08.04.2001 Как в Германии живется левшам?
Сегодня в нашей программе цитаты из ваших писем, ответы на ваши вопросы, например, как в Германии живут левши?
У меня в правой руке письмо Ербулата Сартбаева из Оренбургской области. Вот о чем он нас просит:
«Как-то летом я мельком услышал вашу программу о левшах. Хотелось бы получить от вас распечатку этой передачи или услышать её повтор. Я сам - рожденный левша, почти все делаю левой рукой, но пишу правой, так как учительница била по левой руке линейкой, когда я учился в первом классе. Видимо тогда ещё, а было это в 78 году прошлого века, в «совдепии» на разрешалось писать левой рукой. Сейчас говорят, уже позволяют. А я теперь и не левша и не правша. И это мне действительно, кажется, мешает.
А теперь мнение моих друзей, которые с моей подачи тоже слушают «Немецкую волну». Они считают, что вы очень мало внимания уделяете спорту. Передача в воскресение коротка. А так мало говорить о великой спортивной державе как Германия все равно, что умолчать о её экономических успехах. Так считают мои друзья. Я под их мнением тоже подписываюсь. Ваш постоянный слушатель Ербулат Сартбаев из Оренбургской области».
Да, действительно, в нашем эфире прошла передача «Уик энд» о левшах. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этой передачи. А текстовую распечатку передачи мы Вам, Ербулат, тоже вышлем. Оставайтесь с нами на наших волнах.
Левши и правши устроены действительно немного по-разному. У правшей речевой центр и связанный с ним центр управления "доминантной" рукой находится в левом полушарии – полушарии, ответственном за логическое, аналитическое мышление. У левшей же этот центр расположен, соответственно, в правом полушарии, за счёт которого осуществляется пространственное и эмоциональное восприятие окружающего мира. Конечно, это очень приблизительная и примитивная схема сложнейший процессов, происходящих в коре головного мозга. Взаимодействие полушарий мозга до сих пор остаётся одной из самых больших загадок природы. Но то, что у левшей больше развито пространственное мышление и такие формы эмоционального восприятия как музыкальный слух или чувство цвета – это бесспорный факт. Не случайно среди них особенно много архитекторов, художников и актёров – достаточно вспомнить Микельанджело, Леонардо да Винчи, Пауля Клее, Огюста Родена, Питера Пауля Рубенса, Анри Тулуз-Лотрека, Чарли Чаплина, Мэрлин Монро или Грету Гарбо.
Пусть вас не смущают перечисления славных имён: среди правшей тоже есть небездарные художники, писатели и музыканты.
В целом левши составляют не менее десяти процентов всего населения. Некоторые исследователи предполагают, что на самом деле потенциальным левшой является каждый пятый. Но жизнь в "правостороннем" обществе заставляет переучиваться: если изо дня в день каждая застёжка, каждая дверная ручка, каждый штопор или открывалка заставляют человека активизировать правую руку, то в конце концов он начинает делать правой и то, что ему, в принципе, было бы удобнее сделать левой. Таким образом, «в левшах» остаются только те, у кого доминантность левой руки выражена очень ярко. И им-то приходится особенно туго.
Анализ палеолитических орудий показал, что во времена каменного века левшей и правшей было примерно поровну. Принципиальная победа "правизны" приходится на бронзовый век. С изобретением колющего и режущего оружия принципиально изменилась тактика ведения боя: левая рука стала защищающей, правая – нападающей. На древнегреческих терракотовых вазах были найдены изображения воинов, которые левой рукой закрывают сердце, а правой наносят удар. Одновременно воины-левши ценились очень высоко: они наносили удар с неожиданной стороны, раньше, чем их противник успевал сообразить, откуда ему угрожает опасность. В войске Александра Македонского – ещё одного почётного члена клуба "левой руки" - имелась специальная "левая дивизия": семьсот отборных воинов-левшей. И всё равно левши устойчиво составляли не менее двадцати процентов населения.
Их число резко сократилось во времена инквизиции. Женщина-левша не имела шансов доказать, что она – не ведьма.
В просвещённом восемнадцатом и гуманистическом девятнадцатом веке левшей, правда, на кострах не жгли, но активно пытались переделывать в правшей. Мучительная процедура далеко не всегда увенчивалась успехом. Непослушную левую руку привязывали за спину или к поясу, так что несчастный ребёнок был вынужден делать всё непослушной правой рукой. Естественно, эти муки кончались разбитыми стаканами, кляксами и слезами.
