Россия живёт в феодализме
Выборы доказали, что большинство россиян не видят в данный момент иного лидера, кроме Путина. Как говорится, «народ всегда прав – ему виднее...». Почему сейчас не постараться убедить Путина в необходимости перемен – давление на него очнувшейся части общества уже неизбежно. Так почему не дать ему шанс доказать, что он это понимает? Попытка – не пытка! Это конструктивнее, чем стоять в поле на ветру и твердить: «Не уйду, пока Путин в Кремле!» А время достаточно быстро обнажит истину.
В своём предыдущем блоге «Ужаснись сам себе» я говорил о моральной катастрофе, которая постигла Россию: о распаде института семьи, падении нравственности, алкоголизме, педофилии и т. д. Это очевидное следствие. Но следствие чего? Многие спрашивают: в чем причина, где корень зла? Мы ищем объяснений то в крайней бедности, то в семидесяти годах советской диктатуры, то в плохом президенте.
Мой ответ для многих будет неожиданным: на мой взгляд, дело в том, что подавляющее большинство населения России, подобно ряду других стран Африки и Востока, живёт в отличном от Европы историческом измерении, а точнее – в средневековье. Но, в отличие от Африки и мусульманских стран, мы как-никак Европа. Нам от Европы никуда не деться – мы не Китай и не Индия. Несмотря на то что восточное христианство на Руси почти и не развивалось с V века, мы все равно культура европейская. Несовпадение культурных ценностей России и Европы особенно не популяризируется, а между тем эта разница существенно повлияла на состояние морали в России.
Я думаю, что кризис национального сознания, апатия и даже отчаяние вплотную связаны с резким изменением исторических и экономических условий после крушения СССР. Неожиданная свобода без правил, которая установилась в стране, резкое обнищание населения, стремительное обогащение отдельных людей и, главное, информационный «океан», обрушившийся на людей с сознанием, которое было веками изолировано от остального мира, – всё это вызвало растерянность и комплекс неполноценности. И как мы ни старались убедить себя в том, что у нас особый путь, постоянного сравнения с Европой нам было не избежать. И это сравнение не в нашу пользу.
Выехав в Европу, мы всегда удивляемся, что там чисто, люди вежливы, не выкидывают мусор из окон, водка не «палёная» и т. д. А вернувшись домой, поначалу замечаем все безобразия, но быстро втягиваемся в привычный для нас образ жизни.
Нам очень трудно понять, почему у «нас» не так, как у «них». Объяснение лежит, как я уже сказал, в средневековом сознании россиян. И не надо воспринимать это как недостаток или оскорбление. Я не вижу ничего страшного в том, что Россия ещё в «начальной школе» цивилизационного процесса. Для меня ученик начальной школы ничем не хуже студента университета, а в чем-то и лучше. В этом смысле я утверждаю вслед за Львом Гумилёвым, что мы пока молодая нация. Просто нам ещё предстоит сдать выпускные экзамены, прежде чем поступить в университет...
Трудно осознать, что разные цивилизации развиваются с РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ. Повторяю, понять это нелегко! Подобно тому, как средневековому человеку было невозможно представить, что в тот момент, когда он просыпается, на другой стороне планеты миллиард людей ложится спать, так и нам трудно ощутить разницу в уровнях исторического развития народов.
Разницу в часовых поясах можно ощутить, мгновенно переносясь с помощью самолёта в другую часть света, ибо временная разница вызывает физический дискомфорт – расстройство биоритмов: человек страдает головной болью, засыпает не вовремя и т. д. И нужно некоторое время, чтобы приспособиться к другому времени суток (по-английски это jetlag).
Так вот, применительно к разнице в уровнях исторического развития различных народов я бы использовал понятие «исторический jetlag». Внешние приметы современности, общедоступные по всему миру: «Кока-Кола», «Макдональдс», «Мерседес», джинсы, рэп и Гарри Поттер – обманчивы, они не меняют веками устоявшихся глубинных ценностей, определяющих поведение человека той или иной культуры. И в Саудовской Аравии неверной жене могут рубить голову, в то время как ее муж, поменяв свою джалабию на костюм от Бриони, катается в «Бентли» по Лондону!
И когда я сегодня слышу, что кто-то говорит шутя: «Это какое-то средневековье!» – я серьёзно замечаю, что это – правда.
Давайте разберёмся, почему справедливо моё утверждение, что Россия живёт в феодализме.
Вообще-то, настоящего феодализма на Руси не было, так как не было феодалов, которые могли ограничить власть князя, а были сатрапы, целиком зависящие от великого князя. А вместо рыцарей были свои служилые – княжеская дружина, которая подобно рыцарям кормилась за счёт оброка с земледельца, «тяглового сословия». Поскольку в России не было условий для возникновения независимой буржуазии, служилые люди, кормившиеся за счёт труженика, не встречали оппозиции. При Иване Грозном это были опричники, потом становые, чиновники, судьи, губернаторы – это паразитирующее сословие оставалось вплоть до реформ Александра II. В начале ХХ века возникающее новое буржуазное сознание было жестоко искоренено большевиками. Советская власть на какое-то время затмила естественную культуру Руси насильственным внедрением стерильного «нового сознания» строителя коммунизма как винтика государственной машины.
