Гасконский арманьяк – напиток «могущественных воинов» с 700-летней историей
Гелия Певзнер
Напиток арманьяк, как и многие другие, назван по имени региона, в котором его производят. Древний регион давно поделили между собой три современных французских департамента, а название, может, так и осталось бы в исторических хрониках графов Арманьякских, если бы – не сам напиток, арманьяк, прославивший родные края на весь мир.
Арманьяк - обжигающая вода с сорока достоинствами
RFI / Guelia Pevzner
Края эти - Гасконь, а арманьяк называют напитком мушкетеров. Производят его здесь со Средних веков, и практически теми же методами, разве что сам объем производства стал резко расти в XVII веке, и этот рост продолжался до самого XX столетия.
Гасконь - край винограда
RFI / Guelia Pevzner
Из местного белого винограда сначала делается вино, а затем перегоняется и хранится в деревянных бочках. Но все начинается, конечно, со сбора винограда. В ноябре это событие становится настоящим праздником, который справляют и в маленьких деревнях, и в городе Оше, столице департамента Жерс и сердце Гаскони, и, конечно, в городах, которые традиционно считаются центрами производства арманьяка– Кондоме и Эозе.
Местный белый виноград - сырье для арманьяка
RFI / Guelia Pevzner
Название праздника – Пламя арманьяка – говорит об огне, который зажигают под старинными перегонными кубами, сохранившимися в регионе. Праздник и начинается с торжественного зажигания огня и, конечно же, с общего пикника. В Монтескью собирать виноград в эти дни начинают дети, в городке Казобон и во многих других открывают свои двери погреба.
Во многих селах и городках Гаскони арманьяку посвящены ежегодные праздники
RFI / Guelia Pevzner
В соборе города Эоза идет служба, посвященная Святому Винсену, покровителю виноделов, а дегустациям гасконских продуктов здесь всегда рады, только дай повод. И повод в эти дни находится, это самый напряженный период года, работа идет двадцать четыре часа в сутки. И праздник тоже. Так что его второе название – «Белые ночи», можно понимать буквально.
Арманьяк – самый старый из французских крепких напитков. В 2010 году он отпраздновал свое семисотлетие. Дата отсчитывается от XIV века, когда приор гасконского города Эоза объявил: изготавливаемый в этих краях алкоголь обладает «сорока достоинствами», позволяющими тем, кто его пьёт, «оставаться здоровыми и в хорошей форме». Еще с 1936 года Арманьяк защищен знаком АОС, по названию и происхождению.
Знак, строго оговаривающий все, что касается производства и ингредиентов, допускает четыре сорта винограда, произрастающего в трех зонах: Верхний Арманьяк, нижний Арманьяк и Арманьяк-Тенарез.
Само слово «арманьяк» означает «могущественный воин», регион получил его в награду за храбрость, проявленную в битве против вестготов в шестом веке. И примерно в то же время на востоке изобретают перегонный аппарат, но пока что не для крепких напитков, а для розовой эссенции.
Арабы привозят новое знание в Андалусию, и гасконцы, которые живут не так уж далеко, через Пиренеи, очень скоро начинают им пользоваться.
Наконец, в XIVвеке приор Эоза Виталь Дюфур, которого папа Клемент V, сам гасконец по рождению, назначает в эти края кардиналом, выпускает книгу, где и пишет об удивительном свойстве местного алкогольного напитка, пока еще не носящего никакого названия. Приор называет его обжигающей водой», но вскоре ее начнут называть по имени региона – арманьяк.
Арно де Вилланова, знаменитый алхимик, ученый и путешественник того времени, частный врач Клемента Пятого, также упоминает арманьяк в своей книге «Искусство сохранять молодость». Для алхимиков, ищущих секрет вечной молодости и жизни, эта тема была, и вправду, самой горячей.
И наконец, анонимная рукопись, найденная в библиотеке семинарии города Оша, говорит о тридцати случаях, в которых следует употреблять этот напиток. Тогда же арманьяк начинают продавать, пока что на местных рынках. Впрочем, очень скоро в деревянных бочках его станут доставлять к берегу Атлантического океана, и из Бордо и Байоны кораблями переправлять в Париж и за границу.
