Регионы поддержали введение уголовной ответственности за тунеядство
2 сентября 2015, 00:01
Анна Змановская
Главы субъектов РФ готовы бороться с теневой занятостью и нежеланием работать радикальными методами, однако федеральные министерства не видят в этом необходимости
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Региональные власти поддержали законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за уклонение от трудоустройства более шести месяцев, назвав эту меру «своевременной и актуальной». Проект поправок в федеральное законодательство, возрождающий существовавшее в Советском Союзе наказание за тунеядство, был разработан депутатом заксобрания Санкт-Петербурга Андреем Анохиным. Губернаторы Севастополя, республик Тыва, Адыгея, Марий Эл полностью одобряют действующую редакцию документа. Некоторые регионы предлагают учесть отдельные замечания — например, расширить категорию лиц, на которых закон о тунеядстве не будет распространяться, предусмотреть переходный период и организовать широкое обсуждение с научным сообществом. Об этом говорится в официальных ответах глав субъектов РФ, адресованных автору законодательной инициативы (письма находятся в распоряжении «Известий»). В то же время федеральные министерства настаивают, что наказание за тунеядство противоречит как действующей Конституции РФ, так и международным актам.
В конце апреля этого года депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин подготовил пакет поправок в федеральные законы, согласно которым россиян, уклоняющихся от трудоустройства свыше шести месяцев при наличии подходящей работы, будут наказывать исправительными работами сроком до 1 года. Для этого в Конституции РФ предлагается прописать, что труд — это не только право, но и обязанность каждого гражданина. Не будут считаться тунеядцами граждане до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, женщины с детьми в возрасте до 14 лет и ряд других категорий граждан.
Весной законопроект получил широкий общественный резонанс — депутаты Госдумы в большинстве своем высказались категорически против. С связи с этим автор инициативы решил заручиться поддержкой со стороны региональных властей и трудовых коллективов. Анохин разослал обращения главам субъектов РФ, руководителям региональных парламентов, полпредам в федеральных округах, а также почти 1,5 тыс. предприятий, работающих в России и отражающих мнение трудящихся коллективов.
«Несправедливо кормить армию тунеядцев и бездельников»
Введение уголовной ответственности за уклонение от трудоустройства полностью поддержало руководство Севастополя, республик Тыва, Адыгея, Марий Эл и пр. По мнению вице-губернатора Рязанской области Сергея Филимонова, «указанная законодательная инициатива представляется своевременной и актуальной». Он отмечает, что «вопросы возрождения и поддержки ценностей честного труда в России будут учтены при разработке проектов нормативно-правовых актов Рязанской области».
Некоторые регионы согласны с необходимостью принять законопроект, однако предлагают учесть отдельные замечания. В первую очередь региональные власти считают, что нужно расширить категорию лиц, на которых закон о тунеядстве не будет распространяться.
Например, правительство Республики Бурятия предлагает учесть тех, кто занят личным подсобным хозяйством. Руководитель департамента труда и занятости населения Краснодарского края Игорь Мелких отмечает, что «возможность принятия указанного законопроекта, имеющего целью борьбу с нелегальными трудовыми отношениями, в целом поддерживаем. Вместе с тем перечень категорий лиц, на которых не распространяется действие предлагаемого состава преступления, нуждается в детальной проработке и возможном расширении».
Заместитель председателя правительства Ивановской области Ирина Эрмиш не уверена в том, что уклонение от трудоустройства должно быть расценено «именно как уголовно наказуемое деяние, а не как правонарушение, за которое должна быть предусмотрена иная форма ответственности — административная, дисциплинарная», поэтому она предлагает дополнить пояснительные материалы с соответствующим обоснованием выбора вида ответственности.
Заместитель полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Андрей Мотовилов поддержал концепцию законопроекта и предложил создать экспертную комиссию с привлечением полпредов всех округов и научного сообщества для дальнейшей проработки законопроекта.
«Введение обязательной занятости для маргинальных и асоциальных элементов считаем возможным, но распространять эту практику на всё население считаем неприемлемым», — считают в правительстве Кировской области.
«Указанные проблемы, связанные с ростом безработицы, снижением реальных доходов населения, социальным иждивенчеством, наличием теневого сектора экономики и неформальной занятости населения, действительно имеют место», — говорится в ответе заместителя председателя правительства Свердловской области, министра финансов Галины Кулаченко. В правительстве предлагают установить переходный период для введения и реализации законопроекта.
Наказывать за тунеядство считают справедливым в некоторых трудящихся коллективах — например, на заводе ОАО «Балаковорезинотехника» в Саратовской области была организована встреча с профсоюзным коллективом предприятия и «вопрос о принятии закона нашел активный отклик и поддержку». В Самарском электромеханическом заводе предлагают также возродить систему «лечебно-трудовых профилакториев для асоциальных элементов».
