаторы мнений (Opinion Pools) использовались еще задолго до интернета, например при групповом принятии решений, анализе рисков.

С распространением интернета, предоставившего почти неограниченные возможности для мобилизации экспертов, самыми популярными стали нестатистические сетевые методы, основанные на так называемых информационных рынках: рынки предсказаний (Prediction Markets), рынки идей (Idea Markets), рынки событий (Event Markets) и так далее. Популярность этой группы методов весьма высока (см., например, «Осьминог Пауль уже не нужен» на Slon). Как и всякие рынки, информационные рынки понятны даже неподготовленному человеку. Цена котирующейся на информационном рынке ценной бумаги зависит от ее спроса и предложения. Если сейчас можно купить ценную бумагу дешево и если есть уверенность, что она потом вырастет в цене, – покупай. Если же уверен, что цена на эту бумагу будет только падать, – немедленно продавай. Ну а что выражает эта цена, какая разница: вероятность какого-то события в будущем (как на рынках событий), шансы того, что идея будет признана лучшей (как на рынке идей) и так далее. С помощью нестатистических сетевых методов сегодня предсказывают все подряд: какой из фильмов получит «Оскар», кто выиграет на выборах, а также –  выйдет ли Финляндия из Еврозоны, понизит ли S&P кредитный рейтинг Великобритании, найдет ли марсоход Curiosity следы жизни на Марсе, будет ли Россия до 2014 года поддерживать свое военное присутствие в Сирии, выпустит ли в 2013 году корпорация Microsoft новую версию приставки Xbox...

Важно отметить, что: 1) точность предсказаний этих методов примерно одинакова у Opinion Pools и Prediction Markets; 2) эта точность для одних типов предсказаний (например, выборы президента США) крайне высока, а для других типов (например, кто станет чемпионом мира по футболу) не очень; 3) в целом по части повышения точности предсказаний нестатистических методов есть над чем работать.

Статистический подход

Статистический подход к предсказаниям с помощью коллективного интеллекта начали использовать сравнительно недавно (ранее просто не были накоплены массивы данных). Одной из первых публикаций на эту тему стала статья «Using web-based search data to predict macroeconomic statistics» (2005). А в 2009 году, когда ежегодное число поисковых запросов в США превысило 150 млрд, результаты их анализа оказались уже сенсационными – они позволили в 4 раза уменьшить ошибку в предсказаниях цен и объемов рынка жилья (по отношению к существовавшим до этого методам предсказаний).

За прошедшие с того времени три года было убедительно показано, что точность статистических методов превышает точность рынков предсказаний. А области использования предсказаний по анализу поисковых запросов практически любые: в эпидемиологии – это предсказание эпидемий, в анализе финансовых рынков – предсказание скачков стоимости акций, в шоу-бизнесе – предсказание сборов от кинофильма, в экономике – предсказание уровня безработицы. Именно поэтому, отмечая ключевые факторы влияния интернета на бизнес, глобальный институт McKinsey в вышедшем недавно отчете «Internet Matters. Essays in digital transformation» посвятил данной теме отдельный раздел – «The predictive value of search».

Следующим шагом стало использование статистики социальных медиа. Уже в 2010 году было показано, что даже весьма простая модель на основе числа твитов в Twitter про конкретные фильмы позволяет прогнозировать киносборы точнее, чем рынки предсказаний. А в 2011-м анализ 133 млн твитов, посвященных 18 тысячам тем, показал высокую эффективность этого метода для любых прогнозов, касающихся популярности кого-либо или чего-либо.

К 2012 году был сделан качественный скачок в предсказаниях по сетевой статистике – от ответов на вопрос «когда это может случиться?» перешли к ответам на вопрос «почему это может случиться?».

Этот скачок оказался возможен за счет перехода от анализа статистики количества поисковых запросов и/или твитов к анализу динамики сетевого контента и выявления в ней так называемых временных серий.

Сегодня с помощью инструментов статистического анализа поисковых запросов довольно просто прогнозировать  краткосрочную динамику экономических индикаторов по регионам, типа: безработица, продажи автомобилей или турпутевок, спрос на продукцию массового потребления и так далее. А с помощью статистического анализа социальных медиа делаются весьма точные прогнозы для маркетинга, задач распространения информации (пропаганда, слухи, мемы), выборов, макроэкономики и пр. Но это только начало перехода к новому качественному уровню предсказаний сетевого коллективного интеллекта.

Что дальше

На повестке дня предсказание непредсказуемого – «черных лебедей», событий, имеющих мизерную вероятность свершиться, но все равно свершающихся и приносящих за собой огромные изменения. Пока задача, казалось бы, непостижимая. Ведь предсказать, куда пойдет конкретный тренд, в конце концов можно, зная наперед, что он может пойти либо вверх, либо вниз, либо остаться в текущем положении. А «черных лебедей» как предсказать? Вот ведь не смогли же предсказать «арабскую весну» при наличии всех вышеназванных инструментов!

