Сообразим на четверых, или Большие секреты маленькой учебной группы
Студенты в Германии предпочитают готовиться к экзаменам в коллективе в неформальной обстановке. Так, говорят они, и запоминается быстрее, и понимается лучше.
В 9 утра в квартире француженки Элеонор начинаются академические дебаты. За большим дубовым столом - четыре человека. Главное слово, откашлявшись, берет немец Тильман: "Итак, на первое - статистика. Затем мы должны обсудить маркетинг. А экономику СМИ оставим на завтра, там есть несколько тем, которые лично у меня вызывают вопросы". Все согласно качают головами. Хохотушка Юлия из Бразилии предлагает сделать всем чаю с бутербродами - кто же грызет гранит науки на пустой желудок? Немка Дебора открывает большую тетрадь…
Объясняя другу, понимаешь сам - по такому принципу учатся студенты в Германии. Разбившись на небольшие группы (Lerngruppe), они просматривают пройденные лекции и обсуждают особо сложные предметы. Встречи пару раз в неделю по несколько часов - действенный рецепт для решения домашних заданий и преодоления экзаменационных испытаний. У таких "заседаний" есть, однако, свои секреты.
Один за всех, и все за одного
"Размер учебной группы зависит от целей, которые ставят перед собой студенты. Даже вдвоем можно добиться успеха", - считает сотрудница Института педагогической психологии Технического университета Брауншвейга Ким Прюс (Kim Prüß). Оптимальный размер группы, по мнению экспертов, - четыре-пять человек. В больших коллективах нередко возникают организационные проблемы: участники начинают разбиваться на подгруппы, что мешает общей координации.
Чтобы избежать недоразумений, ход работы, правила и обязанности надо распределить заранее: один отвечает за расписание посиделок, другой - за наличие учебников, третий, как Юлия, - готовит всем чай. "Чтобы не тратить время на просмотр материалов, можно заранее разделить их между участниками группы и начинать каждую встречу с краткой презентации своей части", - дополняет Ким Прюс.
Если отдельной квартиры недалеко от центра, как у Элеонор, в распоряжении нет, местом встреч назначают одну из пустых аудиторий в вузе. Кроме того, во многих библиотеках помимо читального зала есть комната для обсуждений. Места там надо иногда занимать заранее: в предэкзаменационные недели, например, в немецких библиотеках аншлаг.
Душа в душу
Идеально, если участников группы объединяют общие интересы и цели. Учиться в компании "родственных душ" гораздо эффективнее, утверждают эксперты. Где их искать? Часто объявления о поиске желающих вместе подготовиться к экзаменам вывешивают на информационных досках в университете, а также публикуют на официальном сайте вуза. "Группу поддержки" можно попробовать найти в виртуальных социальных сетях и на учебных форумах, или обратиться за помощью в факультетское объединение студентов (Fachschaft).
Марина Сехович из Беларуси, студентка Высшей школы Дортмунда, тщательно подошла к выбору напарницы для экзаменационного проекта по международному менеджменту: "Я смотрела, кто активнее всех работает на семинарах, делает структурированные презентации и никогда не опаздывает на лекции", - рассказывает она.
Свой выбор Марина остановила на немке Зине, о чем не жалеет. "Она очень ответственный человек: всегда готова к нашим встречам, быстро находит нужную информацию. В общем, мы хорошо сработались", - радуется девушка и добавляет, что учиться в одиночку у нее не всегда получается. "Десять минут я смотрю в книгу, а потом появляются какие-то неотложные дела, звонит телефон - никакой самодисциплины! Коллектив же всегда мотивирует и подстегивает", - улыбается Марина.
Учение в развлечение
Чтобы групповые занятия проходили как по маслу, студенты могут воспользоваться рядом бесплатных виртуальных инструментов. Так, определиться с датами встреч поможет онлайн-планировщик Doodle, собрать нужные материалы - хранилище Dropbox, создать учебную картотеку - сервис Repetico, а провести мозговой штурм - программа Xmind.
Товарищи по учебе не дадут зазеваться
При этом учеба должна быть развлечением, а не мучением, утверждает студенческий журнал Unicum. В доказательство он приводит слова педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского, который еще в 17 веке утверждал, что материал, заученный с удовольствием, лучше закрепляется в памяти. Так что прервать затянувшееся обсуждение уместной шуткой или объяснить сложную задачу на примере соседа - господина Шмидта - совсем не возбраняется.
А чтобы избежать разговоров на отвлеченные темы во время обсуждения, Ким Прюс советует заранее запланировать перерывы и договориться об отдельной "неформальной" встрече в качестве вознаграждения за усердную работу.
На группу надейся...
Несмотря на все преимущества учебных групп, есть и те, кому проще заниматься в одиночку. По итогам опроса портала для будущих медиков Via medici, таких среди студентов - примерно треть. Понять, что подходит лично тебе, можно только попробовав все варианты, говорят специалисты.
Педагог-психолог Ким Прюс упоминает еще несколько недостатков коллективного обучения. "Зачастую студенты с повышенной мотивацией перенимают всю ответственность на себя и в результате получают гораздо больше пользы от учебы в группе, чем их скромные товарищи, - поясняет она. - Кроме того, если каждый будет отвечать только за то, что он умеет лучше всего, есть опасность, что никто не приобретет новых знаний". В любом случае, по ее словам, каждому коллективу требуется время, чтобы определиться с ролями и целями и начать продуктивно работать.
А Тильман, Юлия, Элеонор и Дебора, кстати, успешно сдали финальную сессию магистерской программы International Media Studies при Академии Deutsche Welle в Бонне. Своими отличными оценками они во многом обязаны таким коллективным учебным марафонам. Следующая встреча состоится после защиты выпускных работ. Их, однако, студентам придется писать уже самостоятельно.
Дата 18.12.2013
Автор Наталия Лазарева
Редактор Екатерина Крыжановская