Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



КАКИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ ЗАМЕНЯТ РОБОТЫ?

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

КАКИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ ЗАМЕНЯТ РОБОТЫ?

По прогнозам консалтинговой компании A.T. Kearney уже через 20 лет некоторые рабочие места, на которых работают люди, займут роботы. DW выяснила, в каких отраслях искусственный интеллект будет конкурировать с человеком.

http://www.dw.com/image/19532817_303.jpg

Секретари

Сегодня в качестве офисных работников трудятся более двух с половиной миллионов немцев. Вероятно, что в ближайшие двадцать лет как минимум 70 процентов секретарей и делопроизводителей заменят машины.

http://www.dw.com/image/19532849_303.jpg

Кулинары

Повара-роботы вряд ли получат мишленовскую звезду, но на кухне уж точно справятся с любой монотонной работой.

http://www.dw.com/image/19532821_303.jpg

Продавцы

Во многих немецких супермаркетах стойки самообслуживания постепенно заменяют кассиров. Посетители сами могут отсканировать штрих-коды на товарах, взвесить фрукты и овощи, а затем оплатить покупки наличными или банковской картой.

http://www.dw.com/image/19532858_303.jpg

Официанты

В некоторых ресторанах Китая в качестве обслуживающего персонала используют таких роботов. Они способны принимать заказы, подносить еду и выписывать счет. Машины работают около семи часов подряд без дополнительной подзарядки.

http://www.dw.com/image/19532853_303.jpg

Экономисты

Выполнение сложных экономических вычислений тоже планируют доверить роботам.

http://www.dw.com/image/19532855_303.jpg

Почтовые курьеры

В 2013 году концерн Deutsche Post впервые заявил о возможности доставки писем и бандеролей в труднодоступные районы при помощи мини-вертолетов под названием Paketkopter. Возможно, в ближайшем будущем они полностью заменят привычных почтовых курьеров. Сегодня в Германии в этой сфере задействовано около 700 тысяч человек.

http://www.dw.com/image/19532859_303.jpg

Банковские служащие

Сегодня около полумиллиона немцев трудятся в банках. Согласно прогнозам, большинству из них придется искать новую работу: любые валютные операции роботам под силу.

http://www.dw.com/image/19532861_303.jpg

Кладовщик

Решение логистических задач на складе тоже доверят машинам.

http://www.dw.com/image/19532863_303.jpg

Сварщики

Робототехника постепенно внедряется и в металлообрабатывающую промышленность. Умные системы избавят людей от опасной и тяжелой работы.

http://www.dw.com/image/19532866_303.jpg

Бухгалтеры

Последнее место в рейтинге профессий, которые подвергнутся автоматизации, занимают бухгалтеры.

http://www.dw.com/image/18436073_303.jpg

Незаменимые специалисты

Помимо списка профессий, находящихся под угрозой роботизации, компания A.T. Kearney составила и рейтинг специалистов, которых машины нверняка не заменят. Воспитатели детского сада, медицинские работники и научные сотрудники могут не беспокоиться: искусственный разум не способен фантазировать и чувствовать.

Дата 16.09.2016

Автор Ксения Сафронова

Постоянная ссылка http://dw.com/p/2SBZW

0

2

Лишние люди: как роботы оставят без работы «синих» и «белых воротничков»

15:07

Александр Гордеев

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/88/754848285741882.jpg
Фото: Robert Oswald Alfiler\Zuma\TASS

Автоматизация заводов уже оставила без работы множество рабочих, теперь пришел черед и сотрудников офисов. Но есть и хорошие новости: богатые страны будут платить своим гражданам гарантированный доход

На прошлой неделе зампредседателя правления Сбербанка Вадим Кулик рассказал, что крупнейший банк России внедряет робота-юриста, который может высвободить около 3 тыс. рабочих мест. Это не значит, что юристов сразу уволят, они подпадут под программу переобучения.

Роботы для формирования исковых заявлений в Сбербанке — наглядная иллюстрация мощного глобального тренда. Основная угроза для рынка труда сейчас это не трудовая миграция и не перенос рабочих мест в развивающиеся страны, как это было еще несколько лет назад. Главная опасность — роботы, они в ближайшие десятилетия могут взять на себя половину функций, за которые сейчас платят людям. Эту тенденцию аналитики считают революционной, а значит, требующей фундаментальных изменений во всем обществе — и в экономике, и в образовании, и в социальном обеспечении.

Восстание машин

В начале января Ford Motor Co. заслужила похвалу своего упорного критика Дональда Трампа. «Спасибо, что решили не строить завод в Мексике и создать 700 рабочих мест в США, — написал новый президент в Twitter. — Это только начало, дальше будет больше».

Еще будучи кандидатом, Трамп постоянно ругал американские компании, особенно автопроизводителей, за то, что они экспортируют рабочие места в более дешевые страны. Он даже грозился ввести 35-процентную пошлину на машины, произведенные в Мексике. Казалось бы, отказ Ford от своих планов — явная победа радетеля об американском рынке труда. Однако американским рабочим от этой победы достанется немного. Как отмечает Bloomberg, 700 рабочих мест в Мичигане, вотчине Ford, появятся в результате инвестиций $700 млн: «На фоне дебатов на тему, заберут ли роботы все рабочие места, такое количество наймов выглядит пугающе низким для инвестиций такого масштаба».

Эти дебаты идут уже не первое десятилетие. Еще в 1955 году Генри Форд II спорил с профсоюзным лидером в таком духе: «Как вы заставите роботов платить вам взносы?» «А как вы заставите роботов покупать ваши машины?» — парировал тот. С тех пор автомобили сами стали гораздо ближе к роботам — некоторые из них уже ездят без водителя, а конфликт между обществом и технологиями стал более явным. Зачем платить людям, если устройство работает дешевле и лучше? На что жить людям, если их труд не нужен?

В 2015 году дискуссию о конфликте между автоматом и человеком вывел на новый уровень Мартин Форд (не из династии автопроизводителей, а писатель-футуролог и программист). В книге «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы» он предсказывал, что устройства нанесут такой удар по рынку труда, что дело дойдет до уличных беспорядков, но затем люди станут «более продуктивными и изобретательными».

Вытеснять человеческий труд машины в первую очередь будут на тех участках, которые можно автоматизировать, то есть там, где процессы предсказуемы. «Какие виды работ предсказуемы на фундаментальном уровне? В эту категорию попадают многие навыки. И не только низкоквалифицированный труд. Люди с дипломами колледжей и даже университетов, юристы например, делают в конечном итоге предсказуемые вещи», — говорил футуролог, получивший от Financial Times и McKinsey премию за лучшую деловую книгу года.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/42/754848284183427.png

Ненужные профессии

McKinsey — одна из крупнейших в мире консалтинговых групп — выпустила с тех пор несколько исследований, в которых описывает предстоящие потрясения на рынке труда. Из них следует, что от автоматизации не застрахован никто: ни дворники, ни «белые воротнички». Последнее из них, выпущенное в январе 2017 года, обращает внимание на следующее: «Практически в каждой профессии есть множество видов деятельности, и в каждом из них разные требования к автоматизации. При нынешних технологиях очень немногие профессии — меньше 5% — могут быть полностью автоматизированы. Однако для частичной автоматизации потенциал есть почти во всех. По нашим оценкам, почти половина функций, за которые платят работникам, может быть автоматизирована с помощью известных технологий». В расходах на оплату труда по всему миру это $14 трлн в год, подсчитали исследователи, в США — $2,7 трлн.

Больше всех пострадают работники гостиничного и ресторанного секторов. Там можно автоматизировать 75% функций, выполняемых людьми. На втором месте добыча полезных ископаемых — почти две трети работ можно предоставить машинам.

В производстве будущее выглядит более стабильным — там, по оценкам McKinsey, можно автоматизировать до 30% имеющихся функций. Но эта устойчивость объясняется тем, что уровень автоматизации в промышленности и так довольно высок, при этом скорость, с которой устройства будут вытеснять людей, ограничена самими масштабами промышленности — роботов нужно много, а стоят они дорого.

Это временное преимущество людей. По данным Международной федерации робототехники, в 2015 году было продано 254 тыс. производственных роботов, на 15% больше, чем годом ранее, и в три раза больше, чем в 2003 году. В деньгах продавцы выручили $11,1 млрд — на 9% больше, чем в 2014-м. То есть эти устройства стремительно дешевеют.

Локомотивом роста стала промышленность — там закупки в 2015-м составили на 33% больше, чем годом ранее. Быстрее всех секторов промышленности автоматизировалось производство электроники, где закупки роботов увеличились на 41%. Это неудивительно для самой динамичной и кредитоспособной отрасли, которая, по сути, сама — неотъемлемая часть производства роботов.

Например, в декабре стало известно, что Foxconn, тайваньский производитель электроники, выпускающий помимо прочего самое большое в мире количество айфонов, к 2020 году намерен избавиться от большинства человеческих рабочих мест. С этой целью Foxconn, в которой сейчас трудятся 1,2 млн человек, производит по 10 тыс. роботов в год.

План компании по автоматизации состоит из трех стадий. На первой машины заменят людей там, где им работать опасно или неинтересно (то есть где они быстро «выгорают», потому что чувствуют себя машинами). Затем будут переоборудованы целые конвейеры, чтобы сократить количество роботов, «нанятых» для замены людей на первой стадии. И наконец, на целых заводах людей станут использовать только для задач логистики, тестирования, большинство рабочих мест там исчезнет. Уже теперь на заводах Foxconn в Китайской Народной Республике действуют десять конвейеров «без освещения», где люди отсутствуют совсем.

Этот план — серьезное испытание для Foxconn, пишет The Verge. Риски есть и внутренние, и внешние. Внутренние — люди в Китае все еще стоят дешевле роботов, если учесть стоимость покупки, установки и обслуживания последних. Когда падающая цена роботов достигнет стоимости людей и когда автоматизация окупится — такой же вопрос для футурологов, как и для экономистов.

Внешние риски — со стороны государства. Китайское правительство выдало Foxconn массу преференций в виде прямых субсидий, льготных энерготарифов и готовой инфраструктуры на миллиарды долларов, и все для того, чтобы корпорация создавала рабочие места, а не уничтожала их. Объявленный план непосредственно борется с этой целью правительства, оно может отменить дарованные льготы, а тогда инвестиции в замену дешевых людей на дорогих роботов окажутся более долгосрочными, чем рассчитали в Foxconn.

Самым большим покупателем роботов все еще остается автопроизводство — на него приходится почти 40% роботов в промышленности. Но рост закупок в этом секторе намного медленнее, чем в электронике или, например, машиностроении.

Исследования McKinsey, впрочем, предлагают сместить точку зрения на перспективы, ожидающие рынок труда: нужно смотреть не на конкретные секторы, а на квалификацию людей, это даст более четкое представление, как изменится рабочий график — и доход — трудящихся в обозримом будущем.

Люди, занятые предсказуемыми физическими задачами (это 19% всех работников), могут быть заменены на 81%. Следующие за ними кандидаты на вылет — сотрудники, занятые в обработке данных: 16% всех занятых, за которых роботы могут выполнять 69% задач.

И речь далеко не только о роботах типа Hadrian X, способных укладывать по 1 тыс. кирпичей в час (раз в десять больше, чем команда из двух человек). И даже не о роботах Tally, выполняющих функции мерчандайзеров, — они следят за ассортиментом и раскладкой товаров в крупной рознице. Революция коснется и врачей, где, с одной стороны, каждая конкретная операция в той или иной степени непредсказуема, а с другой — на медицинских работников возложена обработка большого массива данных, с которой справятся и программы. В финансовом секторе, где, как и в здравоохранении, важно осмысление множества факторов и интуиция, недоступные пока роботам, автоматизировать можно до 43% функций, полагает McKinsey. У ипотечных брокеров, например, 90% времени уходит на обработку заявок, все это можно автоматизировать, то есть лишить людей нынешних заработков.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/20/754848348536206.png

Гарантированный доход

Обратная сторона роботизации — массовая безработица. Правительства не хотят волнений, о которых предупреждает Мартин Форд. Способов борьбы с нашествием роботов у них два. Первый — протекционизм, тот, что исповедуют Дональд Трамп и китайское правительство. Первый полагает, что люди будут жить лучше, если на их занятость не смогут посягать иностранцы — не важно, где, в Америке или за границей. Другие — что нужно перетягивать работодателей к себе.

Можно, например, ввести налог на автоматизацию труда. Но частные аналитики считают, что ни технологический прогресс, лишающий работников привычных функций, ни международное перетекание труда не остановить. Причем миграция работ — явление, под которое уже поздно приспосабливаться, оно произошло, а вот к технологической революции, которая только началась, еще можно адаптироваться.

Для этого нужно изменить систему обучения. Подрастающие поколения должны учиться не наукам, а навыкам быстрого получения новых знаний и умений. Причем постоянно. Уже сейчас настоящие и будущие работники должны быть готовы осваивать либо новые квалификации в рамках своей профессии, либо вне ее. И некоторые корпорации уже занялись этим. Например, предлагают «нанодипломы» за получение не теоретических, а практических знаний и опыта.

Но как человеку, вынужденному учиться быстрее робота, содержать себя, пока он тратит больше времени на образование, чем на производство? Для этого, полагает Мартин Форд, необходимо платить всякому гражданину прожиточный минимум, за обучение давать бонусы, а все, что он заработает сверх минимума, освободить от налогов (или, по крайней мере, снизить их): «Тогда гарантированный доход выльется в рост предпринимательства. Говорят, что гарантированный доход приведет к лени и разрушит экономику. А я думаю, что, напротив, подтолкнет нас к предпринимательству и более рискованному поведению».

Какой бы социалистической ни выглядела эта идея «от каждого по способностям, каждому по труду», Форд не единственный ее сторонник. О необходимости гарантированных выплат каждому говорил и Сэм Альтман, глава крупнейшего в Кремниевой долине инкубатора стартапов YCombinator — в конце концов, чтобы предотвратить социальные волнения, лучше заплатить заранее, потом может быть поздно. Даже легендарный венчурный предприниматель Илон Маск, глава SpaceX, полагает, что другого пути нет: «Роботы заберут вашу работу, а правительство будет платить вам зарплату». А некоторые правительства уже в шаге от такого решения. В Швейцарии прошлым летом был референдум по вопросу, вводить ли минимальные выплаты для всех граждан по $2,5 тыс. в месяц. Решение было отрицательным, но в других европейских странах — Франции, Финляндии — политики и чиновники включили это решение в свои программы.

http://www.rbc.ru/business/19/01/2017/5 … 12678e210e

0

3

Сбербанк передаст работу 3 тыс. сотрудников роботам-юристам

12 янв, 20:17

Марина Божко

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/04/754842417548044.jpg
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Сбербанк внедряет робота-юриста, который может сам писать исковые заявления, сообщил зампредседателя правления банка Вадим Кулик. По его словам, запуск системы в первом полугодии 2017 года может «высвободить» около 3 тыс. рабочих мест

Сбербанк в 2017 году «высвободит» около 3 тыс. рабочих мест благодаря внедрению так называемого семейства роботов-юристов, сообщил на Гайдаровском форуме заместитель председателя правления банка Вадим Кулик, передает корреспондент РБК. Кулик подчеркнул, что это не означает автоматических сокращений персонала.

