Болезнь Лайма в Московской области
А.Арумова, Федеральный центр госсанэпиднадзора, В.П.Гутова, А.С.Ершова, Р.Л.Наумов, Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского ММА им. И.М. Сеченова, Л.В.Лексикова, Центр госсанэпиднадзора по Московской области.
(НАЧАЛО СТАТЬИ)
Москва и Московская область – территории, плохо исследованные по проблеме клещевых зоонозов – клещевому энцефалиту и лаймборрелиозам. Достаточно сказать, что изучением биологии лесного (Ixodes ricinus) и таежного (I. persulcatus) клещей в области занималась лишь Л. В. Бабенко на талдомском стационаре до второй половины 70-х годов. Роль клещей в очагах клещевого энцефалита в области вообще не привлекла внимания исследователей, а по болезни Лайма имеется лишь 4 кратких публикации последних лет [1, 6, 7, 8]. Две публикации [3, 4] касаются пограничных с Серпуховским районом территорий Калужской области.
В последнее десятилетие постепенно накапливаются сведения о лаймборрелиозах в области благодаря работам санэпидслужбы. К сожалению, из-за кадровых, технических, финансовых и ряда других проблем эти работы достаточно фрагментарны. Но анализ результатов все-таки позволяет составить общее представление о проблеме, выявить белые пятна и наметить оптимальные пути движения вперед.
Краткая физико-географическая характеристика Московской области
Московская область расположена в центральной части Русской равнины в подзонах южной тайги, хвойно-широколиственных и широколиственных лесов. Леса в области занимают около 2 млн. га [5] или 42% территории [2]. По последним данным в пределах Московской области различают 7 ландшафтных физико-географических провинций [2]. Поскольку мы вынуждены все используемые материалы привязывать к административным районам, приведем распределение этих районов по провинциям ( таблица 1, рисунок 1>). В некоторых случаях один район может попасть в две провинции, если граница провинции проходит примерно посередине района. Если район только небольшой своей частью попадает во вторую провинцию, он указан только в одной провинции.
I. Северная часть области занята Верхневолжской низменностью, где доминируют елово-сосновые леса с вейником, черникой и кислицей, папоротниками и зелеными мхами в покрове в разных сочетаниях, в зависимости от степени увлажнения. Значительные площади занимают березовые и черноольховые заболоченные леса.
II- III. В пределах Клинско-Дмитровской гряды доминируют различного типа елово-широколиственные леса. На северном склоне гряды преобладают еловые и елово-сосновые леса, в покрове которых хорошо представлены виды таежного комплекса и широкотравье. В пределах Смоленско-Московской моренной возвышенности доминируют леса из ели, дуба и липы в разных соотношениях, иногда с участием ясеня. Покров представлен широкотравьем, в зависимости от степени увлажнения – с зеленчуком, папоротниками или кислицей. На южных склонах гряды к составу древесных пород добавляется клен, покров – кислично-широкотравный. Фоновое значение имеют сосново-еловые с дубом и липой широкотравные леса папоротникового, кисличного и хвощевого типов. На плоских водоразделах встречаются чернично-зеленомошные и долгомошные леса, по мере увеличения увлажнения их сменяют хвощево-папоротниковые и сфагново-долгомошные леса с участками болот.
IV. В пределах Москворецко-Окской равнины преобладают широколиственные липово-дубовые, широколиственно-еловые или сосново-еловые с участием широколиственных пород широкотравные леса.
V. На территории Мещерской низменности преобладают сосново-еловые леса с хорошо развитым кустарничковым ярусом черники: чернично-зеленомошные, вейниково-черничные, орляково-вейниково-черничные. Значительная часть лесов переувлажнена или заболочена.
На всей территории области коренные леса часто замещены мелколиственными (березовыми, осиново-березовыми и осиновыми на месте вырубок или пожарищ).
VI-VII. В заокской части области на северных склонах Среднерусской возвышенности сохранились лишь небольшие участки сосново-широколиственных и широколиственных широкотравных лесов. В травяном покрове присутствуют южные лугово-лесные и лугово-степные виды.
