Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Экономические и политические прогнозы для России на 2018 год


Экономические и политические прогнозы для России на 2018 год

Сообщений 1 страница 30 из 86

1

Эксперт: К 2018 году в условиях санкций у властей РФ могут кончиться деньги

МОСКВА, 7 августа. Санкции, введенные США и ЕС в отношении России, приведут к тому, что у властей РФ к 2018 году могут закончиться деньги на выполнение предвыборных обещаний. Такое мнение в эфире телеканала "Дождь" высказал экономист Сергей Гуриев, в недавнем прошлом — ректор Российской экономической школы (РЭШ).

Анализируя ситуацию вокруг санкций, он предложил 3 сценария развития обстановки в России, сообщает NEWSru.com.

По мнению Гуриева, первый сценарий является умеренным. Он заключается в том, что из-за внешнего давления на Россию обострятся внутренние противоречия в российском обществе.

"В этом сценарии к 2018 году наверняка закончатся деньги в российском бюджете. И то, что можно предсказывать достаточно уверенно в этом сценарии, так это то, что те обещания, которые были сделаны в предвыборной кампании Владимира Путина и зафиксированы на бумаге в его указе 7 мая 2012 года, большинство этих указов ставит дату исполнения 2018 год. Так вот эти обещания не будут выполнены просто потому, что российская экономика не будет расти. В лучшем случае мы говорим о нулевом росте, может быть, полупроцентном или однопроцентном росте. Эти указы предполагали, что российская экономика будет расти с темпом примерно 5%. В этом смысле в бюджете просто не будет денег на то, чтобы реализовать все эти обещания. Это, в свою очередь, не может не повлечь политических проблем. Но в любом случае, если мы будем смотреть на горизонт ближайших пары лет, я думаю, что это будет не так драматично, а уже к 2018 году нужно будет принимать тяжелые решения: сокращать оборонные расходы, сокращать пенсии, переставать бороться с инфляцией, тем самым, сокращать зарплаты и пенсии. Я думаю, мы можем увидеть много сюрпризов. И мы видим, что пока у власти даже в этом умеренном сценарии нет четкого понимания, как справляться с этими вызовами", — полагает эксперт.

Второй сценарий он охарактеризовал как позитивный. Однако для Путина он все равно будет неутешительным. По словам экономиста, добиться отмены санкций Запада можно возвращением к состоянию статус-кво. Другими словами — если Россия вернет Крым Украине и будет содействовать украинцам в разгроме террористов на Донбассе. Однако в этом случае у Путина и его окружения появятся проблемы в общении с электоратом, которому придется объяснять резко сменившуюся генеральную линию Кремля. Гуриев высказал предположение, что российские ура-патриоты могут просто не понять Путина.

Сценарий номер 3, по словам Гуриева, является самым негативным для властей РФ
. Как сказал экономист, если вина России в уничтожении Boeing 777 будет доказана, то деньги у Кремля закончатся еще раньше — в 2014 году.

"Ситуация с оттоком капитала драматическая в этом году, если пессимистические прогнозы не оправдаются, а будут превзойдены с точки зрения противостояния России и Запада. Например, если Запад начнет открыто говорить о том, что сейчас российские войска стреляют по украинской территории, что уже сейчас тяжелое вооружение на самом деле поставляется не только украинским ополченцам или сепаратистам, но и поставляется вместе с экипажами, российскими военнослужащими. Я думаю, что ситуация будет на самом деле очень серьезной", — предупредил эксперт.

Подводя итоги, Гуриев высказался о степени вероятности своих прогнозов: "Я бы сказал, что умеренный сценарий имеет вероятность 60%, пессимистичный – 30% и оптимистичный – 10%, может быть, даже ниже".

http://www.rosbalt.ru/business/2014/08/07/1301183.html

0

2

Проблема-2018: почему строить новую экономику будет уже некому

Евгений Гонтмахер Заместитель директора ИМЭМО РАН

Сокращение количества рабочих мест – лишь начало масштабного кризиса на российском рынке труда. Самым тревожным прогнозом на ближайшие годы становится депрофессионализация россиян. И это ставит под вопрос дальнейшие перспективы развития страны. Эта статья публикуется в рамках проекта РБК «Сценарии-2020», в котором известные экономисты и эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы

Массовые сокращения, катастрофическое снижение зарплат – такие ассоциации возникают при слове «кризис». Но паника на рынке труда слабо соотносится с реальными причинами кадрового кризиса, происходящего в России. А это отнюдь не только последние события в экономике. В ближайшие пять лет мы, скорее всего, не увидим картинок из фильмов о Великой Депрессии в США, где толпы голодных людей шатаются по улицам в поисках работы. Но это не очень утешает: негативные тренды, которые сложились в последние годы на рынке труда, будут усиливаться.

Первое. Рынок станет более серым: больше людей будут работать на неофициальных основаниях. Налоговое бремя в условиях снижения экономической активности вынудит работодателей экономить на издержках и выстраивать отношения с работниками неформально.

Хотя абсолютные размеры безработицы по стране радикально не увеличатся, она будет расти локально, прежде всего в отдельных депрессивных регионах и городах. Встанет острее проблема моногородов, которыми никто не занимался, несмотря на декларации и программы. В России в моногородах проживают десятки миллионов человек. Думаю, что мы еще вспомним опыт Пикалево. В зоне риска оказываются и сельскохозяйственные, аграрные территории. Прежде всего это Северный Кавказ, где относительно высокая доля аграрного сектора. Кризис может развиваться и в некоторых регионах центральной России. Например, Костромская, Тверская области с точки зрения рабочих мест депрессивны уже сейчас. При среднем уровне безработицы по Центральному федеральному округу в начале текущего года 3,3% в этих областях она составила (только по официальным данным) 5,4%. 

Еще один тренд: люди будут соглашаться на снижение зарплат в обмен на сохранение занятости. Это сдержит критический уровень безработицы, механизм адаптации работников к новым условиям у нас достаточно прочный. Но зарплаты в реальном исчислении будут ощутимо снижаться.

Кроме того, уже длительное время число трудоспособных людей уменьшается из-за демографических изменений, а доля пожилых и неработающих увеличивается примерно на 1 млн человек в год. Но в конечном счете сокращение трудоспособного населения – не главная проблема российского рынка труда. Самый тревожный фактор – снижение качества рабочей силы, депрофессионализация. У нас не хватает квалифицированных рабочих, инженеров, менеджеров, бухгалтеров и даже журналистов. Качество профессионального образования в России не повышается, и 75 млн экономически активного населения имеют очень низкий профессиональный потенциал. Это связано в том числе и с отсутствием системы непрерывного образования, когда взрослые люди в течение короткого срока могут приобрести новую компетенцию и стать более конкурентоспособными на рынке труда. Не работают и личностные стимулы к самообразованию.

Отсюда возникает и возрастная дискриминация, которая тоже будет усиливаться. Найти работу людям предпенсионного возраста будет все сложнее, так как по многим параметрам они отстают от требований работодателя. Тому пока проще бороться за чужой готовый кадр среднего возраста, чем повышать квалификацию собственного работника.   

Параллельно усилится фактор молодежной безработицы. Возникнет классическая ситуация, характерная для Западной Европы. Если сейчас можно говорить о том, что около 5–7% выпускников не могут попасть на желаемое место работы (хотя точного учета никто не ведет), то в ближайшие годы этот показатель составит уже 15–20% из числа выпускников вузов и колледжей. Количество рабочих мест будет снижаться, а молодежь заведомо проигрывает в борьбе за места из-за отсутствия профессионального опыта. Через несколько лет на улицах станет больше молодых людей, которым нечем заняться. Естественно, это приведет и к росту преступности.

Напряженность на рынке труда для молодежи будет нарастать, даже несмотря на уменьшение ее численности в силу демографических причин. Дело в том, что демографические тренды весьма консервативны, а экономическая ситуация в ближайшие годы, видимо, будет меняться более радикально.

Будет возрастать региональная мобильность рабочей силы, то, что иногда называют «отходничество», когда из Костромы, Пензы и Мордовии ездят работать на две недели в крупные города на неквалифицированные работы. Уровень различий в экономике регионов увеличится, и вахтовый метод подработок будет развиваться, как и число претендентов на роль «охранника» или «сторожа». Все это обусловит дальнейшее снижение оплаты труда.

