Гости съезжались на дачу
Владимир ГАИНА
Дачники... кто они? Что это за социальный слой, возникший так стремительно во второй половине XIX века? Дача – слово, укорененное в нашей повседневной жизни, понятие, связанное с привычными, как правило семейными хлопотами – «выехать на дачу», «построить дачу», «снять дачу» и так далее. Употребляя это слово, мы чаще всего не задумываемся об его истоках, не подозреваем, что оно обозначает своеобразный феномен отечественной российской культуры.
УСАДЕБНАЯ культура помещичьей России во второй половине XIX века постепенно уходила в прошлое. Ипостасью усадьбы во второй половине XIX века стала «дача». Именно ей суждено было восполнить утраченную связь горожанина с природой, вновь приблизить его к простым и вечным событиям – смене времен года, весеннему запаху земли...
«Дача» – древнее русское слово, связанное с глаголом «давать» («дать»). В XVI веке это слово употреблялось и в значении – дар, подарок, пожалование, а в XVII веке слово дача встречается и в значении земельного и лесного участков, полученных от государства, то есть также «даровых». Во второй половине XVIII столетия появляется новое употребление слова «дача» (наиболее близкое к современному толкованию) для обозначения загородного дома, небольшой усадьбы, расположенной недалеко от города.
Под Москвой первые дачи располагались еще в черте города – по берегам Яузы и Москвы-реки.
Подмосковные окрестности, имеющие приблизительно одинаковые природные условия – красивую природу, обилие больших и малых рек, озер, густые леса, здоровый климат – были довольно плотно заселены. Эта обжитость Подмосковья, сравнительно благоустроенные шоссейные дороги, мощные железнодорожное строительство, сделавшее Москву крупнейшим транспортным узлом, обусловило быстрое распространение дачного строительства почти равномерно во всех направлениях от города.
Первоначально дачные поселки застраивались достаточно хаотично, без каких-либо правил.
Н.М. Щапов («По Ярославской железной дороге». М. 1925 г.) замечает: «Дачи разбрасывались по местности в беспорядке, то шли сплошной массой, то отделялись полянами и рощами; между ними образовывались проезды и проходы: то широкие, то узкие. Таковы наши Перловка, Тарасовка, Мамонтовка...»
Когда же количество дачных местностей стало быстро расти, земства разработали правила о предварительной разбивке застраиваемых территорий на кварталы.
Интересно, что правила застройки дачных поселков конца XIX – начала ХХ века специально предусматривали сохранение на участках леса, запрещали вырубку деревьев, чтобы местность не утратила своего «лесного» вида. Нельзя было застраивать более трети их территории и устраивать глухие заборы, нарушающие естественные связи.
Центром поселков был чаще всего общественный парк – место отдыха и прогулок дачников.
Однако, в тех случаях, когда поселки располагались близко от железнодорожной станции, она становилась главным местом их притяжения. Рядом с ней нередко строились зрелищные сооружения, при ней работал буфет или ресторан, разбивались цветочные клумбы, играл оркестр.
«Дачные» театры в Лосиноостровской, Перловке, Пушкино были известны не только по Ярославской железной дороге. Они славились по всему Подмосковью. А какие люди выступали на их подмостках: Ф. Шаляпин и Л. Собинов, А. Южин-Сумбатов, С. Головин, М. Дальский, А. Коонен, А. Ленский, М. Блюменталь-Тамарина.
Многие «дачные начинания» сделались впоследствии событиями в культурной жизни России. Достаточно назвать любительские постановки К.С. Алексеева (Станиславского), создававшиеся на даче близ подмосковной Тарасовки, в которых проводили лето и профессиональные художники, актеры, писатели, поэты. В Тарасовке была дача семьи Бахрушиных и русского мецената-миллионера П.М. Третьякова. В Пушкине работал художник А. Рябушкин и несколько позднее Е.Камзолкин.
В большинстве поселков были открытые эстрады для концертов и повсеместно в общественных парках были устроены круги для танцев, где по вечерам играла оркестр. Славились спектакли театрального кружка в Болшево, праздники Первого подснежника в Лосиноостровской.
