Искусство самовара.
Русский самовар - интересная и малоизученная область истории отечественного художественного металла. В сознание современного человека прочно вошло представление о чаепитии с самоваром как о национальной особенности русского быта. Трудно встретить человека, который не слышал бы или не имел представление о самоваре. Более того, русский самовар представляет собой яркое явление декоративно-прикладного искусства и мануфактурного производства.
На протяжении всей истории производства самоваров в Туле и вообще в России их внешний вид и художественное оформление менялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса и моды. В XVIII веке русский самовар изготавливался в духе классицизма, в начале XIX века – в стиле ампир, во второй половине столетия сказалось влияние различных «исторических» стилей - рококо, барокко, неогрек, в начале ХХ века на фасон самоваров оказал влияние модерн.
Ранний русский самовар 1740-х гг. еще значительно отличался от привычных нам форм и конструкции. Он был разборным, состоял из шарообразного съемного тулова с конусовидной трубой-жаровней и стационарной подставкой – поддоном. Внешне он был отчасти сходен с английскими «чайными урнами» (бульотками с внутренней глухой трубой-жаровней). Шарообразное тулово, а также форма, повторяющая традиционную русскую посуду – братину, чашу, стали самыми ранними, определявшими внешний облик самовара.
Сам русский самовар в первый период своего существования в быту представлял собой посуду, используемую высшими сословиями общества. Обусловлено это было тем, что чаепитие проникло в Россию в середине 17в., и до первой половины 19в. бытовало в основном, в дворянских кругах. Соответственно, требования к самовару, как к дворянской столовой посуде, были весьма высоки: он обязательно должен был быть нарядным и естественно входить в предметную обстановку дома. Как предмет быта он был стилистически связан с интерьером, эволюция которого, в свою очередь, следовала стилистическим изменениям в архитектуре.
В конце 18в. в архитектуре и связанном с нею интерьере господствовал стиль «классицизм». Основным принципом этого стиля была ориентация на античное искусство, строгая ясность и архитектоничность форм; соответствие образа предмета его функциональному назначению. Тулово самовара в этот период принимает форму вазы или античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом. Стенка тулова расчеканивалась ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображениями цветочных гирлянд, накладками из листьев (акантов, пальметт) и маскаронов, поясками растительного или геометрического орнамента.
Поздний классицизм уже утрачивает гармонию: он впадает в пышность и обогащенность или же в жесткость, сухость и измельченность. Но когда мастер подходил к созданию предмета с пониманием задачи, стремясь выявить выразительность объема и линии, когда он чувствовал самый дух стиля, он создавал русский самовар, полностью отвечающий эстетическим требованиям своего времени. Использование форм античной амфоры, четкий линейный контур тулова, графичность ручек, соответствие внешнего вида изделия его функциональной задаче выдвигали такие самовары в ряд прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства. Одновременно в этот период в обиход входят формы, связанные с устоявшимися образцами бытовых вещей. Это – самовары в форме 4-,6-,8-гранной коробки, бочонка.
С 1830-х гг. в общем развитии русского искусства появляется новый этап, характеризуемый поисками нового стиля. Наряду с произведениями классицизма возникают и другие, в которых прослеживались обращения к историческим стилям. Это явление получило название эклектики или историзма.
Излюбленной формой самовара в стиле «неогрек» явился античный сосуд - кратер. Форма эта была, очевидно, позаимствована у фарфоровых ваз, в больших количествах выпускавшихся в это время императорским фарфоровым заводом. Ощущение монолитности самовара типа "кратер" усиливалось низкой, как правило, глухой шейкой без решетки. Декорированы такие самовары были чрезвычайно скупо: лишь репеек да место крепления ручек имели рисунок, напоминающий акант. Зато сами ручки служили дли придания большей выразительности самовару: лаконичная и энергичная пиния ручки вторит изгибу верхней части тулова: функциональная деталь использовалась для усиления звучания всего образа изделия. Стремление самоварщиков избегать перегруженности в декоре, полнее добиться выразительности общей формы за счет выявления архитектоники предмета проявились очень ясно и говорили о высоком художественном вкусе мастеров.