При этом мобильность будет однонаправленной. Возникновение новых экономических центров, вроде разрекламированных территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке, маловероятно. Люди туда не поедут из центральной и западной части России; времена, когда люди согласны были жить в палатках ради романтики и большой зарплаты, прошли. А запускать туда китайских гастарбайтеров – идея весьма спорная.

При этом в условиях сжатия экономики будет становиться меньше рабочих мест и для мигрантов из СНГ. В первую очередь будет страдать сфера услуг: фитнес, рестораны, магазины с товарами не первой необходимости. Рабочие места в этой сфере, даже самые неквалифицированные, будут занимать прежде всего россияне, стремящиеся получить хоть какую-то работу. С другой стороны, масштабные инфраструктурные проекты, например строительство объектов для чемпионата мира по футболу, потребуют значительные объемы рабочей силы. И можно предположить, что на этих стройках будут по-прежнему работать мигранты из СНГ, которые и сейчас активно задействованы в сфере строительства. Наши соотечественники на ближайшие пять лет еще сохранят апломб и на грязную строительную работу не пойдут.

В зоне риска окажутся и бюджетники. То, что происходит сейчас в Москве с врачами и учителями, – адаптация к будущим бюджетным сложностям, репетиция, как экономить деньги. Под удар попадет прежде всего вспомогательный персонал и узкие специалисты (логопеды, психологи и т.п.). Сокращения уже начались и в ближайшие пять лет могут достигнуть 20–25% от занятых в бюджетной сфере.

Зато нефтяники будут в цене: нефть мы будем качать еще много лет. Будут по-прежнему востребованы инженерные специальности и квалифицированные рабочие. Попробуйте найти сейчас квалифицированного сварщика; в наших условиях он может заработать столько, сколько  захочет. Наиболее востребованы будут люди с реального производства, промышленно-производственный персонал, как это называлось в советское время. А сокращать будут все тот же вспомогательный персонал (т.н. «офисный планктон»).

За последние двадцать лет, несмотря на экономический рост, в России произошла деградация человеческого капитала. И с открытым кризисом человеческого капитала мы столкнемся уже через три-четыре года. К этому времени может резко снизиться доступность медицины, что негативно скажется на общем уровне здоровья россиян. Можно ожидать и снижения качества школьного образования. В таком случае, даже при массированных инвестициях и выгодных предложениях по зарплатам, дальше будет все сложнее находить достаточное число квалифицированных сотрудников. Вот тогда и придется массово завозить мигрантов. 

Основная проблема современного российского рынка труда в том, что его невозможно реформировать без столь же решительных продвижений во многих других сферах. Например, для улучшения инвестиционного климата, без которого не произойдет позитивных изменений в области занятости, нужно менять качество многих общественных и политических институтов. Поэтому чтобы добиться смены трендов на российском рынке труда, надо просто начать менять страну. 

Несколько лет назад ведущие экономисты по заказу правительства разработали «Стратегию-2020» –​ план долгосрочного развития России. Сегодня об этом плане и показателях, которые в нем ставились, уже мало кто помнит. Горизонты планирования для бизнеса, чиновников и потребителей сузились в лучшем случае до нескольких месяцев. Но думать о будущем все равно необходимо. В проекте РБК «Сценарии-2020» известные экономисты и эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы, по окончании экономического и политического кризиса.​

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://daily.rbc.ru/opinions/society/24 … 6cb94f22ab

0

3

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0521/82/695912848ce1918749f6d93556e7af82.jpg

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0521/e4/d59394563e6c78af2a209c948cbeb5e4.jpg

http://i71.fastpic.ru/big/2015/0521/e2/a9836fa9823a97af9d41543348559ae2.jpg

http://i71.fastpic.ru/big/2015/0521/fa/05e51bab66511071344eb42946494bfa.jpg

Экономические и политические прогнозы для России на 2015 год: Эксперты массово смягчили прогнозы по глубине кризиса в России

0

4

http://i72.fastpic.ru/big/2015/0519/2e/67fe591598766fc07c3096fd5683932e.jpg

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0519/c8/d489ec855303d53d417cba259e8e82c8.jpg

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0519/55/9136c9fd77309fe4d6c1e3a451635655.jpg

http://i71.fastpic.ru/big/2015/0519/39/3983a9308d5123763cc030af64cc5b39.jpg

Путину предложат урезать расходы бюджета 2016 года на 13%

0

5

Минэкономразвития: Докризисный уровень зарплат в России восстановится только в 2018 году

В 2015 году зарплаты упадут почти на 10%, считают в ведомстве

По оценке Минэкономразвития, уровень зарплат в России в 2015 году снизится на 9,8%. Об этом сообщила в среду замминистра труда и соцзащиты Любовь Ельцова в ходе «круглого стола» в Госдуме, передает «Интерфакс».

В апреле этого года уровень реальных зарплат по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизился на 13,2%, рассказала Ельцова. Уровень реальных зарплат, достигнутый в прошлом году, по прогнозу Минэкономразвития, восстановится в 2018 году, добавила она.

По мнению замминистра, МРОТ надо довести до размера прожиточного минимума трудоспособного населения, как этого требует Трудовой кодекс.

По данным за четвертый квартал 2014 года, представленным на «круглом столе», самый низкий уровень прожиточного минимума трудоспособного населения сейчас фиксируется в Севастополе (6,8 тыс. рублей), самый высокий — в Ненецком автономном округе (17,3 тыс. рублей).

http://www.bfm.ru/news/295654

0

6

Реальные зарплаты россиян вернутся на докризисный уровень к 2018 году

Евгений Калюков

Реальные зарплаты россиян вырастут до уровня 2014 года через три года. По оценке Минтруда, в нынешнем году число россиян, чья зарплата ниже прожиточного минимума, вырастет в полтора раза

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/0/55/754345477454550.jpg
Фото: Lori

На то, чтобы вернуть размер реальной зарплаты среднего россиянина (это сумма денег, которые остаются в распоряжении работника после обязательных платежей с поправкой на инфляцию) на уровень прошлого года, потребуется около трех лет, предупредила замминистра труда и соцзащиты РФ Любовь Ельцова.

«Нас беспокоит динамика реальной заработной платы. По оценке Минэкономразвития России, в 2015 году реальная заработная плата может снизиться на 9,8% к предыдущему году. Восстановление достигнутого в 2014 году уровня реальной заработной платы прогнозируется в 2018 году», — заявила Ельцова на организованном в Госдуме круглом столе (цитата по РИА Новости).

По данным Росстата, с начала 2015 года реальные располагаемые доходы россиян быстро сокращаются: в январе 2015 года они сократились в годовом исчислении на 0,8%, в феврале — на 1,6%, в марте — на 1,8%, в апреле — на 4%. При этом средний размер реальной зарплаты падает еще быстрее: в январе 2015 года она уменьшилась в годовом исчислении на 8,4%, в феврале — на 7,4%, в марте — на 10,6%, в апреле — на 13,2%.

По подсчетам Росстата, по итогам первых четырех месяцев 2015 года реальные доходы населения России сократились на 2,2%, реальная зарплата среднего работника — на 10,2%.

Опубликованное в мае 2015 года исследование компании Nielsen показало, что почти каждому пятому россиянину (18%) доходов теперь хватает только на еду и оплату прочих жизненно важных нужд. В отчете компании Nielsen это названо антирекордом: даже в кризисном 2009 году о полном отсутствии свободных денег заявляли только 4–7% россиян.

Одним из путей решения проблемы, по словам Ельцовой, могло бы стать постепенное доведение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума. Сейчас МРОТ чуть ли не вдвое меньше: в соответствии с подписанным в начале июня постановлением правительства РФ прожиточный минимум в России составляет для трудоспособного населения 10 404 руб., а МРОТ — лишь 5965 руб.

«Доля работников с зарплатой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, по нашей оценке, возрастет с 3,5 млн человек в 2013 году до 5,6 млн человек в 2015 году», — отметила Ельцова. По ее словам, с 1 января 2016 года Минтруд предлагает ежегодно повышать МРОТ, чтобы к 2020 году уравнять его с прожиточным минимумом за первый квартал предшествующего года.

