Собрание в СНТ и оспаривание его решений
Часть 1
Кворум
Произвести несложное арифметическое действие для определения кворума собрания, при известном общем числе членов и числе присутствующих на собрании, сможет каждый. Но, как показывает жизнь, не каждый сможет правильно определить общее число членов в товариществе. Сутью многочисленных судебных разбирательств о незаконности собраний в СНТ являются разногласия участников процесса о том, кого считать членом товарищества при подсчете кворума, а кого - нет.
В судебной практике в делах о незаконности собраний СНТ кворум рассчитывают, принимая, что каждый владелец участка является членом товарищества. То есть, число членов равно числу участков. Обратное нужно доказывать. При предоставлении суду допустимых доказательств о нечленстве отдельных садоводов, общее число членов товарищества может быть уменьшено. Такими доказательствами являются договор на ведение садоводства в индивидуальном порядке или решение собрания об исключении садовода из товарищества.
Справки о брошенных участках, написанные правлением или даже союзом садоводов, списки правления об умерших и продавших участки и другие "документы" того же разряда аргументом в суде для уменьшения общего числа членов товарищества не являются.
Число членов может быть даже большим, чем число участков в садоводстве. Довольно часто в правление, ревизионную комиссию или председателем правления избирают лиц, никаких прав на землю в пределах товарищества не имеющих. Например, Иванова является владельцем участка и членом товарищества, а Иванов (ее супруг) входит в правление. Необходимо учитывать, что членство в правлении вызывает и членство в товариществе, несмотря на то, что прямого решения собрания о приеме Иванова в члены не было, а есть только решение об избрании Иванова в состав правления.
На отношения подобных Иванову лиц к товариществу суд смотрит следующим образом. Поскольку законом №66-ФЗ от 15.04.1998 установлено, что правление избирается из членов товарищества, суд считает, что фактом введения садовода в состав правления общее собрание признало членство этого садовода в товариществе. А поскольку решения собраний являются оспоримыми, но не ничтожными, садовод, не имеющий прав на земельный участок, но избранный в правление, остается членом товарищества вплоть до того момента, когда кто-либо его избрание в правление не оспорит именно по основанию отсутствия прав на земельный участок.
Уполномоченные
Отсутствие кворума на общем собрании - явление, типичное для многих СНТ. Нередко приходится слышать советы, что хорошим и единственным средством борьбы с малочисленностью общих собраний является их проведение в форме собраний уполномоченных.
Согласно ст.16 п.4 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998, "в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается... структура и порядок формирования органов управления таким объединением, их компетенция, порядок организации деятельности". Согласно ст.20 п.2 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998, " уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливаются:
1) число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный;
2) срок полномочий уполномоченного такого объединения;
3) порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);
4) возможность досрочного переизбрания уполномоченных такого объединения".
До проведений собраний в форме собраний уполномоченных соответствующие положения должны быть внесены в Устав, где может быть предусмотрена, в числе прочего, и процедура отзыва уполномоченных и контроля за их деятельностью (голосованием и принятием решений). На деле же часто получается не так. Уполномоченные, под сладкие речи председателя и правления, голосуют вопреки мнению большинства садоводов, и поделать с этим ничего нельзя, так как ответственность уполномоченных нигде не прописана.
В математике известен закон больших чисел. В переводе на примеры суть его в том, что вероятность выпадения "орла" или "решки" при подбрасывании монеты тем ближе к 50%, чем больше число подбрасываний. Применительно к садоводческому товариществу этот закон можно сформулировать так: собрание уполномоченных адекватно будет отражать среднестатистическую позицию членов товарищества при большом числе уполномоченных, в случае крупного или сверхкрупного товарищества (1000 членов и более). Кроме того, для крупного товарищества организационные трудности проведения общего собрания становятся уже слишком ощутимыми, и это еще один аргумент в пользу собрания уполномоченных в крупных товариществах. Для маленьких садоводств (100 членов и менее) собрание уполномоченных вообще недопустимо в силу как статистических причин, так и мизерных сложностей с организацией общего (обычного) собрания. Если в маленьком товариществе правление не может созвать собрание - надо изгонять правление, а не избирать уполномоченных.
