Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Экономические и политические прогнозы для России на 2017 год


Экономические и политические прогнозы для России на 2017 год

Сообщений 1 страница 30 из 66

1

00:25, 27.08.2014

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/v4/64/0/316382b9cd14b38b8a96d5aaf7a6d874.jpg

Надежды на ускоренный рост экономики в 2015 году растаяли с новым макропрогнозом

******************************************************************************

В 2017 году Россию ждет «газовый удар»

Цены на газ для населения будут повышать опережающими инфляцию темпами на 20%

07.11.13 18:06

http://img.nr2.ru/pict/arts1/37/90/379085.jpg

Москва, Ноябрь 07 (Новый Регион, Алёна Лучистая) – Планы довести внутрироссийские цены на газ для населения до европейских никто не отменил. Россию ждет мощный газовый удар с 2017 года. С этого времени минэкономразвития РФ предлагает увеличивать стоимость «голубого топлива» для населения темпами, опережающими инфляцию на 20%. Об этом говорится в проекте прогноза социально-экономического развития России до 2030 года.

Такое предложение, в частности, содержится в консервативном варианте прогноза, который, судя по оценкам министерства, станет основным для страны. Инновационный и форсированный варианты предполагают начало индексации, опережающей инфляцию на 20%, уже с 2015 года, уточняет «Прайм».

Прирост тарифов на газ для промышленности во всех вариантах прогноза предлагается установить равным величине инфляции за предыдущий год, но в инновационном и форсированном вариантах этот механизм планируется использовать до достижения уровня стоимости на 30% ниже цены газа, поставляемого на экспорт в дальнее зарубежье.

Министерство предполагает, что этот уровень будет достигнут в 2028 году в случае реализации инновационного сценария и в 2016 году по форсированному сценарию.

После выхода на установленный дисконт динамика цен будет в основном ориентирована на европейскую цену газа с поправкой на курс доллара, говорится в прогнозе.

По консервативному сценарию оптовые цены на газ для индустрии, ежегодно индексируемые на уровень инфляции, к 2030 году будут составлять 72% от цены равнодоходности с поставками на экспорт.

При этом оптовая цена на газ, отпущенный для населения, по этому варианту к 2030 году составит 88% от цены для остальных потребителей, по инновационному – 96%. Форсированный вариант предполагает, что цены выровняются к 2020 году, после чего индексация будет такой же, как и для остальных потребителей.

В рамках всех сценариев оптовая цена на газ будет являться предельной регулируемой ценой, а реализация может производиться «Газпромом» со скидкой до 15% от регулируемой цены.

http://www.nr2.ru/moskow/469328.html

0

2

Россия-2017: почему не стоит рассчитывать на рост экономики

Симеон Дянков
Ректор Российской экономической школы

ЦБ прогнозирует, что после падения в 2015–2016-м в 2017 году российская экономика вырастет на 5,5–6,3%. Но для такого сценария оснований практически нет. Статья публикуется в цикле «Россия после кризиса»

В марте Банк России опубликовал свой трехлетний прогноз экономического роста на 2015–2017 годы. Этот прогноз настолько неправдоподобен, что заслуживает трех комментариев.

Во-первых, Банк России считает, что глубокая девальвация рубля, происшедшая в октябре 2014-го — январе 2015 года, слабо влияет на темпы экономического роста. Это предположение игнорирует массу эмпирических доказательств, что резкие девальвации тормозят инвестиционную активность по двум причинам. Во-первых, инвестиции в зарубежные технологии становятся более дорогостоящими — в случае России удорожание составило вплоть до 70%. Во-вторых, девальвация повышает неопределенность в бизнес-планировании и поэтому замедляет инвестиции и в технологии, разработанные внутри страны. Оба этих эффекта подавляют экономическую активность в краткосрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе девальвация рубля может оказать благоприятное влияние на экспортные отрасли, но это, вероятно, произойдет уже за пределами трехлетнего горизонта прогнозирования Банка России. Эти позитивные эффекты также в значительной степени ослабляются санкциями, наложенными на несколько секторов российской экономики Евросоюзом и Соединенными Штатами, и вероятно, что эти санкции еще на некоторое время останутся в силе.

Во-вторых, 2017-й подается как год энергичного восстановления в результате циклического действия макроэкономических сил. В частности, говорит Банк России, рост в 2017 году достигнет 5,5–6,3%. Экономика действительно стала замедляться еще в 2012 году, до прошлогодних санкций и девальвации. Также верно, что средний бизнес-цикл в мире исторически продолжается около шести лет. Но нынешний цикл нельзя назвать обычным: санкции, вероятно, сыграют более серьезную роль, чем готов признать Банк России. Главная причина — их влияние на банковский сектор, где кредитная активность и так уже существенно ограничена и может быть еще более ограничена, когда в конце этого года придет время погашения корпоративных евробондов. Девальвация усугубила кредитный кризис: процентные ставки по кредитам для предприятий подскочили в начале 2015 года до более чем 20%. Все это указывает в одном направлении — затяжная рецессия.

В-третьих, российское правительство снижает инвестиции в инфраструктуру в бюджете этого года в рамках попытки снизить общие расходы примерно на 10%. Это негативно повлияет на рост, поскольку мультипликативный эффект инфраструктурных вложений выше, чем у других государственных расходов. Банк России, похоже, забыл это учесть.

В целом экономическая картина может заметно отличаться от того, что прогнозирует Банк России. Вместо падения на 3,5–4% в 2015 году, на 1% в 2016-м и роста на 5,5–6,3% в 2017 году динамика скорее будет такой: падение почти на 5% в 2015 году, на 2% в 2016-м и нулевой рост в 2017 году. Этот сценарий стоит осмыслить, потому что при нем Резервный фонд, с помощью которого правительство финансирует дефицит, может к концу этого периода полностью истощиться. А что тогда?

Очевидно, Банку России необходимо сформулировать, что станет источником будущего роста. ЦБ может рассуждать, к примеру, что свой вклад в экономический рост внесет импортозамещение в некоторых отраслях вроде сельского хозяйства и туризма. Или что дефицит кредитования вынудит коммерческие банки финансировать только самые прибыльные проекты и тем самым повысить эффективность кредита. Или, допустим, что ввиду серьезных трудностей правительство страны начнет наступление на коррупцию и таким образом повысит эффективность государственных финансов. Но какими ни были бы вероятные драйверы роста, их следует анализировать и включать в связный экономический план, а не просто принимать за данность.

Еще одно плодотворное направление для анализа — возможность реструктурировать государственный бюджет, сделав ставку на расходы, поощряющие рост. Большинство экономистов скажут, например, что массированные расходы на оборону не помогут ускорить рост. В периоды экономической стагнации такие расходы можно уменьшить, а инфраструктурные вложения увеличить. Однако трехлетний прогноз по бюджету показывает прямо противоположное.

Банку России также следовало бы задуматься о том, оправдано ли сокращение расходов на образование. Инвестиции в человеческий капитал — хорошо известная антициклическая мера, и такие государственные расходы могли бы помочь оставить экономические трудности позади. Однако сейчас университетские бюджеты урезаются в ущерб как нынешнему, так и будущему экономическому росту.

Короче говоря, мартовский экономический прогноз Банка России оказался весьма слабым.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://daily.rbc.ru/opinions/economics/ … 1aa18b276b

0

3

Улюкаев предсказал ежегодный рост экономики с 2017 года на 4–4,5%

Надежда Козинова

По словам главы Минэкономразвития, рост превысит средний мировой экономический рост

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/9/81/754321371800819.jpg
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев
Фото: Global Look Press

Рост экономики РФ с 2017 года может составить 4–4,5% ежегодно, заявил в среду, 20 мая, журналистам глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

«Рост экономический может составить от 4% начиная с 2017 года, 4,5% — с 2018 года, то есть превысит средний мировой экономический рост, при том что производительность труда будет немножко выше темпами расти», — цитирует РИА Новости слова Улюкаева.

По словам министра, это предположение основывается, в том числе, на мерах по поддержке экспорта, формировании системы поддержки малого и среднего бизнеса, проектов в области импортозамещения.

Также Улюкаев заявил, что Минэкономразвития видит потенциал роста инвестиций в РФ более чем на 9% в год начиная с 2017 года.

На прошлой неделе Росстат сообщил, что снижение ВВП России в первом квартале составило 1,9%. Это на 0,3 п.п. лучше, чем предварительные расчеты Минэкономразвития. Ранее министерство оценивало падение экономики за первый квартал в 2,2% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Экономика сократилась в прошлом квартале в годовом выражении впервые с четвертого квартала 2009 года. Весь прошлый год ВВП рос, медленнее всего — в четвертом квартале (на 0,4%). Всего за 2014 год показатель вырос на 0,6%, что даже незначительно больше, чем было заложено в осеннем прогнозе Минэкономразвития.