В свою очередь глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина предупредила, что ситуация на рынке труда в РФ продолжает ухудшаться.

«С рынка труда уходит достаточно многочисленное, так называемое послевоенное поколение, а приходит на рынок труда поколение 1990-х, не сопоставимое по своей численности. Всем нам предстоит в ближайшие годы ответить на вопрос: «Как нам в условиях старения населения, в условиях демографических вызовов удастся, с одной стороны, удержать производительность труда, с другой —  не ослабить наши вложения в человеческий капитал и сохранить систему социальных гарантий, которая есть у нас сегодня в трудовых отношениях», — добавила Баталина.

http://top.rbc.ru/economics/17/06/2015/ … 166a1e0549

0

7

snezhinka написал(а):

Спад ВВП РФ в 2015 году составит 3,8-4,4%, в 2016 г. — 0,5-1%, рост экономики возобновится в 2017 году,

snezhinka написал(а):

в 2016 году — на уровне 0,5-1,0%, в 2017 году достигнут небольших положительных значений, а в 2018 году могут составить 2,5-3,5%.

snezhinka написал(а):

ЦБ РФ ухудшил прогноз по цене на нефть в 2015 году с $60 до $52/барр, в 2016 — с $70 до $50/барр.

snezhinka написал(а):

регулятор ухудшил прогноз по инфляции на 2015 год с 10,8% до 12-13%.

snezhinka написал(а):

Рисковый сценарий ЦБ РФ предполагает инфляцию на уровне 7-9% в 2016 году, указала Набиуллина. В базовом сценарии инфляция снизится до 5,5-6,5% в 2016 году и достигнет 4% в 2017 году и будет сохраняться вблизи целевого уровня в 2018 году. Вместе с тем, ЦБ РФ намерен достичь инфляции в 4% к 2017 году при любом сценарии.

Экономические и политические прогнозы для России на 2017 год

0

8

http://i67.fastpic.ru/big/2015/0912/3c/c28aff10eab9279546f356326abeb43c.jpg

ЦБ обнародовал три новых сценария развития российской экономики

0

9

snezhinka написал(а):

Министерство экономического развития России уверено, что в 2016 году экономика вернется к росту. Но доходы россиян в 2018 году будут ниже уровня 2014 года.

МЭР: доходы россиян будут ниже ожиданий

0

10

snezhinka написал(а):

Бывший министр финансов в интервью Business FM рассказал, какое будущее ждет российскую экономику. По его мнению, сейчас Россия переживает полномасштабный кризис. А в 2016 году рост будет настолько медленным, что придется оставаться на дне

snezhinka написал(а):

В ближайшие три года политических перемен в России ожидать не стоит. Об этом в эксклюзивном интервью Business FM на инвестиционном форуме в Сочи заявил Алексей Кудрин.

Кудрин: мы дошли до края, нужны реальные реформы

0

11

Вчера, 17:50 Елена Тофанюк

Кудрин назвал стоимость нефти после выборов президента

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/73/754495852813739.jpg
Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Низкие цены на нефть подтолкнут правительство к проведению реформ, уверен глава КГИ Алексей Кудрин. По его мнению, после президентских выборов 2018 года баррель Brent будет стоить $50
Глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин считает, что цена на нефть после президентских выборов 2018 года будет $50 за баррель и ниже. Это будет стимулом для проведения реформ, сказал экс-министр финансов во время выступления на конференции в Лондоне, организованной Московской биржей.

Отвечая на вопрос РБК, почему он считает, что цена на нефть будет такой, Кудрин пояснил, что мы имеем дело с долгосрочным трендом в ценах на нефть, который связан с утратой ключевого драйвера на рынке нефти — спроса со стороны Китая. А в связи с ростом цен в России инвестиции в нефтяную отрасль увеличились в четыре раза за десять лет.

Кроме того, Кудрин считает, что производство сланцевой нефти открыло новую эпоху — меры ОПЕК будут иметь ограниченное и временное воздействие. «Я не сторонник того, чтобы Россия вступала в ОПЕК или участвовала в этих мероприятиях: это даст временные результаты в смысле цен на нефть, но существенно ограничит наши возможности», — уточнил он. По мнению Кудрина, у России есть существенный потенциал с точки зрения расширения добычи сланцевой нефти. «Мы должны быть свободны и не связаны никакими ограничениями», — добавил он.

Во вторник, 8 декабря, стоимость барреля нефти марки Brent впервые с февраля 2009 года опустилась ниже $40.

Накануне котировки снизились более чем на 5%, обновив минимумы 2009 года. Так участники рынка отреагировали на решение ОПЕК не снижать квоты по добыче нефти. Эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин говорил ранее, что «это простая волатильность рынка». «Новое падение цен на нефть кажется скорее эмоциональным процессом, фундаментально оно ничем не объясняется, и нефть сейчас явно недооценена. Изменений политики крупных игроков пока не ожидается, последнее заявление ОПЕК [решение оставить неизменной официальную квоту по добыче нефти], например, не было ни жестким, ни мягким, а скорее просто подтвердило существующую их позицию. Можно говорить о том, что большое количество спекулятивных позиций, открытых на рынке сейчас, рано или поздно приведет к резкому отскоку», — полагает Сусин.

http://i74.fastpic.ru/big/2015/1209/ec/9338a89d0c55c0616a49d1b285c494ec.jpg

http://www.rbc.ru/finances/08/12/2015/5 … ?from=main

0

12

Михаил Касьянов рассказал, что будет в РФ через два года

Лидер ПАРНАС ждет «революционного состояния» и из России уезжать не будет

Председатель партии ПАРНАС Михаил Касьянов не намерен покидать Россию, несмотря на множество угроз в свой адрес. Об этом он заявил в интервью агентству Reuters.

«Власти хотят остановить мою политическую деятельность с помощью угроз. Они хотят вынудить меня покинуть страну. Их цель — запугать меня. Но я решил продолжать свою деятельность», — цитирует заявление Касьянова DW.

По словам политика, после убийства Бориса Немцова и решения возглавить список ПАРНАС на парламентских выборах Кремль и националистические группировки назначили его «врагом номер один».

Касьянов также заявил, что у Владимира Путина есть два варианта: уйти в отставку после истечения третьего срока в 2018 году или остаться на четвертый срок и бороться с вспыхнувшими беспорядками. По его мнению, россияне могут достичь «революционного состояния», усугубленного экономическим кризисом, по меньшей мере, через два года.

http://www.bfm.ru/news/315717

0

13

snezhinka написал(а):

Негативные сценарии

Мы построили довольно плохой сценарий, предполагающий сохранение текущих цен на нефть (примерно $35 баррель Urals) в течение нескольких лет. В рамках текущей повестки мы имеем большой дефицит, который покрывается в основном за счет суверенных фондов, в результате чего происходит их быстрое исчерпание. При этом в сценарий заложена жесткая бюджетная политика: происходит сокращение дефицита за счет оптимизации затрат в пределах политически возможного и мобилизация доходных источников по мелочи, без принятия радикальных решений по пенсионной реформе, по налогам. Только за счет роста собираемости, за счет улучшения администрирования и введения дополнительных небольших платежей. При этом интересы правящих элитных групп особенно не затрагиваются.

Соответственно, сохраняется доминирование сырьевых секторов в экономике, военных расходов в бюджете, вообще милитаризация промышленности. Хотя за счет этого можно ожидать продолжения умеренного роста доли торгуемых секторов, одновременно структура экономики будет упрощаться. То есть те инновационные сектора услуг, которые выросли в тучные годы, будут сжиматься довольно активно. И будут продолжать сжиматься торговля и строительство. Снижение инвестиций, конечно, отражает плохой инвестиционный климат.

https://slon.ru/images/photos/1cb372ece9f630c12686c7434ea8f7f8.png

По нашим оценкам, в данной ситуации отрицательные темпы роста продлятся как минимум до тех пор, пока не будет адаптирована бюджетная система, пока не перестанет снижаться государственный спрос. Потому что в условиях, когда у нас остальные источники роста подавлены, государственный спрос имеет преувеличенно большое значение для экономической динамики. Так, в наступившем 2016 году отказ от индексации зарплат бюджетников на фоне пока еще высокой инфляции способствует сильному падению зарплат в целом по экономике.

