Бюджетные деньги дошли до края
На обустройство Камчатки власти «насобирали» миллиарды долларов, но так ничего и не обустроили
Пузырь российской экономики постепенно сдувается. Правительство снизило прогноз по основным экономическим показателям и даже вынуждено было сократить расходы бюджета на ближайшие 3 года. Естественно, не по всем параметрам. Федералы не жалеют денег на пусть и сомнительные, но громкие проекты — а в регионах им стараются подражать. Размах в глубинке, конечно, скромнее, но тоже не слабый — на миллиарды долларов…
Камчатские депутаты недавно с гордостью заявили, что приняли рекордный бюджет на 2014 год. Он вместил в себя 54 миллиарда рублей. Приличные деньги для региона с населением 320 тысяч человек. Доходы краевой казны в последнее время вообще росли как на дрожжах. Еще в 2006 году губернатор вслух мечтал о бюджете 15 миллиардов. Тогда эта сумма казалась недостижимой, а через пару лет стала реальностью. Ну а потом понеслось — 20, 38, 50, теперь вот 54 миллиарда рублей.
Каким же образом местные власти добились столь впечатляющих финансовых результатов? На полуострове нет по большому счету ни инвестиций, ни промышленности. А деньги в регион исправно поступают в виде федеральных субвенций и дотаций. На что же их тратят?
Серьезные суммы, естественно, идут на содержание бюджетников. К данной категории относятся многие тысячи жителей. Это без учета военных, пограничников, полицейских, чекистов, прокуроров, следователей, наркоконтролеров, спасателей, пожарных, уфсиновцев и прочих людей в погонах, получающих довольствие из всероссийского кошелька напрямую. Зарплаты в силовых ведомствах — немаленькие. Лейтенанты в полиции, ФСБ и прокуратуре получают от 70 тысяч, полковники — от 130 тысяч.
Неплохо обеспечены и гражданские служащие. Получки губернатора или председателя регионального Заксобрания зашкаливают за 300 тысяч рублей. Простые административные труженики тоже не бедствуют. Средняя зарплата в краевом правительстве — около 80 тысяч.
Конечно, нет ничего плохого в том, что чиновники и силовики ведут сытую жизнь. Плохо, что работникам других важных отраслей такая жизнь даже не снится. Зарплата рыбаков, например, в первом квартале 2013 года недотягивала и до 15 тысяч. Подобное положение дел — ненормально. Ведь Камчатка всегда считалась рыбацким краем. Заселение полуострова напрямую связано с развитием рыболовства. Уже вокруг него создавалась остальная, вспомогательная инфраструктура. Что же мы имеем сегодня? Рыбная отрасль (фундамент экономики) скукоживается, а надстройка продолжает расти. Более того, она процветает!
В национальных селах, где испокон веков пасли оленей коряки и эвены, с экономикой тоже не заладилось. С наступлением капитализма выяснилось, что оленеводство — хлопотное и не вполне прибыльное занятие. В сельских магазинах теперь торгуют новозеландской бараниной.
Надо отдать должное современным руководителям: к осваиванию денег они подходят творчески. Тратить — не зарабатывать. Алексей Кузьмицкий в свою бытность губернатором вполне серьезно предлагал проложить железную дорогу с Камчатки на материк. Это тысячи километров по безлюдной, непроходимой тундре, горам и вулканам. Окупить подобный проект вряд ли удалось бы даже через века.
Новый губернатор Владимир Илюхин — тоже не мелочится. Он собирается добывать электроэнергию с помощью приливов и отливов Пенжинской губы. Чтобы реализовать этот замысел, придется перекопать водоем размером с небольшое море. Учитывая, что рядом с губой никаких населенных пунктов нет, электричество губернатор намерен завозить в город… в аккумуляторах.
Эти гениальные идеи профинансировать еще не успели, поэтому деньги пока вкладывают в другие проекты. Спецмашины, украшенные символикой «Единой России», ежегодно закатывают сотни миллионов рублей в асфальт, который по весне тает вместе со снегом. Но это мелочи по сравнению с инвестициями, ушедшими на преобразования в энергетике. Затевалась реформа для того, чтобы снизить запредельный камчатский энерготариф. За 15 лет ветер энергетических перемен развеял несколько миллиардов долларов. Соответственно, и тариф вырос в несколько раз.
