Самовар как элемент гармонии человека и природы
Русская чайная традиция - это поток перепутанных и спорных историй и утверждений. Но по этому потоку гордо плывет один совершенно бесспорный и неподвластный никакой критике объект - самовар.
В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития.
[реклама вместо картинки]
Русское выражение "сидеть у самовара" означает вести неторопливую беседу, попивая при этом чай, приготовленный с помощью самовара.
[реклама вместо картинки]
Это действительно напоминает японскую чайную церемонию, но более углубленную и расширенную. Восточная чайная церемония в своей основе направлена на самоуглубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного. Русская церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
[реклама вместо картинки]
Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками всегда сложен психологически. Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий собеседник замолкает и уходит «в себя». Для создания духа демократичности был необходим некий «молчаливый собеседник», глядя на которого и обращаясь к которому можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым или прерванным в середине рассуждения. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару. Он стоит всегда в центре стола и закрывает собеседников друг от друга. Он «добрый» по своему образу - округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу, придавая некоторую ирреальность происходящему. Он как бы растворяется в этом отражении, направляя мысль на поиск образа и формы рассказа.
[реклама вместо картинки]
Все возрастающий интерес населения к жаровым самоварам, ощущаемый в последнее время, связан с массовой застройкой пригородов и возросшей тягой населения к проживанию внегородских условий, а также негативному влияния электромагнитных полей от современного кухонного оборудования. Популярность русского самовара вполне объяснима - он всегда был своеобразным олицетворением русского гостеприимства и радушия, располагал к задушевной беседе и наполнял дом радостью, спокойствием и уютом.
[реклама вместо картинки]
Самовары можно разделить на 3 группы:
1. Редкие из дорогих металлов и на высоком художественном уровне, изготовленные известными мастерами или ювелирами. Такие самовары не попадают на рынок, а находятся либо в музеях и драгхранилищах, либо в частных коллекциях серьёзных ценителей антиквариата.
2. Имеющие особую художественную ценность, редкую форму, посеребрённые гальваническим способом и плакированные серебром.
3. Обыкновенные, чисто функциональные.
Для первой группы самоваров основным материалом , из которого изготовлен самовар является золото и серебро. В данной группе самовары экстра-класса изготовлялись по индивидуальным заказам в единственном экземпляре или малыми сериями. Время изготовления таких шедевров - первая треть ХIX века.
[реклама вместо картинки]
Самовар. Фирма П. Овчинникова, Москва, 1891. Серебро. 40х27, 2х30,0 см.
Самовары второй группы - это, как правило, самовары редких форм, выполненные из посеребренной латуни, реже - из накладного серебра или мельхиора, меди или латуни. В эту группу попадают многие польские самовары, отличающиеся особой изысканностью. Это самовары фабрик Иосифа Фраже (1797 - 1867), В. Норблина, Р. Плевкевича. Самовары этих фабрик изготовлялись из плакированного серебром мельхиора или покрывались методом гальваники. Большинство самоваров этой группы выполнялись примерно в одинаковом объёме (7 литров).
[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]
[реклама вместо картинки]
Самовары третьей группы изготавливались из меди, томпака, латуни и, редко, мельхиора. Во второй половине ХIX века наиболее распространенным и дешёвым материалом стала латунь, иногда использовали различные заменители серебра - нейзильбер и мельхиор (это сплавы на основе меди, цинка, никеля с разными добавками железа, марганца и других элементов). Они хорошо имитировали дорогие серебряные самовары, а стоили во много раз меньше и, конечно, на такие самовары был постоянный спрос небогатого городского и сельского населения. Чтобы сделать простой самовар более нарядным и похожим на дорогой серебряный, производители часто, особенно в конце ХIX века, никелировали латунные самовары и сопутствующие им подносы и чаши.
[реклама вместо картинки]
Современный антикварный рынок самоваров чем-то напоминает разрезанный на неравные части пирог, и каждому покупателю, исходя из его вкусов и возможностей, предлагается определённый кусочек этого лакомства. Однако "крупных" кусков этого пирога мало, так что на всех желающих не хватает.
[реклама вместо картинки]
Покупатель, услышав цену на самовар, думает, что на его цену влияет в основном его размер, но здесь таится некий парадокс. Самовары объёмом менее трёх литров уходят в другую подгруппу самоваров, так называемых "эгоистов" и количество данной группы самоваров (от 3 литров до 1 стакана) было выпущено несоизмеримо меньше, чем объёмом от 3 до 8 литров. Количество дошедших до наших дней этих малюток на порядок меньше.
[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]
Разожгите самовар и не забудьте пригласить на чашку чая близких и друзей!!!
[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]
Можно жить без самовара... Но с самоваром жить лучше!