«Современный мир уходит от вещизма. К чему он приходит? К впечатлениям»
Три четверти потребительских товаров толком не используются, но требуют хранения и содержания. Стоит ли в таком случае дарить вещи? И если стоит, то какие и как?
Еще лет пять назад в России подарками считались предметы интерьера, гаджеты и всякого рода приколы вроде игрушечной куклы Вуду или часов с обратным ходом. Сейчас подход к подаркам иной. Дарить стараются то, что действительно пойдет в дело, а не будет пылиться на полке. Это практичные вещи с хорошим дизайном:ланчбоксы, предметы обихода, кухонные аксессуары – все, что пригодится в повседневных занятиях.
К примеру, один из лидеров мирового рынка подарков – компания Joseph Joseph занимается в основном кухонными аксессуарами. Она стала известной благодаря товару, который никогда не придет в голову подарить: это разделочная доска, но не простая. Доска сгибается по краям, образуя скаты, которые мешают нарезанным продуктам просыпаться мимо. Выглядит эта штуковина так, что ее не стыдно подарить девушке на 8 Марта, и при этом она практична.
Впрочем, вещи в подарок постепенно теряют свою актуальность, в большей цене теперь впечатления.
Подарки-сюрпризы по подписке
Американский интернет-магазин подарков Fancy придумал новую технологию дарения – проект Fancy Box, смесь почтовой подписки, каталожных продаж и e-commerce. Суть в том, что, помимо обыкновенных покупок, на сайте посетителям предлагается подписка на подарки сроком, скажем, на три или шесть месяцев. При этом, что за вещи станут присылать выбранному тобой адресату, ты не знаешь, но можешь задать тематику. Например, это будут подарки от звезды типа Снуп Догга или Дженнифер Лав Хьюитт или «подарки для отцов».
Такую же модель в России использует интернет-магазин EnjoyMe с проектом EnjoyMe Box. Как и в случае с Fancy Box, подарки в российском интернет-магазине могут быть ограничены ценой, но заранее неизвестно, что достанется получателю. Отличие в том, что EnjoyMe Box – это сервис в основном для корпоративных покупателей. Компании подписываются на сервис и таким образом отдают на аутсорсинг покупку корпоративных подарков для сотрудников.
Безвозмездный обмен подарками
В Японии есть культурное явление, которое называется «гири». Это моральный долг, который следует отдать. Среди прочего частью «гири» является культура дарения подарков, которая кажется сложной, но на самом деле сильно упрощает жизнь. На День святого Валентина девушки дарят мужчинам шоколад, а через месяц, в так называемый «белый день», мужчины дарят девушкам зефир.
В общем, подарки в Японии дарят друг другу постоянно, строго определенные и по разным поводам. Дарение подарков там не связано с особыми эмоциями и чувствами, это просто естественная часть повседневной жизни, как чистка зубов или заправка автомобиля. Ту же самую идею эксплуатирует российский проект для обмена подарками «Дару-дар». По сути, это онлайн-барахолка, которая позволяет избавиться от ненужных вещей, но имеющих все же какую-то ценность для будущего владельца.
Рекомендации на основе больших данных
Рекомендательные сервисы типа Retail Rocket все активнее используются в электронной торговле. Неудивительно: они повышают продажи до 15%. Простые сервисы являются плагином для сайта, который показывает покупателю дополнительные товары. Если ты купил принтер, то система посоветует картриджи для него. Системы посложнее советуют покупателю то, что приобретали другие покупатели вместе с товаром, который он выбрал.
Сервисы рекомендаций хороши в продаже продуктов с сильной эмоциональной составляющей, там, где люди дают оценки и ставят лайки. Такая система рекомендаций готовится у нас, в интернет-магазине Yagoodza. Сложная система рекомендаций может анализировать лайки и оценки и причислять пользователя к узкой группе единомышленников. После этого если несколько человек внутри группы одинаково высоко оценят один и тот же продукт, то система посоветует его и остальным участникам группы.
Рекомендательные сервисы могут обрабатывать совершенно разную информацию, и в сфере подарков они имеют большой потенциал из-за неожиданных результатов, которые получаются на основе Big Data. Например, уже известно, что на вкусы не влияет география и доход. То есть у состоятельного жителя столицы могут быть те же предпочтения в отношении кино, музыки и литературы, что и бедного провинциала. Однако при этом они серьезно могут расходиться в оценках шрифта или, допустим, любимой марки кроссовок.
Дарение впечатлений вместо вещей
Идея дарить впечатления вместо подарков появилась еще в 1990 году в Великобритании. Авторство принадлежит женщине-предпринимателю Рейчел Элно. По легенде, она придумала свой проект Red Letter Days, когда искала нестандартный подарок для своего отца и остановилась на покупке билета на матч по крикету. Проект существует до сих пор и предлагает приобрести в качестве подарка гонки на суперкарах, водные прогулки по Темзе и другие источники приятных впечатлений.
Сейчас впечатления – самый быстрорастущий сегмент на мировом подарочном рынке, и на российском тоже. За последние годы появилось несколько успешных игроков: «Эмпрана», Smile, P.S.Box. Рост подогревается сразу несколькими идеями, популярными в западном мире, которые находят все больше поддержки и в России. Современный мир постепенно отказывается от вещизма. Ведь известно, например, что чуть ли не половина еды, которую покупают американцы, оказывается в мусорном ведре, а три четверти потребительских товаров вообще не используются, но требуют хранения и содержания. А подарки-впечатления не отягощают быт, но дарят не меньше эмоций, чем вещи.
Подарочные сертификаты для всего
Смысл подарков-сертификатов лучше всего передает проект Сергея Жукова, участника группы «Руки вверх!» и создателя «БериДари». Одних только мягких игрушек Жуков получил за свою карьеру такое количество, что они не вместились бы в его квартиру. А идея «БериДари» состоит в том, чтобы люди не тратились на подарки, которые некуда девать, и на специальном сайте оплачивали только то, что действительно нужно.
Другой похожий проект, Giftery. был запущен на средства Fast lane ventures бывшим менеджером «Яндекса» Григорием Лебедевым. Принцип Giftery был еще проще. На сайте за несколько кликов можно купить для кого-нибудь подарочный сертификат, который годится для покупок в какой-нибудь одной розничной сети типа Lush или «М.Видео» или сразу в нескольких.
Идея подарочных сертификатов была подхвачена всеми ритейлерами, кто продает подарки и не только. Сейчас подарочный сертификат можно приобрести и в «Ашане», и в сети «Солдат удачи», где продаются пистолеты и мачете. Ведь для многих оружие – это практичная вещь и одновременно яркое впечатление.
РУСЛАН МАДЖИТОВ