Но с перестройкой и распадом советской власти народ в своей истории, получив в первый раз неограниченную свободу, по-своему воспользовался ею и стал быстро возрождать ценности, присущие его менталитету. Феодализм гнездится у нас в каждом чулане, стоптанном валенке, под сиденьем бронированного «Бентли» и в золотых часах «Ролекс» на холеной руке! И русский муж в «Роллс-ройсе» будет обращаться со своей спутницей в добрых традициях XIV века.
Посмотрите окрест себя: куда ни глянешь – братки и крыши, рейдерство и убийства за отказ платить дань или делиться своими активами! Суды по понятиям и всепроникающая готовность нарушить закон любого представителя власти. Сопротивляться бесполезно, жаловаться некому – судьи глухи! «Кущевская» по всей стране, даже рабство возродилось – недаром в Кущевке судят за это мать Цапка! Что это, как не феодализм?
Почему это так? Каждая эпоха вырабатывает базовые ценности и понятия, которыми руководствуется человек в своей повседневной жизни. У нас эти ценности сформировались ещё в средневековье и с тех пор не изменились.
Возьму только четыре понятия, которые, на мой взгляд, главные.
Отношение к богатству. Как мы относимся к богатству? Радуемся ли мы, если видим, что наш сосед стал богат? К сожалению, наоборот: «Наворовал, схитрил, словчил – вот бы отнять и разделить поровну!» – эта мысль так и свербит где-то в мозжечке. И хотя эта ненависть бывает справедливой по отношению к изворовавшимся чиновникам, неприязнь ко всем успешным людям в России повсеместна. В феодальном сознании возвышение соседа воспринимается как угроза собственному благополучию. Помните поговорку: «У соседа корова сдохла – пустяк, а приятно»?
Итак, идея перераспределения богатства – основа феодально-общинного сознания. Её возникновение объяснимо. В те далёкие времена богатство измерялось количеством земных владений («феод» по латыни – надел земли). Земля на планете существует в неизменном количестве, поэтому землю можно только перераспределить. Отношение феодала к деньгам как к земле, которая может только перераспределяться, рождало вывод, что «обогащение другого всегда идет за мой счёт».
Как результат, мы до сих пор воспринимаем возвышение соседа как угрозу собственному благополучию. Отсюда зависть и желание облить дерьмом каждого, кто успешнее нас. Об этом я и снял фильм «Курочка Ряба», который так не любят «защитники» русского народа! Но жизнь много раз подтвердила правоту моего анализа – это судьбы тех успешных фермеров, которых окружение завистливых бездельников вынудило разориться и уехать.
В России человек не может гордиться своим богатством. Даже если он нажил его честным трудом, он старается поскорее скрыться за высоченным забором от взглядов посторонних. Вы не замечали, что после перестройки Россия стала страной самых высоких заборов?
Следующая базовая ценность – степень доверия.
Вдумайтесь, кому вы лично верите? И много ли народа верит вам? У нас в России никто не верит никому! Пословица «оглянись вокруг себя, не имеет ли кто тебя!» – самое яркое доказательство этого. Мы не верим продавцу в магазине, начальнику на работе, офицеру ДПС, законам, судье, прессе, власти. Прошедшие выборы – наглядный пример взаимного недоверия народа и государства: каждый, как на базаре, старается уличить другого в жульничестве. Ну в Европе, например, разве такое возможно?
Низкий уровень доверия – ещё один признак феодализма.
Многие из вас мне тоже не верят и все думают: «Что он всё критикует? Ему, значит, выгодно... Или у него какая-нибудь задняя мысль?»
Так вот, чем ниже уровень доверия, тем больше вероятность того, что власть, чтобы влиять на исполнение поручений, вынуждена стремиться к централизации, к ручному управлению и, в конце концов, к авторитаризму.
В феодальном обществе круг доверия ограничивается семьёй и близкими друзьями. Знакомый «пейзаж»?
Все, что за пределами семьи, вызывает полное равнодушие к проблемам «чужих» или даже враждебность. При низком уровне доверия расцветает средневековое понятие «непотизм» – назначение своих родственников и дружков на всевозможные выигрышные посты. «Семья» как понятие возродилась сразу в 90-е, помните? Достаточно было произнести это слово, и все понимали, о какой семье идет речь.
В Европе передача государственных привилегий своим детям абсолютно исключена!
Что же в странах с феодальной нравственностью? Все места около больших потоков бюджетных денег заняты детьми и родственниками властных родителей, и, конечно, и речи быть не может о социальных «лифтах»!
Перейдём ещё к одной ценности. Личная ответственность, жёсткая внутренняя дисциплина.
Вот как блогер denalipark пишет, очень мне понравилось:
«1. Почему на станциях метро устанавливают высоченные конусы, чтобы преградить путь безбилетникам, прыгающим через турникеты?
2. Почему у нас все выходы на вокзалы перегородили заборами – от зайцев? Кто бегает от контролеров?
3. Кто сам сует деньги за нарушенные правила, а потом вопит, что виновата ГИБДД?