Все современные ландшафты Московской области несут на себе следы антропогенного воздействия, которое часто вызывало не по одной, а по несколько ландшафтных смен природно-территориальных комплексов [2]. Внутри одного ландшафта это воздействие и его результаты также не были одинаковыми. Это привело к необычайной пестроте растительности, частому чередованию местообитаний с очень разными условиями для жизни клещей. Так, на территории области согласно «Карте растительности…» [5] различают 235 типов выделов коренных лесов и их многочисленных производных. Это обстоятельство очень усложняет оценку эпизоотологической ситуации на территориях области и выявление закономерностей в распределении и свойствах природных очагов болезней. Настоящая статья посвящена описанию наиболее общих характеристик компонентов очагов болезни Лайма и заболеваемости, без детализации, которая пока невозможна.
Материалы и методы
Материалом для настоящей статьи послужили сборы клещей, проводившиеся энтомологами районных центров госсанэпиднадзора, а также авторами статьи. Параллельно со сборами проводились и учеты численности клещей.
Зараженность клещей боррелиями определяли методом темнопольного микроскопирования и методом лантанидного иммуно-флюоресцентного анализа – ЛИФА [9]. Исследование этими двумя методами зараженных нимф из экспериментальной лабораторной культуры показало практическое тождество результатов [10]. В ЛИФА Р.К.Садыкбековой исследован 751 клещ из сборов 1999 и 2000 годов. Остальные клещи исследованы в темном поле авторами статьи. Обычно просматривали 100 полей зрения и если спирохет обнаруживали, этим просмотр и оканчивался. При отсутствии спирохет в первой сотне полей зрения, просматривали вторую, а затем и третью. Если и в этом случае спирохет не находили, клеща считали незараженным.
В статье также использованы официальные данные по заболеваемости и по обращению населения по поводу укусов клещей в Московской области.
Объем материала указан в таблицах.
Распределение клещей по территории Московской области
В настоящем сообщении речь пойдет только о двух видах пастбищных клещей рода Ixodes: лесном (I. ricinus) и таежном (I. persulcatus) – единственных в Московской области переносчиках возбудителей болезни Лайма человеку. Определены клещи из сборов, проводившихся с 1990 по 2001 г. – 1394 особей таежного клеща и 2872 – лесного. Основную массу клещей составили сборы трех последних лет – 521 и 1554 соответственно. Соотношение видов по сборам в районах области представлено в таблице 2.
Оба вида клещей встречаются практически во всех районах области, кроме заокских. Отсутствие таежного клеща в сборах из некоторых других районов объясняется скудостью материала. Разные виды клещей распределены по области довольно причудливо. Граница между ареалами таежного и лесного клещей представляет собой широкую полосу симпатрии, где встречаются оба вида. В области граница проходит с северо-запада на юго-восток. Таежный клещ доминирует в Талдомском, Дмитровском (север района), Сергиев-Посадском (север района), Орехово-Зуевском и Шатурском районах. Лесной клещ – в Можайском, Раменском, Серпуховском, Ступинском, Озерском и некоторых других районах. По всей вероятности, разные виды в пределах района могут быть приурочены к разным местообитаниям. По крайней мере, имеются случаи, когда из «рицинусных» районов присылали сборы, содержащие только таежного или преимущественно таежного клеща. В Можайском районе в 1999 г. собрано 19 только таежных клещей, а в остальные годы – 90 только лесных. В Дмитровском районе в трех пунктах, отстоящих друг от друга на расстояние не более 10 км, в близкие сроки было собрано 29 лесных и 2 таежных клеща – в одном, 10 лесных и 1 таежный – во втором и 11 только таежных – в третьем. На севере Истринского района в лесопарковой зоне собрано 4 лесных и 21 таежный клещ, на остальной территории – 60 только лесных клещей. Примеры можно было бы продолжить, но и из приведенных материалов ясно, что сбор клещей преимущественно в том или ином местообитании может сильно исказить картину, свойственную району в целом. Общий характер распределения клещей представлен на рисунке 2>. Из рисунка следует, что таежный клещ доминирует в районах северного выступа и на восточной окраине области – в восточных частях Верхне-Волжской, Московской и Мещерской физико-географических провинций. На остальных территориях доминирует лесной клещ.
