Узнать за секунду: что клиенты банков могут выяснить у ботов в Telegram
22 окт 2015, 09:27
Анастасия Стогней
Фото: AFP
Несколько банков запустили ботов в мессенджере Telegram. Это аккаунты, которые могут ответить на простейшие вопросы о курсах валют, офисах и банкоматах. РБК протестировал боты и выяснил, зачем они нужны самим банкам
Банки нашли еще один канал общения с клиентами: уже четыре кредитных организации — Промсвязьбанк, «АК Барс», УБРиР и Росбанк — запустили боты (аккаунты, которые управляются не человеком, а программой) в мессенджере Telegram. Программы в течение нескольких секунд могут ответить на простейшие вопросы клиентов о курсах валют, ближайших банкоматах и офисах банка.
Однако выйти за рамки заданных команд и ответить на сформулированный пользователем вопрос у ботов пока не получается. «Главная ценность бота — скорость получения информации, а для персонифицированных данных есть мобильное приложение и интернет-банк», — полагает директор департамента корпоративных коммуникаций и рекламы Росбанка Елена Кожадей.
В 2016 году аналогичный бот запустит Райффайзенбанк, рассказала начальник развития электронного бизнеса банка Наталья Масарская. По ее словам, он будет сообщать о курсах валют, новостях и акциях банка. В Бинбанке сообщили, что рассматривают такую возможность, но детали пока неизвестны. Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ24 не планируют создавать боты в Telegram.
Зачем вообще нужны боты? Предполагается, что они помогут частично разгрузить call-центры и сделать стоимость каждого контакта с клиентом дешевле, считает руководитель дирекции стратегического развития информационных технологий УБРиР Михаил Свердлов. По его словам, именно с вопросами о курсе валют и драгметаллов — на которые отвечает бот УБРиР — клиенты чаще всего обращаются в call-центр банка. Кроме того, боты могут помочь с привлечением новых клиентов. Чтобы воспользоваться ими, не нужно быть клиентом одного из перечисленных банков — достаточно просто установить приложение Telegram.
Однако полностью заменить call-центры ботами, конечно, не получится — хотя бы потому, что далеко не 100% клиентов банка используют мессенджеры, заметил Свердлов. Он говорит, что банк будет тестировать бот в Telegram и со временем расширит его функционал, когда станет ясно, что интересует пользователей больше всего. Возможно, бот сможет искать ближайшие офисы и банкоматы, а также обрабатывать голосовые запросы, говорит Свердлов.
ЮниКредит Банк также планирует запустить информационный бот, но на платформе WhatsApp, рассказал член правления банка Иван Матвеев. По его словам, эта платформа менее открыта для взаимодействия с компаниями, чем Telegram, скорее всего, именно поэтому сейчас банки используют его. В то же время аудитория WhatsApp намного больше. «Плюс бота в том, что клиенту не надо специально заходить в приложение мобильного банка или искать страницу банка в интернете: он и так постоянно пользуется WhatsApp», — пояснил Матвеев.
РБК протестировал действующие боты.
(@psbankbot)
Бот Промсвязьбанка запустили неделю назад в тестовом режиме. Он находит банкомат или офис рядом с клиентом, а также сообщает курсы двух валют — доллара и евро — в интернет-банке или мобильном банке PSB Mobile.
В отличие от остальных банковских ботов аккаунт Промсвязьбанка также рассказывает о скидках в ближайших торговых точках при оплате картой банка. Всего таких точек более 1700, отмечает вице-президент и директор по связям с общественностью Промсвязьбанка Дарья Козырева. Клиент указывает геолокацию, после чего бот выдает 5 предложений. К примеру, в районе метро «Профсоюзная» бот нашел 5-процентные скидки в салоне красоты Alessandro и турагентстве «Блюскай», которое в числе прочего организует так называемые шуб-туры в Турцию (каждое сообщение о скидке сопровождается кратким описанием предложения).
Удобно, что вбивать запросы вручную не нужно — пользователь выбирает одну из кнопок в меню (банкомат, офис, курс, скидки). В ответ на любые другие сообщения (например, «курс доллара» или «где взять деньги?») бот выдает телефон call-центра и e-mail банка с комментарием: «Пока этот бот не умеет разговаривать с клиентами».
(@akbars_bot)
Бот банка «АК Барс» также проходит тестирование, большая часть его пользователей — сотрудники банка. Бот сообщает курсы валют в ближайшем офисе банка, находит сами офисы и банкоматы. «Последняя функция бота — самая популярная», — отметили в пресс-службе «АК Барса». Тут же можно подписаться на новости банка или обновления курсов валют. Все команды можно вбивать вручную в виде кода (к примеру, /valuta) либо выбирать во всплывающем меню — так же как и у бота Промсвязьбанка. На запросы, вбитые вручную, бот просто не реагирует.
(@UbrrBot)
Чуть меньше функций у бота Уральского банка реконструкции и развития, который заработал 21 октября. Он сообщает курсы доллара, евро и британского фунта в самом банке и официальные курсы ЦБ. Для получения этой информации нужно отправить код (к примеру, /usd). Также бот сообщает цены золота и серебра. Запрос может быть оформлен только в виде кода (/au или /ag), а чтобы вызвать всплывающее меню. нужно нажать «/» — у остальных ботов меню появляется автоматически. При этом на запросы в свободной форме — к примеру, «курс доллара» или «купить золото» — бот невпопад отвечает: «Хорошего дня!». На ответ у всех четырех ботов уходит не больше нескольких секунд, бот УБРиР отвечает на одну–две секунды дольше других.
@ rosbankNews_Bot
В аккаунте Росбанка практической информации совсем немного. Как и другие боты, он сообщает курсы доллара и евро. Найти банкоматы или офисы банка бот не может, но готов засыпать пользователей новостями банка, развлекательным контентом и информацией из его аккаунтов в соцсетях. Как и у Промсвязьбанка, вопрос боту можно задать с помощью всплывающего меню. Опций всего четыре: курсы валют, новости, соцсети и отзывы. В ответ на вопрос в свободной форме бот присылает информацию о Росбанке и группе Societe Generale. Бот запущен всего несколько дней назад, и пилотный проект будут дорабатывать, объясняет Кожадей из Росбанка.