Число членов СНТ, от которых избирается один уполномоченный, должно коррелировать с численностью самого товарищества. Например, в товариществе из 200 человек один уполномоченный избирается от двух садоводов, из 500 человек - 1 от 5 садоводов, из 1000 человек - 1 от 10 садоводов. В таком случае везде получается по 100 уполномоченных, собрание которых, при явке в 50 человек, будет правомочным. Избирать одного уполномоченного от большего числа членов СНТ (следовательно, уменьшать численность уполномоченных) дальше уже просто некуда - выборка садового народонаселения, представленная в виде уполномоченных, едва ли окажется статистически достоверной.
Уведомление о собрании
В ст.21 п.2 закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" указывается, что "уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения".
Председатель правления пусть не считает, что приклеенное им на информационном щите объявление (в соответствии с буквой закона можно!) означает правильное и исчерпывающее уведомление о собрании. Нет обязанности у садовода СНТ дежурить возле щита, ожидая объявлений, но у правления товарищества обязанность уведомлять садоводов о предстоящем собрании есть. Кому принадлежит обязанность, тому и придется в суде доказывать надлежащее ее исполнение. Иными словами, садоводу в суде достаточно заявить, что он о собрании не знал, и это будет считаться истиной, пока представитель СНТ такое заявление убедительно не опровергнет. А опровергнуть будет трудно, поскольку информационный щит не выдает справок наподобие "на мне указанного числа текущего года приклеено сие объявление, прочитанное садоводом Иваном Ивановичем многократно".
Рассылка заказных писем с уведомлением о вручении, в плане возможности доказать своевременность уведомлений о готовящемся собрании, понятно, гораздо надежнее. Однако, часть писем, пусть малая, все равно останется неполученной. Далее встает вопрос о добросовестности обладателя почтового адреса. Кто не пожелал пойти на почту и получить корреспонденцию, виноват сам. Но тот садовод, который не смог получить заказное письмо по уважительной и подтвержденной причине (командировка, лечение и т.д.), оказывается неуведомленным с вытекающим отсюда основанием на оспаривание решений собрания. Необходимо учитывать, что требование закона уведомлять членов товарищества о собрании не сопровождается условием исходить из возможности того или иного лица прибыть к месту проведения собрания. Оповещены о собрании должны быть все, и командированные, и болеющие, и даже те, которые на момент подготовки собрания были на Луне.
В настоящее время практически все пользуются сотовыми телефонами. Вполне неплох такой способ уведомления о собрании, как рассылка sms-сообщений. Это дешевле и проще, чем подготовить и отправить заказные письма. Сотовый телефон берут с собой и в командировку, и в больницу, поэтому надежность sms выше, чем у заказного письма. Доказательством своевременности sms-уведомления и самого факта его отправки будет детализация обмена сообщениями, полученная у сотового оператора.
Возможность уведомления о собрании посредством sms-сообщений надо записать в Уставе товарищества.
Персональные уведомления (письма, открытки, звонки по телефону) имеют главный недостаток, состоящий в том, что уведомить всех поголовно сложно, иногда практически невозможно. Кроме того, крайне трудно персонально оповестить о чем-то лицо, которое всячески старается избежать оповещения. В целях обеспечения устойчивости решений собраний от возможных исков, полезно дополнять персональные уведомлений о собраниях внеперсональным уведомлением.
Хороший способ внеперсонально уведомить садоводов о готовящемся собрании - разместить объявление в местной (городской, районной газете). Цена такого объявления зависит от газеты, скажем, это может быть 20 рублей за слово. Уведомление о собрании объемом 100 слов обойдется в 2 тысячи рублей. Такая сумма, уплачиваемая один раз в год, не разорит ни одно товарищество, даже и самое небольшое. Номер газеты с опубликованным уведомлением о собрании - это доказательство, которое, при возникновении спора, можно использовать в суде.