Банкир уточнил, что Сбербанк в четвертом квартале 2016 года уже «запустил робота-юриста, который может сам писать исковые заявления». «Это один из примеров работающих роботов. Фактически на текущий момент это означает, что почти все иски, которые пишутся у нас по физическим лицам, полностью перейдут на этих роботов в течение этого полугодия 2017 года», — сказал он.

Представитель Сбербанка добавил, что нововведение позволит «высвободить» около 3 тыс. рабочих мест, но это не означает, что все сотрудники, занимавшиеся этой работой, будут автоматически сокращены. «Эти люди попадут под программу переобучения. Если мы не найдем, как их переобучить, то дальше начнутся сокращения», — пояснил зампредправления Сбербанка.

Кулик добавил, что банк стремится сокращать сотрудников так, чтобы не влиять на рынок труда. Вместе с тем он признал, что новые технологии вынуждают банк активно внедрять роботов и по множеству других направлений. «У нас большой и агрессивный пайплайн», — добавил он, но деталей не уточнил.

Кулик позднее прокомментировал через пресс-службу Сбербанка, что речь идет о передаче роботам подготовки типовых исков, и что это «освободит юристов банка от рутинной работы и позволит сфокусироваться на решении сложных правовых вопросов».

О возможном сокращении персонала в связи с переходом Сбербанка в цифровую плоскость говорил и глава банка Герман Греф. В начале декабря Греф на встрече с сотрудниками «Открытый диалог» говорил, что внедрение технологий искусственного интеллекта повлечет «очень существенное» сокращение call-центров, подчеркивая при этом, что банк рассмотрит возможность внедрения программ переподготовки, чтобы сотрудники сохранили рабочие места.

В 2017 году Сбербанк планирует сократить 8% персонала в связи с ростом числа пользователей дистанционных каналов. В сентябре 2016 года Греф на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым говорил, что активное развитие интернет-технологий уже в следующем году должно привести к первому в истории Сбербанка снижению числа посетителей в отделениях. Сбербанк прогнозирует, что к 2018 году 30–35% доходов ему будет приносить цифровой банкинг.

Греф отмечал, что в рамках создания цифровой экосистемы «вокруг» Сбербанка планируется создавать «большое количество малых бизнесов», в которые постепенно будут переходить сотрудники банка.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5877b2979a79478752358fb9

0

4

Rise of the Robots: Technology and the Threat of a Jobless Future / Роботы наступают: Развитие технологий и будущее без работы

http://iknigi.net/books_files/covers/thumbs_300/roboty-nastupayut-razvitie-tehnologiy-i-buduschee-bez-raboty-116980.jpg

Год издания: 2016
Автор: Martin Ford / Мартин Форд
Переводчик: Сергей Чернин

Издательство: Альпина Паблишер
ISBN: 978-5-9614-4386-8
Язык: Русский

Формат: FB2/RTF/PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Количество страниц: 430

Описание: "Роботы наступают" - очень важная, актуальная и хорошо аргументированная работа. С внедрением "умных" машин происходит трансформация всех отраслей экономики: смогут ли роботы обогнать людей по производительности, обеспечив материальное изобилие, избыток свободного времени, качественное медицинское обслуживание и образование для всех, или же они превратят наш мир в мир неравенства и массовой безработицы? Форд не утверждает, что знает все ответы, но он правильно ставит вопросы и предлагает нам собственное видение возможного будущего. Джеффри Сакс, директор Института Земли Колумбийского университета, автор книги "Эпоха устойчивого развития"

…Форд очень убедительно показывает, что современные технологии автоматизации намного более разрушительны для рынка труда, чем инновации прошлого. Эту книгу должен прочитать каждый, кому небезразлично будущее трудовой деятельности. Лорд Роберт Скидельски, почетный профессор политэкономии Уорикского университета, автор трехтомной биографии Джона Мейнарда Кейнса.

Оглавление

Введение

Глава 1 Волна автоматизации

Универсальный робот-рабочий
На пороге революции в робототехнике
Рабочие места в промышленности и возвращение фабрик
Сфера услуг: там, где есть рабочие места
Облачная робототехника
Роботы в сельском хозяйстве

Глава 2 В этот раз все по-другому?

Семь губительных тенденций
Стагнация заработной платы
Медвежий рынок для рабочих и яростный бычий рынок для капиталистов
Сокращение доли экономически активного населения
Меньше новых рабочих мест, дольше период экономики без создания рабочих мест и стремительный рост длительной безработицы
Быстро растущее неравенство
Снижение доходов и безработица среди выпускников колледжей
Поляризация и частичная занятость
Технологический нарратив
Глобализация
Повышение роли финансового сектора
Политика
Глядя в будущее

Глава 3 Информационные технологии: беспрецедентная сила трансформации

Ускорение и стагнация
Что делает информационные технологии особенными
Сравнительное преимущество и умные машины
Тирания «длинного хвоста»
Вопрос об этичности

Глава 4 Белые воротнички под угрозой

Большие массивы данных и машинное обучение
Когнитивные вычисления и суперкомпьютер IBM Watson
Строительные блоки в облаке
Алгоритмы решают всё
Офшоринг и рабочие места, требующие высокой квалификации
Образование и взаимодействие с машинами

Глава 5 Трансформация высшего образования

Взлет и падение массовых открытых онлайн-курсов
Академические кредиты и анализ компетентности
В преддверии новой эпохи

Глава 6 Испытание здравоохранением

Искусственный интеллект в медицине
Роботы в больничном деле и фармакологии
Роботы для ухода за пожилыми людьми
Высвобождение потенциала данных
Расходы на здравоохранение и неработающий рынок
Консолидация отрасли и приравнивание медицинского страхования к коммунальным услугам
Установка единых тарифов

Глава 7 Технологии и отрасли будущего

Трехмерная печать
Беспилотные автомобили

Глава 8 Потребители, пределы роста… и кризис?

Мысленный эксперимент
Машины ничего не потребляют
Неравенство и потребительские расходы: текущая ситуация
Мудрость экономистов
Сложности, эффект обратной связи, потребительское поведение, а где же резкий рост производительности?
Можно ли сохранить экономический рост в условиях резкого увеличения неравенства?
Долгосрочные факторы риска: стесненные в средствах потребители, дефляция, экономические кризисы и… может быть, даже технофеодализм
Технологии и старение экономически активного населения
Потребительский спрос в Китае и других развивающихся странах

Глава 9 Сверхразум и технологическая сингулярность

Сингулярность
Оборотная сторона
Нанотехнологии

Глава 10 На пути к новой экономической парадигме

Уменьшение эффективности образования
Точка зрения противников автоматизации
Идея безусловного базового дохода
Главное — мотивация
Рынок как возобновляемый ресурс
Эффект Пельцмана и готовность к рискованному поведению
Трудности, недостатки и противоречия
Средства для выплаты базового дохода
Каждый — капиталист
Что могут сделать политики в ближайшем будущем

Заключение

Благодарности

Размер: 9.5 MB

0

5

Bank of America открыл несколько отделений без персонала

09:20

Дарья Напеева

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/25/754865346734250.jpg
Фото: Matt Rourke / AP

Bank of America начал открывать полностью автоматизированные отделения, где нет персонала. В них можно будет получить ипотеку, автокредит или оформить кредитную карту

За последний месяц Bank of America открыл три полностью автоматизированных отделения без персонала. Об этом Reuters сообщила представитель финансовой организации Энн Пейс.