Следующий сценарий является еще более рискованным с точки зрения оценок. Но тем не менее мы предполагаем, что сейчас в качестве вероятного следует рассматривать переход к монетарному финансированию дефицита после исчерпания суверенных фондов, в том случае если сократить дефицит ниже 5% ВВП окажется политически невозможно.

https://slon.ru/images/photos/76d9f5f332b0efeccf0e2cab55070dea.png

В этих условиях в первую очередь начинается рост инвестиций, который связан с тем, что дополнительные средства в виде целевых кредитов и в виде бюджетных расходов на инвестиции поступят в экономику. При этом, скорее всего, они будут распределяться тем же самым группам, которые и сейчас получают львиную долю бюджета. Но что-то, конечно, пойдет и на увеличение зарплат бюджетников, и на индексацию пенсий. По нашим оценкам, инфляционный эффект такого решения будет большим и, скорее всего, не даст инфляции опуститься ниже двухзначных уровней.

Самое важное: это будет означать, что, даже несмотря на дополнительную индексацию заработных плат, они продолжат падать в реальном выражении. Соответственно, вся эта конструкция не позволит раскрутить рост экономики, через два-три года отрицательная динамика ВВП вернется. При этом у нас будет очень слабый курс рубля, очень высокая инфляция, очень большой дефицит. В итоге макроэкономика останется несбалансированной.

Плохо или очень плохо. Четыре сценария развития экономики

0

14

Всемирный банк: санкции против РФ отменят в 2018 году

Такая оценка содержится в докладе Всемирного банка. Отмена санкций в 2017 году допускается только в одном из сценариев. Снижение инфляции в России, по данным ВБ, ожидается только через год

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/04/06/ru.jpg
Фото: Maxim Zmeyev/Reuters

Всемирный банк (ВБ) прогнозирует отмену санкций в отношении России в 2018 году, передает ТАСС.

ВБ исходит из того, что экономические санкции в отношении России будут действовать вплоть до 2018 года. Только в одном из сценариев — так называемом базовом альтернативном — допускается, что экономические санкции будут отменены в 2017 году. Такие оценки содержатся в докладе Всемирного банка об экономике России.

Кроме того, по данным ВБ, средняя инфляция в РФ в 2016 году составит 7,6%, в 2017 году — 4,8%. Банк России может снизить ключевую ставку не раньше второй половины 2016 года. Банки РФ будут уязвимы до конца 2017 года, несмотря на рекапитализацию и регуляторные послабления.

http://www.bfm.ru/news/319710

0

15

snezhinka написал(а):

Базовый прогноз Минэкономразвития предполагает спад ВВП по итогам 2016 года в 0,3%. В прогнозе Всемирного банка, который был опубликован 7 июня, содержится предположение, что ВВП России в 2016 году снизится на 1,2%, в 2017-м вырастет на 1,4%, а в 2018 году — на 1,8%.

Майские данные по ВВП оказались «сильно хуже ожиданий»

0

16

Правительство потратит 40% ФНБ

0

17

О положении дел в российской экономике

0

18

Минтруд назвал срок возврата доходов россиян на докризисный уровень

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/56/754767029716564.jpg
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ

На докризисный уровень реальные доходы населения России вернутся к концу 2018 года, считает министр труда и соцзащиты Максим Топилин.

«Я говорю о тех реальных показателях зарплат и пенсий. Мы рассчитываем, что к концу 2018 года произойдет уже восстановление. Рост начнется и уже в 2017–2018 году. И вот в течение трех лет, 2018, 2019 год, мы исходим из того, что эти доходы восстановятся», — заявил Топилин в интервью программе «Поздняков» на телеканале НТВ.

По данным Росстата, в августе 2016 года реальные располагаемые доходы россиян (то есть деньги, которые остаются у человека после уплаты всех обязательных платежей, так что он может потратить их по собственному усмотрению) по сравнению августом предыдущего года сократились сразу на 8,3%. Таким образом, темпы падения реальных доходов достигли максимума за семь лет.

По прогнозу бывшего заместителя министра экономического развития, а ныне зампреда Внешэкономбанка Андрея Клепача, реальные доходы россиян вернутся на уровень, достигнутый к началу нынешнего кризиса в экономике, не ранее 2020 года.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/580497d89 … ?from=main

0

19

В МЭР предрекли падение спроса населения на авиаперевозки до 2018 года

29.10.2016 23:49

Текст: Татьяна Зыкова

Из-за снижения заработной платы спрос россиян на авиаперевозки восстановится не ранее 2018 года, говорится в прогнозе социально-экономического развития страны на 2017 год и период 2018-2019 годов. Документ подготовили в Минэкономразвития, сообщает Прайм.

В нем министерство прогнозирует падение пассажирооборота на воздушном транспорте в России к 2019 году на 1,7 процента по сравнению с 2015 годом. Было бы хуже, но динамику развития пассажирских авиаперевозок, подправит дополнительный транспортный спрос в 2018 году, в городах проведения чемпионата мира по футболу.

Также в министерстве ожидают развития низкобюджетных авиаперевозок. Вместе с тем предупреждают, это увеличит риск финансовой неустойчивости авиакомпаний. По итогам 2016 года инвестиции в основной капитал воздушного транспорта ведомство оценивает в 208,3 миллиарда рублей, что на 18,5 процента больше уровня прошлого года.

Несмотря на огромную территорию страны, отмечается в прогнозе, основной поток пассажиров концентрируется в Москве и Санкт-Петербурге (80-85% ). По прогнозу, через аэропорты Московского авиационного узла будут перемещаться 300 тысяч пассажиров в сутки в оба направления.

https://rg.ru/2016/10/29/v-mer-predrekl … -goda.html

0

20

В 2018 году пенсии в России упадут ниже прожиточного минимума

Но в 2019 году соотношения вновь вернутся в положительную плоскость

Согласно расчетам Пенсионного фонда, отношение размера пенсии к прожиточному минимуму в 2017-2019 годах будет резко снижаться, а социальные пенсии в 2018 году будут ниже прожиточного минимума, передает Газета.ру.

В презентации к докладу главы ПФР Антона Дроздова говорится, что в 2018 году социальные пенсии будут составлять 97,8% о прогнозируемого прожиточного минимума пенсионера, то есть 9159 к 9364 рублям.

Но в 2019 году она должны вновь вернуться в положительную плоскость и достичь 102%.

На данный момент соотношение составляет 104,7%.

В документе также указано, что в ближайшие три года пенсии по старости уменьшатся по отношению к прожиточному минимуму на 12,2%. В 2019 году это соотношение упадет до 150% с нынешних 161%.

https://www.bfm.ru/news/340015

0

21

snezhinka написал(а):

Эксперты Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) прогнозируют, что экономика России вырастет на 1,1% в 2017 году и на 1,4% в 2018-м. Об этом говорится в докладе «Экономическое и социальное исследование Азии и Тихоокеанского региона 2017».

Эксперты ООН спрогнозировали рост экономики России в 2017 и 2018 годах

0

22

ЕБРР оценил рост экономики РФ на ближайшие два года

10.05.2017 12:01

Текст: Ирина Жандарова

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сохранил прогноз по росту ВВП России в 2017 году на уровне 1,2%, говорится в майском отчете банка "Региональные экономические перспективы" (Regional Economic Prospects).

Россия возвращается к умеренному росту после спада, который продолжался минувшие два года. В 2015-2016 годах спад оценивается банком в 3%. За 2017-2018 годы страна должна компенсировать большую часть спада ВВП.

"Ожидается, что в 2017 и 2018 годах темпы роста составят 1,2 и 1,4% соответственно", - говорится в материалах банка. Росту ВВП способствует повышение цен на нефть, восстановление спроса на потребительские услуги и инвестиций.

Риски для экономики страны представляет возможное снижение цен на нефть, отсутствие реформ, направленных на улучшение бизнес-среды, геополитическая напряженность и продление санкций. При этом в 36 странах своего присутствия ЕБРР снизил прогноз по росту ВВП до 2,4% с прогнозируемых в ноябре 2,5%.