Самыми крупными торговцами вином и крепкими напитками в те времена были голландцы. Это они стали называть все вина, экспортировавшиеся из порта Бордо, бордоскими, хотя, конечно, далеко не все из них производились в регионе, многие привозились из внутренних земель по рекам.
Перевозка была долгая, и вину голландцы предпочитали крепкие напитки – те не портились. Даже наоборот – за то время, что алкоголь находился в бочке, он старел и обретал еще более благородные оттенки.
После Войны за независимость в Соединенных Штатах наступает золотой век арманьяка. Американцы бойкотировали коньяк и виски, только за то, что их предпочитали англичане. К этому времени постепенно совершенствуется и техника производства. Жак Тюильер, мастер по изготовлению перегонных кубов, изобретает и лицензирует, уже в XIX столетии, собственную, местную модель. Тогда же, в промышленном веке, рождаются знаменитые арманьякские семьи, давшие напитку свои имена.
Перегонный куб
DR
В наше время семейный характер производства – это то, что отличает арманьяк от его соседа – коньяка. Арманьяк и в наши дни рождается в маленьких хозяйствах, которые сами производят для него вино и растят виноград. Коньяк – в крупных домах, обычно закупающих вино у других производителей.
Увы, это привлекательное качество арманьяка сослужило ему плохую службу на рынке - у маленьких разрозненных хозяйств нет достаточной маркетинговой силы для конкурентной борьбы, в целом они сдают позиции коньяку. Кроме того, коньяк исторически был нацелен на экспорт, у этого напитка богатый международный опыт.
В одном из самых известных домов арманьяка , Domaine Armagnac Delord, дело тоже находится в семейных руках, его ведут отец и два сына, четвертое поколение семьи. Все началось в 1893 году, когда Проспер Делор с его перевозным перегонным кубом решил обосноваться в нижнем арманьяке. Погреба со старинными перегонными кубами находятся в деревушке Ланнепакс.
ДОМ ДЕЛОР - ДИАПОРАМА
Отец и сын Делоры
RFI / Guelia Pevzner
Сокровища погребов дома Делор
RFI / Guelia Pevzner
На каждую бутылку вручную наклеивается этикетка, написанная от руки
RFI / Guelia Pevzner
Горлышки заливаются сургучом тоже вручную
RFI / Guelia Pevzner
Передвижной перегонный куб
RFI / Guelia Pevzner
Дубовые бочки, в которых огненная вода напитывается ароматами
RFI / Guelia Pevzner
Три сорта винограда растут здесь же, на ближайших холмах, откуда открывается вид на саму деревушку. Как и везде, в эти дни здесь происходит перегонка, а затем новый арманьяк будет залит в одну из семисот деревянных бочек. Хозяева сами, по старинке, запечатают горлышко бутылки сургучом, который разогревается здесь же, в кастрюльках, а затем отец семейства достает перо и выводит аккуратным круглым почерком надпись на этикетке.
И, конечно, чем старее напиток, тем он драгоценнее, здесь можно найти арманьяки послевоенного года, 1946-го. Арманьяк используют и в местных рецептах. В нем маринуют знаменитый крупный чернослив из соседнего Ажена, и каштаны, любимое французское рождественское лакомство, готовят с ним гасконское крепленое вино Floc de Gascogne, красное, белое и розовое.
В соседнем городе Кондоме, который, как и Эоз, считается столицей арманьяка, во дворе бывшего епископского дворца, находится посвященный напитку музей с гигантским прессом для винограда в 18 тонн. Даже течение местной реки Баиз было когда-то изменено специально прорытыми каналами, чтобы позволить перевозить по ним как можно больше бочек с арманьяком.
Город – один из важных этапов на паломническом пути к мощам святого апостола Иакова в Компостеле, и пилигримы, увозя с собой Арманьяк в походных фляжках, явно умножали славу напитка, согревавшего им тело.
В новогодние дни снова наступает пора арманьяка, его подают на аперитив и после еды, а также к фуагра и горячим гасконским блюдам. За семейным столом у нас уже нет необходимости согревать тело, но уж душу «кипящая вода» из региона могучих воинов точно сумеет согреть.