По ее словам, в этих отделениях клиенты смогут не только воспользоваться банкоматами, но и оформить ипотеку, автокредит или кредитную карту. Помогать им будут сотрудники других отделений с помощью видеосвязи.

Как пояснила Пейс, открыть отделения без персонала Bank of America решил, чтобы оптимизировать расходы. По ее словам, размер новых офисов, открытых в Миннеаполисе (штат Миннесота) и Денвере (штат Колорадо), составляет примерно четверть обычного филиала с персоналом.

Как ранее заявил сооснователь банка Дин Атанасиа, в 2018 году кредитная организации планирует открыть 50–60 новых отделений. В то же время Пейс заявила, что банк также закроет часть филиалов на некоторых рынках. Как отмечает Reuters, за минувший год Bank of America ​открыл 31 новое отделение.

http://www.rbc.ru/business/08/02/2017/5 … ?from=main

0

6

Билл Гейтс: роботы, крадущие работу у людей, должны платить

Налог для роботов. С таким предложением выступил глава Microsoft. На вырученные деньги, по мнению Гейтса, можно будет создавать необходимые рабочие места, а также помогать малоимущим, пожилым, детям с ограниченными возможностями

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2017/02/18/robot.jpg
Фото: Kim Kyung Hoon/Reuters

Механический налогоплательщик. Билл Гейтс предложил обложить налогами труд роботов. Миллиардер обеспокоен скоростью замещения человеческого труда механическим, поэтому выступил с идеей регулировать этот процесс с помощью налоговой политики. Об этом он заявил в интервью изданию Quartz. Полученные деньги будут направлены на создание других рабочих мест, помощь малоимущим, пожилым, детям с ограниченными возможностями, убежден глава Microsoft.

Билл Гейтс
глава Microsoft

«Мир хочет, чтобы у нас была такая возможность: пользоваться всеми товарами и услугами, которые сейчас существуют, освободить рабочую силу, заняться лучшей работой, обратить внимание на пожилых, создать в школах классы поменьше, помогать детям с особыми нуждами. Человеческие качества, такие как эмпатия и понимание, очень редко встречаются. Мы видим огромную нехватку людей, которые готовы просто помогать. Поэтому если использовать рабочую силу, которая освободилась, потому что ее заменили роботы, и отправить ее заниматься именно этими вещами, то мы получим чистую выгоду».

Инициатива Билла Гейтса, возможно, когда-то сможет быть реализована, однако в современных условиях даже нельзя представить как, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Александр Захаров
партнер Paragon Advice Group

«Здесь, наверное, нужно рассматривать в широком смысле, и, конечно же, за таким подходом может быть будущее, однако с учетом, в общем-то, отсутствия понимания многих, даже в исполнительных органах, как это может быть применено, пока, однако, говорить об этом преждевременно. Я полагают, что когда-то вопрос налогообложения и операциями с ценными бумагами не стоял, не стоял, собственно, вопрос о возможности введения налога на финансовые операции. Я думаю, что, в принципе, государство, принимая законы, может установить налог в отношении любого объекта, вплоть до воздуха или соли, однако здесь нужно не забывать, что все зависит от введения администрирования данного вида налога будет целесообразно и выгодно государству и, собственно, будет иметь негативные последствия для рынка».

В феврале Европарламент отклонил предложение ввести налог на роботов, хотя и признал необходимость регулировать эту сферу. Но пока создатели «механических сотрудников» решением довольны: представители Международной федерации робототехники посчитали, что налог мог стать препятствием на пути инноваций.

https://www.bfm.ru/news/347080

0

7

Через год на российском рынке труда начнется война роботов с людьми

Как сохранить работу и зарплату в мире роботов ...

Роботы против нас

Вкалывают роботы: как технологии изменяют рынок труда

0

8

Рекрутер с железной хваткой: как роботы ищут и нанимают людей

Современные HR-роботы сейчас прекрасно справляются с рутинными задачами кадровиков: проводят собеседования, ведут учет персонала и даже прогнозируют поведение сотрудников. И натолкнуться на них при поиске работы легко можно и в России

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/7/79/754976220609797.jpg
Фото: предоставлено пресс-службой

В июне 2017 года банк «Открытие» завершил совместный с IT-платформой Skillaz пилотный проект по автоматизации найма персонала — набрал 113 сотрудников кол-центра в Саратове и девять менеджеров по продажам в отделение банка в аэропорту Шереметьево. В первую же неделю робот-рекрутер нашел больше кандидатов, чем пять обычных кадровиков за месяц. Сотрудники банка утверждают, что в итоге стоимость найма и время закрытия вакансий сократились в два раза.

Это далеко не первый такой эксперимент. Год назад программисты SuperJob создали чат-бота, который распознает текст и поддерживает диалог. Его задача — собеседовать кандидатов: бот задает вопросы, соискатель отвечает и получает обратную связь. За десять часов чат-бот провел 2000 интервью — человеку такое не по силам. Причем 600 соискателей оставили контакты, чтобы продолжить диалог с рекрутерами. Так SuperJob подбирал сотрудников для компании «Связной».

Заграничные разработчики пошли дальше. Чат-бот, созданный в прошлом году калифорнийской компанией FirstJob, умеет оценивать резюме на соответствие вакансии, задает дополнительные вопросы и передает отклик HR-менеджеру, и все это в чате Facebook. Разработчики утверждают, что робот-рекрутер помогает экономить до 75% времени работы HR-отдела.

При этом на российском рынке уже есть компании, которые специализируются на этой тематике.

Косный HR

Рынок услуг по подбору персонала в России стремительно сжимается. В 2008 году в стране насчитывалось 2,5 тыс. специализированных компаний, а к 2015 году их осталось около 1,2 тыс. Аналитики Magram MR подсчитали, что только в 2014 году российский рынок услуг по подбору персонала сократился на 13%, до 12,837 млрд руб.

В то же время, по данным Deloitte, объем инвестиций в развитие технологий в HR в 2015 году составил $2,4 млрд — на 60% больше, чем годом ранее. «Рынок HR Tech, несомненно, перспективный, а самое актуальное его направление — роботы-хедхантеры», — считает Константин Синюшин, сооснователь венчурного фонда The Untitled VC.

По данным исследования портала HeadHunter, в России лучше всего автоматизированы кадровый учет и администрирование персонала. Но около половины респондентов работают с персоналом по старинке: используют только MS Word и Excel. «HR — одна из самых косных сфер, с точки зрения проникновения технологий. HR-директора — это часто люди в возрасте, они очень любят учить, но не любят учиться», — объясняет Алена Владимирская, руководитель сервиса трудоустройства «Антирабство».

Голубоглазый рекрутер

15 лет компания «АльфаLED» выпускала крупноформатные видеоэкраны и светодиодные табло. Их устанавливали на стадионах, фасадах зданий и в торговых центрах. Основная функция экранов — привлекать внимание аудитории и рекламировать товар или услугу.