Военные и разведка уже движутся в сторону предсказания «черных лебедей». Пока что весьма специфических, касающихся в основном терроризма. Но процесс пошел. В прошлом году Белый дом обнародовал «Оборонные приоритеты XXI века» (21st Century Defense Priorities), которые значительно повышают роль науки и технологий в вопросах обороны и предотвращения всевозможных угроз национального уровня (военных, террористических и даже внутренних). Причем два из семи направлений новой парадигмы непосредственно связаны с необходимостью совершить прорыв в области сетевых коллективных предсказаний. И вот здесь, я уверен, и стоит ждать настоящего прорыва.

http://slon.ru/future/potentsial_kollek … 1003.xhtml

0

4

Революция в прямом эфире

ЛЕОНИД БУГАЕВ

Добрый день. Позвольте представиться: меня зовут Леонид Бугаев — и я пришел к вам из 2018 года. Звучит абсурдно? Отнюдь. Я очень люблю именно так представляться людям, которые со мной не знакомы: человеком из близкого будущего. Кто-то из нас уже живет в 2018 году. А кто-то тянет за собой прошлое образца 1998 года. Каким образом? Все просто: одни пользуются навороченными смартфонами, которые ускоряют бизнес-процессы на 100–200%, другие — старыми устройствами «с кнопочками и фонариком».

Мир яркого и интересного будущего, который так отчетливо виден уже сейчас, вдохновляет меня на постоянные рассказы о нем. И каждый раз я поражаюсь: люди, почему вы не видите, насколько ярче может быть ваша жизнь, насколько многомернее? В ваши руки попала инопланетная волшебная палочка, которая может стать чем угодно: телевизором, кошельком, фотоаппаратом, радиостанцией, секундомером, измерителем давления, печатной машинкой. А вы увлеченно продолжаете пользоваться старыми, громоздкими, неповоротливыми устройствами — например, ноутбуками.

Как писал Уильям Гибсон: «Будущее — уже здесь. Оно просто неровно распределено». Достаточно присмотреться, и можно уже сейчас нарисовать общую картину будущего, в котором мы будем жить. В этом будущем мобильные гаджеты будут играть роль гораздо более деятельную, чем сейчас. И чтобы понять, как же оно будет выглядеть, имеет смысл оглянуться назад.

ИНТЕРНЕТ: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ

Рынок мобильных устройств шаг за шагом повторяет те тенденции, которые мы могли наблюдать на заре интернета. Сначала появляется индустрия технологий (железо), затем — программные решения (программы, приложения). Потом приходят техно-гики, которые очень быстро обживают пустынный мир, предлагая чит-коды, твики, лики и общаясь на птичьем языке.

До определенного момента обычные пользователи не видели в компьютере устройство, с помощью которого можно что-то купить — хоть пиццу, хоть программу Microsoft Office. Смартфон также до сих пор воспринимается скорее как статусное устройство. Его можно гордо положить на стол и обсуждать преимущества «пятого» по сравнению с «четвертым»; и ну его, этот «Эс третий»!

В деловой поездке в Индонезии я был поражен тем, как молодые ребята-велорикши, буквально раз посмотрев на мои руки, занятые двумя телефонами (в одном почта, в другом Facebook), спрашивали: «Зачем тебе Samsung Galaxy Note 2, если у тебя есть iPhone? Он же круче». Для меня остается загадкой, как они учатся так быстро отличать одну железяку от другой. Хотя ответ можно найти в песне, которую записали ребята из «Реутов ТВ»: «Подари девчонке айфон — и она сразу будет твоя».

Пройдет несколько лет (может быть, пять-десять), и следом за лояльными пользователями операционных систем iOS и Android в мобильный мир придут нормальные, обычные люди. Те люди, которые пока еще не стали в нашем мобильном мире армией покупателей. Появление этой армии совпадет с моментом, которого мы отчаянно ждем уже давно: когда интернет станет по-настоящему повсеместным.

Без возможности получения информации «на ходу» самый современный смартфон остается всего лишь локальным компьютером. Даже суперкомпьютером — но без выхода в сеть, где будут обитать мега-гиперкомпьютеры. Наше близкое будущее должно быть быстрым, моментальным и непрерывным. Чтобы не бегать от одного места с бесплатным вайфаем к другому, а всегда и везде иметь скорость соединения, достаточную, чтобы смотреть на телефоне видео HD-качества.

