Как создать бизнес в Нидерландах и во сколько это может обойтись
Текст: Надежда Донских
Основатель компании «Туры в 15:15» Юрий Цыбулько рассказал BFM.ru о том, как ему удалось переехать в Нидерланды и начать там свое дело
Фото: из личного архива
Нидерланды на первый взгляд не кажутся страной с легкими условиями для создания бизнеса, хотя эксперты говорят об обратном. В этом убедился Юрий Цыбулько, переехав сюда вместе с семьей: он предпочел карьере наемного менеджера основание собственной компании. В 2013 году Юрий Цыбулько запустил проект «Туры в 15:15» — пешие прогулки по Амстердаму в нестандартном формате. Первые полгода проект работал в минус, однако вскоре число клиентов стало расти, а уже спустя два года компания запустила франшизу.
Сегодня экскурсии под брендом «Туры в 15:15» проходят в 50 городах мира. Основатель компании рассказал BFM.ru, что он делал для привлечения клиентов, как контролирует франчайзинговые компании в других европейских городах и какие льготы предоставляют Нидерланды иностранным бизнесменам.
В Нидерланды мы переехали из Белоруссии в 2010 году всей семьей по трудовому контракту супруги, которая получила позицию директора по торговому маркетингу и развитию бизнеса в British American Tobacco BNLX. У меня был вид на жительство с правом трудоустройства. Передо мной встал выбор: либо искать работу по найму — с многолетним опытом работы в международных корпорациях с этим у меня не возникло бы проблем, либо открывать собственный бизнес, что я и сделал — и ни разу ни пожалел.
Юрий Цыбулько с супругой. Фото: из личного архива
Я регистрировал компанию с помощью юристов, хотя знаю людей, которые сами занимались регистрацией. Мой личный принцип — лучше работать с профессионалами в каждой сфере, нежели набивать шишки и наступать на грабли самостоятельно.
Регистрирует фирму нотариус, который готовит устав компании с описанием деятельности и уставным фондом, после чего регистрация завершается в Торгово-промышленной палате, где компании присваивается регистрационный номер. Весь процесс занимает около двух месяцев, включая предварительную работу с нотариусом и время ожидания приема (в среднем шесть-восемь недель — это стандарт для Нидерландов). Услуги нотариуса по регистрации компании стоят около 2 тысяч евро, плюс комиссия юристов за сопровождение — от 700 до 1000 евро, сама регистрация в Торгово-промышленной палате стоит 50 евро. Требование по минимальному уставному капиталу в B.V (аналог ООО или Ltd) в 2011 году было 18 тысяч евро, сейчас этого порога уже нет.
Для общения с местными службами английского языка более чем достаточно. Десять лет назад, например, налоговая инспекция отвечала только по-голландски, если туда звонили с вопросами, а сейчас они выделили специальную линию на английском языке.
Чтобы начать бизнес в Нидерландах, необходимо зарегистрировать субъект хозяйствования, открыть банковский счет, заключить контракт на бухгалтерское сопровождение. А дальше адаптировать свою деятельность, когда будет больше понимания локальных специфик бизнеса и аудитории. Когда я создавал компанию в 2011 году, пробовал себя в нескольких направлениях, «Туры в 15:15» были лишь одной из идей. Когда же мне стало понятно, что будущее за экскурсионной франшизой, то я без проблем смог внести корректировки в устав (в раздел «специфика деятельности») и сфокусироваться на этой идее. Мне потребовалось два года, чтобы найти направление для своего бизнеса.
Амстердам. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Мои начальные инвестиции в проект «Туры в 15:15» составили около 75 тысяч евро и 24/7 моего времени для создания сильного франчайзингового предложения и его тестирования на примере Амстердама. Из этих 75 тысяч более 20 тысяч ушло на регистрацию предприятия и формирование уставного фонда, в 3 тысячи евро обошлось создание первого сайта, за 1000 евро мы купили самую простую CRM-систему. Остальные средства ушли на разработку логотипа, регистрацию торговой марки (около 1000 евро на изначальную регистрацию торгового знака на территории Бенилюкс), работу с юристами по подготовке договоров, разработку стандартов, подготовку типовой печатной продукции и так далее.