В 2015 году гендиректор «АльфаLED» Владимир Венеров решил, что то же самое можно делать более оригинальным способом — с помощью робота-андроида со встроенным экраном. Для разработки проморобота Kiki в компании открыли отдельное направление — AlfaRobotics. От подготовки чертежей до создания прототипа прошло десять месяцев. В общей сложности «АльфаLED» потратила на проект более 15 млн руб.

Промоутерами обычно работают девушки, так что Kiki — женского пола. У нее голубые «глаза», прическа каре, юбка-карандаш. Kiki наделили приятым голосом, и она умеет жестикулировать. Андроид может работать как автономно, так и под контролем оператора, который указывает, что делать.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/7/68/754976218188687.jpg
Фото: предоставлено пресс-службой

Разработчики рассчитывали, что Kiki заменит промоутеров и продавцов-консультантов, но неожиданно оказалось, что новинка пользуется спросом у HR-служб. Специалисты по подбору персонала с удовольствием арендуют робота на отраслевые мероприятия, а некоторые даже устанавливают в офис. Kiki умеет приветствовать посетителей, собирать информацию и проводить опросы, автоматически передавая данные на компьютер HR-специалиста. «Роботы отлично справляются с функциями администраторов: встречают гостей, помогают заполнять электронные анкеты. С помощью такого робота наши соискатели могут сразу оставить резюме в базе, просмотреть горячие вакансии, подписаться на рассылку новостей», — рассказывает Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива».

Но пока Kiki скорее имиджевый атрибут. По мнению разработчиков, компании заказывают робота, чтобы продемонстрировать статус и произвести впечатление. «В России сервисные роботы и роботы-промоутеры встречаются редко. Мы не можем пройти мимо них и не удивиться», — комментирует Ирина Гвоздева, руководитель отдела развития AlfaRobotics. В России всего два крупных разработчика подобных роботов — AlfaRobotics и Promobot.

Цена Kiki в рознице 747 тыс. руб., но чаще его арендуют на день-другой — эта услуга обходится в 25 тыс. руб. По словам Гвоздевой, спрос на Kiki растет, окупится проект за полтора-два года. В 2017 году у компании открылись представительства в Тольятти, Новосибирске и Воронеже.

Может ли такой робот-рекрутер заменить живого сотрудника? Пока вряд ли. «Робот — это помощник. Он заменит людей в сферах, где не нужно проявлять фантазию. Это оптимизация бизнеса, но совсем исключить людей нельзя», — уверена Гвоздева.

Салют, Вера

У Kiki в России есть конкурентка. Правда, виртуальная. В ноябре 2016 года санкт-петербургская компания Stafory представила онлайн-робота Веру. Это говорящая программа: она похожа на Siri, но умеет распознавать мимику соискателей по видео, анализировать типажи кандидатов и делать прогнозы. Вера устраивает видеоинтервью, помогая людям найти работу.

Изначально компания Stafory развивала HR-маркетплейс — площадку, которая сводит работодателей и рекрутеров. Механизм простой: работодатель размещает вакансию, рекрутеры предлагают релевантных кандидатов, затем работодатель выбирает наиболее подходящего. Но в апреле 2016 года у маркетплейса появился серьезный конкурент от HeadHunter — площадка для рекрутинга HRspace. Многие рекрутеры, которые раньше сотрудничали с Stafory, перекочевали туда. Тогда же компания получила заказ на подбор 200 кладовщиков. Из десяти рекрутеров-фрилансеров, с которыми постоянно сотрудничал Stafory, на связь вышли только три. Основателям проекта пришлось самим садиться на телефон и обзванивать потенциальных кандидатов.

Работа «в полях» оказалась полезной. «Мы поняли, что работа рекрутера в массовом сегменте заключается в поиске и обработке резюме и звонках потенциальным кандидатам — это простая работа, которую легко автоматизировать», — рассказывает Владимир Свешников, генеральный директор Stafory. По словам Евгении Дворской, CEO JungleJobs и North.ai, действительно, около 60% рабочего времени хедхантеры тратят на поиск резюме на специализированных сайтах и обзвон кандидатов. По статистике, если на входе рассматриваются 500 резюме, то только 10–15 человек проходят собеседование.

Для начала разработчики Stafory автоматизировали поиск резюме. Они подключились к нужным сайтам и стали скачивать резюме, подходящие под параметры вакансии. Затем составили типовой опросник и вместо рекрутеров посадили на обзвон сотрудников кол-центра. Это помогло увеличить скорость поиска в два раза. Команда заметила, что операторы кол-центра много времени тратят на набор телефона, и сделала специальную программу, которая набирала номер автоматически, из браузера. Эта же программа обобщала результаты бесед: интересна вакансия или нет.

Дальше — больше. Выяснилось, что на вопрос «Ищете ли вы работу?» 20% потенциальных кандидатов отвечают отрицательно. Еще у 20–30% выключен телефон. На этапе, когда обсуждается вакансия, отваливаются еще 20–30% человек: кому-то не подходит местоположение, кому-то — зарплата или график. Отказы тоже приходится выслушивать, на это уходит время операторов. Пройти собеседование в итоге соглашались только 20% опрошенных. «Мы поняли, что этот процесс можно автоматизировать с помощью технологий распознавания и синтеза речи. Звонить может робот, он же — озвучивать вопросы и распознавать ответы», — рассказывает Свешников. В начале декабря 2016 года на основе этих технологий и родилась Вера.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/4/44/754976218188444.jpg
Владимир Свешников (Фото: из личного архива)

Первый обзвон делает робот. А живой оператор кол-центра следом звонит только тем людям, которые хотят и готовы работать. В итоге количество звонков сократилось в пять раз. Оказалось, что Веру можно настроить и для точечного подбора сотрудников. Она научилась проводить интерактивные видеоинтервью — аналог собеседования по Skype, только вместо живого рекрутера его берет робот.

Прототип разрабатывался на средства Stafory, а осенью прошлого года Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) инвестировал в проект 17,1 млн руб. Эти деньги пошли на расширение команды разработчиков и совершенствование функционала робота.

Минимальный пакет услуг — 50 откликов и видеоинтервью в неделю — сейчас обойдется клиенту в 7,5 тыс. руб. Вера уже помогает компаниям МТС, «КДВ Групп», PepsiCo, «Ростелеком», IBS. Кроме того, разработку интегрировали в общероссийскую базу вакансий Роструда. Средний чек для корпоративных клиентов — 450 тыс. руб. за 5 тыс. откликов.

«Робот Вера — это прорывная инновация: уже сегодня она меняет правила игры на рынке. У команды уникальное решение, которое позволяет в несколько раз сокращать траты на наем и подбор сотрудников, в масштабе расходов крупной компании речь идет о миллионах рублей в год», — считает Дмитрий Калаев, директор образовательных программ ФРИИ. По его мнению, Вера не заменит HR-сотрудников, но повысит качество и скорость их работы, поможет компаниям автоматизировать процессы и снизить стоимость найма сотрудников.

«Один из наших клиентов как-то сказал, что Вера помогает сотрудникам не быть роботами», — улыбается создатель робота Владимир Свешников.

Бот-кадровик

Поиском кандидатов на массовые позиции будничные функции HR не ограничиваются. Ежедневно любой отдел кадров большой компании отвечает на сотни вопросов сотрудников — как оформить командировку, где взять полис ДМС, как получить отпускные и т.д. Сотрудники тратят массу времени на ответы на однотипные вопросы.