В моем мире это уже реальность. Но для этого мне пришлось прикрутить к автомобилю маршрутизатор с LTE-модемом и раздавать этот шустрый интернет по Wi-Fi. Зато теперь я точно знаю, как будет выглядеть интернет на всех телефонных устройствах в 2018 году: встроенный LTE-модем, получение гигабайтов информации на ходу. Мы всегда будем онлайн, и само деление между офлайном и онлайном уйдет в прошлое. Скачивать что-то в телефон — зачем? Все можно достать из облака здесь и сейчас. Интернет как феномен исчезнет. Может, даже и слова такого не будет.

ВВОД И ВЫВОД

Гаджеты будут становиться все более удобными и интуитивно понятными. Новые технологии позволят нам общаться с аппаратом, не доставая его из кармана, не набирая текст и не разглядывая его на экране смартфона. Мы перейдем от нынешнего управления голосом к управлению с помощью жестов и мыслей. Уже сейчас есть разработки, которые улавливают эмоции — и это только начало долгого пути к протоколу взаимодействия «мозг-интернет». Если вас интересует, как мы будем общаться с устройствами с помощью этого протокола, — пересмотрите первую «Матрицу» братьев Вачовски.

Я записываю тезисы этой статьи, гуляя в парке со своим семимесячным сыном, который спит в коляске, пока папа бубнит в телефон долгий монолог. Это — голосовой ввод информации. Распознавание этой информации и ее автоматическая расшифровка — не за горами. На следующем этапе можно будет отправить в бесплатный сервис Google свой mp3-файл, а он через несколько секунд выдаст расшифрованный текст. Да еще и переведет его на любой язык. Такими будут мобильные приложения нашего будущего.

Технологии вывода информации тоже сильно преобразятся. Ограничение, связанное с размером экрана смартфона, позволит снять беспроводная технология передачи данных на любые поверхности, которые вы видите перед собой. Стекло, пол, двери — все это потенциальные дисплеи для отображения информации с вашего гаджета.

ГЛАЗА И УШИ СМАРТФОНА

Гаджеты будут не только подстраиваться под нас: они будут следить за нами и гораздо больше знать о нас. В обозримом будущем у мобильных устройств появятся глаза и уши. Функции распознавания речи и образов в современных смартфонах оставляют желать лучшего. Сегодня программу распознавания лица владельца телефона Face Unlock в устройствах на Android можно обмануть, подставив перед фронтальной камерой фотографию владельца телефона. Но ее усовершенствование — вопрос времени.

Или вспомните режим «звукового сонара», показанный в голливудском блокбастере «Темный рыцарь». В одной из сцен фильма микрофоны всех мобильных устройств объединили в сеть «слушающих датчиков», так что Бэтмен мог ориентироваться в пространстве благодаря звуковой карте. Это не такая уж фантастика, а всего лишь надстройка, которая расширяет возможности нынешних технологий распознавания звукового сигнала (Siri и S-Voice у Apple и Samsung, соответственно).

Да и самого наличия таких функций достаточно, чтобы понять: телефоны будут слушать и смотреть более внимательно, научатся различать образы перед собой по мелким деталям. Через какое-то время они будут следить за нами постоянно.

УМНЫЕ СТЕКЛА И СТЕНЫ

Зачем нам супертехнология будущего, если ею можно будет пользоваться лишь в одиночку? Давайте посмотрим, как новые мобильные технологии изменят групповую работу и лицо современного офиса. Сначала они будут уделом крупных компаний, но постепенно мы увидим их и в небольших организациях. И со временем благодаря им самих офисов станет меньше.

Умные стекла. Такие устройства будут стоять во всех офисных переговорных. К ним можно будет подключиться по беспроводному соединению, выводить на них информацию и обмениваться данными в реальном режиме. Это поможет проводить презентации, мозговые штурмы, отчеты и других коллективные процессы. Смартфон же будет источником информации, поставщиком сигнала.

Мобильность в действии. Ненавидимые многими офисные кубиклы — наследие прошлого, которое досталось нам от Генри Форда и его конвейера. В будущем будет важна не живая коммуникация на уровне «Витек, скорее давай ключ на двадцать», а скорость реакции в онлайне. Именно поэтому все чаще будут появляться распределенные команды, спокойно работающие в местах, где дешевле работать и проще нанимать таланты. Проектные команды будут набираться быстро и стремительно, по голливудским принципам — на короткое время. Изменится и принцип оплаты труда в таких командах: от «затраченного времени» мы наконец-то придем к оплате за результат.

Корпоративный геотэггинг. Инструменты геолокации сделают групповую работу проще и быстрее. Приходя в офис, вам не нужно будет отмечаться в журнале посещений: смартфон пошлет сигнал корпоративной системе, и она будет знать, на каком этаже и в какой переговорной вас искать. Если сейчас это кажется излишним вмешательством в вашу жизнь, то, поверьте, через десять-двадцать лет это будет вполне естественной частью корпоративной работы. Такая система сможет подсказывать вам, кто из коллег способен подключиться к текущему проекту, учитывая, насколько они загружены другими делами и где именно сейчас находятся.

