Непосыльное бремя
Международные почтовые компании отказываются работать после ужесточения требований российской таможни
Российские чиновники попытались ограничить покупки соотечественников в зарубежных онлайн-магазинах. Ответ последовал незамедлительно. Вначале о приостановлении доставки товаров в нашу страну заявили крупнейшие экспресс-перевозчики DHL, DPD и FedEx, а спустя несколько дней — мировой лидер по продаже товаров и услуг через интернет компания Amazon.com.
Впрочем, пока российские власти отстают от Белоруссии: Лукашенко предложил полностью запретить беспошлинный ввоз в страну любых иностранных товаров еще в ноябре прошлого года.
Отечественные чиновники, в особенности — руководители Федеральной таможенной службы, заинтересовались зарубежными покупками россиян во время прошлогоднего коллапса в «Шереметьево», когда на складах аэропорта скопилось 140 тонн посылок, причем больше половины составляли заказы из иностранных онлайн-магазинов. Их российские клиенты уже тогда поняли, что этот интерес не рассосется сам собой, и начали собирать подписи против снижения лимитов на беспошлинный ввоз товаров для личного пользования. Не помогло.
В конце 2013 года Министерство финансов выступило с предложением уменьшить лимит на беспошлинные покупки более чем в шесть раз — до 150 евро в месяц. А в январе этого года к делу приступила таможня. Для того чтобы спровоцировать зарубежные компании отказаться от доставки грузов в Россию, не потребовалось даже принимать новые законы. Достаточно было просто потребовать неукоснительно выполнять все избыточные требования действующего законодательства по таможенному оформлению. К концу января DHL, DPD и FedEx были вынуждены признать: в таких условиях они не в состоянии выполнить обязательства перед клиентами по срокам доставки.
Очевидно, действия международных перевозчиков, также как и интернет-магазинов, входящих в Amazon.com, — согласованы. Однако это никак не влияет на суть проблемы. Жизнь россиян, предпочитающих экономить деньги на покупках, усложняется. А чего в этих инициативах чиновников больше: неумения организовать процесс (если не можешь с чем-то справиться, лучше запретить), отклика на призывы отечественных лоббистов или кружевного плетения «железного занавеса», — покажет время.
Как это было
Опрос на сайте «Новой» показал: больше половины читателей онлайн-версии нашей газеты хотя бы раз совершали покупки в зарубежных интернет-магазинах, а еще 26% были бы не против попробовать. Чем иностранные онлайн-магазины лучше российских? В первую очередь ценой: и одежда, и электроника, и даже книги «там» можно покупать гораздо дешевле. В некоторых случаях — в два-три раза, даже с учетом доставки. Ложка дегтя — сроки доставки, которые прежде всего зависят от обстановки на российской таможне. Если не можешь ждать, купишь в России, переплатив за срочность.
Еще одна причина не покупать за рубежом — языковой барьер: далеко не у всех зарубежных онлайн-магазинов есть русскоязычная версия сайта. Но и это препятствие с успехом преодолевается россиянами. По данным «Почты России», количество международных отправлений за последние три года выросло в 6 раз (с 5,6 млн в 2011-м до 35 млн в 2013-м). Подавляющее большинство — покупки из интернет-магазинов.
Россияне могут беспошлинно получать неограниченное количество зарубежных посылок в месяц, если их суммарная стоимость не превышает тысячи евро, а вес — 31 килограмма. Но скоро все изменится.
Пошлины
Иностранные товары, приходящие по почте, не облагаются российскими налогами, сетовал весной прошлого года руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов. Из-за этого, по мнению главы ведомства, зарубежные продавцы получают необоснованное преимущество, а бюджет теряет налоги. Отраслевые лоббисты тоже не упустили своего шанса пожаловаться на невозможность конкурировать с зарубежными продавцами и отечественными интернет-магазинами, якобы реализующими контрабандные товары, и потребовали взять сферу дистанционной торговли под контроль.