Консультации по распространенным запросам можно переложить на чат-бота, решил предприниматель Павел Осадчук. По образованию он программист и прошел дополнительное обучение в акселераторе Founder Institute. Пару лет назад Осадчук обратил внимание на растущую популярность ботов для Telegram, решил поймать тренд и сделал конструктор чат-ботов для этого мессенджера. Но похожие проекты стали появляться, как грибы после дождя. В поисках конкурентного преимущества Осадчук начал разрабатывать ботов «под ключ» для ресторанов и кафе, для сервисов доставки еды, гостиниц и торговых центров.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/1/25/754976218188251.jpg
Павел Осадчук (Фото: из личного архива)

Один из клиентов предложил предпринимателю создать чат-бота для внутренних коммуникаций в его компании. На создание прототипа ушло семь месяцев и около 10 млн руб. Протестировав спрос, Осадчук понял, что у этого направления большие перспективы. Так, в августе 2016 года появилась компания ChatFirst.

Ее разработчики создают чат-ботов — виртуальных ассистентов. Это аккаунт в корпоративной социальной сети или интранете — среде, где сотрудники привыкли общаться. Виртуальный ассистент распознает текст и отвечает на вопросы, может даже поинтересоваться, как дела, но предпочитает не уходить далеко от темы. Если у бота нет ответа, он переводит вопрос на сотрудника отдела кадров, однако это программа самообучающаяся, и таких белых пятен в ее работе должно быть все меньше.

Робот обрабатывает сотни запросов в секунду. По оценке разработчиков, это помогает снизить нагрузку на сотрудников отдела кадров на 50%. «Мы считаем, что виртуальный ассистент — отличный помощник HR-специалисту, который снимает с него типовые вопросы, рутину, и оставляет время для спецпроектов и других задач», — комментирует Осадчук.

Основные клиенты ChatFirst — крупные компании, в которых больше двух тысяч сотрудников. Это недешевое удовольствие — пара месяцев обучения чат-бота и интегрирование в коммуникационную среду компании обходятся в сумму от 1 млн руб., а ежемесячная подписка стоит 150 тыс. руб. Сейчас чат-ботом пользуются сотрудники «Леруа Мерлен» и «Билайн», также Осадчук ведет переговоры с банками и телекоммуникационными компаниями и договаривается о партнерстве с SAP.

Что ждет HR?

Пока одни футурологи утверждают, что роботы и технологии вот-вот заменят HR-специалистов, другие советуют не делать поспешных выводов. По данным исследования HeadHunter, по мере того как часть работы возьмут на себя умные устройства, 77% руководителей будут перенаправлять живых сотрудников на решение новых, более нестандартных задач.

Сами HR-специалисты в перспективы технологий в принципе верят, но не спешат им доверять. «Человеческий фактор очень важен. Пока на российском рынке нет роботов или ботов, которые могут полноценно управлять комфортными коммуникациями, отвечать на нетиповые вопросы и чувствовать внутренний мир соискателя», — считает Татьяна Золотарева, вице-президента по персоналу IT-компании «Техносерв». Главный сдерживающий фактор — высокая цена ошибки в HR.

«На сегодняшний момент показатели эффективности ботов несколько ниже, чем у реальных специалистов. Мы связываем это с привычками конечных пользователей, которым часто проще позвонить и все узнать, а также необходимостью более глубоких настроек и оптимизации некоторых алгоритмов самих ботов», — рассказывает Максим Минаков, директор программ в дивизионе HR-аутсорсинга компании IBS. По его оценке, через один-два года можно будет перевести до 30–40% транзакций в рамках основных HR-процессов на ботов. Однако полностью перевести на ботов HR-функцию невозможно и в более отдаленной перспективе, можно лишь значительно трансформировать и оптимизировать работу людей.

Один из возможных сценариев развития — использовать технологию блокчейн. «В HR-сфере такой подход позволяет избежать обмана со стороны кандидата. Инструменты блокчейн не позволяют по собственному желанию внести изменения в резюме, трудовой стаж или рекомендации. Резюме станет чем-то похожим на кредитную историю человека, но только в сфере HR», — считает Роман Тышковский, управляющий партнер компании Odgers Berndtson.

CEO JungleJobs и North.ai Евгения Дворская делает ставку на анализ больших массивов данных. Изучение различной информации — от демографических и социальных черт до особенностей поведения — помогает прогнозировать, подойдет ли человек на должность, когда задумается об увольнении, насколько будет лоялен по отношению к работодателю.

Не исключено, что на горизонте трех—пяти лет роботы будут помогать HR-специалистам не только нанимать людей, но и увольнять их — анализ данных позволяет находить неэффективных и ленивых сотрудников с математической точностью. Хотя, конечно, окончательное решение будет оставаться за человеком. «Машины лучше справляются с базовыми процессами, а в стратегических задачах сильнее люди», — констатирует Дворская.

Автор: Ильмира Гайсина.

http://www.rbc.ru/own_business/19/06/20 … 949e6db9fb

0

9

МТС нанял робота Веру для подбора персонала

Новый «сотрудник» сосредоточится на поиске персонала для центров клиентского сервиса и специалистов по продажам услуг фиксированной связи, сообщает оператор

Мобильный оператор «МТС» нанял робота Веру для подбора персонала. Об этом говорится в сообщении компании, передает РИА Новости.

Робот Вера — разработка российского стартапа Stafory.

На интернет-ресурсах робот ищет резюме кандидатов по заданным параметрам. Тем, кто подходит по критериям, Вера звонит и проводит первичное собеседование — самообучающаяся нейросеть распознает естественную речь человека и ведет с кандидатами диалог. По итогам успешного собеседования робот высылает описание вакансии и переадресует кандидата на живого рекрутера, который и принимает решение о найме.

После трехмесячного тестирования робота компания «МТС» заключила годовой контракт на его использование.

За время испытательного срока Вера оценила более 100 тысяч резюме в 50 городах России и наняла в результате 69 сотрудников. После тестирования робот сосредоточится на поиске персонала для центров клиентского сервиса и специалистов по продажам услуг фиксированной связи, сообщает оператор.

С помощью робота МТС планирует повысить эффективность рекрутинга.

https://www.bfm.ru/news/362001

0

10

Робот-коллектор: как Сбербанк автоматизирует выбивание долгов

Банки начинают использовать роботов, чтобы общаться с клиентами и требовать у них возврата долгов. Искусcтвенный интеллект не обижается и не нарушает законы, а его услуги стоят дешевле человеческого труда

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/3/35/755045278279353.jpg
Сергей Марков и Дмитрий Теплицкий (Фото: Владислав Шатило / РБК)

«В массовом сознании коллекторы — это вышибалы с паяльниками, которым никакой закон не писан, — говорит IT-директор компании «АктивБизнесКоллекшн» («АктивБК») Сергей Марков. — Конечно, стереотип далек от реальности, а главный инструмент коллектора — телефон. Но работа нервная: должники зачастую позволяют себе оскорблять операторов. Все мы люди, и существует риск, что неопытный оператор сорвется и ответит в том же духе».

«Дочка» Сбербанка «АктивБК» разработала систему на базе искусственного интеллекта, которая ведет с должником культурный диалог, подбирая ответы на основе сказанного на другом конце провода. Это помогает устранить человеческий фактор и избежать штрафов за нарушение закона. Не исключено, что такие роботы-коллекторы в ближайшее время станут повсеместным явлением.

Долги и боты

Автоматизация работы с клиентами — заметный тренд на банковском рынке, но пока искусственный интеллект, как правило, только помогает обрабатывать входящие звонки.