СЕТЕВОЙ ЭФФЕКТ

В 2005 году нам, сотрудникам одного рекламного агентства, было совершенно очевидно, что за интернетом огромное будущее, в нем будут тратить деньги, просиживать уйму времени, общаться и переживать. Но это было наше, далекое от реального потребителя, настоящее. Крупные компании уровня Procter & Gamble отвечали просто: «Ребята, посмотрите на цифры: вас таких пока очень мало. Мы подождем — нам некуда спешить. Нам нужны массовые показатели того, что аудитория пользуется этой вашей новой игрушкой».

Вся прелесть технологий раскрывается при их массовом использовании. Зачем мне один-единственный телефон во всем мире? А вот когда их миллиарды — включается сетевой эффект. Чем больше пользователей будут выходить в интернет через мобильные устройства, тем быстрее этот рынок превратится в массовый. А главную роль на нем станет играть неискушенный, среднестатистический потребитель.

И если такой потребитель сможет, например, освоить технологию QR-кодов, то они очень быстро станут окружать нас на каждом шагу. Маркетологи будут размещать QR-коды вместо адресов сайтов, вместо текстовых сообщений, перебрасывая мостики между мобильными устройствами и реальной жизнью. Это ускорит переход от наружной рекламы к новым интерактивным форматам, включая мобильные сайты, мобильные приложения и технологии дополненной реальности. Впрочем, возможно, основой этого перехода будут вовсе не QR-коды, а совсем другая, еще более простая и удобная технология, связывающая онлайн и офлайн.

ПРОДАЙ СЕБЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЮ

Использование смартфонов, помноженное на отношения и связи людей, изменит мир. Социальные сети позволяют соединять точки на карте связей. Огромные массивы данных будут стекаться на сервера Facebook, Google, Apple и Microsoft, и эти компании будут знать о пользователях все: их вкусы, предпочтения, стремления, отношения, мечты.

Информация из социальных сетей станет — с учетом геолокации — отличным материалом для четкого таргетированного рекламного сообщения: «Посмотри, здесь, за углом, продаются твои любимые круассаны». Каждый из нас будет бесплатно делиться такой информацией: «Пользователю Leonid нравятся эти кроссовки». Мы уже сейчас оставляем после себя гигантский массив данных: фото, видео, месторасположение, время звонков, связи с друзьями в формате ответов и лайков. В будущем эти данные станут сырьем для рекомендательных сервисов, причем обновляться они будут постоянно и мгновенно.

Производители товаров будут рады купить всю эту информацию. Предлагая денежное вознаграждение пользователю заранее, компании получат доступ к важнейшим данным: нравится ли вам темный шоколад? А горький? Какой сорт кофе вы предпочитаете?

Как часто сейчас вам приходят сообщения о новых вечеринках, свадьбах, днях рождения через социальные сети? Через десять или двадцать лет вас уже никто не пригласит ни на одно мероприятие, если вы не сможете подтвердить участие со своего телефона или компьютера. Эти сообщения — уже сейчас маркетинг, а в дальнейшем они станут стандартным рабочим инструментом маркетологов. Те будут использовать личные каналы коммуникации, чтобы познакомить вас с историей своего бренда.

Смартфон будет работать неустанно, собирая информацию о том, где вы находитесь, что вам нужно и что вы купили или собираетесь купить. Он будет за вас делиться всем этим с вашими друзьями, и они подключатся к этому увлекательному процессу. Так возникнет технологическая платформа для новых мобильных «купонаторов», предлагающих групповые скидки на товары, услуги и развлечения — здесь и сейчас, моментально. Или чуть иначе: потерпеть, доехать чуть дальше, зато купить дешевле.

Да и сама идея мобильности выйдет за пределы устройств, которые мы носим с собой. Представьте себе автомобиль, который рекомендует вам заехать в ресторан, потому что там зачекинились ваши друзья, которые уже успели заказать пиццу, — и вы можете присоединиться к ним через 8 минут, повернув на этом светофоре. Концепция мобильности изменит наш мир. В нем появятся новые сущности на новом уровне абстракции: «человек за рулем»; «два друга ищут приключения»; «мы работаем над сложным проектом — нужна коллективная помощь». Такими сущностями — помимо привычных представлений об индивидах и группах — будут оперировать новые социальные сети.

СТАНДАРТЫ БУДУЩЕГО

Легко ли предсказывать будущее? Проще простого.

Легко ли точно угадывать наступающие события? С этим сложнее. Разговаривая о тенденциях в маркетинге, мы можем провести занимательный эксперимент. Попробуйте представить себе, что вы предсказываете развитие цифрового (какого-какого?) маркетинга в 2004 году, еще не зная о том, что Марк Цукерберг готовит к запуску Facebook. Или в 2007 году — не зная о запуске iPhone.