Неогрек проявился в самоварах и в форме другого античного сосуда – килика. Эта форма более тяготела к горизонтальности. Оригинальность формы подчеркивалась линией поддона, ручек, плоской крышкой и краном с горизонтально расположенной веткой – скобой. Одной из возможностей усилить декоративность самовара, избегая использование чисто украшательных деталей, было гранение стенки. Гранные самовары, сохраняя лаконичность цельной формы, приобретают большее пластическое разнообразие.
С середины 19 в. в русских самоварах наблюдается отход от более-менее четкого стилистического решения Связано это было с тем, что эклектическая направленность в искусстве и архитектуре не вызывала отклика у мастеров. Даже в тех изделиях, которые смело можно было отнести к тому или иному стилю, не было заострения внимания на чисто декоративных деталях. Особенности и самый дух классицизма, его последней стадии - ампира, позже одного из ретроспективных стилей «неогрек», воплощались в самоваре не в деталях, а в целом - в решении образа произведения, который в первую очередь зависел от формы стенки, пропорционального подчинения ей функциональных деталей: поддона, крышки, ручек.
Тульские мастера избегали украшать самовар многочисленными декоративными деталями в отличие от московских или варшавских самоварщиков. Именно за счет удачно найденного решения они придавали самоварам особую лаконичную выразительность. Поэтому возникающие в "большом искусстве" середины 19 в. ретроспективные стили - второе рококо, псевдоготика, русско-византийский стиль - не находили воплощения в самоварах, ибо их главная особенность, а именно, имитационный, подражательный характер, с использованием отошедших в прошлое декоративных форм, не соответствовали вкусу тульских самоварщиков.
С середины 19 в. формообразование тульских самоваров начинает развиваться по-особому, теряется то влияние стилей, которое наблюдалось в конце 18 – первой трети 19вв. Связано это явление было с изменением социального положения потребителя. Чаепитие в России вошло повсеместно в быт широких слоев населения в конце 1840-х гг. Дворянство с его рафинированными культурными требованиями перестало быть единственным потребителем продукции самоварного производства. Однако «упрощение» форм самоваров происходило не столько от ориентации на невзыскательный вкус среднего потребителя, сколько с традициями народного быта, от которых русский ремесленник не мог быть оторван в своем сознании. Было бы неверным рассматривать самовары второй половины 19 в. как только продукт массового производства, уже не имеющего художественной ценности. Тот образ жизни, которому эти изделия служили, и вкусы потребителя, для которого они предназначались, накладывали неизгладимый отпечаток на художественный строй и характер любого произведения народного декоративного искусства.
При отсутствии стилистической изысканности тульских самоваров второй половины 19в. сложность и многообразие их форм говорят о неравнодушном отношении мастеров к их продукции, о большой творческой работе. Именно во второй половине 19в. появилось такое количество форм самоваров, которых не было в предыдущий период, но ставшие впоследствии традиционными. Большинство этих форм сами мастера именовали вазами, и отличались они сложностью своего строения и мягкостью переходов от одного обьема к другому. Форма вазы прижилась и, пользуясь популярностью у потребителя, просуществовала до нашего времени, видоизменяясь, обогащаясь новыми решениями. В силу ручного производства мастер имел возможность варьировать форму самовара, используя при сборке различные по своему виду детали.
Наряду со сложной формой «ваза» создавались более простые, не лишенные своей красоты и выразительности. Одним из распространенных простых типов была форма «рюмка», «яйцо», «шар», «дуля».
Несмотря на увеличение доли выпуска самоваров для небогатого потребителя, продолжалось производство и для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии. Эти группы населения красоту видели прежде всего в наличии многочисленных декоративных деталей, в пышности внешнего вида изделий, в богатстве и изощренности их внешнего облика. Здесь сказались эстетические взгляды второго периода эклектики, с использованием декоративных приемов самых различных стилей, с произвольным сочетанием их в одном предмете, с тенденцией нагруженности внешнего вида. Эклектика не принимала лаконичность и ясность как эстетическую основу художественного изделия. Эта установка настолько прочно вошла в сознание, что на протяжении длительного времени изделия, лишенные пышного декоративною убранства, не воспринимались, как имеющие художественную ценность.