Чат-боты, способные автоматически отвечать на однотипные вопросы в письменной форме, активно используются многими коллекторскими агентствами и банками. Например, приложение с такими функциями разработало агентство «Сентинел кредит менеджмент» (принадлежит Альфа-банку). Бот может сообщить клиенту всю информацию о долге, напомнить о дате следующего платежа в виде push-уведомления, дает возможность выбрать размер платежа и дату его внесения, а более сложные вопросы, поступающие в чат, переадресовывает оператору. Аналогичный продукт появился у агентства «Кредитэкспресс финанс» — в нем есть чат, возможность позвонить оператору и функция онлайн-оплаты.

Есть в этой области и нестандартные решения: например, на вопрос «как дела?» чат-бот онлайн-кассы Модульбанка высылает предпринимателю актуальную финансовую информацию — время открытия точки, количество чеков, выручку и пр.

По данным исследования R-Style Softlab, 93% российских банков считают перспективной идею заменить операторов клиентской поддержки чат-ботами и «говорящими» программами, 18% уже приступили к работам по исполнению этой идеи. Роботы уже умеют решать большинство простых проблем банковских клиентов — могут озвучить остаток баланса на карте, подсказать подходящий тариф и построить маршрут до ближайшего отделения. «На такие запросы приходится до 50% всех звонков в кол-центр, — говорит Андрей Зайцев, директор департамента контактных центров компании NAUMEN. — Это значит, что как минимум 10 тыс. операторских мест в банковских контактных центрах через пять лет может быть заменено роботами».

Банки активно автоматизируют не только процесс общения с клиентами, но и свои внутренние операции. Например, все чаще машины берут на себя роль HR. «Робот избавляет специалиста по подбору персонала от механической части работы — осуществляет отбор кандидатов по формальному признаку, обзванивает их и проводит первичное собеседование, но финальное решение о принятии кандидата на работу остается за человеком», — говорит Максим Болышев, заместитель директора департамента банковского ПО компании R-Style Softlab. Все это позволяет банкам существенно экономить на зарплатах: труд робота в среднем в три раза дешевле человеческого.

«Раньше имитировать работу мозга могли только огромные суперкомпьютеры, теперь же интеллектуальную систему можно запустить на обычном сервере, что дает простор для развития огромного числа финтех-стартапов, — уверен Андрей Зайцев. — Впрочем, машина еще не скоро научится выполнять сложные когнитивные задачи: мы еще не до конца изучили человеческий интеллект, не говоря уже о том, чтобы полностью его воссоздать».

Дочки-матери

Генеральный директор «АктивБК» Дмитрий Теплицкий — бывший сотрудник уголовного розыска одного из московских ОВД, успел он поработать и гендиректором нескольких коллекторских агентств. Его напарник Сергей Марков — специалист по IТ. В студенчестве Марков увлекся системами искусственного интеллекта — разрабатывал логические игры для мобильных устройств на заказ и даже написал шахматную программу, которая стала победителем первенства России и СНГ.

В 2012 году вице-президент Сбербанка Светлана Сагайдак предложила менеджерам создать и возглавить коллекторскую «дочку» крупнейшего банка страны («АктивБК» на 100% принадлежит Сбербанку). «Мы ставили перед собой задачу привлечения передовых рыночных технологий в управлении взысканием просроченной задолженности и хотели создать собственную площадку для апробации таких технологий», — объяснили РБК в пресс-службе Сбербанка.

Изначально «дочка» работает со Сбербанком на рыночных условиях, получая примерно половину проблемных долгов физических лиц. При этом компания постоянно соревнуется с частными агентствами, между которыми распределяется оставшаяся часть сбербанковских долгов. «Нас тут никто особо не жалеет, — говорит Теплицкий. — Если бы нам передали весь портфель долгов, мы бы очень скоро превратились в жирных пиявок».

Чтобы сэкономить, менеджеры создали интеллектуальную CRM-систему, которая определяет, в каком часовом поясе живет клиент, учитывает пол, возраст, занятость должника, статистику по предыдущим звонкам. Анализ всех этих факторов в совокупности позволяет найти оптимальное время для дозвона и увеличивает число успешных переговоров с должником на 2–3%. «Учитывая огромные объемы переговоров, эта мелочь конвертируется в очень серьезные деньги», — говорит Марков.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/4/14/755045280911144.jpg
Сергей Марков и Дмитрий Теплицкий (Фото: Владислав Шатило / РБК)

В среднем агентство получает вознаграждение 5–20% от суммы возвращенного долга. Сейчас «АктивБК» работает уже с 27 банками («Открытие», Бинбанк, Тинькофф Банк и др.), это направление занимает около 25% в структуре выручки компании. Еще четверть дохода приносит взыскание выкупленных у кредиторов долгов по договору цессии, а основной оборот — около 50% — обеспечивает работа с должниками Сбербанка. Согласно данным СПАРК, выручка «АктивБК» в 2016 году составила 990 млн руб., чистая прибыль — 375 млн. В штате — около 1 тыс. операторов.

Взыскать по закону

С 1 января 2017 года работу коллекторов регулирует закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» (230-ФЗ). Он наложил на взыскателей серьезные ограничения. Так, коллектор теперь может звонить должнику не более восьми раз за месяц, по будням с 8 до 22 часов, по выходным — с 9 до 20 часов, не имеет права использовать скрытый номер телефона и общаться с друзьями и родственниками неплательщика и т.д. Несмотря на внушительный перечень запретов, нововведения не помогли обелить рынок, считает адвокат Иван Хапалин: «Все перечисленные запреты и так можно вывести путем толкования Конституции, так что 230-ФЗ просто собрал правила в отдельный законодательный акт». «Закон стал серьезным ударом для всего рынка: резко сократилось число телефонных звонков, что повлекло за собой массовые увольнения операторов, — возражает Сергей Марков из «АктивБК». — А черные коллекторы продолжают угрожать должникам».

У чат-ботов и роботов-«дозвонщиков» есть важное преимущество — они классифицируются законом как автоинформатор и позволяют коллекторам обходить запрет на взаимодействие с должниками чаще двух раз в неделю, подчеркивает замдиректора по региональному и международному развитию Европейской юридической службы Александр Куликов. Автоинформатор может тревожить должника до четырех раз в сутки.

Спасительная нейросеть

Параллельно с основной коллекторской деятельностью «АктивБК» разрабатывал собственную систему распознавания человеческой речи. «Раньше контроль за качеством работы операторов проводили вручную, прослушивая разговоры. Но прослушать вообще все разговоры невозможно, а в одной из тысячи бесед может попасться что-то такое, что поставит крест на репутации компании», — говорит Сергей. К тому же операторы, которым положена премия за количество успешных переговоров, часто после проведения разговора указывали в системе «обещание об оплате», когда на деле должник ничего не обещал. Система распознавания речи такие хитрости пресекает: переводит словесный поток в текст, выискивает необходимые по скрипту или, наоборот, запрещенные фразы и выдает резюме: насколько успешно был проведен разговор и каков прогноз дальнейшего поведения неплательщика.