Лучшая по сравнению с первоначальными ожиданиями динамика экономики позволила властям говорить о скором начале периода роста. «Постоянное апеллирование к кризису уже неуместно. Необходимо переходить к повестке развития», — заявил на прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Шувалов допустил возможность продолжения спада экономики во втором квартале, а также возможность ухудшения ситуации, но, по его мнению, скорее всего, этого не произойдет, за исключением отдельных отраслей.

В соответствии с прогнозом Шувалова, который сослался на «большинство экономических экспертов, с которыми общается правительство», за падением последует стабилизация, которая может смениться ростом уже в конце текущего года или в первом квартале следующего.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/555caa7e9a7947c77b4401b9

0

4

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0521/82/695912848ce1918749f6d93556e7af82.jpg

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0521/e4/d59394563e6c78af2a209c948cbeb5e4.jpg

http://i71.fastpic.ru/big/2015/0521/e2/a9836fa9823a97af9d41543348559ae2.jpg

http://i71.fastpic.ru/big/2015/0521/fa/05e51bab66511071344eb42946494bfa.jpg

Экономические и политические прогнозы для России на 2015 год: Эксперты массово смягчили прогнозы по глубине кризиса в России

0

5

http://i72.fastpic.ru/big/2015/0519/2e/67fe591598766fc07c3096fd5683932e.jpg

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0519/c8/d489ec855303d53d417cba259e8e82c8.jpg

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0519/55/9136c9fd77309fe4d6c1e3a451635655.jpg

http://i71.fastpic.ru/big/2015/0519/39/3983a9308d5123763cc030af64cc5b39.jpg

Путину предложат урезать расходы бюджета 2016 года на 13%

0

6

snezhinka написал(а):

ЦБ в марте представил два возможных сценария макроэкономического развития. Базовый и рисковый сценарий исходят из разных прогнозов цены на нефть. Первый предполагает, что цена на Urals будет держаться на уровне $55 за барр. в 2015 году, а затем начнет постепенно расти до $70 к 2017 году. В рисковом сценарий цена на нефть сохранится на уровне $40 в течение 2015–2017 годов.

Набиуллина назвала два возможных сценария развития экономики России

0

7

Набиуллина: рост экономики возобновится в 2017 году

Спад ВВП РФ в 2015 году составит 3,8-4,4%, в 2016 г. — 0,5-1%, указала глава Банка России

Спад ВВП РФ в 2015 году составит 3,8-4,4%, в 2016 г. — 0,5-1%, рост экономики возобновится в 2017 году, заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. По ее словам, годовые темпы прироста ВВП в 2018 году могут составить 2,5-3%, сообщает ТАСС.

ЦБ разработал три макроэкономических сценария на 2016-2018 гг., стрессовый — при цене нефти ниже $40 за баррель, также указала она. Реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, отметила глава ЦБ.

«В базовом сценарии мы ожидаем, что темпы роста российской экономики останутся отрицательными и в 2016 году — на уровне 0,5-1,0%, в 2017 году достигнут небольших положительных значений, а в 2018 году могут составить 2,5-3,5%. В оптимистичном сценарии рост экономики начнется уже в 2016 году. К 2018 году темпы роста ВВП повысятся до 2,5-3,5%. В рисковом сценарии неблагоприятные внешние факторы обусловят более сильный и продолжительный спад инвестиционной и потребительской активности. Падение ВВП может углубиться в 2016 году и продолжиться в 2017 году. Выход на траекторию роста в рисковом сценарии можно ожидать только в 2018 году», — сказала Набиуллина.

Набиуллина сообщила, что ЦБ РФ ухудшил прогноз по цене на нефть в 2015 году с $60 до $52/барр, в 2016 — с $70 до $50/барр.

«Большинство прогнозов международных организаций, аналитиков, участников рынка предполагают, что произошедшее ухудшение конъюнктуры временное, и в среднесрочной перспективе вероятно восстановление цен на нефть, хотя менее существенное, чем ожидалось ранее. При этом единого понимания того, где будет находиться новый устойчивый уровень цен, пока нет. Вероятно, поиск рынком равновесия займет какое-то время, и пока возможны значительные колебания цен на нефть», — заявила Набиуллина.

По ее словам, последние события показывают, что мировой рынок нефти стал более чувствительным к изменению не только объективных факторов — спроса и предложения, но и субъективных ожиданий и настроений, которые могут стремительно меняться. По этой причине волатильность сырьевых цен в ближайшие годы будет повышенной, отметила Набиуллина.

Вместе с тем,  Набиуллина cчитает, что волатильность сырьевых цен в ближайшие годы будет повышенной, возможны значительные колебания.

«Мировой рынок нефти стал более чувствительным к изменениям не только объективных факторов, но и субъективных ожиданий и настроений, которое могут стремительно меняться. Поэтому волитальность сырьевых цен в ближайшие годы будет повышенной», — сказала она.

Замедление роста экономик в странах-экспортерах нефти оказывает негативное влияние на мировой экономический рост, сообщила глава Банка России.

«Ожидания, что снижение цен на нефть и другие сырьевые товары будет способствовать мировому росту через повышение конкурентоспособности стран-экспортеров сырья, пока не оправдались. И замедление роста экономик стран-экспортеров сырьевых товаров оказывает более существенное воздействие на мировую экономику», — отметила она.

Основной эффект переноса обесценения рубля на цены произойдет в течение трех месяцев, указала глава ЦБ. По ее словам, вклад ослабления рубля в августе в годовую инфляцию составит около 2 процентных пунктов.

Вместе с тем, Банк России не видит тренда на дальнейшее ослабление курса рубля, сообщила глава ЦБ. «Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе связанная с волатильностью нефтяных цен», — отметила Набиуллина.

ЦБ ожидает, что доходы населения РФ в ближайшие годы будут расти сдержанными темпами.

«Потребление в ближайшие годы останется действительно на низких уровнях, но начнет постепенно восстанавливаться. Доходы населения будут расти сдержанно, но я надеюсь на качественные явления: заработная плата должна расти в соответствии с темпами роста производительности труда», — сказала она.

Текущий объем международных резервов РФ является адекватным и достаточным, заявила  Набиуллина.

«У нас очень гибкая политика по пополнению золотовалютных резервов, потому что мы считаем, что нынешний их уровень достаточный. Он достаточно комфортный, по всем международным меркам достаточности золотовалютные резервы находятся на адекватном уровне» — сказала Набиуллина.

Она добавила, что по мере возможности Банк России будет пополнять золотовалютные резервы. «Это будет происходить, когда будет позволять ситуация на валютном рынке», — заключила глава Центробанка.

Глава ЦБ указала, что регулятор ухудшил прогноз по инфляции на 2015 год с 10,8% до 12-13%.  «Вклад августовского ослабления рубля в годовую инфляцию в декабре, по нашим оценкам, составит около 2 процентных пунктов. Основываясь на этих предположениях, мы скорректировали вверх прогноз по инфляции — до 12-13% на конец 2015 года. Тем не менее годовая инфляция в сентябре 2016 года составит около 7%», — отметила Набиуллина.

По ее словам, снижению инфляции будут способствовать проводимая денежно-кредитная политика, исчерпание эффекта переноса, эффект базы, низкий внутренний спрос. Кроме того, Банк России продолжит мониторинг инфляционных рисков и будет проводить денежно-кредитную политику таким образом, чтобы достичь цели по инфляции в 4% в 2017 году, добавила глава ЦБ.

Рисковый сценарий ЦБ РФ предполагает инфляцию на уровне 7-9% в 2016 году, указала Набиуллина. В базовом сценарии инфляция снизится до 5,5-6,5% в 2016 году и достигнет 4% в 2017 году и будет сохраняться вблизи целевого уровня в 2018 году. Вместе с тем, ЦБ РФ намерен достичь инфляции в 4% к 2017 году при любом сценарии.

Индексация соцвыплат и зарплат высокими темпами может создать риски раскручивания инфляционной спирали, также указала глава ЦБ.

Говоря о дальнейшей денежно-кредитной политике, Набиуллина отметила, что возможности для снижения ставки до конца года есть при ценах на нефть около $50/барр.  «Если следовать нашему базовому прогнозу исходя из цен на нефть в 50 долларов за баррель, мы видим, что инфляция должна и будет снижаться. И через год мы ожидаем, что инфляция будет на уровне 7%. Если экономическая ситуация будет развиваться в соответствии с базовым прогнозом, то для снижения ставки есть возможность», — отметила она.

По ее словам, ЦБ РФ продолжит использовать специнструменты рефинансирования в 2016-2018 гг.

Регулятор будет совершать валютные интервенции в случае угроз финстабильности из-за возможных внешних шоков, указала Набиуллина.

ЦБ РФ считает серьезным инфляционным риском индексацию тарифов естественных монополий выше инфляции, заявила глава Банка России.