Точно так же все выглядит и в 2013 году: направления движения заданы, но ставить на конкретного победителя невозможно. Зато понятны условия появления новых лидеров: простота, доступность и массовое использование продукта. Когда эти преимущества продукта очевидны, его создатель получает эффект вирусного маркетинга, способный в считанные дни запустить ту или иную технологию к звездам, а вскоре и сделать ее стандартом. И эти будущие стандарты уже сейчас просачиваются в нашу жизнь с экранов смартфонов и планшетов.

http://slon.ru/ipad/ya_zhivu_v_2018_god … 6455.xhtml

0

5

Сетевой разум. Первые шаги

Сергей Карелов

http://slon.ru/images3/6/900000/632/941035.jpg

Будущее истинно прорывных технологий всегда кардинально отличается от наших прогнозов. Шесть лет назад даже такой выдающийся эксперт по инновациям, как Клейтон Кристенсен — автор мирового бестселлера «Дилемма инноватора», — не смог понять подлинную суть iPhone. Кристенсен считал, что идея Стива Джобса — выпустить лучший в мире телефон, скрестив традиционные телефоны с музыкальными возможностями iPod и сенсорным экраном.

А оказалось, что Джобс вообще не собирался конкурировать с телефонами. Он решил выпустить универсальный компьютер, который всегда с тобой. Идея создать такой компьютер на базе сотового телефона пришла лишь потому, что именно телефоны люди всюду носят с собой. Но суть прорывной идеи не в том, что с iPhone здорово звонить, а в том, чтобы этот небольшой гаджет стал сотней полезных вещей одновременно: от лупы и линейки до библиотеки, справочного бюро и умного ассистента.

И сегодня сотни экспертов наступают на те же грабли, предсказывая бурное развитие социальных медиа и социальных сетей. Они вновь пытаются предвидеть развитие этих феноменов исходя из их нынешнего состояния и сегодняшнего понимания. У социальных сетей будет все больше пользователей, будет все больше мобильных устройств и сетевого контента, все больше информации о предпочтениях и поведении людей, все больше мониторинга и контроля. То есть все будет примерно как сегодня, но намного больше, намного круче и эффективней.

Как писал Джон Мейнард Кейнс, «мысль о будущем, отличающемся от настоящего, столь противна нашим установкам, что мы (большинство из нас) стараемся избегать ее на практике». На деле все может быть иначе: технологический прорыв будет мало похож на наши сегодняшние представления о будущем. Мы столкнемся с иным способом производства, иной системой менеджмента, иной мотивацией и даже иными ценностями. И это будущее не для каждого.

Четвертый кит

Знания имеют свойство со временем сильно меняться. Много веков человечество точно знало, что Земля стоит на трех китах. И с появлением новых «единственно верных» знаний мог изменяться их предмет, но не количество китов, на которых эти знания держались. Так, и марксистская политическая экономия стояла на трех китах: 1) работающие люди, 2) средства производства и 3) производственные отношения. От Маркса до Горбачева считалось, что китов именно три.

Однако в конце второго тысячелетия приплыл четвертый кит, которого назвали медиа. Материальное производство, доминировавшее в течение многих веков, стало неуклонно уступать производству нематериальному. И трех старых китов оказалось недостаточно. Нужен был четвертый — для хранения и передачи информации и знаний. Сначала для этих целей, правда, использовались рыбки помельче — разрозненные носители и каналы передачи информации. Но всего за несколько десятков лет из мелких рыбок собрался настоящий кит — глобальная сеть интернет.

И всего за десяток лет этот кит породил совсем новую породу китов — социальные медиа и социальные сети. Новая порода обладает свойствами, ранее отсутствовавшими у медиа: самоорганизация, способность целеполагания (порождения целей) внутри себя, а также наличие распределенной и слабоиерархической системы принятия решений.

Наличие столь необычных свойств позволило предположить, что «четвертый кит» может в корне поменять всю систему нематериального производства человечества. Ведь эти свойства меняют все три базовых фактора при производстве информации и знаний: 1) источники информации, 2) способ принятия решений, 3) способ управления производством.

До перехода к постиндустриальному обществу объемы информации и скорость ее накопления были относительно невысокими. И практически единственным источником информации и знаний при принятии решений были эксперты — те, кто по штату должен был разбираться в поставленных вопросах. «Эпоха экспертов» продолжалась тысячи лет. Но с появлением электронных медиа добавился новый источник — хранилища электронной информации. А сейчас, во втором десятилетии XXI века, на смену идет «время больших данных» (Big Data). Причем дело даже не в том, что данных становится очень много.

Главное — появляются принципиально новые источники и типы информации из социальных медиа и социальных сетей. Это информация, которая находится в головах людей в виде «рассеянных знаний».

