Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » АНТИКВАРИАТ И БЛОШИНЫЕ РЫНКИ » Можно жить без самовара... Но с самоваром жить лучше!


Можно жить без самовара... Но с самоваром жить лучше!

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Самовар как элемент гармонии человека и природы

Русская чайная традиция - это поток перепутанных и спорных историй и утверждений. Но по этому потоку гордо плывет один совершенно бесспорный и неподвластный никакой критике объект - самовар.

http://i46.fastpic.ru/big/2012/1106/0d/15682bac5f1e71957736d46076d8ed0d.jpg

В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития.

[реклама вместо картинки]

Русское выражение "сидеть у самовара" означает вести неторопливую беседу, попивая при этом чай, приготовленный с помощью самовара.

[реклама вместо картинки]

Это действительно напоминает японскую чайную церемонию, но более углубленную и расширенную. Восточная чайная церемония в своей основе направлена на самоуглубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного. Русская церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

[реклама вместо картинки]

Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками всегда сложен психологически. Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий собеседник замолкает и уходит «в себя». Для создания духа демократичности был необходим некий «молчаливый собеседник», глядя на которого и обращаясь к которому можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым или прерванным в середине рассуждения.  Эта роль отводится в русском чаепитии самовару. Он стоит всегда в центре стола и закрывает собеседников друг от друга. Он «добрый» по своему образу - округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу, придавая некоторую ирреальность происходящему. Он как бы растворяется в этом отражении, направляя мысль на поиск образа и формы рассказа.

[реклама вместо картинки]

Все возрастающий интерес населения к жаровым самоварам, ощущаемый в последнее время, связан с массовой застройкой пригородов и возросшей тягой населения к проживанию внегородских условий, а также негативному влияния электромагнитных полей от современного кухонного оборудования. Популярность русского самовара вполне объяснима - он всегда был своеобразным олицетворением русского гостеприимства и радушия, располагал к задушевной беседе и наполнял дом радостью, спокойствием и уютом.

[реклама вместо картинки]

Самовары можно разделить на 3 группы:

1. Редкие из дорогих металлов и на высоком художественном уровне, изготовленные  известными мастерами или ювелирами. Такие самовары не попадают на рынок, а находятся либо в музеях и драгхранилищах, либо в частных коллекциях серьёзных ценителей антиквариата.
2. Имеющие особую художественную ценность, редкую форму, посеребрённые гальваническим способом и плакированные серебром. 
3. Обыкновенные, чисто функциональные.

Для первой группы самоваров  основным материалом , из которого изготовлен самовар является золото и серебро. В данной группе самовары экстра-класса изготовлялись по индивидуальным заказам в единственном экземпляре или малыми сериями. Время изготовления таких шедевров - первая треть ХIX века.

[реклама вместо картинки]
Самовар. Фирма П. Овчинникова, Москва, 1891. Серебро. 40х27, 2х30,0 см.

Самовары второй группы - это, как правило, самовары редких форм, выполненные из посеребренной латуни, реже - из накладного серебра или мельхиора, меди или латуни. В эту группу попадают многие польские самовары, отличающиеся особой изысканностью. Это самовары фабрик Иосифа Фраже (1797 - 1867), В. Норблина, Р. Плевкевича. Самовары этих фабрик изготовлялись из плакированного серебром мельхиора или покрывались методом гальваники. Большинство самоваров этой группы выполнялись примерно в одинаковом объёме (7 литров).

[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]

[реклама вместо картинки]

Самовары третьей группы изготавливались из меди, томпака, латуни и, редко, мельхиора. Во второй половине ХIX века наиболее распространенным и дешёвым материалом стала латунь, иногда использовали различные заменители серебра - нейзильбер и мельхиор (это сплавы на основе меди, цинка, никеля с разными добавками железа, марганца и других элементов). Они хорошо имитировали дорогие серебряные самовары, а стоили во много раз меньше и, конечно, на такие самовары был постоянный спрос небогатого городского и сельского населения. Чтобы сделать простой самовар более нарядным и похожим на дорогой серебряный, производители часто, особенно в конце ХIX века, никелировали латунные самовары и сопутствующие им подносы и чаши.