В 2016 году рост цен на нефть улучшил экономическое положение ряда стран, отметили в банке. Часть стран, напротив, ухудшила свои экономические позиции из-за обострения геополитических конфликтов и снижения уровня безопасности.

https://rg.ru/2017/05/10/ebrr-nazval-vo … -goda.html

0

23

Едим по-старому

Потребительскую корзину "заморозят" на три года

Текст: Марина Гусенко

Российская газета - Федеральный выпуск №7375 (209)

Потребительскую корзину могут "заморозить" на три года. Законопроект об этом разработал Минтруд. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас законопроект проходит общественное обсуждение.

https://cdnimg.rg.ru/img/content/145/10/35/3p_magazin_d_850.jpg
Минимальный набор продуктов питания потребительской корзины включает 34 вида продуктов. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Им предлагается "установить потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения" в целом по России на 2018 - 2020 годы в составе и объемах, которые были установлены в декабре 2012 года. Кстати, в этом же документе речь идет о поэтапном доведении минимальной зарплаты до прожиточного минимума.

Потребительская корзина должна пересматриваться раз в пять лет. "Срок действия" текущей заканчивается 31 декабря этого года. Ранее в минтруде предполагали ее пересмотреть и наполнить новым содержимым. Но решение довести МРОТ до уровня прожиточного минимума в два этапа до 1 января 2019 года скорректировало эти планы. Ведь цена потребительской корзины - это и есть прожиточный минимум.

Продлить действующую потребительскую корзину на 2018 - 2020 годы предложено "в связи с необходимостью доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения". В минтруде объяснили, что законопроект предусматривает не однократное повышение МРОТ, а установление постоянного механизма его привязки к прожиточному минимуму.

Сделать это планируется в рамках трехлетнего бюджета на 2018-2020 годы. Ожидается, что минимальная зарплата за эти годы вырастет на 53 процента, в том числе с 1 января 2018 года - на 21,7 процента, а с января 2019 года - на 22,2 при прогнозируемом росте цен за три года на 12,5 процента.

Непродовольственные товары включены в потребкорзину в размере 50 процентов от стоимости продуктов питания

Законопроект предлагает установить новую потребительскую корзину с 2021 года, уже после того, как МРОТ будет доведен до прожиточного минимума трудоспособного населения, рассчитанного на основе действующей потребкорзины. "Изменение методики исчисления прожиточного минимума в связи с пересмотром корзины не позволит спланировать средства на повышение МРОТ в течение трехлетнего периода как для бюджетной сферы, так и для реального сектора экономики", - сообщает минтруд. В дальнейшем, при пересмотре корзины будут проработаны предложения по изменению набора продуктов питания, а также стоимости соотношений непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания, предусмотренных в действующей потребительской корзине, с учетом международной практики определения прожиточного минимума - заверяют в ведомстве.

Такого пересмотра корзины эксперты ждали уже в этом году. В действующую сейчас потребкорзину входит набор продуктов питания на год. Если пересчитать эти нормы на месяц, то получится, что за 30 дней человек трудоспособного возраста съедает 10,5 килограмма хлебных продуктов, макарон и круп, 8,4 килограмма картофеля, 14,6 килограмма овощей и фруктов, два килограмма сахара и кондитерских изделий, около пяти килограммов мяса и мясопродуктов, полтора килограмма рыбы. Непродовольственные товары включены в потребительскую корзину в размере 50 процентов от стоимости продуктов питания, услуги - также в размере 50 процентов от стоимости продуктов питания.

По сути, Росстат регулярно считает, в какую сумму обходится продуктовый набор, прописанный в потребительской корзине, а потом, если говорить упрощенно, эта сумма умножается на два. И получается полная стоимость потребкорзины уже с учетом промтоваров и услуг. Именно этот принцип давно вызывает нарекания экспертов. С точки зрения специалистов, в корзине "поименно" должны быть прописаны не только продукты питания, то и непродовольственные товары и услуги, тогда корзина будет более адекватно отражать реальные ежедневные расходы людей.

Есть вопросы и к продуктовому набору, предусмотренному корзиной. Эксперты считают, что в нем должно быть больше мяса, овощей и фруктов, а хлеба и макарон - меньше. Ранее соглашались с этим и в минтруде. Как отмечала замглавы департамента комплексного анализа и прогнозирования Минтруда России Наталия Антонова, министерство нацелено на то, чтобы приблизить нормы потребления продуктов питания, предусмотренные в корзине, к нормам здорового питания, уменьшить углеводную часть, а белковую - увеличить.

По мнению главы Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, в потребительскую корзину нужно обязательно включить средства коммуникации и плату за их использование, ведь компьютеры и Интернет есть практически в каждой семье. И нужен он всем - от школьнико до пенсионеров.

Потребительская корзина должна включать хотя бы частичную оплату услуг образования и здравоохранения, так как они почти не бывают абсолютно бесплатными, говорит Бобков. Кроме того, за пять-десять лет существенно изменилось качество болья, одежды и других товаров. Это тоже важно учесть.

https://cdnimg.rg.ru/pril/article/145/10/35/3-850.jpg
Инфографика "РГ": Александр Смирнов/Елена Березина

https://rg.ru/2017/09/17/mintrud-podgod … rziny.html

0

24

Бюджет 2018: «ничего улучшать в российской экономике не планируется»

Эксперты считают, что представленный правительством главный финансовый документ «консервирует сегодняшнее негативное состояние экономики»

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2017/09/18/prav.jpg
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (в центре) на заседании правительства РФ. Фото: Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Правительство представило проект федерального бюджета на 2018 год. Дефицит составит 1,4% ВВП или 1,3 трлн рублей.

В следующем году сократятся расходы на национальную оборону — на 70 млн рублей. Всего же траты на эту статью составят почти триллион рублей. Еще 1,3 трлн пойдет на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Эти расходы наоборот слегка увеличатся по сравнению с текущим годом.

Кроме того, в Минфине сообщили, что, как и в прошлом году, пенсии для работающих пенсионеров индексировать не будут. А неработающим — пенсии поднимут с января на 3,7%. Оценить проект Business FM попросила профессора Высшей школы экономики Ивана Родионова.

Иван Родионов
профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ

«Так как мы не знаем, из какой цены нефти рассчитан бюджет, и не знаем опять, будет ли действовать бюджетное правило, что все, что свыше 40 долларов за баррель, должно поступать в резервные фонды, на самом деле сказать ничего нельзя. Подразумевается, опять исходя из этих цифр, что такой небольшой рост планируется до 2020 года. Ситуация, в целом, не меняется, то есть фактически консервируется то негативное состояние экономики, которое сейчас имеет место. При этом опять совершенно неочевидно индексирование пенсии, даже если не считать работающих пенсионеров, а ведь они не получают индексации, хотя работают, потому что иначе бы с голоду умерли, оно на самом деле как бы не гарантировано, оно еще низкое, и опять отодвигает сроки индексации. Сейчас индексация меньше, чем на 4% — и только с января 2018 года. На самом деле ничего улучшать в российской экономике не планируется и не предусматривается. Оборонные затраты снижаются не из-за того, что нет денег или их надо использовать на что-то другое, а из-за того, что, как показали опять последние годы, отрасль эта оборонная не в состоянии освоить эти деньги, дав на них адекватный товар».

Кроме того, правительство одобрило повышение акцизов на топливо на 50 копеек — с 1 января и 1 июля 2018 года. Как заявили в Минфине, эта мера принесет в бюджет 40 млрд рублей.

https://www.bfm.ru/news/365206

0

25

ЦБ прогнозирует ускорение инфляции до 4% в 2018-2019 годах

07.12.2017 21:20

Текст: Ирина Жандарова

Инфляция в октябре-ноябре замедлилась до нового минимума, придав импульс снижению инфляционных ожиданий населения, сообщается в бюллетене "О чем говорят тренды" Банка России.

"Можно ожидать некоторого ускорения роста потребительских цен с текущего уровня и стабилизации инфляции около 4% в 2018-2019 годах", - говорится в исследовании.