«Мы при прогнозе инфляции в базовом прогнозе исходили из тех темпов индексации тарифов естественных монополий, которые были приняты правительством. Безусловно сейчас обсуждаются разные варианты, в том числе возможность индексации по инфляции минус, что мы активно приветствуем. Это будет антиинфляционной, очень правильной мерой», — сказала Набиуллина.

http://www.bfm.ru/news/302652

0

8

http://i67.fastpic.ru/big/2015/0912/3c/c28aff10eab9279546f356326abeb43c.jpg

ЦБ обнародовал три новых сценария развития российской экономики

0

9

Глава Сбербанка: оживление спроса на рынке возможно в 2017 году

«В этом году действительно порядка на 40% упал спрос на ипотеку», - отметил глава Сбербанка

Глава Сбербанка Герман Греф ожидает оживление спроса на рынке недвижимости в 2017 году; цены на недвижимость будут продолжать падать, и важно не упустить благоприятный момент для приобретения, считает глава крупнейшего банка РФ. «По нашим прогнозам, скорее всего, следующий год не будет годом, когда будет большой отскок спроса в недвижимости.

Вероятнее всего, серьезное оживление спроса возможно уже в 2017 году», - сказал Греф в интервью телеканалу «Россия 24».

«В этом году действительно порядка на 40% упал спрос на ипотеку. Но, тем не менее, сейчас идет восстановительный рост спроса по сравнению с первым полугодием, и в следующем году мы увидим примерно такую же динамику. То есть по сравнению с этим годом будет небольшой рост, но восстановление не произойдет, скорее всего, это будет за пределами 2017 года», - отметил глава Сбербанка.

Что касается факторов, влияющих на текущее состояние рынка, Греф отметил, что он видит сочетание нескольких факторов. «Прежде всего, падение доходов населения, это главное. Второе - это, конечно, достаточно высокие ставки на рынке», - отметил он.

«Хотя сейчас благоприятная цена на недвижимость, но еще мы видим, что, наверно, не совсем на дне, потому люди еще будут ждать, когда окончательно упадут цены. И тут важно не пропустить момент, потому что, к сожалению, мы видим резкое снижение объемов строительства. И понятно, что это будет компенсировано дефицитом недвижимости на рынке и ростом цен.

Поэтому очень важно сейчас не пропустить благоприятный момент для приобретения недвижимости», - добавил Греф.

http://www.bfm.ru/news/304287

0

10

snezhinka написал(а):

Бывший министр финансов в интервью Business FM рассказал, какое будущее ждет российскую экономику. По его мнению, сейчас Россия переживает полномасштабный кризис. А в 2016 году рост будет настолько медленным, что придется оставаться на дне

snezhinka написал(а):

В ближайшие три года политических перемен в России ожидать не стоит. Об этом в эксклюзивном интервью Business FM на инвестиционном форуме в Сочи заявил Алексей Кудрин.

Кудрин: мы дошли до края, нужны реальные реформы

0

11

Набиулина прогнозирует инфляцию 4% к концу 2017 года

Российская экономика, по-прежнему, нестабильна, отметила глава ЦБ

Инфляция в РФ продолжит достаточно быстро снижаться и к концу 2017 г. достигнет целевого уровня в 4%. Об этом заявила в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина, сообщает ТАСС.

По ее данным, к концу 2016 года показатель инфляции составит 5,5-6,5%.

Что касается российской экономики, то она, по-прежнему, находится в отрицательной зоне. «Наблюдаются лишь отдельные признаки стабилизации», —  сказала Набиуллина

http://www.bfm.ru/news/305889

0

12

snezhinka написал(а):

Уже к 2017–2018 годам Россия столкнется с проблемой реальной безработицы среди молодого населения, с которой, например, столкнулись испанцы, сказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая в пятницу на 25-летии Института экономической политики им. Егора Гайдара.

По данным Eurostat, безработица среди людей в возрасте до 25 лет в Испании составляет 49% (данные за август)  — худший показатель среди стран Европейского союза. По данным Росстата, в августе 2015 года уровень безработицы среди российской молодежи в возрасте 15–24 лет составил 16,5% — при общем показателе уровня безработицы в 5,3%.

snezhinka написал(а):

без стабильного источника инвестиций, уже через 25–30 лет Россия окажется одной из стран, характеризующихся тремя особенностями: более низкой продолжительностью жизни, второразрядными технологиями (отстающими на 10 лет и более) и низким уровнем социального капитала.

Ректор ВШЭ увидел в молодых россиянах новый класс безработных

0

13

Сорос предсказал банкротство «режима Путина» в 2017 году

http://images.finanzen.net/mediacenter/unsortiert/george_soros_adrin_shamsudin_66.jpg
 
Американский миллиардер Джордж Сорос, известный радикальностью своих антироссийских взглядов, заявил, что уже в следующем году РФ постигнет банкротство. Об этом Сорос написал в колонке, опубликованной в среду на сайте project-syndicate.org.

По мнению Сороса, печальный итог под нынешней системой власти в России подведут падение цен на нефть, снижающее уровень жизни, и введенные Западом санкции, обязывающие РФ гасить накопленные валютные долги.

«Режим Путина обанкротится в 2017 году, когда наступит время гасить значительную часть внешнего долга. Всплеск социальной напряженности может произойти и раньше. По-прежнему высокая популярность Путина держится на (негласном) общественном договоре, требующем от власти обеспечивать финансовую стабильность и медленно, но неуклонно повышать качество жизни. Санкции Запада вместе с резким падением цен на нефть приведут к тому, что режим провалит оба этих условия», - пишет Сорос.

«Дефицит бюджета России достигает 7% ВВП, а правительству нужно сократить его до 3%, чтобы избежать выхода инфляционной спирали из-под контроля. Деньги в фонде социальной безопасности (вероятно, Резервный фонд - ред.) заканчиваются, и его придется объединить с инфраструктурным фондом (вероятно, ФНБ - ред.). Падающий уровень жизни ухудшит настроения электората перед парламентскими выборами осенью», - пишет Сорос. По его словам, избежать коллапса Владимир Путин сможет только добившись развала Евросоюза. Фактически и Россия, и ЕС движутся к распаду, считает миллиардер, и вопрос лишь в том, кто погибнет первым.

«Разделенный на части, ЕС не сможет поддерживать антироссийские санкции. Путин, напротив, сможет получить существенные экономические выгоды, используя связи с партиями евроскептиков, которых он старательно культивировал», - пишет Сорос.

По его словам, именно для развала Евросоюза президент РФ начал операцию в Сирии. Ее цель - заполонить Европу потоком беженцев, а не бороться с «Исламским государством» (запрещено в РФ). Опасность от ИГ при этом Сорос призывает «не преувеличивать».
Отметим, что статистика ЦБ лишь отчасти подтверждает заявления миллиардера о крупных погашениях внешнего долга в 2017 году.

Согласно графику выплат по состоянию на 1 октября 2015 года, суммарный поквартальный объем платежей в следующем году не превысит объемов текущего года.

Впрочем, на второй квартал запланировано относительно крупное погашение суверенного долга РФ - в объеме 1,817 млрд долларов (против 1,383 млрд долларов за весь 2016 год).

Напомним, в марте 2014 года, вскоре после присоединения Крыма к РФ и обсуждения возможных санкций со стороны Запада, Сорос заявил, что лучшей санкцией против России станет снижение цен на нефть.

Через 5 месяцев, в августе 2014-го, нефтяной рынок начал падение, которое привело котировки к минимумам за 13 лет.

Изображение: Adrin Shamsudin / Shutterstock.com

http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/sor … 1001041222

0

14

Ректор ВШЭ увидел в молодых россиянах новый класс безработных

25 окт 2015, 01:55 Ольга Волкова

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/03/754457248556034.jpg
Общегородская ярмарка вакансий Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Россия может столкнуться с высокой безработицей среди молодежи уже в ближайшие годы, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. В будущем Россия может стать страной с второсортными технологиями и низким социальным доверием

Новый класс безработных

Уже к 2017–2018 годам Россия столкнется с проблемой реальной безработицы среди молодого населения, с которой, например, столкнулись испанцы, сказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая в пятницу на 25-летии Института экономической политики им. Егора Гайдара.

По данным Eurostat, безработица среди людей в возрасте до 25 лет в Испании составляет 49% (данные за август)  — худший показатель среди стран Европейского союза. По данным Росстата, в августе 2015 года уровень безработицы среди российской молодежи в возрасте 15–24 лет составил 16,5% — при общем показателе уровня безработицы в 5,3%.

«Очевидно, что экономическая ситуация, которая у нас развивается, явно не способствует росту занятости, росту занятости в формальном секторе», — сказал Кузьминов. Он отметил, что предприятия «сбрасывают» персонал, причем делают это в «очень российской форме», резко снижая зарплаты без увольнения работников. По словам экономиста, на некоторых предприятиях сокращение заработных плат достигло 15–20%. «Я думаю, что в какой-то момент мы увидим, что новые люди не нанимаются», — резюмирует он.