[реклама вместо картинки]

Современный антикварный рынок самоваров чем-то напоминает разрезанный на неравные части пирог, и каждому покупателю, исходя из его вкусов и возможностей, предлагается определённый кусочек этого лакомства. Однако "крупных" кусков этого пирога мало, так что на всех желающих не хватает.

[реклама вместо картинки]

Покупатель, услышав цену на самовар, думает, что на его цену влияет в основном его размер, но здесь таится некий парадокс. Самовары объёмом менее трёх литров уходят в другую подгруппу самоваров, так называемых "эгоистов" и количество данной группы самоваров (от 3 литров до 1 стакана) было выпущено несоизмеримо меньше, чем объёмом от 3 до 8 литров. Количество дошедших до наших дней этих малюток на порядок меньше.

[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]

Разожгите самовар и не забудьте пригласить на чашку чая близких и друзей!!!

[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]

http://i42.fastpic.ru/big/2012/0829/bb/045cfd9084d56a780dd4afe267b848bb.jpg

Можно жить без самовара... Но с самоваром жить лучше!

0

2

Самовары: «Эгоисты», «Отрада холостяка», «Тет-а-Тет»

Самовары небольших объемов в быту часто называли «эгоисты», «отрада холостяка», «тет-а-тет».

[реклама вместо картинки]

Объем их составлял от полутора стаканов до полутора литров воды.

[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]

Иногда название «эгоист» использовали в прейскурантах тульских самоварных фабрик, например, наследники В. С. Баташевы.

[реклама вместо картинки]

Самовар "Эгоист" на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера.

http://i41.fastpic.ru/big/2012/0829/12/ad6fe6c35cc29c243a5b8698e741ff12.jpg

«Самовар-эгоист», имел успех у холостяков и мелких чиновников.

[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]

Самый маленький самовар - на 75 грамм. Этот вид самовара и получил название «Эгоист», так как им мог пользоваться только один человек.

[реклама вместо картинки]

Эти самовары-малышки использовали рабочие царской армии. В них было удобно быстро нагреть воду и побриться.

[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]

Можно жить без самовара... Но с самоваром жить лучше!

0

3

Самовар - это символ русского гостеприимства и уважения к своим гостям

[реклама вместо картинки]

Что может быть уютнее чаепития - под сенью абажура, мирное тиканье домашних ходиков, за добродушно пыхтящим самоваром, собирающим семью для задушевного разговора? Это очаг тепла, дружелюбия, своего рода символ крепости и стабильности в мире жестких и динамичных ритмов современности.

http://i48.fastpic.ru/big/2012/1118/a5/f0952fc2ffae37c5b61dee80117d6fa5.jpg

Простому обывателю, который пьёт чай исключительно из электрического чайника, сложно понять людей, влюблённых в самовары.

[реклама вместо картинки]

В старину чай пили не спеша, даже для того, чтобы нагреть самовар, требовалось от 40 до 50 минут. Чаепитие было своего рода ритуальным действом, праздником. Это был длительный процесс  –  за один раз выпивалось по 15-20 чашек чая. Особенно хорош самовар после бани. Чай на Руси пили из блюдечка, с сахаром «вприкуску». Использовали рафинад, а песок покупали только для кухни – от него чай становился мутным. Кипяток из старинного дровяного самовара действительно имел совсем иной вкус.  Причём вода, вскипячённая в самоваре разных времён - царского или советского - тоже разная. Если царский самовар хорошо почищен изнутри, то такой чай хочется пить снова и снова.

[реклама вместо картинки]

На протяжении XIX - XX веков самовар был главным символом русского быта, центральным предметом чаепития, частью национальной культурной традиции. Самовар всегда был олицетворением русского гостеприимства и радушия, он располагал к душевной беседе и наполнял дом радостью, спокойствием и уютом.