Российский рынок остается в целом устойчивым к кратковременным колебаниям внешних условий, динамике глобальных рынков и геополитическим рискам.

https://rg.ru/2017/12/07/cb-prognozirue … godah.html

0

26

Какие средства хороши

07.12.2017 19:12

"Российская газета" публикует сегодня главный экономический закон страны на ближайшие три года

Текст: Роман Маркелов

Российская газета - Федеральный выпуск №7445 (279)

В следующие три года финансовые власти страны намерены снизить зависимость госказны от колебаний на внешних рынках. При этом "дыра" в бюджете уже в 2018 году должна сократиться почти в два раза, а затем и вовсе "затянуться".

https://cdnimg.rg.ru/img/content/148/39/27/1p_budzhet_d_850.jpg
Начиная со следующего года федеральный бюджет начнет восстанавливать свою сбалансированность. Фото: Сергей Куксин/ РГ

По плану конструкция бюджета должна простимулировать и экономический рост. Об этих и других особенностях федерального бюджета 2018-2020 годов в интервью "Российской газете" рассказал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Евсей Томович, этот бюджет уже не раз называли бюджетом роста и представители минфина, и депутаты. Как бы назвали его вы?

Евсей Гурвич: Я бы назвал его бюджетом надежности и устойчивости. Во втором полугодии 2014 года цены на нефть упали больше, чем вдвое. Сейчас они, конечно, повысились, но все равно остаются почти в два раза ниже, чем были до падения (тогда нефть стоила 105-110 долларов за баррель). Плюс ожидается, что к середине 2018 года нефтяные цены опять вернутся на уровень не выше 50 долларов за баррель. Поэтому актуальной остается задача адаптировать бюджетные параметры к новым условиям. Неприятная действительность состоит в том, что к 2020 году нефтегазовые доходы в процентах от ВВП падают вдвое. Если в 2014 году они составляли 9,4 процента ВВП, то в 2020 году ожидается наоборот - 4,9 процента. Таким образом, теряются примерно 4,5 процентных пункта ВВП. Это очень серьезная проблема.

К тому же, чтобы адаптация к "дешевой нефти" проходила сравнительно гладко, была использована большая часть накопленных ранее средств Резервного фонда. За три года, прошедшие после падения цен на нефть, удалось в основном решить возникшие проблемы, в предстоящие три года они уже будут решены полностью. Будет восстановлена бюджетная сбалансированность и найдены дополнительные резервы на случай резкого снижения нефтяных цен.

Например, поможет объединение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Так что средства ФНБ могут теперь тоже использоваться как страховочные. Кроме того, вводится новое бюджетное правило, которое тоже является важной частью конструкции устойчивости. Мы видели, что в нынешнем году начался серьезный приток внешних инвестиций на рынок госдолга - это говорит о том, что инвесторы оценивают макроэкономическую ситуацию в России как очень устойчивую. Это говорит о том, что правительству и Банку России удалось решить очень важную задачу - вновь завоевать доверие инвесторов, без которого бесполезно рассчитывать на возобновление экономического роста.

Как вы оцениваете структуру доходов и расходов принятого бюджета?

Евсей Гурвич: В принципе, в конструкции бюджета задача становления стабильности решается уже к 2019 году. И вообще-то следующим этапом было бы естественно сделать совершенствование структуры расходов - увеличить долю производительных расходов, поддерживающих рост производства (таких как инвестиции в транспортную инфраструктуру, образование, здравоохранение) за счет других, не работающих на будущее статей. В бюджете на 2018-2020 годы структура расходов меняется сравнительно мало.

https://cdnimg.rg.ru/pril/article/148/39/27/3p_budzhet.jpg
К середине следующего года цены на нефть снова могут откатиться 
к 50 долларам за баррель. Фото: Сергей Коньков/ РГ

С другой стороны, самого по себе изменения структуры расходов недостаточно, оно будет работать лишь в том случае, если будет поддерживаться необходимыми структурными реформами. Думаю, в 2018 году будут приняты решения по проведению таких реформ и по совершенствованию структуры бюджетных расходов. И реально работа в этом направлении начнется в 2020 году.

Введение адресной поддержки нуждающимся, о которой все чаще говорят представители минфина, можно назвать одной из ключевых структурных реформ?

Евсей Гурвич: Безусловно. Но этот процесс потребует много времени, и вряд ли он даже завершится в ближайшие три года. Проблема в том, что многие льготы и выплаты у нас действуют просто по категориям населения. Например, какие-то выплаты могут распространяться на всех матерей с детьми независимо от доходов семьи. То есть может и на семью олигарха распространяться поддержка. Однако в большинстве стран поддержка предоставляется конкретно нуждающимся. То есть не категориям - пожилым или семьям с детьми - а тем, кто входит в эту категорию и действительно относится к нуждающимся.

Правительству и Банку России удалось решить очень важную задачу - вновь завоевать доверие инвесторов

Бюджетное правило с ценой отсечения нефти 40 долларов за баррель начнет действовать уже с 1 января. Это приемлемый уровень отсечения или его можно было бы сделать выше?

Евсей Гурвич: Если бы в Резервном фонде сейчас было накоплено, скажем, десять, а лучше пятнадцать процентов ВВП, то я бы поддержал принятие более высокой цены отсечения. Но изначально предполагалось, что уже в этом году фонд будет полностью исчерпан. Благодаря тому, что цена на нефть оказалась выше прогнозной, что-то в нем, конечно, останется, но даже если взять оставшиеся средства Резервного фонда и не инвестированные средства ФНБ, то это совсем невысокие показатели. То есть это явно недостаточная страховка от рисков. Наш бюджет, к сожалению, все еще зависит от внешней конъюнктуры, это большой риск для всей экономики. Поэтому нам нужно накопить "подушку безопасности" хотя бы минимум в семь, а лучше в 10 процентов ВВП. После этого уже можно будет подумать и о повышении цены отсечения нефти в бюджетном правиле.

Может ли что-то помешать планам по выходу на бездефицитный бюджет с 2019 года?

Евсей Гурвич: В бюджете на ближайшую трехлетку предусмотрено, что к 2019 году у нас дефицит останется только в размере обслуживания долга. А помешать этому прежде всего может любая кризисная ситуация, которая, как обычно, выражается у нас в падении цен на нефть. Никто его пока не ожидает, но мы уже хорошо знаем, что цены на нефть часто падают непредсказуемо.

Поправки

Как верстали бюджет

По традиции, во время прохождения второго чтения в Госдуме проект федерального бюджета на будущую трехлетку претерпел изменения. Всего было предложено внести в него 586 поправок, из которых большую часть - 406 поправок - депутаты рекомендовали учесть.

36 процентов расходов в редакции федерального бюджета на 2018-2020 годы приходится на социальную сферу

Основная цель, которую ставили власти, верстая бюджет, - это стимулирование экономического роста и восстановление доходов населения, которые упали в том числе из-за снижения цен на нефть. "Только на 2018 год было предложено перераспределить почти триллион рублей. Это очень существенная сумма в рамках бюджета", - говорил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он посчитал, что в текущем документе "удалось сбалансировать интересы людей, развития гражданского общества, обороноспособности страны".

Параметры бюджета, сформированные на основе новых бюджетных правил, говорят о попытке перейти к политике бюджетной экономии, указывали эксперты РАНХиГС и Института Гайдара. Удержание расходов примерно на уровне 2017 года может позитивно сказаться на улучшении бюджетной устойчивости, считают они, хотя более вероятным им представляется другой сценарий: "Параметры федерального бюджета могут быть существенно скорректированы в дальнейшем для решения задач, которые будут поставлены руководством страны в рамках нового политического цикла. Подобная корректировка может затронуть уже бюджет 2018 года. Примером такой политики в нынешнем политико-деловом цикле являются майские указы президента. С учетом этого заниженные оценки доходов и расходов оставляют резерв для принятия новых расходных обязательств, и реальный уровень расходов федерального бюджета, несмотря на новые бюджетные правила, может оказаться значительно выше запланированного в законопроекте объема".

Подготовила Александра Воздвиженская

Эта статья является комментарием к:

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

https://rg.ru/2017/12/07/v-rossii-snizi … ynkah.html

0

27

Bank of America назвал главного «черного лебедя» для России в 2018 году

Введение санкций США, предусматривающих запрет на покупку российских ОФЗ, маловероятно, но в любом случае именно это станет основным риском для Москвы в 2018 году, считает Bank of America Merrill Lynch

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/9/17/755133212020179.jpg
Фото: Денис Синяков / Reuters

Вероятность расширения санкций США на российский суверенный долг низкая, однако этот фактор остается главным в следующем году риском для России, последствия которого можно просчитать, говорится в отчете Bank of America Merrill Lynch «Лебединое озеро в 2018 году» (есть у РБК).

