Кому молочной продукции из пальмового жира?
Андрей Даниленко
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
На днях Минэкономразвития выпустило собственную оценку техрегламента Таможенного союза «Молоко и молочная продукция» (должен заменить существующий в России). В нем ведомство, по сути, выступает противником существующих норм, согласно которым молочным может считаться только тот продукт, в котором доля растительного жира не превышает 50%, а доля сухого молока – 20%. По мнению консультантов министерства, в интересах российской экономики необходимо, чтобы продукты с долей растительного жира в 70–80% также считались молочными. К ним относятся продукты, изготовленные «по технологии» сметаны, творога, сыра, мороженое, произведенное с использованием растительных масел; заменители сливок и ряд других.
Аргументов масса: 1) борьба с дефицитом молочного сырья, 2) защита российского производителя, 3) забота о малоимущих слоях населения, которые являются основными потребителями дешевой «молочной» продукции, 4) стремление предотвратить рост фальсификата. При этом в документе говорится, что потребительские свойства продуктов с молочным и растительным жиром не отличаются. Приехали.
Молоко – уникальный продукт. В молочном белке существуют аминокислоты, которые позволяют расщеплять жир и другие компоненты. Растительные жиры обычно этими свойствами не обладают: они не так полезны и расщепляются хуже. Хорошо, если в качестве растительного жира используется оливковое или подсолнечное масло, которые усваиваются легче. Но так называемые «тропические» дешевые жиры вроде масла пальмы и кокоса организму перерабатывать тяжело. Мы не ощутим негативный эффект сразу. Но при длительном потреблении могут возникнуть проблемы со здоровьем. Доля растительных жиров – вопрос принципиальный. И в корне неверно говорить, что нет никакой разницы между продуктами с их содержанием в 50% или 80%.
В последние годы качество многих молочных продуктов ухудшилось именно за счет увеличения в них доли растительного жира. Производители стремятся удешевить продукт, идя навстречу торговым сетям и потребителям. Однако так мы обманываем сами себя: натуральный молочный продукт, может, и стоит в три раза дороже, чем продукт с растительным жиром, но при этом он полезнее раз в десять.
Наличие техрегламента очень важно с точки зрения трех вопросов: потребитель должен знать, что он покупает, что продукт безопасен для него, а также что является просто полезным, очень полезным и очень-очень полезным. Мы должны переходить на техрегламент. И наше население начнет понимать, что оно ест. Если люди предпочитают продукты с растительным жиром, сухим молоком, крахмалом – ради бога. Но пусть это будет сознательный выбор, а не обман. Для этого продукты должны назваться соответствующим образом. Потребитель не должен становиться ученым, чтобы понимать, какой продукт ему покупать или не покупать.
Продукт, где доля растительного жира высока, вообще не надо называть молочным. В свое время мы уже пришли к компромиссному решению, чтобы продукты с 50-процентной долей растительного жира называли «сметанный продукт», «сырный продукт» и пр. Но все, что выше – нельзя называть даже так. Называйте это фруктовыми, растительными, кокосовыми десертами, но не используйте слово «молочный». Оно будет вводить потребителя в заблуждение.
В западных странах «полумолоко» запатентовано. И производитель не имеет права использовать слово «молоко» в названии, если это не 100-процентный продукт. Неслучайно и у нас создавались госты и четкие требования к качеству. Сегодня для защиты потребителя нам нужно не ослаблять нормы регламента, а ужесточать их, чтобы потом никому не пришлось расплачиваться своим здоровьем.