Председатель и секретарь собрания
В ст.21 п.2 №66-ФЗ от 15.04.1998 записано: "Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов такого объединения". Как видим, закон устанавливает процедуру избрания председателя собрания, но ничего не говорит о кандидатурах на эту должность. Следовательно, председателем собрания может быть любой член садоводческого товарищества, в том числе и председатель его правления. Кроме того, председателем собрания может быть и просто прохожий, если члены садоводства пожелают избрать его председателем своего собрания, поскольку иное не установлено законом.
Намерение воспрепятствовать возможным злоупотреблениям в садоводстве, которые могут случиться, когда председатель правления приобретает еще и "власть" председательствовать на собрании, не даст ожидаемого результата. Председатель правления, будучи даже злодеем и негодяем, всегда имеет какое-то число своих сторонников. Нет особой разницы, председательствует на собрании лично сам председатель правления или кто-то из его единомышленников.
Отстранить председателя правления или даже членов правления от председательствования на собраниях, при большом к этому желании, можно. Например, записав в Уставе такую фразу: "Председателем общего собрания членов товарищества не могут быть избраны члены его правления, включая председателя правления".
Законом №66-ФЗ от 15.04.1998 не установлено никаких требований относительно секретаря общего собрания садоводов. Следовательно, секретарем может быть любой гражданин, даже не имеющий членства в товариществе. Кроме того, секретарь собрания может быть не избран, а назначен, например, решением правления товарищества.
Изменение повестки по ходу собрания
Согласно ст.21 п.2 абзаца 6 №66-ФЗ от 15.04.1998 "в уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов". Изменение повестки собрания в процессе его проведения приводит к нарушению процитированной нормы закона, поскольку оказывается, что было не уведомление, а введение в заблуждение относительно действительных целей собрания. Соответственно, изменение повестки по ходу собрания дает повод и основание для оспаривания решений собрания по вновь включенным в повестку вопросам.
Нет разумных причин для такого ведения собрания, когда нужно добавлять новые или снимать с голосования уже намеченные для обсуждения вопросы. Собрание, по большому счету, не должно что-то решать, оно должно лишь утверждать проработанные правлением и хорошо аргументированные решения, соответствующие чаяниям садоводов. Если получается так, что собрание требует чего-то, а правление удивленно хлопает глазами, с трудом понимая, о чем речь - правление не справляется со своими обязанностями или же откровенно действует вопреки воле садоводов.
Нередко на собраниях в садоводческих товариществах наскоро решается вопрос об исключении членов. Карательные санкции всегда должны проводиться строго по установленной Уставом процедуре и с обязательным заблаговременным включением вопроса об исключении в повестку собрания. В противном случае эти санкции начинают походить на расправу. Ведь это самодурство - когда одни, сами нарушая закон, карают за нарушение закона других.
Оформление протокола собрания
"Протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных) подписывают председатель и секретарь такого собрания; данные протоколы заверяются печатью такого объединения и хранятся в его делах постоянно" (ст.27 п.1 №66-ФЗ от 15.04.1998). Процитированной статьей исчерпываются требования закона к оформлению протокола собрания садоводческого товарищества. Тем не менее, все реквизиты, позволяющие правильно воспринимать вид, источник и содержание документа, в протоколе собрания должны присутствовать обязательно.
Реквизиты протокола собрания садоводческого товарищества:
название товарищества;
вид документа (Протокол);
дата и номер документа;
место проведения собрания;
название документа (Общее собрание членов);
сведения о председателе собрания;
сведения о секретаре собрания;
сведения о числе присутствующих на собрании и общем числе членов товарищества;
сведения о приглашенных;
повестка собрания;
сведения о ходе и результатах обсуждения вопросов повестки;
перечисление прилагаемых документов;
подпись председателя собрания;
подпись секретаря собрания;
печать садоводческого товарищества.