Численность клещей
Пик численности клещей в Московской области приходится на середину мая со сдвигом на 1-2 декады в ту или иную сторону в зависимости от характера весны. Длительность периода активности для разных видов различна. Таежный клещ, появляясь весной практически одновременно с лесным (начало – середина апреля), встречается в лесах до конца июля. Период активности лесного клеща длится до осени – до наступления низких температур (конец сентября – октябрь). После майского подъема численности лесного клеща к июлю наступает спад, а затем – в августе-сентябре – новый подъем, когда численность его достигает 1/2 - 2/3 весеннего пика. Осенний подъем особенно опасен, поскольку по времени совпадает с массовыми выходами в лес населения за ягодами и грибами.
В таблице 3 приведены результаты учетов, проведенных в районах области в 1999-2001 годах. Обилие клещей в каждом районе за каждый год оценивали максимальным показателем, зарегистрированным в районе в течение сезона. Район характеризовали максимальным из этих трех показателей и средним за три года. Эти два показателя использовали для средних оценок каждой физико-географической провинции ( таблица 3). Из таблицы явствует, что среднее обилие клещей в провинциях в период, близкий к весеннему максимуму, невелико и различается между провинциями несущественно (3-7 особей на 1 км маршрута). По максимальным за период наблюдений показателям выделяются Верхне-Волжская и Мещерская провинция потому, что там чаще встречаются участки с повышенной численностью клещей. Участки с численностью 10-20 особей на 1 км. обнаружены в Можайском, Озерском, Раменском, Сергиев-Посадском, Серпуховском, Ступинском, Талдомском, Шатурском районах. В Ногинском районе вылавливали до 50 клещей на 1 км, а в Дмитровском [6] – даже до 125.
Приведенные в таблице 3 данные, на наш взгляд, несколько занижены, поскольку в 1999 и 2000 годах первые 2 декады мая были непригодны для учетов из-за заморозков, а в 2001 г. весь май был чрезвычайно дождливым. Весенний пик численности клещей был срезан, а учеты проводили, в основном, или на подъеме (апрель) или на спаде численности (июнь).
В Московской области для клещей особенно благоприятны смешанные с преобладанием ели злаково-разнотравные (злаково-широкотравные) леса. По мере ухудшения дренированности почвы и, вследствие этого, увеличения влажности и замены злакового разнотравья (широкотравья) осоками, хвощем и некоторыми другими гидрофилами, численность клещей резко снижается, практически до 0, часто при сохранении примерно того же соотношения пород в древостое. Так, в конце мая 2001 г. в Сергиев-Посадском районе после проведения учетов и сбора клещей в злаково-разнотравном елово-сосново-березовом лесу (численность двух видов составила 15,7 клеща на 1 км) была сделана попытка собрать клещей еще в 4 участках района. Участки выбирали по характеру древостоя, хорошо видимого с дороги. Во всех 4 случаях лес оказался переувлажненным (даже на гребнях увалов – на глинах и суглинках) и на протяжении маршрутов по 0,5 км в каждом участке не было поймано ни одного клеща. В Ногинском районе в елово-широколиственных лесах с сосной и березой 29 мая 1999 г. проведен учет на маршруте протяженностью 7 км. Численность клещей по километровым отрезкам составила: 2, 3, 3, 5, 12, 40 и 48 клещей. Два последних километровых отрезка отличались меньшим участием в древостое липы, большим – березы и, главное, - злаковым разнотравьем с очень небольшим участием гидрофилов. На Мещерской низменности значительные пространства заболоченных лесов практически свободны от клещей. Но на поднятиях естественного или искусственного происхождения (дамбы, отвалы карьеров и дренажных канав, обочины полотна шоссейных дорог) клещи обязательно встречаются и нередко в больших количествах. Эта же закономерность прослеживается и в северной половине Московской области.
Такие особенности распределения клещей связаны с тем, что и кладки клещей и напитавшиеся личинки и нимфы, требуют для нормального развития 95-100% влажности, но не переносят капельной влаги, которая встречается в избытке и на растительности и в подстилке на плохо дренированных почвах не только низменностей, но и поднятий.
