Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » Я РОДИНУ СВОЮ ЛЮБЛЮ, А ГОСУДАРСТВО - НЕНАВИЖУ! ... » Россия опасается неизвестного ей ваххабизма Ничто не вызывает у россия


Россия опасается неизвестного ей ваххабизма Ничто не вызывает у россия

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Россия опасается неизвестного ей ваххабизма

Ничто не вызывает у россиян такого страха, как угроза распространения исламского фундаментализма. При этом алармисты говорят, что в стране - уже почти один миллион радикальных мусульман.

http://www.dw.de/image/0,,17158002_303,00.jpg

Сильнее всего россияне боятся не того, что могут стать жертвой экологической катастрофы или потерять работу: самый большой страх у них, как показали различные соцопросы, проведенные в 2013 году, вызывает угроза исламского фундаментализма. Эти настроения, среди прочего, нашли отражение и на обложке журнала "Русский репортер" ("РР"), ноябрьский выпуск которого вышел под заголовком "Проект "Халифат". В заглавной публикации номера речь идет о "ваххабитском холдинге, который строит новую империю" в России.

"Все то нехорошее, что есть в исламе"

Журналисты "РР" написали, что в каждом российском регионе, за исключением двух северных областей, есть "ваххабитские ячейки", а во многих обнаружены потайные схроны с оружием. В своих утверждениях авторы опираются в том числе на последний доклад Российского института стратегических исследований (РИСИ), финансируемого из бюджета. По данным его авторов, в России живут до 700 тысяч ваххабитов. А соавтор доклада исламовед Роман Силантьев вообще говорит об одном миллионе радикальных исламистов.

http://www.dw.de/image/0,,17227226_404,00.jpg
Обложка "Русского репортера", первый номер ноября 2013 года

Неужели их действительно так много? Ответ в значительной степени зависит от того, кто его дает. В лагере алармистов, к которому вполне можно причислить и Силантьева, вышеупомянутый миллион возникает как результат расширительной трактовки самого ваххабизма. Роман Силантьев, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, в интервью DW объяснил: "Со словом "ваххабизм" ассоциируется все то нехорошее, что есть в исламе".

Кого в России называют ваххабитами

Ваххабизм для алармистов - собирательный термин. Им обозначают все исламские течения, которые нельзя причислить к традиционному исламу и которым приписывают политические амбиции, то есть желание создать тот самый исламский халифат: салафитов, "Братьев мусульман", сторонников движения "Хизб-ут-Тахрир" и других. А для большинства журналистов в России слово "ваххабит" стало просто синонимом слова "террорист".

http://www.dw.de/image/0,,17202911_404,00.jpg
Исламофобские лозунги - часть риторики крайне правых в России

Такую трактовку российский ученый-кавказовед Ахмет Ярлыкапов считает некорректной. Ваххабизм - лишь одна из панисламских идеологий, которые попали в Россию около 20 лет назад, отметил он в интервью DW. Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ярлыкапов - из тех, кого, в отличие от Романа Силантьева, можно отнести к лагерю умеренных. "Нам не известно ни об одной ваххабитской ячейке на Кавказе. Есть лишь отдельные элементы, которые были заимствованы из Саудовской Аравии", - констатировал Ярлыкапов.

Неверно представлять консервативных мусульман воинствующими группами, занятыми сугубо вопросами радикальной идеологии, считает сотрудник Института этнологии и антропологии: "Большинство салафитских общин нацелены на экономический успех, они стараются заниматься праведным бизнесом. У них тезис такой: общество вокруг коррумпировано, и мы должны показать пример того, как жить без коррупции".

Сирия и страх за Игры в Сочи

Понимая ваххабизм расширительно, государство создает себе слишком много врагов, предупреждает Виталий Пономарев, занимающийся в правозащитной организации "Мемориал" защитой мигрантов из Центральной Азии. Они часто сталкиваются с обвинениями в экстремизме на исламской почве. В интервью DW Пономарев заметил, что словом "ваххабит" нередко злоупотребляют, так как под предлогом борьбы с ваххабизмом можно получить дополнительные бюджетные деньги или избавиться от неугодных конкурентов.