При этом те выпускники системы образования, кто только входит на рынок труда, — «наиболее социально требовательный класс общества», отметил эксперт. Соответственно, им предстоит столкнуться с серьезной проблемой нехватки рабочих мест.

Структура предложения на рынке труда в ближайшие 15 лет изменится, добавил Кузьминов. По его словам, 70% людей в возрасте до 30–35 лет будут иметь высшее образование — а это люди, не готовые работать руками и мириться с жесткой регламентацией своей деятельности. «И если не будет рабочих мест в формальном секторе, что будут делать все эти люди?» — сказал он. На это будут накладываться и существенные изменения в структуре отраслей экономики.

«Каждый платит сам за себя»

В ближайшие два-три года Россия будет расти за счет секторов, в которых нет инвестиций. И как долго может длиться такой рост — очень большой вопрос, отметил Кузьминов. Он убежден, что необходимо преодолевать исключение страны из глобальных рынков капитала и отсутствие национальных инструментов капитализации средств населения. Иначе, без стабильного источника инвестиций, уже через 25–30 лет Россия окажется одной из стран, характеризующихся тремя особенностями: более низкой продолжительностью жизни, второразрядными технологиями (отстающими на 10 лет и более) и низким уровнем социального капитала.

Последний, сказал эксперт, крайне низок и сейчас. Это касается всех уровней доверия: к власти и законам, межличностному уровню, b2b (business-to-business, то есть между предприятиями). Сформировать доверие может только ускоренное развитие некоммерческого сектора — социально ориентированных некоммерческих организаций, полагает экономист. Распределение социальных услуг исключительно через бюджетные учреждения приводит к низкому их качеству, считает он. И фактически, по словам Ярослава Кузьминова, Россия идет к модели жесткого социального либерализма с низким уровнем межличностного доверия, минимизацией государственных гарантий и режимом «каждый платит сам за себя». Что означают минимальные социальные гарантии? «Плохая школа — как в начале 2000-х годов, детский сад как загончик, куда ты приводишь ребенка со своим бутербродом, клиника, куда ты приносишь свои лекарства», — перечислил ректор ВШЭ.

В программе экономического развития до 2020 года, соавтором которой выступал Кузьминов, делалась ставка на человеческий капитал и инфраструктуру. Официально, отметил экономист, эта идея поддерживается правительством и сейчас, однако реальные приоритеты бюджета другие. «Мы продолжаем поддержку нежизнеспособных производств и энергично наращиваем финансирование государством самых разных его аспектов, отнюдь не только оборонных», — сказал Кузьминов.

При этом социальная сфера испытывает трудности. «Мы задали в системе здравоохранения такие стандарты, на которые наши коллеги в Европе — где близкое по типу финансирования здравоохранение — тратят в четыре раза больше. У них в два раза выше доход на душу населения. Против наших 4 они тратят 8–9% ВВП. Формально заявленные гарантии медицинские одни и те же», — привел пример ректор ВШЭ.

Все это, по его словам, создает предпосылки для роста платежей населения в социальной сфере — «просто от безысходности». «Или мы структуру платежей населения пропустим через новый инструмент. Главный инструмент — это, конечно, новая пенсионная система. Или мы останемся и без инвестиционных источников, и без источников цивилизованного развития социальной сферы», — резюмировал Кузьминов.

http://www.rbc.ru/economics/25/10/2015/ … bc0657ca22

0

15

МЭР: рецессия закончится в РФ в 2017 году

Минэкономразвития ждет снижения инфляции и роста ВВП

Рост ВВП в РФ возобновится в 2017 году. Это предусматривает прогноз развития российской экономики на ближайшие четыре года, который Минэкономразвития пришлось пересмотреть, пишут «Ведомости». В документе отмечается, что по итогам этого года внутренний валовый продукт упадет лишь на 0,3% вместо 0,8%, как ожидалось ранее.

Министерство несколько снизило ожидания насчет роста экономики в следующие два года, отмечается в прогнозе. Однако инфляция будет замедляться быстрее, чем прогнозировалось ранее: в этом году цены вырастут лишь на 7% вместо 8,5%, а в 2019 году инфляция и вовсе сократится до 5%, ожидает МЭР.

Ведомство по-прежнему не ждет восстановления цен на нефть: до 2020 года стоимость барреля будет колебаться в диапазоне $40-50. А вот курс рубля будет расти, причем быстрее, чем министерство прогнозировало в ноябре прошлого года. Средний курс в этом году составит 67,4 рубля, к 2019 году он опустится до 56,7 рубля за доллар.

Министерство не стало комментировать записанные в прогнозе оценки, представитель министерства лишь напомнил о том, что обновленный документ МЭР внесет в правительство в апреле этого года.

http://www.bfm.ru/news/319196

0

16

snezhinka написал(а):

Негативные сценарии

Мы построили довольно плохой сценарий, предполагающий сохранение текущих цен на нефть (примерно $35 баррель Urals) в течение нескольких лет. В рамках текущей повестки мы имеем большой дефицит, который покрывается в основном за счет суверенных фондов, в результате чего происходит их быстрое исчерпание. При этом в сценарий заложена жесткая бюджетная политика: происходит сокращение дефицита за счет оптимизации затрат в пределах политически возможного и мобилизация доходных источников по мелочи, без принятия радикальных решений по пенсионной реформе, по налогам. Только за счет роста собираемости, за счет улучшения администрирования и введения дополнительных небольших платежей. При этом интересы правящих элитных групп особенно не затрагиваются.

Соответственно, сохраняется доминирование сырьевых секторов в экономике, военных расходов в бюджете, вообще милитаризация промышленности. Хотя за счет этого можно ожидать продолжения умеренного роста доли торгуемых секторов, одновременно структура экономики будет упрощаться. То есть те инновационные сектора услуг, которые выросли в тучные годы, будут сжиматься довольно активно. И будут продолжать сжиматься торговля и строительство. Снижение инвестиций, конечно, отражает плохой инвестиционный климат.

https://slon.ru/images/photos/1cb372ece9f630c12686c7434ea8f7f8.png

По нашим оценкам, в данной ситуации отрицательные темпы роста продлятся как минимум до тех пор, пока не будет адаптирована бюджетная система, пока не перестанет снижаться государственный спрос. Потому что в условиях, когда у нас остальные источники роста подавлены, государственный спрос имеет преувеличенно большое значение для экономической динамики. Так, в наступившем 2016 году отказ от индексации зарплат бюджетников на фоне пока еще высокой инфляции способствует сильному падению зарплат в целом по экономике.

Следующий сценарий является еще более рискованным с точки зрения оценок. Но тем не менее мы предполагаем, что сейчас в качестве вероятного следует рассматривать переход к монетарному финансированию дефицита после исчерпания суверенных фондов, в том случае если сократить дефицит ниже 5% ВВП окажется политически невозможно.

https://slon.ru/images/photos/76d9f5f332b0efeccf0e2cab55070dea.png

В этих условиях в первую очередь начинается рост инвестиций, который связан с тем, что дополнительные средства в виде целевых кредитов и в виде бюджетных расходов на инвестиции поступят в экономику. При этом, скорее всего, они будут распределяться тем же самым группам, которые и сейчас получают львиную долю бюджета. Но что-то, конечно, пойдет и на увеличение зарплат бюджетников, и на индексацию пенсий. По нашим оценкам, инфляционный эффект такого решения будет большим и, скорее всего, не даст инфляции опуститься ниже двухзначных уровней.

Самое важное: это будет означать, что, даже несмотря на дополнительную индексацию заработных плат, они продолжат падать в реальном выражении. Соответственно, вся эта конструкция не позволит раскрутить рост экономики, через два-три года отрицательная динамика ВВП вернется. При этом у нас будет очень слабый курс рубля, очень высокая инфляция, очень большой дефицит. В итоге макроэкономика останется несбалансированной.

Плохо или очень плохо. Четыре сценария развития экономики

0

17

snezhinka написал(а):

Базовый прогноз Минэкономразвития предполагает спад ВВП по итогам 2016 года в 0,3%. В прогнозе Всемирного банка, который был опубликован 7 июня, содержится предположение, что ВВП России в 2016 году снизится на 1,2%, в 2017-м вырастет на 1,4%, а в 2018 году — на 1,8%.

Майские данные по ВВП оказались «сильно хуже ожиданий»

0

18

Минфин: средства Резервного фонда могут закончиться в следующем году

Все зависит от уровня принятия политических решений

Резервный фонд может быть исчерпан в 2017 году. Так считает замглавы Министерства финансов РФ Сергей Сторчак.

«Вы же понимаете, что есть разный уровень принятия политических решений. Сейчас это уровень намного выше моего», — добавил представитель ведомства в интервью ТАСС.

По словам Сторчака, Минфин видит возможность размещения в 2017 году бондов, номинированных в китайских юанях.