Протокол собрания удобно вести от руки, на предназначенном для этой цели бланке (см. ниже). Следует принять за правило непосредственно по окончании собрания и на глазах присутствующих листы протокола вместе с приложениями к нему прошивать, пронумеровывать, на прошивку наклеивать бумажку с указанием числа сшитых листов, а на бумажку ставить подписи председателя и секретаря собрания. Нелишним будет также заполнять свободные от текста части бланка протокола прочерками, во избежание изменения смысла написанного в дальнейшем.
Установленное законом требование "заверять" протоколы общих собраний печатью товарищества мне непонятно. Печать товарищества - идентификационный признак юридического лица, используемый при обмене документами со сторонними организациями. Сторонним организациям направляются обычно выписки из протоколов, которым и надлежит быть заверенными. В отличие от выписки из протокола, сам протокол - это внутренний документ, адресованный распорядительным органом (общим собранием) исполнительному органу (правлению и его председателю). Вот и получается, что председатель правления, хранящий печать, "заверяет" этой печатью отдаваемые ему распоряжения. Как-то не очень правильно...
Печать, по принятым в делопроизводстве правилам, проставляется так, чтобы ее оттиск захватывал наименование должности лица, подписавшего документ.
Кроме протокола, по итогам собрания могут быть составлены и сокращенные документы, отражающие решения собрания. Такими документами являются Выписка из протокола и Постановление собрания. Выписка из протокола, как правило, содержит выборочное изложение одного или нескольких решений собрания. Постановление собрания является той формой закрепления результатов собрания, которая специально предназначена для опубликования (например, на информационном щите или в газете).
Бланк протокола общего собрания членов садоводческого товарищества
Протокол общего собрания членов садоводческого товарищества
Выписка из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества
Постановление общего собрания членов садоводческого товарищества
Приведенные мною образцы бланка протокола, протокола, выписки и постановления я сделал, в основном руководствуясь книгой: Машинопись и основы делопроизводства: Учеб. пособие для учащихся 9-10 кл./ А.П. Корнеева, А.М. Амелина, А.П. Загребельный.- М.: Просвещение, 1984.
Подделка протокола собрания
Бывает, что члены правления, мучаясь отсутствием кворума на собраниях, не находят иного выхода, кроме собственноручного добавления подписей в явочные листы (списки регистрации) присутствующих на собрании. Такое подпадает уже под статью 159 УК РФ (мошенничество). Если денежные средства, в результате подделки, привлекались и члены правления получали вознаграждение из этих средств, тогда мошенничество имело место. И шансы на возбуждение уголовного дела в случае подделки явочных листов или самого протокола собрания вполне реальны.
Когда умысла и факта завладения чужим имуществом (деньгами) или получения иной корысти в подделке протокола усмотреть не удается, тогда и состава преступления (мошенничества) как будто бы нет. Однако экспериментировать с подделкой протоколов лично я бы не стал. Потому что едва ли найдутся следователь и судья, которых удастся убедить в благих намерениях лица, занимающегося подделкой протоколов.
Следует заметить, что подделка протокола собрания СНТ или приложений к нему не относится к подделке документов в том смысле, в каком подделка документов понимается в статье 327 УК РФ. Упомянутая статья устанавливает санкции за подделку официального документа, т.е. документа, изданного государственным органом. Вполне понятно, что протокол собрания СНТ в число официальных документов не попадает.