Русский самовар получает тенденцию к усложнению общего решения формы, пышности отделки, которые резко изменяли его характер. Впрочем, в таком своем виде он органично вошел в быт богатого дома, прочно вписавшись в городской интерьер второй половины 19 в., характеризуемый разностильем и перегруженностью деталей.
Показательно, что в тульских самоварах, выполненных для богатого потребителя, в основе лежали традиционные формы. Как правило, «ваза» усложнялась гранением, "ложками", "каплями", "колонками" и "витыми колонками", другими декоративными изображениями. Зачастую самовар на заказ изготавливался по эскизу художника и для него отливались специальные кобылины. Стоили такие самовары дорого, изготавливались небольшим тиражом и задумывались очень нарядно.
На рубеже 19 и 20 вв. в самоварном производстве ярче, чем в предшествующий период, проявлялась связь со стилевыми изменениями в «большом искусстве», с техническим прогрессом, с изменившимся отношением к понятию красоты. В 1890-1900-е гг., как реакция на «многостилевое бесстилье эклектики», в русском искусстве появился модерн. Это стилевое течение характеризовалось новыми эстетическими воззрениями: линия была выражением объема. Однако среди изделий самоварного производства редко можно найти образцы, воплотившие бы в себе характер модерна так полно, как это было в фарфоре, стекле, керамике. Традиции образного решения самовара как функционального предмета, замедленность реакции производства привели к тому, что относительно самоварных форм или фасонов можно говорить лишь об отголосках отражения стиля «модерн».
Дух времени нашел свое воплощение в новом отношении к фабричной продукции. Промышленные изделия прочно вошли в жизнь и быт. Начинали видеть красоту в точности машинного исполнения, к предмету предъявлялись прежде всего требования функциональной ясности. Традиционное стремление самоварщиков к ясному решению формы, выявлению функционального значения самовара, желание избегать перегруженности декоративными деталями нашли, наконец, поддержку потребителя. Широко распространяются такие простые геометрические формы как: яйцо, шар, банка. Способствовали этому и технические новшества, вводимые на некоторых крупных фабриках. Так, на фабрике Торгового дома «Б. Г.Тейле и сыновья» стенку самовара-банка начинают изготавливать путем штамповки. Штампы использовали и для изготовления поддона и крышек. Но применялись эти нововведения далеко не везде, и огромное количество надомников продолжали изготавливать детали самоваров вручную.
Благодаря применению штампов фасон «самовар-банка» выпускали в больших количествах. Его функция была представлена предельно четко, но самовар потерял свое обаяние и красоту. Самоварное производство начинает мало помалу выпускать продукцию, лишенную художественной ценности. Особенно усилился этот процесс после революции 1917г., когда частные фабрики были национализированы.
Привычный взгляд на самовар как на сугубо бытовой предмет привел к тому, что в период индустриализации производством самоваров занялось крупное промышленное предприятие – Тулпатронзавод, после 1943г. завод «Штамп». Самовары создавались механизированным способом и над их внешним видом не работали художники. И лишь в послевоенное время о самоварах вспомнили как о красивых представительных предметах национального быта. К их изготовлению были привлечены художники-профессионалы. В конце 20в. завод выпускал три десятка модификаций самоваров, но все они являлись результатом переработки каких-либо ранее бывших форм и не представляли собой образцы принципиально новых художественных решений. Исключение составляли самовары, изготовленные по индивидуальным проектам художников-дизайнеров по поводу каких-либо дат и событий общественно-политической жизни.
К сожалению, с утратой ручного производства утрачена была и тенденция к постоянной видоизменяемости форм, которая периодически рождала образцы высокохудожественных изделий.
http://www.samovaroff.net/
http://www.liveinternet.ru/journalshowc … mp;categ=0