«Да, потенциальный шанс есть. По крайней мере, регуляторы двух стран — представители ЦБ (РФ) и Комиссии по ценным бумагам Китая — для этого делают много», — сказал он.

Ранее Минфин сообщал, что Резервный фонд за июнь снизился на 3,7% — до 2,456 трлн рублей, Фонд национального благосостояния на 3% — до 4,675 трлн рублей.

Месяцем ранее объем фондов составлял 2,551 трлн рублей и 4,823 трлн рублей соответственно.

https://www.bfm.ru/news/327562

0

19

Правительство потратит 40% ФНБ

0

20

О положении дел в российской экономике

0

21

Фондовый рынок перегрелся и готовится к падению?

Американские фондовые индексы выросли до новых максимумов. Цены на нефть взлетели на 5%. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, охлаждение мировой экономики приведет к тому, что спрос на нефть в 2017-м будет расти медленнее, чем в 2016-м. Может ли фондовый рынок заметно упасть?

Текст: Надежда Грошева

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/08/12/83914669e46db3f6f4d80fcdb9900498e84711a78a00adff55pimgpsh_fullsize_distr.jpg
Фото: Алексей Филиппов/ТАСС

Мрачный прогноз от Марка Фабера: американский фондовый рынок может растерять рост последних пяти лет, и виной тому — Центробанки, предупреждает инвестор. Ралли на рынке продолжается с 2009 года. Основой роста стала ультрамягкая политика и денежное стимулирование регуляторов.

После кризиса 2008-го Центробанки по всему миру были вынуждены стимулировать экономический рост. Печатание денег стало причиной «колоссальной инфляции активов», считает Марк Фабер. Дешевых денег стало так много, что они взвинтили цены на рынке акций, и обвалили доходность на рынке надежных облигаций.

Фаберу не нравится то, что американский рынок продолжает расти, хотя корпоративные прибыли снижаются уже пять кварталов подряд. То, что мультипликаторы не выглядят завышенными, как всегда бывает при раздутии пузыря, Фабер объясняет тем, что из-за денег Центробанков рынок исказился: доходности гособлигаций опустились до отметок, близких к нулевым, а то и до отрицательных. Эта чрезвычайно низкая доходность облигаций и скрывает переоцененность акций.

Рано или поздно рынок может упасть, но Марк Фабер предрекает его падение уже не первый год, напоминает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:

Александр Душкин
управляющий активами Международного фонда частных инвестиций

«Так как он предсказал шесть кризисов из последних двух, то в народе его стали звать Мрак Фабер. Рано или поздно, как и на стоящих часах, мы обязательно увидим снижение, но двукратное падение фондового рынка возможно в том случае, если он выше поднимется отсюда. Поскольку двукратное падение фондового рынка означает не просто рецессию, а рецессию кошмарную, близкую к 2008-2009 году».

Однако в некоторых случаях мультипликаторы выросли очень сильно. Например, капитализация Facebook превышает 358 млрд долларов. Это примерно 60 ее годовых прибылей. Классически привлекательной считается инвестиция, которая может окупиться менее, чем за 20 лет. Но никто сейчас не смотрит на этот показатель, потому что прибыль Facebook растет слишком быстро, и инвесторы рассчитывают, что она так и будет расти. Ведь эта компания отнимает выручку и прибыль у СМИ и других рекламных площадок, поясняет Александр Душкин:

«То, что компания стоит в 60 раз дороже годовой прибыли — но у нее и рост выручки и прибыли колоссальный. Он практически сопоставим с коэффициентом цена/прибыль. Однако проблема в том, что компания Facebook растет на ограниченном рынке, а когда она встретится с его ограничением, никто не знает».

Состояние рынка вызывает опасение не только у Фабера. Миллиардеры стремительно избавляются от вложений в какие-либо активы и массово переводят состояния в наличные деньги, говорится в исследовании компании Wealth-X.

По итогам 2015 года каждый пятый доллар своего состояния богатейшие люди держали в наличной валюте на банковских депозитах. Не стоит забывать, что рынки движутся циклично, и за ростом всегда следует падение. Проблема в том, чтобы вовремя определить переломный момент.

https://www.bfm.ru/news/330784

0

22

«Потерянное десятилетие». Эксперты ВШЭ о положении в российской экономике

Такую не внушающую оптимизма формулировку использовали в своем докладе эксперты ВШЭ. Авторы пишут, что российская экономика «не растет, а загнивает, утрачивая шансы на возобновление роста»

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/08/18/time.jpg
Фото: YAY/ТАСС

Экономисты предполагают, что к президентским выборам может возникнуть тема «потерянного десятилетия», то есть с 2008 по 2018 годы. Эксперты не ждут кризисных обострений, предполагая стагнацию.

«Потерянное десятилетие» — согласны ли вы с такой оценкой? Мнение директора Центра макроэкономических исследований Финансового университета Евгения Балацкого.

Евгений Балацкий
директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета

«Действительно, в стране складывается некая вялая ситуация, когда нельзя сказать, что что-то происходит очень плохое, но и явно не происходит ничего такого сверхпозитивного. Такие минимально отрицательные темпы по большинству направлений, это, действительно, так. Не исключено сейчас, мне кажется, мы переживаем тот момент, когда просматривается долгосрочная тенденция на будущее, что в ближайшие годы, может быть, действительно, это и 2017 год весь под тем же знаком пройдет, когда будут опять-таки маленькие отрицательные темпы без глобальных потрясений. И если в этом режиме мы ввалимся в 2018 год, в год выборов, то тема упущенного десятилетия в какой-то форме звучать будет, это, действительно, так. Но в предыдущие годы было довольно хорошее развитие, и очень большой был инфраструктурный задел сделан, даже продолжается сегодня этот процесс. И не так просто мы ждем чемпионата мира по футболу, это тоже все должно внести свою лепту, потому что там будут и высокоскоростные магистрали, и все это не уйдет, это тоже свой вклад вносит. Поэтому сказать, что десятилетие полностью потеряно, — это очень сильное утверждение, оно носит ангажированный характер».

Текущую ситуацию экономисты ВШЭ называют «хрупким равновесием со знаком минус». Авторы отметили, что в июне 2016 года все российские секторы, кроме промышленности и оптовой торговли, переживали депрессию. В таком же состоянии находились и все федеральные округа, кроме южного. Оценку Высшей школы экономики комментирует профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии Ярослав Лисоволик.

Ярослав Лисоволик
профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии, главный экономист в Евразийском банке развития

«Сам термин «потерянное десятилетие» вошел в оборот после неудачного развития Латинской Америки в 70-80 годах, когда экономическая ситуация характеризовалась растущим внешним долгом, высоким уровнем инфляции, потерями в экономическом росте. С точки зрения экономического развития России за последние 10 лет, наверное, можно сказать, что долговая проблема фигурировала в качестве значимой, особенно в период кризиса 2008-2009 годов. Но в последнее время можно сказать, что уровни внешнего долга существенно снизились — на сотни миллиардов долларов за последние несколько лет. Госдолг остается низким, рубль стал более гибким, соответственно, это делает экономику менее уязвимой к внешним шокам. И при этом есть перспектива выхода на достаточно низкие уровни инфляции, где можно говорить о том, что эти десять лет, по большому счету, не дали достаточных дивидендов, это, действительно, динамика экономического роста, которая характеризовалась очень низкими темпами на фоне нескольких шоков, связанных со снижением цен на нефть».

В конце своего комментария эксперты ВШЭ пишут, что важнейшая сила в экономике — это предпринимательский дух. Подавляя его, трудно надеяться на прогресс. «И никакая эмиссия тут не поможет», резюмируют экономисты.

https://www.bfm.ru/news/331343

0

23

СМИ: худшие времена для российской экономики остались позади

Стабильные нефтяные котировки оказывают на российскую экономику положительное влияние, считают эксперты

Российская экономика может перейти к росту уже в этом году, так как стабилизировавшиеся цены на нефть положительно повлияли на интерес инвесторов к России, заявил глава фонда Specialized Russian Growth Дэвид Херн изданию Forbes. Основные положения интервью излагает РИА Новости.

По словам Херна, рецессия, которая продолжалась в российской экономике почти три года, возможно, уже позади. «Думаю, во второй половине года мы уже увидим рост», — считает глава фонда.

Forbes отмечает, что индекс РТС вырос на 4,2% по сравнению с предыдущим месяцем и на 27,6% с начала года. Индекс ММВБ, в свою очередь, увеличился на 0,99% по сравнению с предыдущим месяцем и на 11,5% с начала года.

Стабильные нефтяные котировки оказывают на российскую экономику положительное влияние, особенно когда цены на черное золото близки к заложенным в бюджете страны 50 долларам за баррель. По прогнозам аналитиков Ashmore Group, во второй половине года экономика страны начнет показывать ежеквартальный рост на 0,5-1%.