Показательна история с газопроводом, который начали прокладывать в конце 90-х годов прошлого века. Тогда стройку оценили примерно в 200 миллионов долларов. Оперативно удалось освоить не более половины этой суммы. Несколько лет газовая труба, брошенная на полпути, ржавела где-то в камчатской тундре. Наверное, ржавела бы она там и сегодня, но в 2007 году на полуостров приехал Путин. Камчатка произвела на него гнетущее впечатление. На совещании президент сильно ругался, говорил, что чиновники только в носу ковыряются и ничего не делают. Губернатор Кузьмицкий, однако, не растерялся, напомнил национальному лидеру о недостроенном газопроводе, по трубам которого в увядающую экономику должно было влиться живительное голубое топливо. Путину идея понравилась. «Газпром» взялся за дело засучив рукава. Смета с 200 миллионов подскочила до 2—3 миллиардов долларов. Трубу протащили через 266 нерестовых рек, угробив огромное количество рыб ценных пород. Когда работы завершились, выяснилось: окупить их практически невозможно. Чтобы объект стал рентабельным, продавать газ на Камчатке пришлось бы по европейским ценам, а то и выше. В результате газовый тариф стали дотировать из бюджета (в 2014 году на эти цели уйдет 7 миллиардов рублей). Получилось, что смысла в стройке века не было вообще никакого. Если бы вложенные в нее деньги тратили, как и прежде, на поставки мазута, их, возможно, хватило бы на десятилетия. Газ, по мнению специалистов, закончится гораздо быстрее. Местные чиновники тем не менее продолжают твердить, что газопровод — успешный проект. И в чем-то они, безусловно, правы. Для кого-то проект, конечно же, стал успешным. Миллиарды долларов осваивать — это, как говорится, не мелочь по карманам тырить.
Пока эффективные менеджеры занимались энергетикой, на другие дела времени у них не всегда хватало. Несмотря на то что доходы бюджета выросли в разы, серьезных прорывов не произошло, пожалуй, ни в одной из отраслей. Судоремонт, стержень тяжелой промышленности края, и вовсе находится сегодня на последнем издыхании. Камчатские судовладельцы чинят свои корабли в Китае и Южной Корее. Это и дешевле, и надежнее. Удивляться здесь нечему: ведь на местных предприятиях установлены «наностанки», выпущенные в период модернизации. Не нынешней — медведевской, а той — сталинской. Станкам, на которых у нас до сих пор работают, скоро исполнится 100 лет. Им место в музее или на свалке, но не в цехе…
На печальном индустриальном фоне относительно успешно выглядит разве что торговля. В Петропавловске, краевой столице, среди убогих серых домов с облупленной штукатуркой, как вставные золотые челюсти, светятся многочисленные супермаркеты. В них продают дорогие продукты и эксклюзивные вещи. На эти товары есть спрос. Госслужащие могут позволить себе качественное питание, изысканную одежду и отдых на элитных зарубежных курортах. Достаток людей, которые содержатся у нас за государственный счет, не зависит от состояния камчатской экономики. Да и от российской по большому счету — тоже. Он зависит от мировых цен на газ и нефть. Что останется региону, если нефть и газ вдруг подешевеют, предсказать несложно — это «нанозаводы», супермаркеты, дороги с «растаявшим» асфальтом, опустевшие оленьи пастбища и безрыбные реки, через которые переброшена пустая газовая труба. Да, еще здесь останется вооруженная группировка военных и правоохранителей… Правда, я не уверен, что это племя, оказавшись без денег, безропотно пересядет из крутых джипов в рейсовые автобусы. Эти ребята могут устроить такой переполох, что лихие 90-е покажутся детской сказкой.
Кто-то, возможно, посчитает, что я сгущаю краски. Ну пустили власти на ветер в далеком крае несколько миллиардов — ничего страшного. Для большой богатой страны — капля в море. Да, страна у нас большая. Но ведь и Камчатка — не единственный дотационный регион России. А всего лишь один из 72-х…
Владимир Хитров
Из выпуска от 30-12-2013 рассылки «Новая газета»