Минфин предлагает президенту экономить на пенсиях, материнском капитале и чиновниках
Юлия Синяева Сегодня, 00:05
ИТАР-ТАСС
В сентябре Владимиру Путину представят предложения Минфина по повышению эффективности бюджетных расходов. РБК daily ознакомилась с проектом соответствующего доклада. Он состоит из 13 блоков, уменьшать траты казны в нем предлагается за счет замедления роста пенсий, отмены материнского капитала, сокращения госслужащих и усиленного контроля за гособоронзаказом.
Провести экспертизу эффективности расходов бюджета и подумать над их оптимизацией президент поручил Минфину и Минэкономразвития весной этого года. К решению задачи были привлечены и эксперты из РАНХиГС, ВШЭ и других аналитических центров. Среди них — проректор ВШЭ Андрей Жулин. Разрабатывать документ он вместе с коллегами начал в апреле. Всего было создано 13 экспертных групп по разным направлениям.
Основной посыл к началу совместной работы у экспертов и Минфина был общий: бюджет тратится явно неоптимально, вспоминает г-н Жулин. Единственное их расхождение с ведомством Антона Силуанова заключалось в том, что эксперты считали: некоторые сферы — образование, здравоохранение, соцобеспечение — нуждаются в дополнительных средствах. «Позиция же чиновников более радикальная», — говорит Андрей Жулин.
Изначально в докладе было 163 страницы, осталось только 85: многие предложения Минфин исключил. На днях итоговый доклад был направлен в аппарат правительства, часть из предложенных идей войдут в итоговый доклад к Госсовету в октябре (см. РБК daily от 11.07.13), знают несколько чиновников Белого дома и один из сотрудников московской мэрии.
Либо работа, либо пенсия
Первый раздел доклада посвящен пенсионной системе (см. таблицу). Наибольшую экономию даст изменение вариантов индексации пенсии, следует из документа. К примеру, индексация фиксированного базового размера страховой части по инфляции (один раз в год вместо двух) позволит сэкономить к 2020 году до 781 млрд руб.
Если Минфин предлагает направить сэкономленные суммы на сокращение трансферта в ПФР, то социальный блок правительства — оставить часть средств в пенсионной системе и переместить их на страховую часть, а уже остальное — на сокращение трансферта.
Еще один вариант — установить рост пенсий на уровне инфляции плюс 2%. По оценкам Минфина, в долгосрочной перспективе это сэкономит до 1,5 трлн руб. Однако в этом случае рост пенсий замедлится еще значительнее, и достичь целевого показателя по их размеру в 2,5 прожиточного минимума пенсионера к 2030 году не удастся, говорит замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.
Изменения могут коснуться и работающих пенсионеров. Минфин планирует отменить перерасчет размера страховой пенсии, а также предлагает выплачивать фиксированный базовый размер трудовой пенсии (на период работы), только если совокупный доход не превышает 2,5 МРОТ (то есть около 14 тыс. руб.).
«Перерасчет размера страховой пенсии повысит целевой характер пенсий, которые являются страховкой от потери заработка. Сэкономленные деньги останутся в системе и пойдут на увеличение выплат тем пенсионерам, которые прекратили работу», — объясняет г-н Горлин.
Материнский капитал в пользу бедных
Авторы предлагают прекратить выдачу сертификатов на материнский капитал на вторых и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2016 года, но при этом одновременно хотят усилить поддержку бедных семей. Еще один вариант «социального маневра» — развитие института профессиональных приемных семей на возмездной основе (сейчас безвозмездная опека вытесняется в силу экономической невыгодности для семьи).
Изыскать резервы попытаются также в образовании (в частности, количество федеральных вузов к 2016 году должно сократиться с 571 до 500) и развитии транспортной инфраструктуры (возможен отказ от субсидирования железнодорожных перевозок на маршрутах свыше 1,5 тыс. км в пользу авиации и перевод пилотов на платное обучение).
Больше военных, меньше чиновников
Траты на оборонку предлагается сокращать через инвентаризацию бюджетных расходов, сведения о которых составляют гостайну, но часто таковой не являются, постепенный отказ от кредитных схем при реализации программы вооружения, а также введение дополнительной ответственности госзаказчиков. «На кредитовании идут большие потери, реальный объем госзаказа позволяет финансировать проекты напрямую», — объясняет г-н Жулин.
Резервы экономии эксперты нашли также в госуправлении: они предлагают сократить количество госслужащих в связи с переходом на электронный документооборот и принцип «одного окна», а также за счет объединения ведомств с пересекающимися функциями (например, сейчас в Белом доме обсуждают идею об объединении ФАС и ФСТ). Однако механическое объединение ведомств особой экономии не даст, уверен г-н Жулин: «ВШЭ предлагает сокращать число контрольно-надзорных полномочий. Многие из них регулируются еще актами советского периода, ряд из них невозможно осуществить». Особенно большие «резервы» есть у ФНС, ФТС, Росреестра, отмечается в докладе.
Меньше депутатов, больше приватизации
Авторы доклада также предлагают реализовать идею о переходе с 2017 года на единую консолидированную субсидию, подумать о сокращении численности муниципальных депутатов минимум на 10% и отменить назначения сити-менеджеров. Еще один значимый резерв — управление госимуществом. Выплата госкомпаниями дивидендов (25% чистой прибыли, решение принято недавно) в 2014 году принесет в бюджет дополнительно более 200 млрд руб.
Кроме того, авторы предлагают создать Федеральный фонд развития недвижимости (для приватизации объектов недвижимости), предоставлять бюджетные инвестиции на возвратной основе дочерним компаниям или холдингам с использованием корпоративных облигаций, а также усилить контроль за госинвестициями через выпуск в пользу государства привилегированных акций.
«Еще одна программа действий лишней не будет, но принципиально ситуацию не изменит, — комментирует проект доклада директор департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. — Тем более в программе есть пункт по разработке «дорожной карты», а это еще сильнее тормозит процесс. Для реализации всех этих мер в стране не хватает профессионалов с практическим опытом».
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСРАСХОДОВ