Авиабилеты основных компаний подорожают в новом году

Елена Аттикова

Сегодня, 00:05

http://pics.rbcdaily.ru/c/345x259/rbcdaily_pics/v4/82/22/8b7adf03f4e7f09c1ebab7418c0804c0.jpg
Фото: ЕРА

«Аэрофлот» и другие авиакомпании в следующем году планируют отменить выплаты комиссий агентствам за продажу авиабилетов. Эксперты считают, что в итоге это отразится на стоимости авиабилетов. В среднем они могут подорожать на 800 руб.

В следующем году авиапассажиры будут возмещать продавцам билетов агентские сборы, которые раньше оплачивали российские авиакомпании. Об этом РБК daily рассказал генеральный директор холдинга «Випсервис» (объединяет агентства по продаже авиабилетов Biletix и «Портбилет») Дмитрий Горин. Сейчас примерно 70—80% пассажиров покупают билеты через туроператоров, сайты метапоисковиков и онлайн-трэвел агентств, говорит он. И только 20—30% обращаются в офисы авиакомпаний или к их официальным сайтам. Г-н Горин связывает это с тем, что на агентских сайтах клиент может самостоятельно выбрать наиболее выгодное предложение по перелету.

Раньше продавцы авиабилетов получали 7—9% от стоимости билета как вознаграждение от российских авиакомпаний. Теперь некоторые авиакомпании решили прекратить выплаты агентской комиссии, поэтому будет взиматься фиксированный сбор с пассажиров — около 800 руб., говорит г-н Горин. По его словам, западные авиаперевозчики уже давно обнулили комиссии для агентов, российские — держались до последнего. Цель отмены — экономия, сокращение затрат на дистрибуцию.

В этом году некоторые авиакомпании уже сократили комиссию для агентств. Так, с 1 июня «Аэрофлот» снизил вознаграждение агентств за продажу билетов экономкласса с 7 до 4% (для бизнес-класса — с 9 до тех же 4%). С января следующего года авиакомпания обнулит комиссию, утверждает г-н Горин.

Представитель «Аэрофлота» это подтвердил, но подчеркнул, что будет предусмотрена специальная программа мотивации для агентств, не уточнив деталей. По информации гендиректора Biletix Александра Сизинцева, в «Аэрофлоте» будет действовать система бонусов: агенты будут получать гарантированную комиссию за большой объем продаж.

Другая крупная российская авиакомпания, S7 Airlines, уже говорила об обнулении комиссии, однако позже сообщила агентам, что намерена прекратить выплаты комиссий после второго квартала 2014 года, говорит г-н Горин. Представитель S7 Airlines сообщил РБК daily, что авиакомпания не исключает «дальнейшего снижения комиссии». Но о конкретных планах говорить пока рано, оговаривается он. В компании отметили, что сейчас базовая агентская комиссия S7 Airlines составляет 5%, на отдельных направлениях — 0,1%. В «Трансаэро» отказались от комментариев, отметив только, что перевозчик будет придерживаться «конструктивных отношений с агентствами».

Не все крупные авиакомпании намерены лишить агентов вознаграждений в ближайшем будущем. Представитель UTair сообщил РБК daily, что авиакомпания не готова обнулять комиссию агентствам. «Агентства по продаже билетов — очень популярный канал приобретения авиабилетов в регионах, где все еще неактивно используются онлайн-продажи, — говорит он. — Наличие комиссии позволяет привлечь как можно больше агентств к продаже билетов, а соответственно, сделать их доступными пассажирам в самых отдаленных уголках».

800 руб. — это примерная сумма, которую сами авиакомпании взимают в своих офисах продаж, говорит г-н Сизинцев. Но агентствам будет сложно установить сбор, превышающий 300—400 руб., считает он: вряд ли пассажиры согласятся переплачивать. Biletix сейчас получает 3—4% от продажи билета и не собирается вводить дополнительные сборы, говорит г-н Сизинцев. Но «если будет сложно», придется пересмотреть эту позицию. Сложней всего придется более мелким участникам рынка — агентствам, обеспечивающим маленький объем продаж, отмечает он. По его мнению, отмена комиссий может привести к уходу мелких игроков и укрупнению рынка онлайн-туризма.

Авиакомпании обычно снижают комиссии агентствам, добиваясь увеличения прямых продаж, считает гендиректор Ozon.travel Дмитрий Яковлев. Но 100-процентного перетекания клиентов от агентов к авиакомпаниям никогда не происходит. По мировому опыту для регулярных авиакомпаний планка в 35% прямых продаж с сайта просто непреодолима, при этом для российских авиакомпаний даже этот показатель — пока предел мечтаний, считает он. Он уверен, что за все снижения вознаграждений придется заплатить пассажирам.

От обнуления комиссии могут пострадать и сами авиаперевозчики, отмечает г-н Яковлев: «Спрос очень сильно управляется ценой, и, вынуждая агентства продавать билеты с наценкой, авиакомпании зачастую отдают часть рынка авиакомпаниям-конкурентам, продолжающим выплачивать комиссию».

Эксперты уже сейчас отмечают замедление темпов роста и прибыльности рынка онлайн-туризма из-за сокращения комиссий от авиакомпаний. По данным аналитического агентства Rutramarin, по итогам 2013 года объем этого рынка составит 8,3 млрд долл., из которых 4,7 млрд долл. — продажа авиабилетов.

http://rbcdaily.ru/industry/562949990086303