Расписная суббота, или как мы ездили делать Гжель
02.10.2009
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ
Поехали мы с моим другом на ближний выезд поболеть за любимый Спартак в славный подмосковный город Раменское, где они играли с местным Сатурном 19 сентября сего года. Поехали как обычно, по МКАДУ, затем через Люберцы на Егорьевское Шоссе, с которого путь до стадиона самый приятный, через лес и в обход крупных городов. Приятель мой, сам родом из Киева, женат на Раменчанке, долго работал и жил в Раменском, да и сейчас там периодически проживает у жены. Перед матчем на Егорьевском шоссе, до поворота на Раменское, образовалась медленно ползущая пробка, простаивая в которой мой приятель прочитал мне познавательную лекцию о Раменском районе и его достопримечательностях, в ходе которой ухо резануло знакомое слово Гжель. Вернее он начал с того, как его забавляют словесные баталии в местных газетах, в которых представители фабрики, по производству Гжели громко собачащиеся с частниками, лепящими изделия в стилистике традиционной Гжели, пытаются выяснить, у кого Гжель гжелистие и кто делает оригиналы, а кто контрафактную продукцию.
Будучи по образованию географом, я как-то даже и не представлял, что промысел, который во всём мире отождествляется с национальным достоянием России, расположен так близко, что вполне можно сесть в машину и через пару часов уже держать в руках изысканные бело-голубые изделия столь знаменитого производства.
Приятель мне настоятельно рекомендовал побывать в Гжели, и только футбол и отсутствие рядом супруги не позволило осуществить эту идею в тот же день.
На неделе, предшествовавшей поездке в Гжель мы нашли официальный сайт фабрики, с которого и получили всю необходимую информацию - http://www.gzhel.ru/. Оказалось, что помимо посещения фабрики и музея, который нахваливают многие там побывавшие, можно ещё и пройтись по цехам, а затем собственноручно расписать готовое изделие или вылепить из пластичной глины собственную поделку.
Единственное условие, которое ставит фабрика – это предварительная запись по телефону. Экскурсии проводятся и в будни и по выходным, и стоят вполне вменяемых денег: музей + производство 250р.,лепка - 150р., роспись - 350р. В будние дни стоимость меньше. К иностранцам применяется дискриминация и цены растут.
За два дня до запланированного выезда я позвонил и пообщался с довольно милой барышней, которая приняла к сведению, что мы вдвоём хотим приехать на экскурсию в субботу, зачислила нас к запланированной на 11 часов группе и даже не записала никаких контактных данных.
22 числа, мы, взяв фотоаппарат и бутерброды, погрузились в машину и в 8-20 стартовали от дома в САО. Путь стандартный, известный по футбольным выездам в Раменское: МКАД, съезд в Люберцы, на выезде из Люберец левый поворот на Р105, оно же Егорьевское шоссе. Проехали Томилино, Красково, после чего в районе Родников упёрлись в жуткую пробку, которая двигалась считанные метры за десятки минут. Вроде бы дачников немного – погода дождливая и холодная, футбола в Раме нет. Странно.
Почти два часа спустя, мы доползли до причины пробки: на обочине у непонятного вида шашлычной стояло много машин, людей, съёмочной и осветительной аппаратуры и, судя по виду и антуражу, производились съёмки очередного быдлобандисткого сериального «шедевра», из-за которых местные гаишники перекрывали движение и сотни людей непонятно почему стояли в пробке ради этого с позволения сказать искусства.
Ну да ладно, будем надеяться что от гнева народного у них засветиться плёнка и размагнитятся жёсткие диски и флешки. Проехали мы это безобразие и втопили педаль в пол.
Пролетели Донино, поворот на a107, Обухово, Гжель, Речицы и добрались до Ново-Харитоново. Самое главное – не купиться на многочисленные указатели на «Гжель», художественные салоны и выставки, особенно в посёлке Гжель, а ехать до упора, вернее до ориентира: в Ново-Харитоново по правой стороне будет стела «ЗАО ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЖЕЛЬ» и перед ним указатель на 14 батальон ДПС. Главное не гнать, чтобы успеть свернуть вправо. Дальше ехали наугад – проехали железку и свернули в первый же двор налево. Там, кажется, есть какой-то указатель, но далеко неочевидный. Показалось что в кустах рынок, поэтому сразу повернув, мы проехали по алее, которая к нашей радости закончилась у входа на видавшие виды строение, оказавшееся крылом фабрики, с проходной и свеженькой витриной «Художественного салона» (он же фирменный магазин ЗАО ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЖЕЛЬ).
Из за киносъемок на Егорьевском шоссе мы опоздали на полчаса и уже не надеялись на экскурсию, однако нас обрадовали: экскурсия не начиналась, так как заказанная группа, по всей видимости, занималась тем же чем и мы – проклинала телевизионщиков на Р105. Нас попросили подождать на проходной, где охранник записал мои паспортные данные и вернулся к любимому занятию по щекотанию местного сторожевого пса помеси овчарки и чего-то лохматого под одобрительный хохот коллег.
Ждали мы минут 20, после чего нам сказали, что группа так и не приедет и пригласили нас пройти на экскурсию. Мы оплатили 1000 рублей за двоих (производство, музей, лепка и роспись). К нам присоединилось три возрастных иностранца, сносно говорящих по-русски (поляки или немцы – мы так и не опознали) и солидный экскурсовод по имени Елена Фёдоровна предложила нам подняться на 4 этаж, где расположен компактный, но очень неплохой музей, рассказывающий об истории промысла гжели, майолики и фарфора в этом регионе.
Музей состоит из 5 комнат: в первой и второй представлена история и почётные грамоты, далее есть несколько экспозиций мастеров, как легенд производства – Дунашовой и Квитницкой, так и мастеров высочайшего класса по лепке и росписи, каждому из которых посвящена секция в музее, в которых представлены работы. Есть стенды и с детскими работами и с дипломными работами студентов. В самой большой комнате стоят два стола с массивными изделиями, включая пятикилограммовую ложку и огромный сервиз, сделанный к 850-летию Москвы.
Ну и конечно не счесть множества фигурок всевозможных мышей, коней, котов, драконов, прочих сказочных чудищ, разных скульптурных композиций размером от миллиметров до метров. Представлена посуда, особенно фирменные квасники с дыркой посередине, бочонки, тарелки, вазы и многое другое. Заслуживают внимания и предметы интерьера: образцы каминной росписи, осветительные приборы: люстры, светильники, бра; наборы для ванных в президентских опочивальнях (как говорят), часы и даже работающие дисковые телефоны, корпус которых отлит и расписан по фирменной гжельской технологии.
Кстати о технологии, мы подозревали о том, что речь идёт о росписи и многократном обжиге, но, как оказалось, важные детали были нами незамечены. При создании стандартного предмета изделие отливают при помощи гипсовой формы, куда заливают фарфоровую массу, жидкость впитывается, изделие достаётся и шлифуется. Выполняется первый обжиг в газовых печах. После этого изделие расписывают кобальтом и опускают в ванну с глазурью – называется это подглазурной росписью. Места, которыми изделие прикасается к лотку при обжиге, а также места соединения сосуда и крышки смазывают парафином и ставят на вторичный обжиг (800 градусов).
Соединения кобальта восстанавливаются, а глазурь превращается в стекло, под которым проявляется синий рисунок. Если изделие предполагает нанесение позолоты, то ему потребуется и третий обжиг.
Само производство и завод были запущены после второй мировой войны и технология, а также образцы изделий были восстановлены по записям, находкам и музейным фондам. Со временем приходили мастера, которые создавали уникальные эскизы, разрабатывали макеты и образцы для производства, создавали уникальные типы рисунков, часть из которых шла в серию, а часть так и оставалась в единичных экземплярах.
По словам нашего экскурсовода, завод сейчас принадлежит частным лицам, уже третьим с момента приватизации. Было сказано что владельцы (то ли нынешние, то-ли предыдущие) не вкладывались в развитие производства и практически загубили одно из направлений специализации завода – производство майолики – керамики с расписной глазурью.
После экскурсии по музею мы спустились обратно к проходной, где три иностранца были заменены на двух русских барышень и мы проследовали за экскурсоводом на территорию производственных помещений фабрики.
Прошли по помещению с газовыми печами для обжига и зашли в помещения где в гипсовые формы отливается жидкая масса, шлифуются изделия и стоит готовая для обжига продукция. Многое делается вручную, за исключением чашек, которые выполняются на станке.
Далее мы поднялись на второй этаж, где расположена художественная мастерская и где производится роспись изделий после первичного обжига. Нам показали, как собственно это происходит на примере бракованной чашки, после чего окунули расписанную часть в ванную с глазурью, которая полностью скрыла рисунок.