«Быть тунеядцем — это моральный выбор»
Большинство регионов, не поддержавших законопроект, ссылаются на противоречие действующей Конституции РФ и международным актам. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, несмотря на то что он «разделяет оценку остроты проблемы снижения авторитета человека труда в современных условиях», считает, что наказание за тунеядство «вызовет ухудшение международного имиджа нашей страны как демократического государства».
Вице-губернатор Еврейской автономной области Геннадий Антонов уверен, что в нынешних российских реалиях нельзя вводить наказание за тунеядство. В Советском Союзе под правом на труд подразумевалось «получение гарантированной работы», и это право обеспечивалось «социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства». Однако Конституция РФ таких обязательств не предусматривает.
«Тунеядство признается настолько социально опасным явлением, что за него предусматривается не административная, а уголовная ответственность. Между тем уголовная ответственность влечет за собой судимость, которая препятствует дальнейшему трудоустройству. В итоге принятие законодательной инициативы приведет к тому, что граждане РФ будут вынуждены устраиваться на любую работу, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности», — считают в администрации Смоленской области.
Фракция «Справедливая Россия» не поддержала законопроект. Первый зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Алла Кузьмина говорит, что «тунеядцы — это процент общества, который избегает работы, это их моральный выбор по отношению к семье, обществу и государству. Быть иждивенцами у государства неправильно, но любые меры принуждения здесь не помогут, это вопрос воспитания. Если государство не может дать работу гражданам, то они в этом не виноваты».
Федеральные ведомства — Министерство труда и социальной защиты, Министерство юстиции, администрация президента — единогласно высказались против принятия законопроекта.
В Минтруде считают, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения к административной или иной ответственности: «Согласно ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду».
В Минюсте полагают, что «ограничение конституционного права гражданина на труд может повлечь за собой умаление иных прав граждан (право на мирные собрания, на управление делами государства, на осуществление предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности, на образование, на свободу творчества и преподавания), поскольку обязательность осуществления трудовой деятельности связана с использованием значительного объема свободного времени гражданина, необходимого для реализации им своих конституционных прав».
Слово ответчику
Автор законопроекта о тунеядстве Андрей Анохин к осенней сессии Законодательного собрания Санкт-Петербурга планирует доработать текст документа с учетом предложений регионов.
«Чтобы учесть мнения всех регионов и получить консолидированную поддержку моей идеи борьбы с тунеядством и повышения престижа честного труда, данная законодательная инициатива требует доработки», — говорит он в своем письме к председателю заксобрания Вячеславу Макарову.
Профессор Института современного развития Алексей Скопин рассказал, что регионы, поддержавшие введение наказания за тунеядство, хотят таким образом пополнить бюджет недополученными налогами.
— В России сложилась большая социальная группа, которая работает в теневом секторе экономики, то есть они делают что-то, но не платят налоги, — например, те, кто занимается умственным трудом — пишут книги, рисуют картины. По данным Министерства труда, у нас 37 млн официально не занятых граждан. Законопроект может подтолкнуть россиян, чтобы они начинали регистрироваться как занятые. В некоторых регионах до 70% жителей занято в теневой экономике, а не официально. Поэтому главы субъектов, которые поддерживают законопроект, думают о пополнении бюджета, сокращении расходов на пособия по безработице и установлении прозрачности на рынке труда. Госстатистика эти вещи не улавливает, поэтому федеральные власти не всегда понимают суть проблемы. Те главы, которые выступили против, думают с точки зрения прав человека и Конституции, — говорит эксперт.
Скопин напомнил, что в этом году в Белоруссии был введен налог на тунеядство для тех, кто более полугода не был официально трудоустроен.
— В Белоруссии также стоит остро проблема теневой экономики — в стране очень многие зарабатывают на транзитной торговле, а уровень официальной занятости составляет 20–25% от общей численности населения, — сказал он.
По данным Росстата, в июле 2015 года численность занятых экономической деятельностью в России составила 73,1 млн человек, число безработных — 4,1 млн человек, а уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) — 5,3%. По сравнению с июлем 2014 года, количество занятого населения уменьшилось на 0,3%, а число безработных, наоборот, увеличилось на 7,9%.
В учреждениях службы занятости на учете в качестве безработных на июль этого года стояло 975 тыс. человек, что на 13,1% больше, чем в прошлом году. Около 800 тыс. россиян получали пособие по безработице. Отметим, что на 2015 год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, а максимальная — в размере 4,9 тыс. рублей.