4. Сколько человек из вас ездит на автомобиле по купленным правам?
5. Сколько человек из вас получает зарплату в конверте и не платит налоги?
6. Сколько человек из вас торгует дипломами и другими документами в переходах метро? И сколько покупает их, чтобы потом использовать при устройстве на работу?
7. Кто работает на производствах, выпускающих продукты питания, которыми можно отравиться?
8. Кто работает в магазинах, втюхивающих эти продукты, да еще и просроченные?
9. Кто, только попав в начальнички даже мелкого калибра, начинает тянуть деньги и брать взятки?
10. И, наконец, откуда берутся эти самые чиновники, на которых вы жалуетесь? С Марса прилетели? Путин их всех назначает и даёт инструкции? Или американцы их сюда заслали? Да нет, они ходили с нами в одну школу, вместе в институтах учились, выпивали с вами вместе...»
По-моему, очень хорошо сказано!
Ответ на все эти вопросы один – русская история не воспитала в людях чувства персональной ответственности! Я об этом уже писал и буду писать и повторять бесконечно.
Безответственность сохранилась в нас со времён крепостного права, когда крепостной холоп-земледелец ни за что не отвечает – за него отвечает Господь Бог, землевладелец и плохая погода.
Православный обряд – раскаяние, искупление и отпущение греха – тоже способствовал распущенности человека: новый грех «позволяется» и всегда может быть отпущен в будущем.
Нежёсткий, расплывчатый этический код – признак феодального сознания. Жёсткие социальные обязанности – правила, которые нельзя нарушать, – были насильственно привиты европейцам в период возникновения капитализма. Это был нелёгкий и болезненный процесс – воспитание гражданина, – и он нам ещё предстоит, если мы хотим расти и развиваться как современная нация, этот процесс.
И последнее – отношение к труду. Ну как может относиться к труду крестьянин, который знает, что половину (если не больше) у него отнимут «служилые люди», что-то заберёт сборщик оброка, а ему останется только на пропитание и на следующий посев?
Как может относиться к труду земледелец, не знающий, какой будет урожай при таком неустойчивом климате, как в средней полосе России? Но детей кормить-то надо. Поэтому для феодального труженика, который работает не на своей земле, труд – это бремя, неизбежное зло, а настоящее удовольствие можно получить лишь вне работы. Знакомая философия? Так большинство россиян и сегодня относятся к своей трудовой деятельности.
Но бывает другое отношение к труду.
Он может быть радостью и удовлетворением:
– если ты знаешь, что свой продукт ты можешь продать по своей цене;
– если ты знаешь, что качество твоего продукта зависит от твоего таланта и умения;
– если ты знаешь, что вырученные деньги ты можешь истратить по своему усмотрению или положить в банк.
Все эти понятия недоступны для феодального человека, так как они возникали в классе ремесленников и торговцев по мере развития мелкой буржуазии.
В России государство делает преступно мало для того, чтобы защитить мелкого собственника от оравы паразитирующих «служилых людей», – как и пять веков назад.
Я перечислил не все ценности, которыми руководствуется современный человек, но даже этого достаточно, чтобы осознать, какие устаревшие понятия мешают нам стать современным обществом.
Конечно, не во власти русского народа было изменить географические и исторические условия, в которых развивались его сознание и культура, это была судьба! Мы очень талантливый, добрый и терпеливый народ, но отсутствие определённых принципов в нашем этическом коде способствует проявлению худшего в человеке – эгоизма, равнодушия, тотального недоверия и в конечном счёте постоянной готовности к агрессии, что делает обывательскую жизнь очень трудной. И что важно, большинство людей даже не знают, что возможна иная жизнь!
Но уверен: пока народ будет исповедовать средневековые ценности, власть будет тоже средневековой и методы её будут соответствующие.
Усвоение новых правил – задача колоссальной трудности! Даже если кто-нибудь из нас решит сегодня жить по-другому, он тут же столкнётся с феодальным сознанием за пределами своего дома – в трамвае, магазине или суде.
У меня есть некоторые надежды на изменение политики государства, и я надеюсь, что власть поймёт, что никакие новые школы, больницы, местное самоуправление и самые продвинутые нанотехнологии не избавят Россию от укоренившихся несколько веков назад понятий и приоритетов. И если мы не осознаем, как далеко мы отстали, в течение одного–двух поколений нам суждено скатиться в неолит и там остаться.
Я жду, когда лидер нации открыто признает, что Россия ещё не избавилась от феодальной психологии и что государство готово употребить все свои ресурсы и мощь: школу, законы, телевидение и прессу, церковь, религию – для внедрения в сознание масс новой системы ценностей. Открытое признание наших недостатков может быть первым шагом на пути к модернизации, на пути к воспитанию свободного русского человека.
Я жду решимости и откровения от Владимира Путина и не знаю, дождусь ли. Ну что ж... тогда будем продолжать жить «по понятиям» и не замечать – жили же тысячу лет! Всего хорошего!
13 марта 2012
Автор - Андрей Кончаловский, режиссер
Из выпуска от 04-10-2013 рассылки «Точка зрения»