Дмитрий Медведев открыл завод иллюзий

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20131211195025_10950.jpg

Во вторник, накануне обращения президента Владимира Путина к Федеральному собранию (12 декабря), Дмитрий Медведев выступил с очередным резонансным заявлением, сразу ставшим объектом всеобщей критики. Напомним, что 6 декабря он назвал на встрече с ведущими отечественных телеканалов нашу экономику «кислой». А 10 декабря в своем видеоблоге премьер поведал, что с российской промышленностью все нормально. Более того, она растет.

Производительность труда способна вырасти за 5 лет на 50%, а количество высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году увеличится на 25 млн. Однако независимые эксперты не разделяют оптимизм премьера: рост промпроизводства в России в 2013 году не превысит 0,1%, а для создания названного количества рабочих мест требуется космическая сумма в $25 трлн.

Глава правительства поведал, что необходимо сделать для преодоления кризиса и выхода на новый уровень развития. Он уверен, что приписываемая России зависимость от добычи углеводородов несправедлива, а настоящим экономическим локомотивом является промышленное производство, которое становится год от года лучше.

Остается дело за малым. Увеличив производительность труда в ближайшие 5 лет на 50% и создав к 2020 году не менее 25 млн современных рабочих мест, считает Дмитрий Медведев, страна слезет с «нефтяной иглы» и продемонстрирует всему миру свой разносторонний промышленный потенциал.

Идея премьера не нова. В 2010 году о трудоустройстве тех же 25 млн работоспособных граждан рассказал тогдашний глава «Деловой России» Борис Титов на форуме своей организации. Взять на себя обязательства по реализации такого проекта или, по крайней мере, стать его главной движущей силой должен был частный бизнес. Государство в свою очередь окажет поддержку в создании приемлемых условий для работы в этом направлении.

Эту позицию подтвердил в своем видеоблоге и Дмитрий Медведев, подчеркнувший, что российские власти в настоящее время активно совершенствуют промышленную политику, несмотря на серьезное влияние общемировых экономических проблем. Премьер привел пример того, насколько чиновники продвинулись на этом пути. «В Тверской области начал работать новый завод строительных материалов. Он будет выпускать теплоизоляцию. Страна у нас холодная, и защита тепла очень нужна», — подчеркнул он. Другие примеры Дмитрия Медведева — запущенное в Братске производство беленой целлюлозы и новый металлургический завод в Калуге — также свидетельствуют об активной помощи государства бизнесу.

В свою очередь, промежуточные показатели темпов развития российского промышленного производства в 2013 году говорят о том, что спустя 2 года после генерации идеи существенных сдвигов в этом направлении не произошло. По уточненному прогнозу Минэкономразвития, рост промышленного производства в нашей стране по итогам этого года составит не более 0,1%, что сродни статистической погрешности. Спад в обрабатывающем секторе за 10 месяцев составил 0,6%, производство легковых автомобилей сократилось на 2,3%, прокат черных металлов в сравнении с прошлым годом недосчитался 2,6%. Даже производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось на 3%.

Более того, по подсчетам Минэкономразвития, создание одного современного рабочего места предполагает инвестиции как минимум в $100 тыс. Исходя из этого, реализация заявленной программы потребует не менее $25 трлн. Понятно, что самостоятельно выделить такую сумму игроки индустриального рынка не в состоянии. Впрочем, за 10 лет вложить настолько запредельный объем средств в оговоренный проект не сможет вся российская экономика, вместе взятая.

Эксперты полагают, что хотя бы частичным донором станут наиболее прибыльные сектора бизнеса, а конкретно — добывающая отрасль. Действительно, нефтяная промышленность сейчас демонстрирует рекордные показатели. Минэнерго на днях сообщило, что в этом году добыча нефти в нашей стране вместо прогнозируемых 505–510 млн составит 520 млн тонн. Помимо традиционных месторождений российские компании уже работают над проектами по добыче сланцевой нефти, бурят перспективные скважины на морском шельфе. Высокотехнологичные методы освоения таких объектов подразумевают организацию высокопроизводительных рабочих мест, поэтому нефтяники согласятся инвестировать их создание. Впрочем, в видеоблоге Дмитрий Медведев, напротив, предлагал забыть о добывающей составляющей, сделав ставку на иные отрасли промышленности.

Любопытен еще один факт. Количество работоспособного населения в России составляет около половины населения, то есть примерно 70–75 млн человек. По оценке Mercer, крупнейшей в мире консалтинговой компании по управлению персоналом, это число к 2020 году сократится примерно на 5,5 млн. Если идеи Дмитрия Медведева все же будут реализованы, занять новые современные рабочие места будет элементарно некому.

Эксперт «МК»

Сергей Некрасов, аналитик компании MFX Broker:

— В заявлении Дмитрия Медведева есть противоречие, так как производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за определенное время. То есть общее повышение производительности труда может быть сопряжено с уменьшением рабочих мест. Однако внедрение нового оборудования на промышленных предприятиях может потребовать более глубокой специализации, что при расширении производства приведет к росту рабочих мест и производительности труда.

Создание одного высокопроизводительного рабочего места, по словам экс-главы Минэкономразвития РФ Андрея Белоусова, обойдется в $100–300 тысяч. Эффективность производительности в первую очередь нужна коммерческим предприятиям, которые и будут оплачивать создание рабочих мест.

Николай Макеев

Из выпуска от 11-12-2013 рассылки «Московский Комсомолец - экономика»

http://digest.subscribe.ru/economics/ne … 08212.html