Итак, максимальная численность клещей характерна для елово-лиственных и елово-сосново-лиственных лесов. На следующем месте по численности клещей стоят широколиственные с елью, затем – широколиственные леса, мелколиственные, преимущественно березовые или березовые с сосной леса, далее следуют разнотравные сосняки и замыкают этот ряд боры-беломошники, где клещи – очень большая редкость. Этот ряд нарушают многочисленные в области участки с явными следами деятельности человека: вырубки, заболоченности, загущенные посадки сосны и ели с отсутствием травяного покрова, пастбища, вытоптанные скотом или леса с высокой рекреационной нагрузкой и ряд других местообитаний. В целом в области, где практически не осталось ненарушенных массивов леса, распределение клещей носит очень причудливый характер. Большая пестрота в распределении клещей делает очень трудно познаваемыми закономерности этого распределения и, вследствие этого, - экстраполяцию имеющихся данных на необследованную территорию. Все сказанное выше свидетельствует, что для формирования надежных знаний о численности и распределении клещей в Московской области предстоит еще очень большая работа.
Зараженность клещей возбудителями болезни Лайма.
Использованная нами методика определения зараженности клещей не позволяла одновременно типировать боррелии. Поэтому ниже речь пойдет о зараженности клещей спирохетами рода Borrelia группы burgdorferi или, как обычно встречается в литературе, B. burgdorferi s.l. Однако, специальные исследования собранных нами клещей, проведенные Т. Масузава [7], показали, что в Московской области обитают 3 вида боррелий ( таблица 4).
В среднем за период наблюдений для Московской области была характерна невысокая зараженность клещей боррелиями (15%) по сравнению с некоторыми другими регионами Европейской части России, Урала и Сибири (до 30-50%). Всего был обследован материал из 31 района, боррелии обнаружены в клещах из 27 районов. В трех районах, где боррелии не найдены, исследовано лишь по 5-13 клещей, в четвертом – Нарофоминском, чуть больше – 38 клещей. В 7 районах средняя за период наблюдений зараженность составила 20-30%, в 7 –10-20%, в 6 районах – 5-10%, в остальных 7 – менее 5% или материал недостаточен, чтобы судить об уровне зараженности клещей ( таблица 5).
В целом по области за период наблюдений зараженность таежного клеща была выше, чем лесного: 21,8 ± 1,2 против 12,5 ± 0,6%. В отдельных районах, где в достаточном количестве исследованы оба вида, зараженность таежного клеща также была выше в Дмитровском и Сергиев-Посадском, но ниже в Истринском, Коломенском, Павлово-Посадском и практически не отличалась в Ногинском районах. В Верхне-Волжской физико-географической провинции зараженность таежного клеща была почти вчетверо выше, чем лесного, а в Мещерской – менее, чем в полтора раза – на грани достоверности различий ( таблица 6). По всей вероятности, уровень зараженности клещей зависит не столько от степени доминирования того или иного вида переносчика в очаге [1], сколько от особенностей паразитарной системы в целом, включая и теплокровных – носителей, и от физико-географических особенностей территории. В Московской области районы с максимальной зараженностью клещей, по полученным данным, приурочены главным образом к восточным частям Верхне-Волжской и Московской физико-географических провинций и к северо-восточной части Мещерской провинции, хотя высокая зараженность клещей встречается и в некоторых других районах (Раменский, Серпуховской). Этим же территориям области свойственны наиболее высокие показатели численности клещей.
В некоторых случаях на оценку ситуации в конкретных районах может оказать влияние неравномерность распределения зараженных клещей на местности. Так, в Ступинском районе в течение ряда лет регулярно находили зараженных клещей. Всего среди 92 клещей оказалось 20 зараженных. Но в 2001 г. из района поступило 48 клещей из окрестностей одного пионерлагеря – все свободные от боррелий. В результате рассчитанная зараженность снизилась с 21,7 до 14,3%. В Ногинском районе в 1999 г. одна партия из 135 клещей из одного участка была заражена на 28,1%, остальные 220 клещей из района - на 4,1%. В Серпуховском районе за все время исследовано только 54 клеща, средняя зараженность составила 31,5 % (17 особей). Но зараженность одной партии составила 44,1% (15 зараженных из 34), а зараженность остальных – 10,0% (2 из 20).
Подобные примеры не единичны и, безусловно, влияют на оценку средних параметров очагов болезни Лайма. Тем не менее приведенный в статье материал дает достаточно четкое представление о мозаичности очагов и о приуроченности наиболее эпидемически опасных очагов к северо-восточной трети Московской области (особенно к ее северному и восточному выступам).
Рэт-инфо №1 (41) 2002