«Черный лебедь»

Если новые санкции против госдолга станут реальностью, то есть «черным лебедем» (термин введен и популяризирован американским экономическим мыслителем Нассимом Талебом и используется при описании труднопрогнозируемых событий, имеющих значительные последствия. — РБК), то их влияние все равно будет относительно ограниченным, рассчитали в Bank of America (BofA). Нерезидентам принадлежит чуть более $51 млрд российского суверенного долга: их доля во внешнем госдолге составляет 36,6% ($14,5 млрд), во внутреннем, то есть в облигациях федерального займа (ОФЗ), — 33,2% ($37,2 млрд); данные на 1 октября 2017 года.

С внешним долгом может помочь ЦБ. В конце 2014 года на фоне оттока капитала и ослабления рубля регулятор уже вводил новый инструмент — сделки РЕПО в иностранной валюте с максимальным объемом задолженности банков в $50 млрд. Это помогло российским банкам выкупить у нерезидентов суверенные евробонды на сумму порядка $7 млрд. Месяц назад банки полностью погасили возникшие тогда долги, и ЦБ может «с легкостью» возобновить такую практику в случае расширения санкций на внешний долг России, тем самым повысив его привлекательность для местных банков, считает BofA.

Что касается рынка ОФЗ, то банки смогут, например, перенаправить на госбумаги 2 трлн руб., которые сейчас лежат на их счетах в ЦБ, прогнозируют эксперты банка. Это произойдет, если доходность по долгосрочным ОФЗ существенно превысит ключевую ставку (по прогнозу BofA, она составит 8% на конец года).

Если сценарий «черного лебедя» все же материализуется, рубль станет основным активом, который «заплатит за все», сказал журналистам на презентации доклада главный экономист банка по России и СНГ Владимир Осаковский. Хотя, если политическое давление не будет сопровождаться падением цен на нефть, ослабление российской валюты будет не таким глубоким, отметил аналитик.

В основном сценарии BofA, который не предусматривает расширения санкций, доллар в следующем году в среднем будет стоить 63 руб. при цене на нефть $55.

Расширение западных санкций будет волновать рынок примерно до января, полагают аналитики, когда Минфин США должен будет представить конгрессу отчет о последствиях введения новых ограничений. В рамках этого доклада Минфин США должен оценить «потенциальные эффекты» для российской экономики и западных инвесторов от распространения санкций на российский госдолг. Доклад не означает, что эти санкции будут введены. Но если впоследствии по итогам этого доклада санкции будут введены, они могут принять форму запрета для американских инвесторов на покупку новых российских гособлигаций. Пока не известно, будет ли этот доклад опубликован (в законе о санкциях говорится только, что он не будет засекречен).

ЦБ ранее сообщил, что в случае введения таких санкций и распродаж ОФЗ «эффект для банковского сектора не будет иметь системного характера». «На историческом горизонте (в том числе в феврале и июне 2017 года) отмечались периоды низкого присутствия нерезидентов на рынке ОФЗ, при этом ситуация на рынке оставалась стабильной», — подчеркивал регулятор. ЦБ также проводил стресс-тесты на случай расширения санкций.

Сценарий с санкциями не базовый, подчеркнул Осаковский. Ожидание санкций может даже стать «позитивным триггером» для рынка, когда и если инвесторы поймут, что ужесточения не будет, сказал он. «Большая тема» для рынка — выборы, но неясности с их итогами нет, по-другому дела обстоят с переназначением правительства, которое также может стать «большим триггером» в ту или иную сторону (в зависимости от того, кто возглавит кабинет), добавил Осаковский. Например, говорится в докладе BofA, возвращение в кабмин экс-министра финансов, нынешнего председателя совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина может повысить доверие к реформам.

«Белый лебедь»

Но может случиться и «белый лебедь», указывает BofA. В условиях действия бюджетного правила (по которому на сверхдоходы от нефти закупается валюта и направляется в резервы) и восстановления экономики возможно повышение кредитного рейтинга России до инвестиционного. Сейчас у России «мусорный» рейтинг от S&P и Moody's, а инвестиционный — только от Fitch. S&P, в сентябре подтвердившее свой рейтинг, обосновало это санкциями и слабыми институтами, а также неготовностью властей к решительным реформам.

Экономисты BofA считают, что Россия вернется к инвестиционному рейтингу по крайней мере от S&P (сейчас у агентства позитивный прогноз по рейтингу России, хотя оно готово ухудшить его в случае ужесточения санкций).

Повышение рейтинга до инвестиционного уровня приведет к сокращению кредитных спредов — снижению доходности российских 10-летних госбумаг относительно доходности бенчмарка (десятилетних казначейских бумаг США). Чем меньше этот спред, тем надежнее рынок оценивает российский долг. По оценке BofA, разрыв в доходностях между российскими и американскими бумагами сократится на 22 б.п. Сейчас он составляет около 150 б.п. (доходность российских евробондов с погашением в 2027 году — 3,87%, доходность американских облигаций с аналогичным сроком — 2,38%), по данным терминала Bloomberg.

Без «лебедей»

Прогноз BofA предусматривает замедление роста российской экономики в ближайшие годы — если в 2017-м ВВП вырастет на 1,8%, то в следующем году этот показатель составит 1,5%, а в 2019-м — лишь 1,2%. Это будет рост за счет восстановления потребительского спроса (на 2,4% в 2017–2018 годах, но лишь 1,5% в 2019-м), сказал Осаковский. Замедлятся и инвестиции — с 3,9% по итогам этого года до 2,1% в 2019-м.

Эти ожидания расходятся с прогнозом правительства — Минэкономразвития ждет ускорения инвестиций до 6,7% в целевом (оптимистичном, включающем меры по ускорению экономики) сценарии в 2019 году, а рост экономики в целом должен составить 2,6%.

Автор: Антон Фейнберг.

https://www.rbc.ru/economics/14/12/2017 … m=center_6

0

28

Набиуллина дала прогноз по движению ставки ЦБ на ближайшие два года

Текст: Игорь Зубков

Снижение ключевой ставки в 2018 году продолжится, скорее всего, с паузами и может идти с шагом и 0,25 и 0,5 процента, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина по итогам заседания совета директоров регулятора.

На нем Банк России неожиданно снизил ключевую ставку сразу на полпроцента, тогда как рынок ожидал снижения на 0,25 п.п., до 7,75 процента годовых.

Переход к долгосрочной равновесной ключевой ставке (6-7 процентов) произойдет в течение одного-двух лет, сообщила Набиуллина. После этого снижение ставки прекратится, по крайней мере до тех пор, пока не будет пересмотрена цель по инфляции (4 процента) или не произойдет снижения страновой премии за риск.

При этом глава ЦБ РФ исключила повышение ставки в случае внешних шоков. Вероятность таких событий является одним из факторов сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

https://rg.ru/2017/12/15/nabiullina-dal … -goda.html

0

29

На Гайдаровском форуме обсудят повестку экономических реформ 2018 года

Текст: Игорь Зубков

16-18 января в Москве состоится IX Гайдаровский форум, который по традиции "откроет" год, обозначив его ключевые темы в экономике, бизнесе и политике. Благодаря составу участников за Гайдаровским форумом закрепилась репутация "российского Давоса".

На форуме ежегодно выступают премьер-министр России Дмитрий Медведев, министры социально-экономического блока правительства, руководители субъектов РФ.

Гайдаровский форум всегда отличается большим числом зарубежных гостей, среди которых на этот раз - экс-глава Европейского совета Херман Ван Ромпёй, главный исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева, бывший премьер-министр Италии Джулиано Амато, председатель Банка Испании Луис Мария Линде де Кастро, председатель правления JP Morgan Chase Якоб Френкель.

Темой пленарной сессии IX форума стали "цели и ценности". Также состоятся дискуссии об эффективности бюджетных расходов, о "разделительных линиях" в мировой экономике, цифровом обществе, внедрении проектного управления, о проблемах регионального развития.

