PayPal в России: «Мы заинтересованы в успехе конкурентов»
Глава PayPal в России Владимир Малюгин рассказал в интервью Slon о том, почему компания вышла на российский рынок сейчас, а не пару лет назад, и о своей концепции шопинга будущего
Маргарита Арановская
Месяц назад онлайновая платежная система PayPal, принадлежащая eBay, официально вышла на российский рынок и начала работать с рублем. На мировом рынке PayPal давно занимает место паровоза, но у нас тут паровозы свои. И резонно возникает вопрос: не поздно ли этот лидер решил заметить российский рынок? Глава PayPal в России Владимир Малюгин поделился со Slon своими соображениями, из которых следует, что PayPal действует по классическим правилам крупных компаний: прозаично опирается на цифры.
– Почему PayPal пришла на российский рынок сейчас, а не пару-тройку лет назад?
– Сейчас самое время. Посмотрите данные аналитиков: во-первых, российская интернет-аудитория динамично растет и впервые превзошла по объемам аудиторию Германии – 57–60 млн пользователей. Во-вторых, электронная коммерция растет на 25–35% в год. Общий объем рынка в 2012 году составил $12–13 млрд, в 2013 году будет около $15–16 млрд, включая трансграничную торговлю. Ну и наконец, мы приходим на те рынки, куда нас настойчиво зовут. В 2012 году через PayPal российские пользователи совершили покупок на $1 млрд (около половины – на eBay). Но при этом всего через PayPal прошло покупок на $145 млрд, то есть доля России в общем объеме едва превысила полпроцента.
– В чем вы видите основную сложность работы с российским пользователем? В Сети с их стороны было достаточно много негативных отзывов, например, на блокировку денег.
– Российский пользователь очень осторожен. Чтобы он тебя полюбил, нужно это заработать. Для нас безопасность – один из наиболее важных критериев. Но, действительно, когда компания крупная и проводит такое количество платежей, есть вероятность того, что будут заблокированы и счета добросовестных пользователей. Но сейчас мы видим очень хорошую реакцию – по тем же отзывам в Сети. Наши пользователи встают на защиту системы, помогают разобраться другим, сарафанное радио работает хорошо. Плюс наша гарантия – у PayPal есть программа защиты потребителя, позволяющая вернуть деньги, вне зависимости от согласия продавца. Это наше сильное преимущество, мы являемся «площадкой доверия» между покупателем и продавцом. У PayPal уже 3 млн зарегистрированных российских пользователей, активных – 1 млн (у сервиса «Яндекс.Деньги» 14 млн зарегистрированных пользователей. – Slon).
– Как вы собираетесь конкурировать с теми, кто здесь уже присутствует давно?
– С одной стороны, может показаться, что нам придется непросто, ведь в мире PayPal начинала с чистого листа. Но и в России момент, когда мы будем конкурировать с другими альтернативными платежными системами, еще не настал. Наш враг – это наличность. Считайте сами: общий объем рынка розничной торговли в России – $700 млрд, из которых на электронную коммерцию приходится всего 2%. В Великобритании при этом доля интернет-торговли – 10%, в Германии, Франции, Китае – 4–6%. А теперь посмотрите, даже из этих 2%, которые и составляют 14 млрд оборота рынка e-commerce, – 80% – это оплата наличными, 10% – кредитными картами и только 10% – электронными средствами платежа. Потенциал для роста колоссальный. Сегодня мы заинтересованы в успехе конкурентов и появлении новых игроков – нам нужно строить культуру онлайн-платежей.
– Что об этом думают сами интернет-магазины, по опыту вашего общения?
– В нас заинтересованы – и мы это видим по первым партнерам, 13 крупным интернет-магазинам. Хотя у русских людей скептицизм и в крови, они понимают, что электронные платежи – это способ привлечь потребителя и сократить затраты на обработку наличности. Из 100% зашедших в онлайн-магазин с покупкой выходят 20–40%. Чем длительнее процесс оформления, тем больше шансов, что процесс покупки прервется. Например, при покупке банковской картой надо вводить кучу цифр, в отдельных случаях – заходить на интерфейс банка, вводить коды sms и т. д. Если использовать PayPal, все упрощается в разы, и точно так же в разы увеличивается процент покупателей. Сама кнопка PayPal этому способствует. Могу сказать, что результаты первых нескольких недель превысили наши ожидания, – в этих магазинах объем платежей через PayPal сопоставим с другими системами онлайн-платежей.
– У вас есть какая-то глобальная стратегия, далеко идущие планы?
– Нас все спрашивают, что мы будем делать, а мы ведь только пришли! Сейчас у нас хватает работы и достаточно много потенциальных клиентов. Однако стоит отметить, что, конечно, глобальная стратегия PayPal связана с мобильными устройствами, в мире мы – лидер в этой области. В 2012 году мобильных платежей было проведено через PayPal на $14 млрд. Если посмотреть на тенденции на развитых рынках, то за три года в США доля платежей в электронной коммерции через мобильные устройства выросла с 2–3% до 10%.
Конечно, у нас через смартфоны и планшеты совершать покупки пока менее принято. Однако мы смотрим на это направление с оптимизмом: более 70% продаж мобильных – это смартфоны. У нас уже есть русифицированное мобильное приложение и план, как нам его развивать.
– Как будет, по-вашему, выглядеть шопинг будущего?
– Сейчас идет соединение технологий онлайн-шопинга и офлайн-ритейла. У нас есть своя концепция, которую мы уже кое-где запустили, например, на некоторых площадках в Starbucks и McDonald’s. Представьте: человек делает предзаказ, заходит в заведение, оплачивает покупку, не вынимая телефон из кармана, говорит спасибо и выходит. Преимущество для продавца тоже очевидно: покупатель у него весь на виду. Есть целая улица PayPal в Калифорнии – ряд офлайн-магазинов с цифровыми витринами, с помощью которых вы можете совершать покупки через PayPal круглосуточно. Если нужного товара нет, приложение PayPal покажет вам на карте, где товар найти или заказать с доставкой. Так может выглядеть будущее. Более того, в некоторых странах оно уже наступило.