«Полагаю, что российская экономика уже совершила отскок и вновь начала расти, так как стабильные цены на нефть оказали положительное воздействие на уверенность инвесторов», — считает специалист по развивающимся рынкам Майк Рейнал. По его словам, «инвесторы видят улучшение на 2017 год».

https://www.bfm.ru/news/331817

0

24

«Есть будет нечего». Минэкономразвития пугает новым прогнозом

Если нефть будет дешевле 50-55 долларов за баррель, правительство не сможет сбалансировать бюджет на ближайшие три года. Возможны ли провалы на нефтяном рынке в ближайшее время?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/08/30/rosn.jpg
Фото: Sergei Karpukhin/Reuters

Правительство не сможет сбалансировать бюджет на ближайшие три года, если нефть пойдет вниз от текущих уровней. России нужна нефть не дешевле 50-55 долларов за баррель — именно такой уровень нефтяных цен заложен в новый прогноз Минэкономразвития под названием «базовый плюс». Этот вариант министерство предложит в качестве основы для будущего бюджета, пишут «Ведомости».

При 40 долларах за баррель бюджет не сходится, дефицит значительно превышает предлагаемые Минфином 3,2%. В таком случае, как заявил изданию неназванный чиновник финансово-экономического блока, спрос сожмется до отрицательных величин, фонды закончатся. «Есть будет нечего», — заявил собеседник. Какой должна быть цена нефти, чтобы сбалансировать бюджет?

Ярослав Лисоволик
профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии, главный экономист в Евразийском банке развития

«С точки зрения уровня в 50-55 долларов за баррель, наверное, можно говорить о том, что бюджет будет ближе к сбалансированности, и тогда при таких ценах на нефть не надо предпринимать каких-то радикальных мер по сокращению и рационализации расходной части бюджета. Но при этом надо понимать, что если цена на нефть у нас выходит на те уровни, которые были во второй половине прошлого года, этот сценарий остается возможным, то возникнет проблема финансирования бюджетного разрыва. И здесь надо учитывать тот факт, что размер резервного фонда у нас существенно сократился, внешняя конъюнктура остается волатильной, и возможности для использования таких инструментов, как выпуск еврооблигаций или приватизация, остается ограниченным, поэтому здесь, конечно, единственный, один из немногих способов снизить риски для бюджета — это действительно исходить из достаточно консервативных предпосылок для цен на нефть».

Нефть ниже 40 долларов — страшилка или возможная реальность? Отвечает директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета Евгений Балацкий:

Евгений Балацкий
директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета

«Уже есть тренды, которые показывают, что все-таки цена на нефть имеет какой-то определенный потенциал к росту, и, видимо, в долгосрочной перспективе она будет расти. Эта оценка в 50-55 долларов за баррель, по всей вероятности, очень взвешенная и сбалансированная, и все-таки именно на эту цифру нефть в среднесрочной перспективе и выйдет. Как это ни парадоксально, но расчеты Минфина и Минэкономразвития, в общем, вполне себе разумные. Сейчас пока что практически все аналитики сходятся в том, что ждать какого-то резкого ухудшения конъюнктуры на нефтяном рынке, видимо, не стоит, то есть каких-то провалов в ближайшее время не предвидится».

Минэкономразвития ухудшило прогноз по ВВП на текущий год. По оценке министерства, спад составит не 0,2%, а 0,6%, хотя ранее глава ведомства Алексей Улюкаев не исключал небольшого роста по итогам года.

Курс доллара к основным валютам достиг максимума за три недели на фоне ожиданий повышения ставок ФРС США. Давление со стороны американской валюты может запустить новый цикл снижения цен на нефть, пишет The Wall Street Journal.

https://www.bfm.ru/news/332265

0

25

Центробанк ухудшил прогноз по ВВП в 2017 году

18:55

Антон Фейнберг

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/39/754740415125398.jpg
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

ЦБ ухудшил прогноз по росту ВВП в 2017 году. Как считает регулятор, он составит не более 1%, хотя ранее ожидался рост до 1,4%

Центробанк ухудшил прогноз по ВВП России в 2017 году. В свежем выпуске доклада о денежно-кредитной политике отмечается, что в следующем году российская экономика вырастет на 0,5–1%. В предыдущем докладе, выпущенном в июне, регулятор указывал, что в следующем году ВВП вырастет на 1,1–1,4%.

Как объяснила в пятницу глава Центробанка Эльвира Набиуллина, этот прогноз «исходит из консервативных предпосылок о низких темпах роста мировой экономики, среднегодовой цене на нефть около $40 за баррель и сохранении структурных ограничений развития российской экономики». В то же время прогноз по ВВП в 2016 году остался неизменным — падение на 0,3–0,7%. В 2018 году ЦБ ждет роста экономики на 1,5–2%, такой же прогноз дается и на 2019 год. Регулятор отмечает, что темпы прироста экономики после 2017 года увеличатся «в результате восстановления спроса на фоне смягчения денежно-кредитной политики, обусловленного достижением целевых показателей по инфляции».

В конце августа ЦБ сообщал, что считает характер восстановления экономики России неустойчивым. В частности, регулятор подчеркивал, что во втором квартале текущего года ВВП сократился на 0,6%. Показатель оказался хуже прогнозов (сокращение на 0,2–0,5%), в ЦБ тогда объяснили это снижением объема экспорта.

При этом в своем докладе в пятницу ЦБ улучшил прогноз по ценам на нефть марки Urals в 2016 году. Он составил $40 вместо ожидавшихся ранее $38. В 2017–2019 годах цена Urals, как считают в ЦБ, останется на том же уровне — $40.

16 сентября Центробанк понизил ключевую ставку с 10,5 до 10% годовых. При принятии данного решения регулятор опирался на «замедление инфляции в соответствии с прогнозом и снижение инфляционных ожиданий при сохранении неустойчивой экономической активности». Снижения до 10%, как считает ЦБ, достаточно, чтобы обеспечить замедление роста цен. ЦБ пояснил, что дальнейшее снижение ключевой ставки может произойти уже только в первом полугодии 2017 года.

http://www.rbc.ru/economics/16/09/2016/ … ?from=main

0

26

Минфин: Резервный фонд будет исчерпан в 2017 году

Текст: Татьяна Леонтьева

07.10.2016 20:08

В 2017 году Резервный фонд может быть полностью исчерпан, считает заместитель министра финансов Алексей Лавров.

Как передает ТАСС, замминистра заявил, что в следующем году из этой нефтяной копилки будет израсходовано 1,1 трл рублей. После чего придется перейти к средствам Фонда национального благосостояния.

На 1 октября, по данным Минфина, Резервный фонд насчитывал 32,26 млрд в долларовом исчислении или чуть более 2 трл рублей. В Фонде национального благосостояния - более 4,6 трл рублей. И большинство аналитиков все-таки склоняются к тому, что власти не позволят опустеть этим "подушкам безопасности", тем более, что ситуация с ценами на нефть немного выправилась. Но поскольку она все еще остается довольно хрупкой, лишаться запасов - не лучший вариант.

https://rg.ru/2016/10/07/minfin-rezervn … -godu.html

0

27

Три угрозы и три задачи бюджета-2017

Текст: Татьяна Зыкова

09.10.2016 19:42

Российская газета - Федеральный выпуск №7096 (228)

Бюджетные приоритеты придется серьезно скорректировать, предупреждают финансисты

Какие статьи бюджета придется сократить, а каким добавить средств? Надо ли повышать налоги и какую цену нефти заложить в основу расчетов на 2016 год? От ответов на эти вопросы зависит материальное благополучие всей страны и каждого из нас. Сегодня в Госдуме обсудят основные направления налоговой, бюджетной и тарифной политики главного экономического закона страны на ближайшую трехлетку.

Со своими предложениями перед депутатами выступят министр финансов Антон Силуанов, глава Счетной палаты Татьяна Голикова, глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, представители минэкономразвития и ведущие эксперты бизнес-объединений.

Минфин предлагает снизить расходы бюджета на медицину и национальную оборону, повысить - на социальную политику и образование. Из документа следует, что федеральный бюджет будет сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в 40 долларов за баррель. Инфляция ожидается в 4 процента в год, ослабление курса национальной валюты до 71,1 рубля за доллар в 2019 году и оживление темпов роста ВВП до 2,1 процента. Однако в главном финансовом ведомстве страны, судя по документу, не ожидают резких скачков курса рубля в ближайшие три года, если не случится серьезных шоков. Что касается нефтяных цен, то минфин считает: любое снижение цен на нефть с высокой вероятностью приведет к кризисным последствиям, похожим на события 2014-2015 годов, если будет принято решение об увеличении объема бюджетных расходов.

Сферу госуправления в России можно сократить на 30% сейчас и на 50% потом, уверяют эксперты

На рассмотрение Госдумы основные направления бюджетной политики будут внесены до 28 октября. А сегодня депутаты представят правительству свои соображения по параметрам будущего бюджета.