Форум проводится на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ при участии Института Гайдара и Ассоциации инновационных регионов России. Форум получил свое название в честь идеолога экономических реформ начала 90-х годов Егора Гайдара.

https://rg.ru/2017/12/15/na-gajdarovsko … -goda.html

0

30

Шансы и риски: какими будут отношения России с Западом в 2018 году

Окно возможностей для преодоления кризиса в отношениях с западными странами откроется только в случае прогресса в урегулировании ситуации в Донбассе

В наступающем 2018 году наиболее проблемным направлением российской внешней политики останутся отношения с США и ЕС. Причины — в украинском кризисе 2014 года и последовавшем за ним обмене взаимными ударами: от экономических санкций до информационных войн и кибервмешательства в выборы.

Утрата инициативы

К концу 2017 года мы имеем нарастающую деградацию отношений и блокирование взаимодействия по общим угрозам, утрату взаимного доверия, отсутствие содержательного диалога о путях выхода из кризиса (спор о том, кто первым начал, не в счет), перспективу наращивания санкционного давления на Россию в 2018 году, рост издержек от нарастающих противоречий с Западом, ограничения на трансферт технологий и не оптимальный для развития страны уровень затрат на обеспечение безопасности.

Москва утратила стратегическую инициативу в отношениях с Западом. Преобладает реагирование на санкционные ограничения в сочетании с «партизанскими действиями» в информационном тылу противника. Принципиально новых подходов к решению «проблемы 2014 года» выдвинуто не было при параллельном создании новых «цифровых препятствий» для нормализации. Раскоординация информационно-пропагандистских действий с долгосрочными целями внешней политики, наиболее ярко проявившаяся в ходе президентских выборов во Франции в 2017 году, а до этого во время иммиграционного кризиса в Германии в 2015 году, привела к утрате опоры на особые двусторонние отношения с Парижем и Берлином, позволявшие влиять на политику ЕС.

Попытки притвориться, что ничего не произошло и можно восстановить форматы сотрудничества 2013 года, как это предлагалось в известном российском non-paper для администрации Трампа в марте 2017-го, не работают. Продвигаемый Москвой нарратив «исторических обид» России на коварство Запада после распада СССР несколько приелся, тем более при очевидном отсутствии возможностей эти обиды удовлетворить.

Проецирование военной силы и «повстанческие операции» в западном тылу 2015–2016 годов привели к тому, что Россия стала восприниматься как угроза безопасности и внутренней стабильности США и ЕС. Русская отчаянность позиционировала Россию как ревизионистскую державу, которой следует опасаться (как вполне комплиментарно сказано в новой Доктрине национальной безопасности США), но почетный статус геополитического спартанца не позволяет реализовать долгосрочные интересы страны с приемлемыми издержками.

Давление на Россию

2018 год пока не обещает изменений к лучшему. Дипломатическое и санкционное давление на Россию будет нарастать. Но, как справедливо отмечено в докладе Российского совета по международным делам, предстоящие президентские выборы задают новый цикл в российской внешней политике, в котором можно ожидать появления новых подходов и критического пересмотра накопленного опыта. Определенное окно возможностей создает и вероятное после выборов кадровое обновление внешнеполитической команды Кремля — дефицит доверия с Западом носит уже личностный характер.

Еще до завершения президентских выборов в России в США вступит в силу «Закон о противодействии врагам США через санкции». Он предусматривает возможность санкций против новых секторов российской экономики и российского госдолга, блокирование новых энергетических проектов и экспортных газопроводов, санкции на «существенные сделки» с предприятиями российского ВПК. Но практическая реализация новых ограничительных мер отдана на усмотрение администрации Трампа, которая может проявить сдержанность.

Часть мер носит экстратерриториальный характер (secondary sanctions) и может вызвать конфликт США с ЕС, что расширит возможности маневрирования для России. Основная борьба в 2018 году развернется вокруг газопровода «Северный поток-2», который хоть и формально выведен из-под новых американских санкций, но, согласно жесткой позиции администрации Трампа, не должен быть реализован. Судьба этого проекта станет тестом для ЕС и Германии на независимость от давления США. Задача России — не усилить своими непредсказуемыми ответными действиями геополитическую аргументацию противников проекта.

Важно без плохо просчитанных поспешных действий оценить последствия раздела 241 нового санкционного закона США, требующего от администрации Трампа так называемого кремлевского списка — наиболее близких к Владимиру Путину российских политиков и крупных бизнесменов. Речь идет о смещении акцента в санкционной политике с секторальных экономических ограничений на персонифицированные санкции в отношении части российской элиты и членов их семей. «Кремлевский список», видимо, будет небольшим — 40–50 человек (прогнозы о тысячах и десятках тысяч — провокация). Список не означает немедленного введения санкций против его фигурантов, но это может произойти в будущем. Эффективного симметричного ответа у России нет. Составлять списки американских бизнесменов, близких к Трампу, странно. Асимметричный ответ лишь замкнет цепь эскалации. «Кремлевский список» лучше проигнорировать. Связанные с ним американские ожидания дестабилизации в России ошибочны.

Расширение санкций уже произошло в связи с ситуацией вокруг обвинений США в нарушении Россией Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Этот сюжет будет источником конфликта в 2018 году, и обе стороны, похоже, готовятся к выходу из договора, спеша возложить ответственность друг на друга. Но конструктивное решение проблемы возможно в том числе и через модернизацию ДРСМД, если предметно обсуждать содержание взаимных озабоченностей. США обозначили возможность иных, помимо физической ликвидации нарушающих договор систем, способов вывода их из боевого состава, а Россия признала наличие крылатой ракеты 9М729, но не согласна с выводом США, что она имеет запрещенную дальность. Важно не втягиваться в обмен санкционными ударами и начать обсуждать конкретные решения. Идеи отказа от соглашений по контролю над вооружениями в полицентричном ядерном мире опасны дестабилизирующей гонкой вооружений.

Проблема Донбасса

Путь к нормализации отношений с Западом лежит через нахождение взаимоприемлемых решений по урегулированию конфликта в Донбассе и снятие взаимных претензий относительно вмешательства во внутренние дела в информационном и киберпространстве. Вторая проблема более остро стоит в США, но и для отношений с ЕС в 2018 году ее значение возрастет.

Инициатива Владимира Путина о миротворческом контингенте ООН для охраны миссии наблюдателей ОБСЕ в Донбассе открывает окно возможностей для устранения главного препятствия. Она допускает многовариантность: от длительной заморозки конфликта по приднестровскому сценарию до достойного выхода России из донбасского кризиса и снятия наиболее тяжелых секторальных санкций ЕС и США.

Изначально Москва была против расширения прав миротворческой миссии, но в ходе своей пресс-конференции Путин неожиданно заявил, что Россия не против того, чтобы «поставить под международный контроль эту территорию», но для этого «киевским властям нужно договариваться с самим Донбассом». Является ли это сигналом о важном изменении в российской позиции, открывающим путь к урегулированию, станет понятно в 2018 году. Планируемый визит президента Франции Эмманюэля Макрона на Петербургский экономической форум создает удобную мизансцену для прорыва по Донбассу.

Международная кибербезопасность

Тема вмешательства в информационном и киберпространстве останется токсичной. Ее переговорное урегулирование представляется недостижимым даже при тщательном сегментировании. Разведка с применением киберсредств, включая взлом личной электронной почты политиков-секретоносителей, является легитимной деятельностью. Можно говорить только о джентльменском понимании, что полученная таким образом информация не будет предаваться огласке. Договоренности о неприменении кибероружия против объектов инфраструктуры в принципе непроверяемы — это больше вопрос собственной киберзащиты.

Информационное воздействие в соцсетях — предмет регулирования частными компаниями. Единое понимание легитимного и нелегитимного вмешательства во внутренние дела, как это предлагалось в «меморандуме Рябкова» в июле, невозможно. США, например, не считают продвижение демократии вмешательством. Единственный выход — это взаимная добровольная сдержанность в информационном и киберпространстве, рассчитывать на которую до нормализации отношений сложно.

ОБ АВТОРАХ

Владимир Фролов
кандидат политических наук, член Экспертной группы «Европейский диалог»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/politics/26 … m=center_3

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Экономические и политические прогнозы для России на 2018 год