Варварская методика дожила и до наших времён. Психолог Барбара Заттлер, руководительница мюнхенского Центра реабилитации "перекованных" левшей, рассказывает:
- Переучивание часто приводит к разнообразным психическим нарушениям. Так называемое "переучивание" – это один из самых варварских методов бескровного вмешательства в мозговую деятельность. Разумеется, оно оставляет свои следы. Левши, которым не позволили нормально развиваться, страдают от нарушения координации движений, они часто заикаются, путают слова и буквы. В детстве это часто приводит к проблемам в школе и дома, к замкнутости, к запаздыванию в развитии. В более зрелом возрасте левши часто страдают от астмы, импотенции, аллергии и психических расстройств.
Левши живут на семь лет меньше, чем правши, зарабатывают на 10 процентов меньше и в полтора раза чаще разводятся. То есть, из левшей таки делают тех самых ненормальных и неполноценных членов общества, которыми они на самом деле не являются. Чем быстрее переученный левша вернётся к своей природе, тем лучше. Барбара Заттлер, руководительница Центра реабилитации переученных левшей, рассказывает о массе случаев чудесного излечения: стоит левше снова начать писать левой рукой, как у него проходит хронический насморк, разрешаются семейные проблемы, и начальство решает повысить ему зарплату. "Я всю жизнь чувствовала, что мне что-то мешает, как будто внутри что-то зудит и чешется", - призналась Сабина Сампельс, тридцатилетняя воспитательница из Кёльна. Терапия в центре реабилитации открыла для неё совершенно новые жизненные перспективы. Она без труда бросила курить, скинула семь килограммов лишнего веса и теперь собирается написать книгу о том, что ей пришлось пережить. Пишет Сабина, как и многие левши, справа налево так называемым зеркальный шрифтом. Простой смертный может прочитать то, что она написала, лишь через зеркало. Таким же "зеркальным шрифтом" делал некоторые записи и Леонардо да Винчи.
- В левой руке у меня совершенно другое ощущение, чем в правой. Что бы я ни делала левой рукой, я чувствую себя комфортно и уверенно. В детстве мама говорила мне: «Сабина, дай тёте хорошую ручку». И я всегда протягивала левую руку и не понимала, почему мама шлёпает меня и говорит: "Нет, это плохая ручка! Дай хорошую".
В начале 20 века, с развитием гуманистической педагогики, к левшам в Германии начали относиться более терпимо, но приход нацистов к власти положил конец этой "оттепели". В национал-социалистском государстве не было места ни национальным, ни каким-либо другим меньшинствам.
- Проблемы начались, когда я пошёл в школу. Почти каждый день учитель вызывал меня к доске и перед всем классом отчитывал: "Посмотрите на этого глупого мальчишку: он сажает кляксы, пачкает всё вокруг, и всё равно пишет левой рукой!» Кляксы я сажал потому, что мне всё было неудобно: и тетради, и парта, и чернильница в правом углу парты... И буквы я путал, потому что я сначала читал слово справа налево, а потом мысленно переставлял буквы... Если учитель замечал, что я украдкой пишу левой рукой, он бил меня указкой по пальцам: «Настоящий немец пишет правой рукой».
В конце 70-х годов в Европе восторжествовало мнение, что левшей переучивать не надо. Ещё через десять лет учёные доказали, что подобное насильственное вмешательство крайне вредно для здоровья. С тех пор левшей оставили в покое. Начали возникать клубы левшей, общества и кружки взаимопомощи. В Гамбурге время от времени проводится даже фестиваль музыкантов-левшей.
- Эта пьеса для саксофона называется "Сочинение для правого полушария мозга". Сыграть её может только саксофонист-левша, потому что больше никому не под силу эти быстрые и сложные аккорды в высоких регистрах, которые берутся левой рукой.
Может быть, это сочинение смог бы исполнить Билл Клинтон – саксофонист, левша и по совместительству президент Соединённых Штатов. Кстати, именно благодаря Клинтону в США и Великобритании произошло "великое потепление" вокруг левшей. Сегодня в каждом американском городе существуют магазины, где продаются товары для левшей. Недавно первый такой магазин открылся и в Кёльне. Его владелец Манфред Шпиер рассказывает:
- Больше всего нужны бытовые, хозяйственные предметы: штопоры, открывалки, ножницы, половники, кружки и кофейные чашки. Большой спрос и на детские игрушки – конструкторы, совки и тому подобное. К сожалению, большие фирмы их пока не производят. Фотоаппараты с кнопкой с левой стороны, дрели и электропилы для левой руки, слесарные инструменты... Правши просто не замечают, сколько всего вокруг сделано только для них и неудобно для левшей.
И всё же никто из левшей, с которыми мне пришлось познакомиться, не хотел бы родиться снова правшой.
Автор Виктор Вайц