Конструкция рамочного договора. Особенности применения
08.05.13 11:37
Александр Бычков
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Правовая квалификация рамочного договора
Рамочный договор является консенсуальным и считается заключенным с момента достижения его сторонами соглашения по всем существенным условиям. Это безвозмездный договор, им не предусматривается плата или иное встречное предоставление в пользу какой-либо стороны.
Существо рамочного договора как исходного соглашения сторон, фиксирующего их основные договоренности, не предполагает уплаты цены или какого-либо имущественного предоставления.
Рамочный договор является двусторонним, так как создает права и обязанности для обеих его сторон. Он, в отличие от предварительного договора, который связывает стороны обязательством в будущем заключить договор на предусмотренных в нем условиях, подобного обязательства не содержит. Стороны не принимают на себя обязательство заключать в будущем договор, они его уже заключили, но отдельные условия детализируются и уточняются в последующем.
Преимущество конструкции рамочного договора можно увидеть на примере поставки продукции. На момент заключения такого договора его стороны, как правило, не могут четко определить товар, который поставщик будет поставлять, а покупатель принимать и оплачивать. Оформляемый сторонами договор, который они называют договором поставки, является незаключенным, поскольку в нем не согласовано существенное условие о предмете, как того требует ст. 432 ГК РФ. На практике это приводит к тому, что суды признают незаключенным сам договор, но считают заключенными разовые сделки купли-продажи, оформленные товарными накладными. В других случаях суды все же признают заключенным договор, если к нему приложены товарные накладные, но при соблюдении определенных условий. Например, в одном из решений ФАС Западно-Сибирского округа отметил, что при оценке относимости договора с несогласованным существенным условием о подписанных товарных накладных, по которым передавался товар, необходимо принимать во внимание указание в товаросопроводительных документах на исполнение конкретной сделки (в частности, ссылки на договор), время исполнения, объем исполнения, наличие спора между сторонами об отнесении передачи товара к тому или иному договору, наличие между ними каких-либо иных договоров и т.д. Риск непризнания судом фактов передачи товара по накладным, относящимся к договору, означает неприменение к отношениям сторон его условий (способы обеспечения обязательства – неустойка, задаток, залог и др., порядок разрешения споров, подсудность и т.д.). Конструкция рамочного договора в этом случае позволит оформить те же самые отношения сторон договора поставки, исключая риск признания его незаключенным по мотиву несогласования в нем существенного условия о предмете.
Конструкция рамочного договора удовлетворяет потребности участников гражданского оборота, не имеющих в определенный момент времени четкой договоренности относительно конкретных условий сделки (в этом случае они могут достичь соглашения о вступлении в обязательственные отношения), которые будут детализированы в дальнейшем. Они могут в самом общем виде согласовать свои последующие обязательства, указать, каким образом будет происходить уточнение их содержания, порядок взаимодействия обеих сторон, предусмотреть способы обеспечения исполнения своих обязательств и меры ответственности стороны, уклоняющейся от выполнения своих обязательств.
У рамочного договора есть одна особенность – он сам по себе для сторон никаких обязательств не создает, а лишь направлен на их организацию, устанавливая основы во взаимоотношениях участников.
Так, например, постановлением от 31.10.05 г. № Ф09-3601/05-С5 ФАС Уральского округа отказал в удовлетворении требований акционера-заемщика в признании недействительным заключенного им с банком соглашения об открытии рамочной кредитной линии, мотивируя тем, что оно для заемщика являлось крупной сделкой, которая не была в установленном порядке одобрена. Суд указал, что в соответствии с условиями соглашения денежные средства подлежат выдаче заемщику по отдельным кредитным договорам. Непосредственно соглашение не может быть расценено как кредитный договор в смысле ст. 819 ГК РФ, поскольку не содержит существенных для этого вида договора условий.
По данному рамочному договору кредит заемщику не предоставлялся, имущество не приобреталось и не отчуждалось. Указанное рамочное соглашение не является и предварительным договором согласно ст. 429 ГК РФ, оно не содержит условий, позволяющих установить существенные условия основного договора; на его основании нельзя понудить одну из сторон к заключению основного договора.
Заключение рамочного договора избавляет стороны от необходимости при совершении в его исполнение сделок в каждом конкретном случае согласовывать определенные условия, по поводу которых они уже достигли соглашения.
Так, в договоре об открытии кредитной линии банки предусматривают возможность для своих заемщиков в рамках установленного лимита кредитной линии получать денежные средства. В зависимости от получаемых сумм устанавливается ставка за пользование суммой тех кредитов, которые предусмотрены рамочным договором об открытии кредитной линии.
ФАС Западно-Сибирского округа считает, что в данном случае имеет место не изменение в одностороннем порядке размера ставки процентов за пользование кредитом, а фактическое применение ставки, актуальной в соответствии с условиями договора на определенный период его действия, поскольку изначально все применимые ставки были согласованы в рамочном договоре (постановления от 5.07.11 г. № А45-19196/2010, от 30.06.11 г. № А03-4664/2009).