На подготовку к старту потребовалось около шести месяцев, а на нашу первую экскурсию пришли всего два человека. Еще полгода после этого мы работали в минус. Каждый день мы выходили с табличкой «Амстердам в 15:15» к центральному вокзалу Амстердама и проводили экскурсии для одного-двух клиентов. Иногда к нам вообще никто не приходил.
Я совершил ошибку, проигнорировав на начальном этапе такой инструмент рекламы, как соцсети. Лишь спустя несколько лет после запуска проекта мы стали рассказывать о себе в Instagram, Facebook и «ВКонтакте». Мы сделали акцент на нашем формате: экскурсии проходят ежедневно в одно и то же время (в 15:15 по местному времени) и имеют нестандартную подачу: мы рассказываем не только про историю и достопримечательности города, но и делимся с туристами интересными фактами о местных жителях, а также советуем, в какой ресторан или бар обязательно стоит сходить вечером. Сейчас мы каждый месяц устраиваем конкурсы в Instagram — разыгрываем бесплатную экскурсию на двоих в любом городе нашего проекта. Плюс к этому мы работаем с микроинфлюенсерами: приглашаем их на нашу экскурсию взамен на пост с отзывом о нас.
Фото: из личного архива
Дела стали налаживаться в 2013 году после партнерства с авиакомпанией «Белавиа». Мы договорились, что пассажиры рейса «Минск — Амстердам» получат нашу экскурсию в подарок при предъявлении посадочного талона. Еще мы устроили акцию для живущих в Амстердаме русских эмигрантов: если они приводят к нам друзей и родственников, которые приехали к ним погостить, то сами могут посетить экскурсию бесплатно.
В 2015 году мы запустили франшизу и начали проводить туры в Париже, Будапеште и Копенгагене. Сегодня «Туры в 15:15» представлены в 50 городах, в основном в Восточной и Западной Европе. Я лично встречаюсь со всеми потенциальными партнерами в новых городах. Как правило, в ходе беседы становится понятно, будем ли мы работать с этим человеком. После того как мы продали франшизу, мы помогаем бизнесу развиться в новом городе: делаем сайт и странички в соцсетях, печатаем рекламную продукцию: фирменные таблички «15:15», а также визитные карточки, которые гиды раздают в конце экскурсии. Запуск проекта в каждом новом городе обходится мне примерно в 5,5 тысячи евро. Прибыль от нового города появляется, как правило, спустя год.
За все время существования моего бизнеса в Нидерландах я не почувствовал никаких ограничений, будучи иностранцем. Здесь для высококвалифицированных иностранцев созданы даже более благоприятные условия, чем для местных предпринимателей. Это выражается, например, в налоговых льготах, так называемом 30-процентном tax ruling (налоговая скидка, созданная для финансового облегчения переезда экспата в Нидерланды. — BFM.ru). Налог на прибыль здесь составляет 20%, НДС — 21%. Подоходный налог имеет прогрессивную шкалу от 33% до 52% на высокие доходы (здесь особенно выигрышно воспользоваться 30% tax ruling).
Насколько мне известно, никаких правил по устройству определенного количества иностранных или, наоборот, местных граждан в Нидерландах нет. Команда «Туры в 15:15» из России, Белоруссии и Украины: мы работаем для русскоязычной аудитории, и наши городские экскурсии проходят только на русском языке, рабочий язык в команде проекта тоже русский.
Власти Нидерландов оказывают поддержку малому и среднему бизнесу. Это проявляется в разных приятных мелочах. Например, при регистрации компании можно первый год деятельности сделать «долгим» и по нему подавать бухгалтерскую отчетность вместе со вторым, то есть зарегистрировав компанию в 2019 году, первый баланс и отчет о прибылях и убытках вы подаете в 2021-м! А еще мы недавно получили грант от правительства Нидерландов на поддержку нашего нового онлайн-продукта Questeri — городских квест-туров, которые мы планируем запускать уже в феврале 2020 года, в том числе и в России. Этот грант поддерживает инновационные стартап-проекты. Кроме того, бизнес, запускающий инновации в Нидерландах, имеет привилегии по налогам (7% корпоративного налога в течение десяти лет).