А спортивная жизнь! Она столь насыщена. Например в Лосиноостровской была популярна гимнастика. Проводились футбольные матчи, привлекавшие многочисленную публику. Но особенно популярен был в дачных поселках велосипедный спорт. В Клязьме вокруг поселка была устроена специальная велосипедная дорожка.
Особенностью поселка могла быть и какая-либо отличительная черта в обслуживании дачников. Поселок Лосиноостровский был известен своей ярмаркой и санаторием для слабых здоровьем детей. Мамонтовка – рестораном «Астория». Сейчас трудно определить, где он находился. Может быть, на месте современного «На Уче»?
Индивидуальность поселков, непохожесть их друг на друга нередко получали развитие и в топонимике. Вспомните Аркадия Гайдара – «Тимур и его команда». Конечно, трудно сказать, что «дачная» история этого детского произведения происходит именно в наших местах, но заметьте, какую улицу ищет юная героиня Женя, сойдя с московского поезда. Верно – «Тургеневскую». Так вот, в Клязьме в честь писателей, поэтов и художников есть такие названия улиц как Тургеневская, Сологубовская, Лермонтовская, Репинская и так далее.
ВСЕ мытищинцы знают закрытое уже более двадцати лет Джамгаровское кладбище на Московской стороне от МКАД, но не все помнят о происхождении этого названия. В прошлом веке в районе Медведкова купцом Джамгаровым был основан поселок.
В 1912 году была открыта станция Загорянская, а рядом с ней вырос поселок Кисель-Загорянский. А самый известный по Ярославской железной дороге дачный поселок был выстроен московским миллионером чаеторговцем В.С. Перловым – Перловка.
В 90-х годах XIX века появляется идея организовать общества благоустройства дачных местностей, что кстати получило большое распространение. В 1910 году таких обществ было уже 60. Что входило в их задачи? Благоустройство, мощение дорог, вывоз мусора, электрическое освещение улиц, проведение водопровода (в отдельных случаях канализации), строительство учебных заведений, театров (один из таких деревянных поселковых театров сохранился до нашего времени в Пушкино), библиотек, читален, церквей, катальных горок, спортивных площадок, приглашение оркестров, театральных групп, проведение детских праздников, приглашение специальных преподавателей для детских игр, и, конечно, все вопросы, связанные со строительством самих дач.
Общества благоустройства дачных местностей издавали свои уставы, ежегодные отчеты, некоторые из них имели свои периодические издания, знакомившие жителей с планами и деятельностью, а порой и с историческим прошлым местного дачного ландшафта, с литературными и поэтическими, чаще всего шутливыми, нередко пошловатыми произведениями на темы дачной жизни. В частности на станциях Ярославской железной дороги с большим успехом раскупался «Лосиноостровский вестник».
БЛАГОУСТРОЙСТВО дачных поселков развивалось не только усилиями обществ благоустройства. Велика была личная инициатива дачевладельцев, нередко принимавших на себя большие материальные затраты. Сгоревший в 1895 году театр в поселке Пушкино был восстановлен уже в следующем 1896 году. В Центральном Государственном архиве можно найти такую запись: «Сооружение летнего театра с обычными при нем помещениями для бильярда, качель, служб, и со всею обстановкою принял на свой счет от имени пушкинских дачевладельцев и дачников – один из арендаторов удельных дачных участков при станции Пушкино – потомственный Почетный гражданин Н.И. Пастухов (издатель газеты «Московский листок»), который в настоящее время уже закончил эти постройки, издержав на них по имеющимся сведениям свыше 20.000 рублей» (О дозволении Обществу Пушкинских дачников возобновить в Пушкинском парке театральный павильон»).
Хочется, как хочется после долгой зимы выехать к земле. Даже не потому, чтобы сажать картошку, а просто к зеленому газону. У кого-то дача, можно сказать, «кормилица» в наше непростое время, а у кого-то развлечение: шашлык, сауна, девочки и прочее. Но стремление к природе, желание общаться с ней объединяет нас всех – людей с самым различным материальным достатком. Поэтому так понятно желание ринуться в поле, в лес, к рекам и озерам, к запахам оттаявшей земли.
... Если у вас есть возможность, «езжайте на дачу».
16.05.2001