Юристы против страховщиков: как лучше всего засудить страховую компанию
Вчера, 10:06
Екатерина Аликина
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Почти четыре года на рынке страхования длится противостояние страховщиков и юристов, специализирующихся на выбивании выплат по суду. Как правильно вести себя с обеими сторонами и не понести убытки?
На протяжении последних трех с лишним лет страховщики неустанно жалуются на деятельность так называемых автоюристов — адвокатов, специализирующихся на выбивании через суд недоплаченных компенсаций по автомобильным страховкам. В понятие «автоюристы» страховые компании, как правило, вкладывают негативный подтекст. Страховщики называют их мошенниками, мафией и утверждают, что те злоупотребляют правом, поставив на поток получение страховых выплат по суду.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2015 году страховые компании выплатили клиентам по решению суда 18,4 млрд руб. (по более 292 тыс. убытков). Их них 57% приходится на компенсацию клиенту, оставшиеся 43% достались автоюристам, утверждает РСА. «Если в 2011 году автоюристы получали 15% от судебной страховой выплаты, то в 2015 году этот показатель составил уже около 43%, что настораживает», — говорит заместитель генерального директора компании «Абсолют Страхование» Максим Морозов.
«Автоюристы используют неосведомленность и стрессовую ситуацию, в которую попадает потребитель», — считает заместитель генерального директора по урегулированию убытков, сервису и административным вопросам компании «Зетта Страхование» Наталия Ведмедь.
Почти четыре года назад, в июне 2012 года, Верховный суд разъяснил, что закон о защите прав потребителей распространяется и на страхование. После этого количество судебных разбирательств выросло. Клиенты страховых компаний получили право обращаться в суд по месту своей регистрации, подавать иск без уплаты госпошлины, требовать возмещения морального вреда и штрафа 50% от взысканной судом суммы.
«Ни о каком мошенничестве речи здесь идти не может, — говорит юрист компании LexLife Надежда Перевышкова. — Юристы действуют в рамках закона. Страховщики, конечно, жалуются, но в реальности именно они спровоцировали такую ситуацию, что их незаконные отказы и недоплаты оспариваются в суде».
По словам Перевышковой, на практике 90% дел, которые LexLife ведет по спорам, связанным с договорами автострахования, разрешаются в суде в пользу клиента. Это значит, что страховщики нарушают права потребителей, считает она. «В этой ситуации жаловаться нужно не на юристов или автовладельцев, а на собственную систему урегулирования убытков», — считает юрист.
Разные юристы
Компании, которые помогают гражданам в спорах со страховщиками, можно разделить на три типа, следует из комментариев опрошенных РБК юристов. Первые берут гонорар вперед, а после этого помогают автовладельцам на всех стадиях судебного разбирательства: от подачи заявления в страховую компанию до исполнение решения суда. Все выплаты по суду гражданин получает самостоятельно и без посредников. Юридические услуги по делам каско и ОСАГО в этом случае, по оценке Перевышковой, стоят от 30 до 100 тыс. руб.
Вторая разновидность автоюристов делает основной упор на договоры по уступке прав требования, когда автовладелец, не получивший страхового возмещения, продает юридической фирме право взыскивать деньги со страховщика. Под видом клиента корреспондент РБК позвонил в одну из таких компаний во Владимирской области. «Мы быстренько делаем независимую экспертизу у своих экспертов и выплачиваем вам деньги, — рассказывает представитель юридической компании «Центр страховых выплат» Александр. — Это в любом случае будет больше, чем вам выплатит страховая компания. А дальше с ними мы разбираемся и судимся сами».
Как рассказывают страховщики, такие юристы выходят на клиентов самыми замысловатыми способами. «Дежурства около офисов страховых компаний — это самое невинное, что они делают», — рассказывает заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. По его словам, серьезная проблема заключается в том, что юристы стараются перехватить клиентов страховой компании непосредственно на месте ДТП, до того как те обратятся к страховщикам.
«Они стараются выехать на место ДТП и там же договориться о покупке прав требования. Для того чтобы оказаться на месте первыми, вступают в сговор с местным ГИБДД», — утверждает Иванов. Он же рассказывает, что в регионах автоюристы призывают граждан сообщать о ДТП с помощью СМС-сообщений и платят вознаграждение за эту информацию. «В Москве это не распространено, возможно, потому что в столице сложно организовать «сотрудничество» с ГИБДД», — говорит Игорь Иванов.
Есть компании, которые практикуют оба варианта помощи гражданам, но честно предупреждают о том, что первый вариант — без уступки прав требования — для автомобилиста выгоднее. Представитель call-центра компании «Автоюристы Москвы» говорит, что его компания выкупает право преследовать страховщика за 30% до 50% от той суммы, которую недоплатила страховая компания. В этом случае оставшаяся часть выплаты и 50-процентный штраф получают автоюристы. Корреспонденту РБК представитель компании посоветовал все же не продавать права требования и самостоятельно получить всю сумму недоплаты.
«Если, например, компания недоплатила вам 50 тыс. руб., вы можете получить эту сумму плюс около 25 тыс. руб. штрафа, неустойку в районе 10 тыс. руб., а также около 5 тыс. руб. морального вреда», — подсчитывает представитель call-центра «Автоюристов Москвы». Кроме того, по его словам, возвращаются также расходы по оценке и на оплату услуг юриста. Неустойки по ОСАГО рассчитываются по тарифу 1% за день просрочки. Неустойка по каско исчисляется как 1/365 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки.
Штраф взыскивается в пользу клиента. Исключения составляют те случаи, когда гражданин обращается в суд через общество защиты прав потребителей. Тогда сумма штрафа делится пополам между потребителем и обществом. Это связано с тем, что общество не имеет права взыскивать плату за юридические услуги.
Налоговые сложности
Обращение за услугами к автоюристам, выкупающим права требования, может обернуться налоговой ловушкой, предупреждают страховщики. Если они выступают в суде от имени клиента, то автовладельцы будут обязаны заплатить НДФЛ в 13% со всех денег, полученных со страховой компании по судебному решению (ст.213 Налогового кодекса РФ).
«Таким образом, клиент попадает в ловушку: с одной стороны, он получит заведомо меньшую выплату по страховому событию, с другой — будет вынужден неожиданно для себя заплатить еще и налоги от полученных автоюристом денежных средств», — рассказывает Ведмедь.
Чтобы избежать такой ситуации, страховщики не советуют подписывать какие-либо документы с автоюристами непосредственно на месте ДТП, а попытаться для начала хотя бы обратиться в страховую компанию.
«Мы также не рекомендуем гражданам выдавать доверенность с правом получения денежных средств юристам или юридическим фирмам», — говорит Перевышкова.
По ее словам, если вы продали долг по договору цессии и юридическая компания вела дела от своего имени, то вы не обязаны оплачивать налоги. А если она требует от вас доверенность с правом получения денежных средств и будет их получать от вашего имени, то в итоге налоговое уведомление придет вам как собственнику автомобиля, истцу по делу, взыскателю и лицу, фактически получившему прибыль, рассказывает она.