"Росийская газета" попросила своих экспертов проанализировать главные развилки предстоящего бюджетного периода. Они считают, что сегодняшние прения в Госдуме могут быть жаркими. Это связано с наличием серьезных вопросов к министерству финансов.

Точка зрения

Евгений Балацкий, директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве РФ,

Наталья Екимова, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Финансового университета:

- Минфин сверстал не самый безупречный кризисный финансовый план. И ситуация с его принятием объективно осложняется тремя обстоятельствами. Во-первых, на рынке углеводородов царит ценовой штиль, который, скорее всего, продлится три года, следовательно, рассчитывать на неожиданное счастье в виде нефтяных доходов не приходится.

Во-вторых, санкции в отношении России в будущем не только не ослабеют, а может быть, даже и усилятся, теперь из-за Сирии. Это означает, что в рейтингах двух компаний из "большой тройки" - Fitch, Standarts&Poors, Moody s - наша страна так и завязнет, преимущественно в "мусорной" зоне, что автоматически влечет запрет на инвестиции со стороны крупных финансовых институтов Запада. Даже если такие операции будут иметь место (например, покупка гособлигаций), то расплатой за это станут повышенные процентные выплаты по долгам.

В-третьих, страна стоит на пороге исчерпания суверенных резервов - Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Это сразу предопределяет переход к чрезвычайно жесткой бюджетной политике с тотальной экономией по всем статьям.

Тем не менее, каким бы жестким бюджет ни был, он должен позволить в ближайшие три года решить три фундаментальные задачи. Первая: сохранить суверенность страны за счет обеспечения должного уровня ее обороноспособности. Вторая: не допустить массового обнищания населения. Третья: обеспечить приемлемую работоспособность национальной экономики и всех ее звеньев. Насколько способен решить их нынешний вариант бюджета, судя по тем контурам, которые уже обозначили?

Для ответа посмотрим на расходы бюджета, которые, в частности, предполагают сокращение статьи "Национальная оборона" за период 2016-2019 на 27,6 процента. Однако с учетом инфляции реальное совокупное сокращение статьи составит 36,6 процента. Это означает серьезный удар по обороноспособности страны, который можно принять только с учетом экстраординарных обстоятельств. Тем самым первую задачу бюджет может не решить.

Второе направление - социальная политика - призвано поддержать наименее защищенные слои населения: пенсионеров, инвалидов. И здесь получается интересная арифметика: затраты за три года увеличиваются на 9,6 процента. Однако планируемая инфляция за эти годы с лихвой съест намеченную поддержку малоимущих - затраты на них в реальном выражении сократятся почти на 3 процента. Фактически это означает, что снижение доходов незащищенных слоев населения все-таки будет иметь место, но его темпы будут очень незначительными, что в нынешних условиях можно считать даже достижением. Однако оно полностью перечеркивается снижением затрат на здравоохранение за три года на 21,9 процента, что с учетом инфляции означает реальное сокращение на 31,7 процента.

Если к этому добавить, что затраты на физкультуру и спорт за три года сократятся почти в 2 раза, а с учетом инфляции - в 2,2 раза, то это означает, что нынешний бюджет капитально перекрывает два ключевых канала, от которых зависит здоровье нации. Следовательно, вторую задачу бюджет также не способен выполнить.

Третья задача также оказывается под вопросом. Например, затраты на национальную экономику сокращаются на 3,3 процента, а с учетом инфляции за три года - на 15,4 процента. А номинальное сокращение затрат на ЖКХ на 52,6 процента, реальное - в 2,4 раза. Вот это уже ставит под вопрос сам факт существования этого сектора экономики. А вместе с ним и россиян, которые при подобном финансировании могут, например, банально мерзнуть в зимнее время из-за плохой работы коммунальных служб.

Но, как известно, сколько ни экономь, а при отсутствии доходов не разбогатеешь. Как же бюджет собирается пополнять свою доходную часть?

Оказывается, логика здесь проста: надо продолжать отжимать самые рентабельные отрасли экономики. Поэтому за счет модификации налогообложения в нефтяной отрасли только за 2017-2019 доходы этой статьи вырастут на 40 процентов. За счет повышения акцизов на нефтепродукты - на 58, а за счет ежегодного в течение трех лет увеличения акцизов на табачную продукцию - в 3,5 раза. Можно согласиться, что эти отрасли должны внести вклад в преодоление кризиса, однако других источников минфин, похоже, не видит. Фундаментальный недостаток подобной позиции состоит в том, что регулятор делает акцент на рост налоговых ставок, а не на рост налоговой базы, тогда как именно она способна обеспечить устойчивые поступления в бюджет. Не просматривается в бюджете и объявленного импортозамещения, которое бы привело бы к росту производства, следовательно, и налоговой базы.

Что следовало бы изменить в бюджетной доктрине?

Во-первых, приоритеты в расходной политике. Зачем, например, на фоне убийственного сокращения расходов на здравоохранение надо наращивать за три года затраты на образование почти на 30 миллиардов рублей? По нашим оценкам, только в 2016 году на поддержку 21 вуза, претендующего на вхождение в тор-100 международных рейтингов, было потрачено 10,9 миллиарда рублей без видимых успехов. Если убрать эти почти 11 миллиардов и нейтрализовать будущий рост затрат отрасли на 30 миллиардов, то высвобожденной суммы в 41 миллиард хватит на то, чтобы сохранить дееспособным жизнеобеспечивающий сектор ЖКХ (30 миллиардов рублей) и основательно поддержать сектор физкультуры и спорта. На период кризиса амбициозные программы по выводу отечественных университетов на мировой уровень можно безболезненно заморозить и вернуться к ним позже.

Во-вторых, вместо сокращения на 102 миллиарда рублей затрат на здравоохранение можно сократить затраты на общегосударственные вопросы: на бюрократическую систему, финансирование которой только за 2017 год должно возрасти на 72 миллиарда рублей. Если, например, сократить расходы на эту отрасль на 22 процента, как это планируется в отношении здравоохранения, то к 2019 году можно сэкономить 241,6 миллиарда, которых хватит на поддержку здравоохранения на нынешнем уровне и еще почти 140 миллиардов перераспределить в виде производственных инвестиций в экономику.

Эта мера позволила бы запустить эффект инвестиционного мультипликатора и увеличить налоговую базу. Тем более что даже поверхностный экспертный анализ показывает, что сфера госуправления в России может быть безболезненно сокращена на 25-30 процентов, а в среднесрочной перспективе - на 50. Однако для этого необходимы те самые структурные реформы, о которых давно говорят, но по-прежнему откладывают. А без этого системно оздоровить бюджет вряд ли удастся.

https://rg.ru/2016/10/09/eksperty-gosdu … itety.html

0

28

МЭР: Тарифы на грузоперевозки в 2017 году вырастут на 4 процента

Текст: Татьяна Шадрина

10.10.2016 11:06

Минэкономразвития РФ предложило индексировать тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в 2017 году на 4 процента. Об этом глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сказал журналистам.

При этом субсидирования грузоперевозок из федеральной казны не предполагается.

Поддержка из федерального бюджета может остаться только на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, добавил он.

https://rg.ru/2016/10/10/mer-tarify-na- … centa.html

0

29

Три бюджетные ловушки: как российские власти забыли про экономику

Константин Гаазе,
журналист, политический обозреватель

Логика, по которой действуют Кремль, правительство и ЦБ, подавляет единственный оставшийся фактор экономического роста — внутренний спрос

Верстка бюджета на предвыборный 2017 год в целом закончена. Колесо бюджетного процесса в этот раз проворачивалось медленно и со всей возможной театральностью: весной Минфин пугал коллег по кабмину надвигающимся концом света в виде исчерпания резервов, летом, заламывая руки, обрубал по кусочкам социальные обязательства, но так, чтобы не слишком навредить думским выборам. Потом наступил момент истины: Минфин перешел в наступление и сделал все то, что планировал. Расходы будут фактически заморожены на три года, в приоритете — удержание дефицита и плавное замещение части резервов, за счет которых финансируется этот дефицит, заемными средствами.

Главной чертой и экономической политики, и бюджетного процесса в этом году стало окончательное превращение роста ВВП в технический параметр балансировки расходов и доходов казны. Достаточно вспомнить ту скорость, с которой менялись прогнозы. Согласно опубликованной «Ведомостями» таблице, с 16 сентября по 17 октября прогноз про росту ВВП сделал странный кульбит. Сначала ожидания на три года вперед выглядели так: 0,6%, 1,7% и 2,1%. Затем прогноз снизили до 0,2%, 0,9% и 1,2%. Но после серии энергичных совещаний у президента все вернулось к более оптимистичной версии. Чем объяснялся приступ пессимизма и как его удалось побороть, не вполне понятно. Из таблицы видно, что чиновники «подкрутили» прогнозы по реальной зарплате и реальным доходам (они чуть подросли за месяц) и прогноз по курсу рубля: почему-то при сохранении цены на нефть $40 за баррель за три года он должен снизиться почти до 69 руб. за $1 в 2018 году и до 71 руб. в 2019 году.