Неточности в протоколе собрания
Важнейший реквизит протокола общего собрания членов СНТ - его текст - имеет информационный (выступления, реплики и т.п.) и распорядительный (утверждение взносов, избрание кандидатур, прием и исключение членов и т.п.) характер. Исковое заявление о признании протокола собрания недействительным будет уместным в том случае, когда ставится под сомнение распорядительная часть протокола. Оспаривание в суде текста протокола в его информационном смысле едва ли возможно, поскольку, например, неотражение сути выступления кого-либо из докладчиков, равно как и другие подобные неточности или вольности секретаря собрания не влекут за собой никаких правовых последствий для членов СНТ, не ущемляют чьих-либо гражданских прав и, поэтому, не могут быть поводом для обращения в суд.
Иски, имеющие своей главной задачей поиск формальных несоответствий протокола происходящему на собрании, встречаются. Так, в 2009 году в N-ский суд было подано "Исковое заявление о признании недействительным протокола общего собрания". Истец обосновывал иск нарушением права на получение достоверной информации и просил суд признать факты фальсификаций протокола. Исковое заявление было оставлено без движения, затем возвращено заявителю.
В определении суда было сказано следующее: "Согласно ст.19 №66-ФЗ от 15.04.98, член СНТ имеет право обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения. Протокол общего собрания садоводов, как документ, не может затрагивать личные права, свободы и ли законные интересы истца, т.к. отражает ход собрания и принятие на нем решений. Нарушить либо создать угрозу нарушения личных прав, свобод или законных интересов истца, может решение общего собрания садоводов, в связи с чем, истцу необходимо было уточнить требования в части признания незаконным решения общего собрания садоводов".
Список регистрации участников собрания
Не существует нормативного документа, обязывающего сопровождать протокол общего собрания СНТ списком регистрации (явочным листом) с подписями садоводов, присутствовавших на этом собрании. ГОСТ Р 6.30-2003, на который ссылаются в этой связи, содержащий правила расположения реквизитов, даже правила склонения слов в организационно-распорядительных документах, ничего не говорит о составлении списка регистрации участников заседания коллегиального руководящего органа. Более того, ГОСТ Р 6.30-2003 имеет лишь рекомендательный характер и садоводческое товарищество этот ГОСТ совершенно ни к чему не обязывает.
Как правило, список регистрации присутствующих на собрании оформляется в виде таблицы с соответствующим названием, содержащей следующие столбцы: 1 - номер записи; 2 - номер участка; 3 - фамилия, инициалы садовода; 4 - отметка о представительстве ("лично" или фамилия и инициалы представителя); 5 - подпись садовода или его представителя. Лишняя персональная информация (паспортные данные, адреса проживания и т.п.), на мой взгляд, в списке регистрации не нужна.
Учреждения и организации сами составляют для своих структурных подразделений и сотрудников всевозможные методические пособия, правила, инструкции и т.п. по составлению документации и ведению документооборота. Таким же образом надлежит поступить и садоводческому товариществу. Можно принять общим собранием, например, Положение о протоколе общего собрания, в котором оговорить обязательность списка регистрации участников собрания, правила составления такого списка и последствия его отсутствия, или же включить соответствующие статьи в Устав товарищества. После принятия Положения о протоколе любое требование о соответствии протокола общего собрания Положению о протоколе будет абсолютно правомерным, вплоть до понуждения СНТ через суд к приведению протокола собрания в надлежащий вид.
* * *
На первый взгляд, протокол собрания садоводов со списком регистрации (явочным листом, списком присутствующих) лучше, чем тот же протокол без списка. Однако, наличие списка регистрации не дает стопроцентной защиты от возможных махинаций с результатами собрания. Лучше сказать так: список присутствующих работает при честных правлении и председателе правления, но в этом случае и сама необходимость в таком списке отпадает. При бесчестных же исполнительных органах садоводческого товарищества список присутствующих может оказаться не только бесполезным, но и превратиться в удобный инструмент для подтасовки результатов собрания.