Термин «рассеянное знание» (dispersed knowledge) придумал нобелевский лауреат Фридрих Хайек. Он понимал рынок как особого рода информационное устройство. Каждый агент в отдельности обладает ограниченной информацией, причем значительная ее часть известна только ему и неизвестна другим. Рыночная система посредством конкуренции и свободного ценообразования аккумулирует и обрабатывает эти знания (их доля в общем объеме знаний порядка 80%). В этом смысл и предназначение рынка. Ну а что получается, если отказаться от рынка и пренебречь «рассеянным знанием», мы видели на примере социалистической директивно-плановой экономики.

Однако если бы рынок работал везде, то никакие новые модели, знания и способы управления не понадобились бы. В действительности и на рынке есть области, где рыночная система вообще не работает, — это сами участники рынка, компании и предприятия. Испокон веку компании строились на основе иерархии, субординации и центрального планирования. При таком устройстве внутри современных предприятий нет места для рынка, а значит, нет и возможностей использовать «рассеянное знание». Чтобы добраться до него и задействовать его в бизнесе, компаниям придется перейти на принципиально иной способ управления, свободный от иерархии, центрального планирования и бюрократии.

Оказывается, такой способ управления уже придуман. А придумали его, как и многие технологические прорывы, американские военные.

Теперь ты в армии

То, что интернет изобрела американская военщина, знают почти все. Но то, что американская военщина придумала, как с помощью сети получить доминирующее положение в мире, знают немногие. Речь идет о концепции сетецентрического управления военными действиями, названной так потому, что ее центральный элемент — сеть из людей и компьютеров. Вот как рассуждали авторы концепции Network-Centric Warfare: Its Origin and Future вице-адмирал Артур Себровски и сотрудник министерства обороны США Джон Гарстка.

Раньше, в индустриальном обществе, доминирование в своей основе было чисто физическим: у кого кулаки больше. Теперь нужны иные методы и приемы, ведь общество, производство, бизнес, война — все в первую очередь зависит от информации.

Тот, у кого лучше, полнее и свежее информация, принимает наиболее верные решения и тем самым добивается доминирования.

Новый способ управления был впервые описан в 2003 году в революционной книге Дэвида Альберта и Ричарда Хайеса «Power to the Edge», одинаково применимой к управлению и военными операциями, и бизнесом.

    Успех любого предприятия — военного или гражданского — в сложном и быстро меняющемся мире не может зависеть от одного «гения», как бы он ни был умен и прозорлив. Это означает, что централизованному планированию и иерархическому управлению приходит конец.

    Их сменяет новая техника управления «Power to the Edge», при которой: 1) полномочия максимально делегируются исполнителям, иерархию сменяет коллаборация; 2) все исполнители объединяются вместе с множеством IT-устройств в открытую peer-to-peer сеть, происходит синтез интеллектуальных возможностей человека и компьютера; 3) устраняются все ограничения, мешающие людям оперативно видеть информационную картину, свободно делиться информацией и коллективно принимать решения.

Источниками информации в этой технике управления становятся те самые «рассеянные знания». Информация, необходимая для принятия решений, не поступает, как в традиционных системах, снизу вверх. Напротив, она поступает непосредственно исполнителям и в самой актуальной версии. Например, раньше каждый вид вооруженных сил и каждый род войск посылал в бой свою авиацию со своим приказом. Сейчас их посылают совместно и приказ дается только при подлете к месту боевых действий, потому что за время полета ситуация на земле могла измениться.

Сетецентричная система управления (например, система управления боевыми действиями Future Combat System  — это уже не организация, это распределенный самоорганизующийся интеллект. Он знает то, чего не знает ни один человек и ни один из компьютеров, находящихся под его управлением.

Не знаем мы, но знает сеть Сетецентричный интеллект позволяет и количественно, и качественно расширить набор знаний, используемых при принятии решений. Появляются целых шесть классов новых знаний, неподвластных когнитивным способностям отдельного человека.

Во-первых, это «рассеянное знание» как таковое — конкретное знание в головах конкретных людей. В компании McKinsey его называют tacit knowledge (молчаливое, неявное, невербализованное знание). Как считают в McKinsey, в XXI веке «молчаливое знание» станет ключевым конкурентным преимуществом. Оно поможет совершить революцию в здравоохранении, торговле, страховании, финансовых услугах и консалтинге. Люди из McKinsey проанализировали опыт работы около четырехсот компаний и увидели, что охота за «молчаливым знанием» позволяет и повысить производительность труда, и устранить узкие места, и улучшить качество работы с клиентами. Чтобы добиться этого, компаниям нужно изменить свою структуру системы принятия решений, стать открытыми и неиерархическими, что будет стимулировать доверие, энтузиазм сотрудников, их вовлеченность в общее дело и желание делиться с другими своими мыслями и результатами труда. Ответить на этот вызов непросто. Но если суметь это сделать, «молчаливое знание» хлынет изо всех щелей — только поспевай собирать.