Эти манипуляции позволяют заключить, что рост не является приоритетом для президента, правительства и ЦБ. Рост сегодня просто цифра в таблице, которую можно менять в зависимости от оценки дефицита и расходов. Почему так вышло? Оставляя в стороне вопрос о политической ответственности за излишний оптимизм или излишний алармизм конкретных чиновников или ведомств, а также проблему отсутствия «большой» экономической стратегии, можно назвать три политические проблемы, подавляющие, кажется, единственный нескомпрометированный фактор роста — внутренний спрос. Каждая из этих проблем признана чиновниками в каком-то смысле неизбежной, но не критической. Однако вместе они не оставляют пространства для роста спроса. Для простоты назовем каждую из этих проблем «ловушкой» и добавим фамилию политика, чьими стараниями эта «ловушка» подавляет спрос.

«Ловушка» Медведева

Премьер Дмитрий Медведев — последовательный сторонник бюджетной консолидации, парадоксальным образом не менее, а может, и более эффективный, чем Алексей Кудрин. Еще до начала эпопеи с санкциями и падения цен на нефть виновником кризиса называли премьера и его команду: они в 2013 году продавили слишком жесткий бюджет и «схлопнули» неустойчивый рост. «Коктейль Медведева» выглядел и до сих пор выглядит так: оборонные расходы растут, социальные выплаты стагнируют, реальные расходы на образование и медицину сокращаются. На бумаге денег на зарплаты бюджетникам, пенсии и социальные выплаты не становится меньше. Но в реальности правительство из-за «майских указов» все больше тратит на рост зарплат и все меньше на социальные выплаты. То же, разумеется, происходит и в регионах.

В результате получается следующее. По данным аналитического центра при правительстве, число получателей денежных пособий в регионах увеличилось за десять лет в четыре раза — с 6,6 млн до 25,4 млн человек. Количество программ материальной поддержки выросло почти втрое: с 8 до 21. Объем социальных выплат все это время рос не за счет «адресности» (меньше выплат большего размера), а за счет увеличения количества получателей. В 2013 году правительство начало подрезать расходы, мобилизуя средства на «майские указы» президента. Регионы тоже перестали увеличивать выплаты. Учителя и врачи нищими не были, и до «майских указов» так или иначе их причисляли к среднему классу, пусть и в широком понимании. А вот получатели пособий из просто бедных превратились в нищих. Сегодня, по данным Института социальной политики ВШЭ, почти 70% семей, относящих себя к бедным или крайне бедным, получают только социальные выплаты, пенсии или пособия. Правительство, таким образом, не подняло общий уровень жизни граждан, а разрушило созданные им же жизненные уклады «социальщиков». До начала борьбы с бюджетным дефицитом, «майских указов» и милитаризации бюджета эти 25 млн человек были стратегическим резервом потребительского спроса: рост их уровня жизни, пусть медленный, разгонял или хотя бы поддерживал этот спрос. Но теперь они откинуты в нищету, а это другое экономическое поведение и другие приоритеты.

«Ловушка» Силуанова

Минфин бьется за сбалансированность бюджета, имея в виду, что бюджет — это некая виртуальная точка равновесия в треугольнике «резервы — оборонные расходы — социальные обязательства». Каждый следующий бюджет получается в результате все более виртуальным: на бумаге на все хватило, пусть и со скрипом, в жизни же денег все меньше и меньше. При этом Минфин не отказывается от конструкции Бюджетного кодекса, которая проектировалась в других условиях, если не в другой стране. Что получается? Муниципалитетам по всей России не хватает средств на инфраструктуру и социальные объекты. Но при этом бюджетные правила не позволяют им решать проблемы в складчину: вместе строить школы или ремонтировать больницы, которые могут быть рассчитаны на несколько поселений, скидываться на дороги или котельные. Ситуация доходит до абсурда: несколько муниципальных образований, граничащих друг с другом, давно образуют агломерацию, но не могут вместе построить, например, завод по сжиганию мусора. У строительства такого завода в каждом поселении нет экономического смысла, а вот вместе они могли бы потянуть проект. Но это невозможно. Слепое территориальное планирование, осуществляемое из Москвы, превращает территорию страны в набор изолированных единиц, которые не имеют права на хозяйственную кооперацию. Чтобы такое право появилось, нужно писать новый Бюджетный кодекс, но Минфину откровенно не до этого.

То же происходит с проектами, чей жизненный цикл выходит за рамки календарного года. Бессмысленно просить деньги на дорогу, которую нужно строить два или три года. Нужно нарезать проект на годовые отрезки. Понятно, что никакого планирования не получается: бюджетная трехлетка имеет какое-то политическое значение в Москве, но не на местах, там живут от 1 января до 31 декабря. Это одна из причин плачевного состояния муниципальной инфраструктуры: дело не только в деньгах и воровстве. Правила подавляют любую инициативу и уничтожают возможность маневра. Муниципальные власти похожи на отца семейства, который делает дома мелкий ремонт по принципу «потом переделаем». Это «потом», разумеется, никогда не наступает. При этом налоговые льготы, изъятия щедро сыплются на головы умелых федеральных лоббистов. У муниципалитетов лоббистов нет. Если бы их инициатива не была скованна, они бы стали существенным драйвером внутреннего спроса. Но возиться с ними у Минфина нет времени и желания.

«Ловушка» Набиуллиной

Банк России последовательно борется с инфляцией, аналитики говорят, что таргет — 4% — может быть достигнут уже в 2017 году. Но появилось неожиданное препятствие: драматическое сокращение российского среднего класса, который, с одной стороны, чувствителен к изменению процентных ставок, с другой — благодаря «весу» в экономике заставляет бизнес учитывать свои потребительские предпочтения. Чем меньше средний класс, тем труднее влиять на инфляцию за счет ставок, пишут экономисты ЦБ. Вопрос «куда делся средний класс?» задавать бессмысленно, но имеет смысл другой вопрос: «что сделал Банк России, чтобы его поддержать»? Как минимум ничего. Как максимум многое, чтобы этот средний сократился. ЦБ начал в 2013 году борьбу с «перегревом» на рынке потребительского кредитования, хотя банкиры тогда говорили, что «перегрева» нет и еще долго не будет, во многих развивающихся странах кредитная нагрузка на граждан намного выше, чем у нас. Средний класс в России в тот момент был «средним» авансом: по уровню потребления относительно других групп российского общества, а не развитых стран. Сжатие кредита, а затем последовательная борьба с инфляцией, которая еще сильнее задрала ставки, уничтожили этот аванс. Средний класс стремительно обеднел и, не имея подушки безопасности в виде банковского кредита, начал создавать эту подушку сам — в виде долларовых, а затем рублевых накоплений. Потребительский спрос, таким образом, оказался подорван дважды: сначала в 2013-м, а затем в 2015 году.

Теперь сами эти накопления являются проблемой: Банк России говорит, что главный риск на 2017 год — структурный профицит ликвидности, который появился в том числе из-за нежелания граждан и бизнеса тратить и инвестировать. Профицит может привести к снижению ставок по кредитам (гражданам прежде всего) и разогнать инфляцию. У банков слишком много денег, поэтому ЦБ и Минфин с помощью согласованных действий будут абсорбировать их излишки. Инфляция, может быть, и опустится до 4%, но без кредита никакого потребительского спроса не будет. Подавленная инфляция — это, конечно, достижение, но если потребительский спрос не восстановится, толку от этого достижения будет немного. Инвестиции сдерживает не только (возможно, не столько) высокая инфляция, сколько неопределенность ситуации в экономике, которая возникает в том числе из-за подавленного внутреннего спроса. Стоит ли упираться в показатель 4% и держать искусственно завышенные ставки по потребительским кредитам, если стабильному снижению инфляции препятствует не только профицит ликвидности, но и высокое и постоянно растущее неравенство, являющееся в том числе следствием политики Банка России?

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/economics/20 … 8dcd4ff30f

0

30

Минобрнауки: В 2017 году стипендии проиндексируют почти на 5,9%

28.10.2016 12:47

Студенческие стипендии будут индексироваться в период с 2017 по 2019 годы. Как сообщает ТАСС со ссылкой на директора департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Андрей Зарубин, индексация обеспечена.

Так, в 2017 году она составит 5,9%, в 2018 - 4,8%, а в 2019 - 4,5%.

Академическая стипендия - начисляется студентам бюджетного дневного отделения. Сейчас стипендия для студентов колледжей и техникумов - 487 рублей, для студентов вузов - 1340 рублей.

https://rg.ru/2016/10/28/minobrnauki-v- … na-59.html

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Экономические и политические прогнозы для России на 2017 год