Наконец, о необходимости «упорядочить» интернет-торговлю в Послании Федеральному собранию упомянул Владимир Путин, а министр строительства Михаил Мень высказал надежду, что таможенные пошлины с заграничных посылок помогут в реализации госпрограммы по возведению доступного жилья. Но все это было не более чем оглашением давно принятого решения. Еще в ноябре ФТС объявила открытый конкурс на проведение исследований по совершенствованию таможенных операций с «товарами, перемещаемыми в рамках интернет-торговли». Но выигравшая конкурс компания «Эрнст энд Янг» должна завершить свои исследования только осенью 2014 года. Поэтому пока ФТС вынуждена как-то справляться сама.
Как проинформировал мировую общественность на экономическом форуме в Давосе вице-премьер Аркадий Дворкович, российское правительство озвучит точный порог беспошлинных покупок до 11 февраля.
Эксперты не сомневаются, что решение о снижении беспошлинного порога окончательное и будет реализовано, однако уличают сторонников этой меры в лукавстве. «Часто приводят в пример Германию и говорят, что там уже давно установлен порог в 150 евро, — объясняет президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. — Разница в том, что в Германии речь идет о стоимости единичной посылки, человек может получать хоть 10 таких посылок в день. А у нас — о суммарной стоимости посылок в месяц».
Таможня
В области таможенного оформления грузов изменения уже произошли.
Что же изменилось? Де-юре — ничего. Просто с начала года ФТС начала требовать соблюдения всех действующих норм по таможенному оформлению грузов. То есть оформлять целый пакет документов: копия паспорта получателя, оригинал выписки из банка об оплате товара, оригинал договора, заключенного с таможенным представителем, письмо, подтверждающее личный характер товаров.
«Таможенное оформление теперь происходит путем подачи отдельной пассажирской таможенной декларации в отношении каждого экспресс-груза, а не реестра экспресс-грузов, как это было ранее, — объясняет начальник управления международных перевозок DPD в России Евгений Привалов. — Подобный порядок требует значительных временных затрат со стороны получателя, экспресс-перевозчика и самого таможенного органа, что делает таможенное оформление большого количества экспресс-грузов в краткие сроки практически невозможным».
«Объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение», — констатируют компании экспресс-доставки. Что вызывает закономерный вопрос: а справятся ли с увеличившейся нагрузкой сами таможенные органы?
Слон в посудной лавке
По статистике ФТС, за последние четыре года поставки товаров сократились на 10 процентов, доля таможенных платежей на импортные товары упала с 42,4 до 34 процентов, при этом количество международных отправлений постоянно растет. В ведомстве считают, что это напрямую связано с зарубежными интернет-магазинами, в которых юрлица под видом физлиц закупают и беспошлинно ввозят в Россию товары на миллиарды долларов.
С таможенниками согласны представители Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Как утверждает ее президент Сергей Румянцев, широко распространена схема с оформлением посылок на знакомых. Человек, мол, собирает две сотни доверенностей с соседей и бабушек, а потом идет на почту получать две сотни посылок, — то есть оптовую партию товара. Не платя при этом ни ввозных пошлин, ни налогов. «Сегодня в России действуют более 30 тысяч интернет-магазинов, половина из которых реализуют так называемый «серый» товар. Этот процент варьируется в зависимости от товарной категории: электроника — от 10 до 30%, бытовая техника — от 5 до 10%, товары для дома — 20%, а детские и спортивный товары — более 50%», — утверждает исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин.
«Полагаю, рассказы об огромном количестве интернет-магазинов, торгующих контрафактным или «серым» товаром, — это, мягко говоря, легенда, — не соглашается с представителями АКИТ президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. И предлагает посчитать. — Если предположить, что хотя бы один процент посылок — это контрабанда (а значит, их стоимость близка к максимальной беспошлинной, то есть где-то в районе 1300 долларов), значит, на «серый» импорт должно приходиться около 260 млн долларов годового оборота. Это уже больше, чем к нам приходит от AliExpress. Если представить, что контрабанда составляет два процента, — это превысит поставки от Ebay. А на эти два магазина приходится около 90% приходящей к нам «международки».
Александр Иванов уверен, что основной объем «серого» импорта идет в страну другим путем. Да и таможня могла бы собирать гораздо больше пошлин уже сегодня, если бы умела это делать. «Если я получу посылку стоимостью 1200 евро, меня обложат пошлиной, — говорит Иванов. — Но если я получу за месяц три посылки по 500 евро, велика вероятность, что этого вообще не заметят».