Тем не менее ни у кого не вызывает сомнений, что в России существует вполне реальная угроза со стороны радикальных исламистов. Именно поэтому российские власти в последние месяцы усилили меры, направленные на борьбу с исламскими радикалами на Северном Кавказе и в Татарстане. Цель очевидна: во что бы то ни стало предотвратить теракты во время зимних Олимпийских игр в Сочи.

В эти дни, по данным ФСБ, более 400 россиян ведут в Сирии вооруженную борьбу против режима Башара Асада на стороне повстанцев. "Верховный сирийский муфтий говорит о 2000 ваххабитов из России. Многие из них не скрывают, что хотят продолжить свою деятельность на родине", - подчеркнул в интервью DW исламовед Раис Сулейманов, глава Приволжского центра РИСИ.

Какую позицию займет Кремль?

Никто из опрошенных DW экспертов не отрицает опасности дальнейшей радикализации мусульман в России. Но реагировать на эту угрозу они предлагают по-разному. Роман Силантьев выступает за запрет ваххабизма, называя его "недоговороспособной" идеологией. Он напоминает, что подобный запрет уже существует с 2003 года в Дагестане.

Ахмет Ярлыкапов возражает: "С теми, кто ведет мирную жизнь, надо разговаривать. С чем бороться - с идеологией? Необходимо высполнять конституцию, а она не позволяет запрещать этим людям быть суфиями и салафитами".

Журналистка Ирина Гордиенко предлагает признать как факт растущее число консервативных мусульман на Кавказе. За это в докладе РИСИ "Новую газету", где работает Гордиенко, назвали "ваххабистским лобби". Журналистка призывает государство вместо силовых методов предложить альтернативу для региона.

"Я ведь тоже хочу ездить туда и носить там мини-юбку. Но ту нишу, что образуется в результате коррупции, могут занять радикальные исламисты", - указывает Гордиенко, которая регулярно бывает в командировках на Северном Кавказе. Иными словами, государство должно стать не частью проблемы, а частью ее решения.

Тем временем сами российские власти, похоже, определились со своей позицией, в последние месяцы открыто выступая в поддержку традиционного ислама, как, например, представители Национального антитеррористического комитета. Ахмет Ярлыкапов поправляет: власти, по его мнению, еще до конца не определились со своей политикой: "В 2011 году были идеи о том, чтобы опереться на умеренный ислам. Сегодня позиция, возможно, корректируется".

Дата 03.01.2014
Автор Михаил Бушуев
Редактор Владимир Дорохов

http://dw.de/p/1AQff

0

2

Исламский фундаментализм проникает в Центральную Азию

Ислам в Центральной Азии меняется под влиянием ультраконсервативных доктрин из стран Персидского залива. Эксперты ожидают новой волны активности фундаменталистов

http://www.dw.de/image/0,,16513990_303,00.jpg

Ультраконсервативный ислам распространяется в Центральной Азии и пустил корни даже там, где раньше его сторонников не было, так описывает нынешнюю ситуацию в регионе немецкий политолог Уве Хальбах (Uwe Halbach) из берлинского Фонда "Наука и политика". Распространение исламских фундаменталистских течений таких, как салафизм и ваххабизм - глобальная тенденция, напоминает эксперт. "Салафиты есть и у нас в Рейнской области", - говорит он.

Однако есть и серьезные отличия в том, что касается возможностей анализа этого явления. "В отличие от стран Европы, у нас нет никаких надежных статистических данных о том, сколько человек в Центральной Азии сегодня поддерживают салафитские лозунги или даже призывы к вооруженной борьбе - джихаду", - говорит Хальбах.

Неразбериха с понятием "ваххабизм"

Сложность, по словам эксперта, заключается в том, что для описания проблемы консервативного ислама на постсоветском пространстве используется собирательно один термин - ваххабизм.

http://www.dw.de/image/0,,3148162_4,00.jpg
Уве Хальбах

"Любой, кто не курит, не пьет, не сквернословит и пять раз в день молится, - уже ваххабит", - так иронично описывал, вспоминает Хальбах, один исламский священник суть бытового представления о ваххабизме.