Заключение, изменение и расторжение рамочного договора
К числу существенных условий рамочного договора следует отнести предмет, который в соответствии со ст. 432 ГК РФ является существенным условием любого гражданско-правового договора. Предмет рамочного договора представляет собой договоренность сторон о порядке и условиях их взаимодействия в дальнейшем по поводу пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и достижения иной, не противоречащей закону цели.
ФАС Московского округа в 2001 г. рассматривал рамочное соглашение об открытии кредитной линии. Как указал суд, данное соглашение содержало основные принципы кредитования и условия залога государственных бумаг в обеспечение исполнения обязательств заемщика, а также процедуру совместных действий сторон при решении вопроса о предоставлении в рамках этого договора конкретных видов кредитов. При этом стороны соглашения договорились о том, что кредиты предоставляются на общих согласованных в рамочном соглашении условиях и с соблюдением предусмотренной в нем процедуры.
Конкретный кредит предоставлялся путем направления оферты (заявления) и ее акцепта (извещения) с отметками в каждом таком документе о том, что они являются неотъемлемыми частями рамочного соглашения. Оговорки имели целью фиксацию факта, что конкретные кредиты предоставлялись именно в порядке и на условиях, предусмотренных рамочным соглашением.
Таким образом, в рамочном соглашении не должны содержаться существенные условия договора залога, достаточно определения его общих условий. Как отметил окружной суд, заключение рамочных соглашений, определяющих основные принципы и условия кредитования, а также основные условия оформления залога государственных ценных бумаг, является обычной банковской практикой и не противоречит действующему законодательству РФ (постановление ФАС Московского округа от 25.10.01 г. № КГ-А40/6015-01).
В силу принципа свободы граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение при этом не допускается (ст. 421 ГК РФ).
Исключением является публичный договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.д. (ст. 426 ГК РФ). По рамочному договору стороны не вправе понуждать друг друга к заключению соглашений, конкретизирующих его условия, если иное не предусмотрено данным договором.
Изменение и расторжение рамочного договора производится по общим правилам, относящимся ко всем гражданско-правовым договорам (соглашение сторон, существенное нарушение договора одной из сторон, существенное изменение обстоятельств). При этом стороны в соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ вправе включить в него условие об одностороннем изменении или расторжении такого договора.
Расторжение дополнительных соглашений к рамочному договору не влечет за собой автоматического его расторжения в связи с тем, что в этом случае стороны прекращают действие определенного соглашения, устанавливающего содержание конкретной сделки между ними, но не прекращают рамочный договор.
При расторжении рамочного договора дополнительные соглашения, заключенные на его основании до этой даты, сохраняют свою силу и действуют на изложенных в них условиях в совокупности с условиями рамочного договора – стороны прекращают его действие, не затрагивая при этом действие ранее заключенных соглашений. В случае заключения сторонами соглашений со ссылками на прекращенный рамочный договор он продолжает свое действие, несмотря на то что ранее был прекращен. Действующим гражданским законодательством РФ ничто не мешает сторонам возобновить действие ранее прекращенного договора.
Смешанный характер рамочного договора
Рамочный договор может быть смешанным, если содержит элементы различных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ), которые согласовываются в дополнительных соглашениях к рамочному договору.
Рамочный договор обладает определенной спецификой в случае, когда является смешанным. К примеру, рамочный договор универсального банковского обслуживания предусматривает возможность оформления его сторонами ипотечного кредита в отдельных соглашениях. Встает вопрос о необходимости государственной регистрации не только соглашения об ипотеке, но и рамочного договора, по отношению к которому оно выступает дополнительным соглашением, являясь его неотъемлемой частью.
Смешанный договор подлежит государственной регистрации, если стороны соединили условия различных гражданско-правовых договоров и поставили осуществление своих прав и обязанностей по одному договору в зависимость от осуществления прав и обязанностей по другому, образовав тем самым единую совокупность обязательств (Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», информационное письмо ВАС РФ от 16.02.01 г. № 59).
Условия дополнительного соглашения находятся в правовой связи с рамочным договором, поскольку являются его неотъемлемой частью. Вместе с тем несоблюдение условия о государственной регистрации влечет за собой признание соответствующего соглашения незаключенным. Если это распространяется на весь рамочный договор, то возникает абсурдная ситуация, связанная с признанием незаключенным не только рамочного договора, но и всех имеющихся к нему дополнительных соглашений, в то время как стороны их исполняли, признавали и никаких разногласий по ним не имели.
Такое положение вещей подрывает стабильность гражданского оборота. В связи с этим представляется целесообразным, чтобы регистрации подлежало только соглашение, для которого она предусмотрена в обязательном порядке. На момент заключения рамочного договора стороны могли еще не знать, будут ли они заключать соглашения, для которых предусмотрены какая-либо особая форма или условие вступления их в силу, при этом требования, предъявляемые к рамочному договору действующим гражданским законодательством РФ, сторонами были соблюдены. Кроме того, законоположения, устанавливающие требования к нотариальному удостоверению и государственной регистрации сделок, в системе действующего правового регулирования относятся непосредственно к таким сделкам и не распространяются на сделки, совершенные до них.
http://www.klerk.ru/law/articles/312393/