[реклама вместо картинки]

Самовар был обязательным предметом в путешествии. Люди, отправлявшиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, с ложками, чашками и блюдцами.

[реклама вместо картинки]

Самовары обязательно имелись на каждой ямской, а позже железнодорожной станции, в придорожных трактирах и на постоялых дворах.

[реклама вместо картинки]

В коллекционировании самоваров, в отличие от коллекционирования, например, монет или марок, отсутствует система. Самовар делался вручную, выпускался в единичном экземпляре и мог быть прихотью мастера его изготовившего. Это было индивидуальное произведение. Долгое время за самоваром в России признавалась лишь утилитарная функция: к нему относились, прежде всего, как к предмету быта. Это одна из причин того, что старинных сосудов сохранилось крайне мало. В 1829 году самовар официально признан произведением декоративно-прикладного искусства. Он впервые демонстрируется на Всероссийской художественной выставке.

[реклама вместо картинки]

Коллекционеры охотятся за редкими формами самоваров – «петухом» и «паровозом», которые в отличие от самых распространенных «рюмочек» и «груш» найти непросто. У каждого из них были свои индивидуальные клеймо и методика отделки ручек, ножек самовара, которые выполнялись по заказу клиента. Самовары были посеребрённые, а по желанию клиента они золотились.

[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]

В 18-19 века иметь в доме самовар было недешёвым удовольствием. Всё равно, что сейчас повесить на стену огромный плазменный телевизор. Бочкообразные самовары были дешевле, но даже их могли позволить себе только люди со средним достатком.

[реклама вместо картинки]

Предшественники русских самоваров были известны с давних времен. Ими пользовались в Европе, Китае, Древнем Риме. Но именно в XVIII веке в России была создана наиболее оптимальная конструкция самовара. Именно она дошла в неизменном виде до наших дней. Самовары того времени сегодня стали антиквариатом.

[реклама вместо картинки]

Особый интерес у коллекционеров вызывают самовары, произведенные в Туле. Именно в этом городе появилось первое устройство для приготовления чая.

[реклама вместо картинки]

Раньше многие не понимали ценности старинных самоваров. Некоторые из них можно было встретить в заброшенных домах, возле помойки, на пункте сбора металлолома или отыскать на чердаке. Сейчас подобные раритеты стоят значительных средств. Поэтому создание коллекции самоваров требует терпения и, естественно, немалых денег.

[реклама вместо картинки]

Сегодня среди бытового металла первое место по спросу занимают именно самовары. Количество медалей на них хотя и влияет на спрос, но по существу является лишь своеобразной этикеткой фабрики-изготовителя и ничего не говорит о его ценности.

[реклама вместо картинки]

Старинный самовар - это антикварное изделие, имеющее, прежде всего художественную ценность. Но как определить "антикварность" самовара? Собственно, антиквариатом считаются старые и редкие вещи, с которыми совершаются сделки купли-продажи. В основном их скупают коллекционеры. Если уж по-настоящему вникать в суть этого слова, то стоит обратиться к президентскому указу "О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей". Там говорится о том, что антикварными предметами являются культурные ценности, которые были созданы более полувека назад. Таким образом, к антикварным самоварам можно отнести самовары, изготовленные более 50 лет назад. Однако это определение достаточно условно и не может гарантировать ценность изделия, выпущенного, скажем, в 1961 году. Старые самовары, выпущенные в свое время огромными тиражами, вряд станут покупать по высокой цене.

[реклама вместо картинки]

Вывезти за границу антикварный самовар будет непросто, ведь такое изделие считается культурной ценностью государства. На таможне работают хорошие оценщики и антиквары, которым не составит труда определить ценность и уникальность изделия.

[реклама вместо картинки]

0

4

Самовар кипит - уходить не велит ...

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » АНТИКВАРИАТ И БЛОШИНЫЕ РЫНКИ » Можно жить без самовара... Но с самоваром жить лучше!