Под определение "ваххабизм" как в России, так и в Центральной Азии попадает слишком много различных групп населения, говорит Хальбах: и консервативно настроенные мусульмане, которые категорически выступают против насилия, и исламские фундаменталисты, выдвигающие политические требования, но не поддерживающие насильственный путь их удовлетворения и, собственно, воинствующие сторонники джихада.

Эр-Рияд поддерживал исламское возрождение в регионе

И лишь немногие связывают ваххабизм с принятой в Саудовской Аравии доктриной ислама. Между тем именно эта доктрина оказывала значительное влияние на исламское возрождение в Центральной Азии, начиная с 90-х годов прошлого века, считает Хальбах. "Влияние стран Персидского залива в эти годы заключалось, прежде всего, в том, что из Центральной Азии и России туда приезжали молодые люди и проходили там религиозное обучение. Они привозили домой совершенно иное представление об исламе, которое резко противоречило привычкам советских мусульман, не чурающихся водки", - говорит Уве Хальбах.

http://www.dw.de/image/0,,4615230_4,00.jpg
Частное медресе в Таджикистане

Сегодня влияние Саудовской Аравии на развитие ислама в регионе не столь сильно, как было, говорят эксперты, но страны Персидского залива вновь активизируют свои действия.

Новая волна активности

В Киргизии, например, где ваххабизм не получил широкого распространения, число его последователей тем не менее растет. И в ближайшее время этот рост может ускориться. Существуют формальные признаки повышающегося интереса со стороны стран Персидского залива. Так, в конце 2011 года в Бишкеке было открыто посольство Саудовской Аравии, годом позже было открыто и посольство Катара. "Распространение ваххабизма будет усиливаться. Открытие посольств Саудовской Аравии и Катара и отмена виз позволит сторонникам ваххабизма из этих стран активнее продвигать свою идеологию в нашей республике", - сказал независимый эксперт, глава аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов в интервью DW. С 2012 года в Киргизии вступил в силу закон о безвизовом режиме на срок до 90 дней для граждан ряда стран, включая Саудовскую Аравию, Катар и Кувейт.

Саудовская Аравия оказывает финансовую поддержку исламским учреждениям Киргизии. Священнослужители и религиоведы приглашаются на обучение, выделяются средства на строительство мечетей непосредственно в Киргизии. Впрочем, говорит Маликов, все эти мечети находятся под контролем духовного управления мусульман Киргизии, и в них проповедуют традиционный ислам. Тем не менее ваххабизм распространяется по неофициальным каналам, отмечает эксперт, который наблюдает за этими процессами с настороженностью.

Когда уходят иранцы, можно ждать саудовцев

После первой попытки Саудовской Аравии распространить в Таджикистане свою идеологию в первые годы после распада Советского Союза можно ожидать новых попыток в ближайшее время, считает таджикский исламовед Фаррух Умаров. По его наблюдениям, сегодня заметно экономическое и политическое сближение Душанбе и Эр-Рияда как напрямую, так и через различные финансовые фонды по линии Организации исламского сотрудничества.

Другой фактор, который может способствовать усилению влияния Эр-Рияда на Душанбе - ослабление в Таджикистане позиций Ирана. "С приходом нового руководства в Тегеране внешняя политика этой страны становится либеральной и прагматичной. Она уже не делает акцент на распространение религиозной идеологии в Центральной Азии. На этом фоне можно ожидать активизации Саудовской Аравии и появления ваххабитских групп в религиозной среде Таджикистана", - полагает Фаррух Умаров.

Дата 09.01.2014
Автор А.Токмаков, Г.Фасхутдинов, М. Бушуев
Редактор Наталья Позднякова

http://dw.de/p/1An2z

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » Я РОДИНУ СВОЮ ЛЮБЛЮ, А ГОСУДАРСТВО - НЕНАВИЖУ! ... » Россия опасается неизвестного ей ваххабизма Ничто не вызывает у россия