«Подавляющая часть участников рынка интернет-торговли (по некоторым экспертным оценкам, до 80%) так или иначе задействована в незаконных операциях, связанных с нарушением налогового и/или таможенного законодательства. В интернете легче уйти от контроля», — говорит исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин.
По данным президента АКИТ Сергея Румянцева, сегодня около 70% всех интернет-магазинов не платят основные налоги и выдают своим сотрудникам зарплаты в конвертах. Из-за этого государство ежегодно недополучает 8—10 млрд рублей налоговых отчислений. «Мы полагаем, что отрасли необходим закон, который бы обязывал интернет-магазины принимать к оплате банковские карты наряду с наличными. Это позволило бы усилить контроль и отсечь «серых» игроков», — уверен он.
Однако, несмотря на бурный рост отрасли (ежегодно объемы онлайн-торговли увеличиваются на 25—40 процентов), россияне совершают через интернет не более 2% покупок, а остальные 98% приходятся на традиционную офлайн-торговлю.
«Отрасль пока еще очень мала, — считает президент НАДТ Александр Иванов. — На душу населения приходится 0,74 покупки в онлайн-магазине в год. Для сравнения: в Южной Корее и Великобритании — 25 посылок в год, в Германии и США — 20, в Польше — 5, в Китае — 3,5 и даже в Украине — 1,25. Большинство крупных отечественных игроков не имеют операционной прибыли. Это пока еще неконкурентная среда. Но при этом отрасль нормально развивается. Пригласить сейчас сюда регулятора — это все равно что привести слона в посудную лавку».
Некоторые эксперты склонны полагать, что ситуация в онлайн-торговле сейчас сходна с офлайн-ритейлом конца 90-х — начала 2000-х. С одной стороны, отрасль действительно необходимо «обелить» и перейти от условного «Черкизона» к цивилизованной торговле. С другой стороны, закончиться такие попытки могут тем же, чем закончились в офлайновой сфере: монополией нескольких крупных продавцов и уничтожением малого бизнеса.
Ну и, естественно, проблемами для рядового потребителя: выбор сократится, цена возрастет.
Начальник управления международных перевозок DPD в России Евгений ПРИВАЛОВ:
— С 9 января 2014 года DPD в России прекращает таможенное оформление экспресс-грузов, следующих в адрес физических лиц.
— Поясните, пожалуйста, ситуацию с письмом АСЭП. Компании, входящие в ассоциацию, действительно решили отказаться от доставки заграничных товаров по России, или опубликованный документ является лишь черновиком письма, как сообщили некоторые СМИ?
— Мы видели это письмо, участвовали в обсуждении, согласовывали текст, и с ключевыми моментами мы согласны.
— Изменились ли правила оформления заграничных грузов для личного пользования в 2014 году?
— С начала 2014 года Федеральная таможенная служба ужесточила порядок таможенного оформления экспресс-грузов с товарами для личного пользования, следующих в адрес физических лиц. Суть нововведений заключается в том, что для таможенного оформления физическому лицу теперь требуется представлять оригинал выписки из банка о переводе денежных средств за товар, приобретенный в интернет-магазине, оригинал договора, заключенного с таможенным представителем, а также письмо, подтверждающее личный характер товаров. Кроме того, требуется представлять копию паспорта. При этом таможенное оформление происходит путем подачи отдельной пассажирской таможенной декларации в отношении каждого экспресс-груза, а не реестра экспресс-грузов, как это было ранее. Подобный порядок требует значительных временных затрат со стороны получателя, экспресс-перевозчика и самого таможенного органа, что делает таможенное оформление большого количества экспресс-грузов в краткие сроки практически невозможным.
— Каким образом компания намерена действовать в сложившейся ситуации? Считаете ли вы целесообразным упрощение порядка оформления на российской таможне частных грузов из-за рубежа?
— Мы надеемся на активный диалог с Федеральной таможенной службой. Мы ждем от ведомства новых правил таможенного оформления, которые позволят осуществлять таможенное оформление грузов быстро и эффективно.
Зинаида Бурская
Из выпуска от 27-01-2014 рассылки «Новая газета»
http://digest.subscribe.ru/economics/ne … 89793.html