К началу 2016 года технология была готова и работала. Марков презентовал ее совету директоров Сбербанка, члены которого посоветовали «докрутить» продукт и создать роботизированного коллектора, который сможет не только распознавать, но и синтезировать речь. Составили план, согласно которому разработка должна была занять два с половиной года. Но не тут-то было.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/0/92/755045282463920.jpg
Сергей Марков и Дмитрий Теплицкий (Фото: Владислав Шатило / РБК)

На одном из совещаний в Сбербанке выступила российская компания, которая предлагала разработать и продать Сбербанку собственного роботизированного коллектора. Конкурент «АктивБК» показал демоверсию технологии и обещал продать банку готовый продукт уже через год. «Я был на том совещании и черт меня дернул сказать, что мы сделаем такую же демку за две недели, а готовый продукт — через год, только гораздо дешевле, — вспоминает Сергей. — В итоге мы две недели бегали по потолку, но в срок уложились». Уже в начале 2017 года робот-коллектор прошел первые тесты внутри «АктивБК».
Со стороны работа системы выглядит так: должникам дозванивается молодой человек или девушка; звонящий называет фамилию, имя, отчество должника и просит подтвердить дату его рождения. Если данные совпадают с теми, что есть в базе, голос озвучивает сумму долга и предупреждает о последствиях неуплаты. При этом робот ведет с должником диалог, отвечая на его вопросы, а если собеседник перебивает коллектора, просит дослушать до конца. В этом и заключается основное отличие от десятков уже существующих программ — система не просто озвучивает заранее прописанный текст, а «думает», как вести разговор в зависимости от реплик собеседника. И только если разговор заходит в тупик, робот (а это был он) переключает разговор на живого оператора.

Технически робот-коллектор от «АктивБК» — это несколько рекуррентных (с наличием обратной связи) нейронных сетей, обученных действовать по скрипту с тысячами возможных сценариев развития диалога. Чтобы система заработала, операторы прослушивают сотни часов реальных разговоров и снабжают поток речи субтитрами, на которых потом и обучается нейронная сеть. «Робот состоит из трех основных блоков, — поясняет Сергей. — Первый — это система распознавания речи собеседника, второй — это система синтеза речи, которая позволяет роботу говорить, и третий — это бизнес-логика, которая определяет смысл сказанного должником».

По словам создателей робота, технологии с такой функциональностью на рынке еще не было. «По отдельности IТ-инструменты для повышения эффективности работы коллекторов давно и активно применяются и в чат-ботах, и в системе интерактивного голосового взаимодействия (IVR), — подтверждает Дмитрий Песоцкий, менеджер по продвижению решений для контактных центров компании КРОК. — Другое дело — собрать все эти технологии в комплексный продукт и найти свою нишу на рынке. В этом плане коллеги сделали шаг вперед».

«Железка вместо мозгов»

По словам Сергея Маркова, в августе 2017 года эффективность робота-коллектора оказалась на 24% выше, чем у живых операторов — настолько чаще должники платили просрочки в течение двух недель после звонка машины, чем после общения с оператором. «Робота невозможно вывести из себя — у него железка вместо мозгов. Даже если должник будет вести себя некорректно, робот не обидится и не ответит тем же — у него подобных выражений просто нет в скрипте», — говорит Теплицкий.

Сейчас робот-коллектор обзванивает небольшую часть должников Сбербанка: из 250 тыс. звонков, совершаемых компанией за день, на долю искусственного интеллекта приходится несколько сотен разговоров. С августа «АктивБК» обслуживает и часть звонков в справочную службу банка. «Мы теперь не только долги выбиваем — наконец-то начали делать что-то доброе», — смеется Марков.

Корреспондент РБК пообщалась с роботом «АктивБК» — голос звучит механически, но система действительно распознает обращенные к ней реплики. Правда, попытка объяснить роботу, что с работой у журналиста сейчас проблемы и какое-то время он не сможет платить, успехом не увенчалась — робот не понял и попрощался. По признанию самих разработчиков, робот еще «сырой»: он распознает не все фразы и часто заканчивает беседу, перенаправляя звонок живому оператору. Даже если технология выйдет на новый уровень, вести сложные переговоры робот не сможет — он предназначен только для первого информирующего звонка, подтверждают в Сбербанке. «Операторы сейчас сами низведены до уровня робота: им приходится повторять однотипные фразы во время первого звонка, — говорит Теплицкий. — Робот избавит людей от гигантской доли рутинного труда, который не требует интеллектуальных усилий».

По расчетам Сергея Маркова, себестоимость труда робота почти в три раза ниже себестоимости работы оператора: минута автоматического разговора обходится «АктивБК» в 2,7 руб., минута работы оператора — в 6,5 руб. (впрочем, эти подсчеты не учитывают первоначальных инвестиций в разработку бота). Продавать услуги робота-коллектора сторонним банкам начнут в ближайший месяц: по словам Теплицкого, договоры с тремя «крупнейшими банками страны» уже на стадии подписания.

Чтобы сделать автоматизированные звонки эффективнее, агентство планирует осуществлять еще и эмоциональную разметку разговоров. «Человек, например, может сказать: да, я заплачу. А может: ага, сейчас, заплачу я. Набор слов — схожий, а смысл — диаметрально противоположный», — поясняет Сергей. Следующий шаг — создание новой системы под рабочим названием «киборг-коллектор», которая будет помогать оператору вести сложные переговоры (анализируя диалог и выводя на монитор в онлайн-режиме информацию о должнике и прочие подсказки).

«Мы не претендуем на то, чтобы заменить человека машиной, — в полной мере это невозможно, — говорит Сергей. — Машинное обучение лишит нас части рабочих мест, но создаст их еще больше, делая человеческий труд разумнее». Глава Сбербанка Герман Греф настроен более решительно — он собирается сократить половину из 330 тыс. сотрудников банка к 2025 году.

Взгляд со стороны

«Технология обелит рынок и избавит людей от рутины»

Константин Ордов, профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова

«Потребность в роботе-коллекторе явилась следствием череды криминальных расправ коллекторов с должниками. Тень, брошенная на коллекторский бизнес, вынудила законодателей ужесточить требования к рынку, что поставило коллекторский бизнес на порог рентабельности. Дешевая альтернатива человеческому труду в таких условиях — настоящая находка.

Иногда складывается ощущение, что, разработанные Сбербанком скрипты уже сделали роботами всех их сотрудников, так что собеседник может и не заметить подмены. Но главное здесь то, что робот не способен на эмоции, его невозможно «развести» на агрессию, вызвать в нем жалость. Все это существенно увеличивает эффективность работы робота-коллектора».

«Через два-три года треть разговоров с должниками будет вести робот»

Дмитрий Песоцкий, менеджер по продвижению решений для контактных центров КРОК

«Технологии на основе искусственного интеллекта — очень перспективная ниша: через два-три года общение с клиентами банков и коллекторских агентств будет на 30–35% происходить с помощью искусственного интеллекта. Однако развиваются эти технологии пока что на уровне хайпа. Робот не универсален: наиболее высокой его конверсия будет на стадии софт-коллекшн, когда сумма долга еще невелика. Здесь роботы будут напоминать о задолженности. С клиентом, перешедшим в категорию хард-коллекшн, должен разговаривать уже опытный оператор, который может выстроить диалог максимально гибко».

«Роботы заменят коллекторов, как заменили рекрутеров и юристов»

Александр Трифонов, совладелец юридического сервиса 48Prav.ru

«Робот-коллектор — абсолютно рабочая и масштабная история. Очевидно, что эта технология изрядно потеснит коллекторские компании с штатом, состоящим только из живых операторов. Доказательство тому — роботы-юристы и роботы-рекрутеры, которые уже успешно конкурируют со специалистами-людьми. Экономия тоже налицо: стоимость разработки ПО действительно высока, но через несколько лет ее эксплуатация позволит не только окупить расходы, но и увеличить маржинальность за счет сокращения затрат на ФОТ».

Автор: Валерия Житкова.

http://www.rbc.ru/own_business/04/09/20 … m=newsfeed

0