Второй класс знаний, доступных сетецентричному интеллекту — это «аккумулируемое рассеянное знание». Это знание, извлекаемое из голов сотен и тысяч сотрудников, клиентов и партнеров с помощью рыночных информационных инструментов. Среди них, например, рынки предсказаний (prediction markets) — биржи, где участники ставят на конкретные события. Или, скажем, предсказатели настоящего (present predictions) — алгоритмы, позволяющие выявлять реальное положение дел на основе анализа поисковых запросов или динамики социальных сетей.

Особенно здорово методы present predictions предсказывают массовое поведение: от поведения покупателей автомобилей до поведения покупателей акций  И рынки предсказаний, и предсказатели настоящего уже активно используются многими корпорациями, от Google до General Electric и Starwood — в первую очередь в планировании и маркетинге.

Третий класс — это структурно-сетевые знания, получаемые при анализе динамики сетевых связей и взаимодействий. Они позволяют, например, находить сотрудников — носителей критической информациии или сотрудников, «наводящих мосты» (те, что обеспечивают эффективный обмен информацией в больших коллективах), неожиданный уход которых из компании нанесет ей непоправимый вред. Уже есть довольно продвинутые инструменты для получения таких знаний из существующих социальных сетей. А когда соцсети переориентируются с общения и развлечений на принятие решений, отдача от этого инструментария сильно вырастет.

Четвертый класс — это знания, получаемые от совместной работы людей и компьютеров в единой информационной сети. В их основе — синергия интеллектуальных возможностей человека и компьютера при совместном решении сложных задач. Разработки в этой сфере только начинаются, но уже сегодня за счет мобилизации этого класса знаний получены абсолютно прорывные достижения: от поиска новых лекарств (скажем, новой формулы лекарства от СПИДа) до упреждающего поиска потенциальных террористических угроз.

Например, в системе Palantir, с помощью которой были предотвращены серьезные теракты, человек-аналитик работает с комплексом программ и имеет доступ к колоссальному объему информации. Программа выискивает в море информации цепочки связанных необычных событий и дает их анализ в визуальной форме (это называется visual data mining). Человек выполняет такой анализ во много раз лучше любого компьютера, опережая его и по части визуальных ассоциаций, и по части интуиции (тут компьютеру пока вообще делать нечего). В результате получается идеальное разделение труда. Компьютер просеивает терабайты данных — ищет предметы, похожие на «иголки в стоге сена». Человек же анализирует их на основе опыта и интуиции, выделяя именно ту иголку, за которой прячется потенциальный теракт (подробнее см. здесь).

Пятый класс знаний основан на информации, которая накапливается в ходе непрямых коммуникаций между носителями интеллекта. Такие процессы открыл Пьер-Поль Грасс еще в 1950 году, исследуя поведение социальных насекомых. Этот феномен Грасс назвал стигмергией, и она получила второе рождение с появлением социальных приложений в интернете.

Оказалось, например, что способы коммуникации муравьев очень сильно похожи на механизмы сетевой популярности в рекомендательных сервисах.

Муравей, нашедший место, богатое едой, наедается и отправляется в свой муравейник, источая пахучее вещество. И чем лучше он поел, тем более пахучий след он оставляет на пути домой. По этому следу другие голодные муравьи находят то же место с едой. Они так же наедаются и так же испускают пахучее вещество на пути домой. Запах становится еще сильнее и еще привлекательнее для других муравьев. Но со временем еда заканчивается, и пришедшие новые муравьи уходят оттуда голодными. Ясное дело, они в расстройстве и пахучего вещества по пути домой не испускают. След без подпитки становится слабее и слабее, и наконец дорожка из запаха вообще исчезает. И так повторяется для каждого нового источника пищи. Эта коммуникация ведется не между муравьями, а косвенным способом, через изменение среды.

Так же работает стигмергия в рекомендательных сервисах. Пользователь случайно наталкивается на пост с интересной новостью. Дав посту положительную рекомендацию, человек оставляет свой «пахучий след» в сетевой среде. Этот след привлекает новых читателей, и чем их больше, тем сильнее он пахнет. Но по мере устаревания сюжета «запах» начинает выветриваться, а те, кто все же приходит по этой дорожке, удовольствия уже не получают и свой след не оставляют. Так пост со временем уходит в неизвестность.