Как уже говорилось выше, нормативных актов, устанавливающих требования к оформлению списка участников собрания в садоводческом товариществе, не существует. Ничто не запрещает вносить изменения и исправления, как в содержательную часть списка, так и в его заголовок. При мне в суде, в качестве списка участников собрания, пролезла "Ведомость об уплате вступительного взноса", что самое удивительное, дата на этой ведомости не совпадала с датой собрания. На представленном суду "документе", напечатанное типографским способом "Ведомость об уплате вступительного взноса" было исправлено от руки на "Список присутствующих на собрании". От руки же была проставлена и дата, причем, дату никто даже не потрудился привести к соответствию с датой собрания.
Почему подобное было принято судом в качестве списка присутствующих на собрании? Именно потому, что ничем не установлено, что исправления в заголовочную часть списка вносить нельзя, равно как ничем не установлено, что дата на таком списке должна совпадать с датой собрания. А поскольку нормативных правовых актов на этот счет нет, суд, путем опроса сторон, установил, что "Ведомость об уплате вступительного взноса", с другой датой, является как раз "тем самым" списком присутствующих на собрании.
Суд, по-моему мнению, поступил совершенно обоснованно, но сама ситуация показывает, что возможность для махинатора приложить понравившийся ему список регистрации к протоколу любого собрания, даже и с другой датой, существует. Во всяком случае, подобные манипуляции со списком регистрации не вызывают принципиальных правовых затруднений.
Иск о недействительности решений собрания, по причине отсутствия кворума, может быть подан в суд вне зависимости от наличия в числе приложений к протоколу списка регистрации. Теоретически, от наличия или отсутствия списка регистрации будет зависеть лишь распределение процессуальных обязанностей между истцом и ответчиком по доказыванию и опровержению правомочности собрания. Если список есть, обязанностью истца (садовода) будет доказать, что список регистрации кворума не подтверждает (например, записи в списке недостоверны). Если списка нет - тогда уже председатель СНТ должен будет убедить суд, что кворум на собрании был. На долю председателя в этом случае выпадает задача практически неразрешимая - ему придется вызывать в суд свидетелями большинство присутствовавших на собрании членов СНТ.
* * *
Запись в Уставе товарищества или в Положении о протоколе общего собрания о том, что кворум собрания должен быть подтвержден списком регистрации участников собрания, может сделать попытки доказать в суде правомочность собрания в отсутствие списка регистрации бесплодными. Такая запись будет указанием на надлежащий для данного товарищества способ доказывания состоявшегося кворума собрания. Все другие доказательства присутствия садоводов на собрании в этом случае следует расценивать, как недопустимые. Т.е., списка регистрации нет - протокол недействителен, и дело закрыто.
При проведении очередных и внеочередных общих собраний членов товарищества, собраний уполномоченных список участников собрания составляется обязательно. В заголовке списка участников собрания указывается фраза "список участников собрания", название собрания (очередное, внеочередное, собрание уполномоченных), место проведения собрания, дата проведения собрания. Заголовок списка участников собрания может быть выполнен печатным способом или от руки, однако исправления в заголовке не допускаются.
Текст списка участников собрания оформляется в виде таблицы, содержащей пять столбцов: 1) номер записи; 2) номер земельного участка участника собрания; 3) фамилия участника собрания; 4) фамилия доверенного лица (если член товарищества участвует в собрании через доверенное лицо); 5) подпись участника собрания или его доверенного лица.
Прибывшие к месту собрания члены товарищества делают записи в список участников собрания собственноручно. Заполнение списка участников собрание может быть начато не ранее, чем за час до начала собрания, и закончено не позднее окончания собрания. По окончании собрания, сведения о числе присутствующих, подсчитываются по списку участников собрания и заносятся в протокол собрания.
При внесении исправлений и уточнений в список участников собрания первоначальные (до исправления) записи имеют большую силу. При расхождении сведений о числе участников собрания, указанных в протоколе и списке регистрации, большую силу имеют сведения, указанные в списке регистрации. Протокол собрания в отсутствие списка регистрации участников собрания силы не имеет и исполнению не подлежит.