Помещение для художников довольно тесное, вплотную стоят столы с массивными подлокотниками и закреплёнными на них лампами, напротив которых стоит стенд с образцами расписанных изделий, которые разрабатывали художники. И только сам художник, придумавший определённый дизайн может внести в него изменение – те, кто расписывает предмет, должны слепо копировать роспись. Нам намекнули, что во избежание воровства, все образцы изделий, особенно посуда, продырявлена в нескольких местах и, как говориться, квас в квасник не нальёшь.
Барышень отправили в музей, а над нами взяла шефство художник, как мы впоследствии поняли – преподаватель, вручившая супруге две фигурки на выбор для росписи: козу (с пивом потянет на дракона) и цирковую собаку. Выбрали козу. Нам дали дощечку с засохшим кобальтовым красителем, четыре кисти и немного воды. С доски отскребли кобальт и сформировали из него две кучки: в той, которая была побольше – при соединении с водой получился чёрный краситель, который после обжига станет синим. Кучка поменьше стала серой краской, которая после обжига превращается в голубой цвет.
После того, как рога и глаза козы были залиты густой чёрной краской и она стала напоминать Мэрилина Мэнсона, художница взяла шефство и показала как лучше расписать детали, какими штрихами и мазками лучше вести кисть и, в конце концов, набросала на фигурке карандашные абрисы, после чего дело у супруги пошло явно повеселее.
Передо мною в это время выложили кусок пластичной фарфоровой массы, средство формовки (деревянный скальпель) и банку с водой. На вопрос чего лепить-то мне сказали, что обычно лепят черепашек, чем я и занялся.
Первый ядерный мутант был убит быстро и без сожалений. Второй прожил на свете чуть больше, как раз до пришедшей мысли о том, что неплохо было бы слепить колокольчик. Однако поняв, что не то что колокольчик, а сосиску слепить будет очень проблематично, я вернулся к варианту с черепахой.
На исходе получаса получилась полукруглая шахматная доска на четырёх толстых колбасках, к которой приделали голову и хвост. Массы оставалось ещё грамм 100. Черепахи приделали кроличьи уши и выпученные глаза. Массы осталось ещё приличное количество. В результате на спину черепахи было усажено антропоморфное существо с огромной задницей и грудью (массу некуда было девать, честное слово!), после чего изделие «Гибридная Ушастая Черепаха с наездницей» упаковали в пакетик и всецело сосредоточились на росписи козы.
Как раз вовремя, так как открылась дверь, и в помещение расписного цеха ввалилось десятка два американцев. Моя супруга с козой в одной руке и кисточкой в другой вполне была похожа на мастера по росписи, как очевидно американцы и подумали. Пару минут сэры потратили на фотографирование процесса росписи, чем были очень довольны – наверно думали, что для них специально пригнали в выходной день мастера.
Козу подписали и отдали на обжиг. За козой велено приехать через неделю.
На выходе мы естественно заглянули в магазин и закупились чайниками, фигурками и колокольчиками на подарки. Цены умеренные, хотя по секретным сведениям на фабрике продукция дороже, чем в окрестных магазинах.
Мы остались довольны проведённым на фабрике временем и очень рекомендуем это как мероприятие выходного дня для всей семьи: особенно лепку и роспись. Посмотрим, конечно, что нам вернут на выходе с обжига, но мероприятие стоящее и достойное вашего внимания.
Вырвавшись с производства, мы решили заглянуть в Коломну, город который нам настоятельно рекомендовали для пешей прогулки. Времени был около трёх часов, так что мы неспешно выехали обратно на Р105, в Речицах свернули налево и через некоторое время были на малом кольце – оно же А107. Доехали до Бронниц, после чего свернули на М5, по которой без пробок и остановок долетели до Коломны.
Машину поставили на улице Зайцева – прямо напротив одной из сохранившихся стен коломенского Кремля, после чего часа два гуляли по территории кремля, монастырей и берегу реки Москва, стараясь не попасть ни на одну из миллиона делавшихся там свадебных фотографий. Прогулкой остались очень довольны – ещё бы погоду потеплей, и было бы просто чудесно. Слегка замёрзнув на ветру мы вернулись к машине, купив немного сувениров на улице Лажечникова и покинули этот красивый подмосковный город.
Полезную информацию можно почерпнуть тут
ГЖЕЛЬ
http://www.gzhel.ru
http://www.gzhel.info/
http://autotravel.ru/town.php/1134
1) экскурсию можно заказать с автобусом (привезут, отвезут, накормят)
2) к ним достаточно удобно на электричке ехать, а дальше от платформы маршруткой, автобусом или местным такси.
Kaihopara
http://www.tbg-brand.ru/node/15077