Все это, о чем шла речь выше, — продукт коллективного сознания, недоступный отдельным людям. Но у коллективного интеллекта есть и свое коллективное бессознательное. Доступ к нему открывает возможности получения шестого класса знаний, доступных только из сети. Эксперименты в этом направлении уже ведутся в рамках проектов, исследующих коллективное сетевое сознание. В качестве примеров можно назвать проект Принстонского университета The Global Consciousness Project  а также проект Metaphor, выполняемый IARPA — исследовательским агентством ЦРУ. Сверхзадача Metaphor — научить человеко-машинную систему «читать» эмоциональные интонации, которые мы вкладываем в метафоры в устной речи или текстах. «Чтение» эмоциональных интонаций должно помочь в понимании скрытых смыслов сказанного, даже когда говорящий не хочет этот смысл афишировать. Этот «детектор правды» основан на серьезной научной базе и уже показывает убедительные первые результаты.

Объем и ценность этих коллективных знаний могут на порядки превышать объем и ценность информации, доступной даже самым искушенным и опытным экспертам. И это здорово! Но важно помнить, что это совсем не единственное преимущество новой парадигмы управления. Знаний не просто станет больше: люди научатся принимать решения более оптимальным образом и лучше управлять производством знания.

P2P-будущее

Будущее вооруженных сил развитых стран уже более или менее понятно. К сетецентрической концепции уже переходят армии США, Австралии, Великобритании, Китая, Франции и Швеции. Но сетецентрическое управление осваивают и в бизнесе, и при решении госзадач. И это означает, что предприятия будущего, скорее всего, не будут иметь ни иерархической, ни матричной структуры. Они будут состоять из сети самоорганизующихся деятельных сообществ, мало похожих на современные корпоративные социальные сети и коллаборативные платформы. Последние построены в основном для communitainment — коммуникации и времяпрепровождения в свое удовольствие; в их основе лежат бизнес-модели, не очень совместимые с принципами «Power to the Edge».

Весьма вероятно, что эти сети деятельных сообществ будут работать на принципах самоорганизации. Так, как сегодня это происходит в Р2Р-сетях, в тех же торрентах. Компаний, накопивших приличный опыт в этой сфере, пока не очень много, но те, что есть, вполне солидные. (Этот опыт хорошо описан в книге «The New Edge in Knowlegde».)

Например, Schlumberger построила сеть, объединяющую 23 тысячи активных членов (это 20% сотрудников компании) в 157 сообществах. В каждом из них от трехсот до четырех тысяч сотрудников. Деятельные сообщества организованы по операционным и функциональным направлениям бизнеса. Другой пример — компания Fluor, где 24 тысячи сотрудников работают в 46 сообществах. Среди компаний-первопроходцев можно назвать также CEMEX  ConocoPhillips, Shell, Statoil. И это далеко не все.

Принципиально изменятся цели инфокоммуникации, ну а переход к иной мотивации в этой новой среде изменит и базовые ценности людей.

В McKinsey четко разложили все по полочкам: сотрудники, готовые делиться информацией и знаниями, будут испытывать больше комфорта от работы. Традиционные конфликты индивидуальностей сгладит коллективный поиск решений. И в конечном счете произойдет мотивационный сдвиг: успешность твоей работы будет определяться тем, насколько хорошо тебе работать с другими, а им — с тобой.

Перефразируя слова шахматного чемпиона Бобби Фишера, можно сказать, что мотивация к труду на сетецентрических предприятиях будет требовать такого же интеллекта, как научное открытие; рождать такую же соревновательную страсть, как футбол; создавать такое же нервное напряжение, как дуэль до смертельного исхода, и вызывать такое же эстетическое наслаждение, как подлинное произведение искусства.

Все эти сдвиги, конечно, невозможны будут без технических революций. В мире идет тотальная «мобилизация». Мобильные устройства начинают монтировать в предметы повседневной жизни — скажем, очки от Google, — работающие в режиме растянутых коммуникаций 24 часа в сутки. Причем многие из этих устройств смогут работать как с участием человека, так и без его участия — например, вести мониторинг физического состояния человека и предсказывать его самочувствие.

Потребуется изобрести принципиально новые пользовательские интерфейсы. Увы, но интерфейсы ни Windows, ни даже гаджетов от Apple не способны поддержать развитие нового типа мотивации. Понадобится и прорыв в технологиях геймификации, превращающих сложную работу в игру для пытливого интеллекта.

В свою очередь, новые механизмы мотивации приведут к изменению не только самой коммуникации, но и общественных институтов. Как именно — можно только предполагать. Но скорее всего, изменятся не только законы о труде, но и такие институты, как интеллектуальная собственность, налоги и социальная структура общества.

Хотя базовая психология человека останется той же. И следовательно, высокомотивированных — в вышеописанном смысле — людей не станет больше. Это будут все те же 6% населения, что и в досетецентрическую эпоху. А это значит, что общество с неизбежностью будет разделено на креативных шестипроцентников (своего рода Люденов) и всех остальных.

Это будущее окажется столь мало похоже на настоящее, что вряд ли стоит пытаться его понять. Можно лишь попытаться вообразить. А понять все равно не получится.

http://slon.ru/future/setevoy_razum_per … 1035.xhtml

0