00:03 Алексей Гвоздев
Суровый приговор правозащитникам в Геленджике: справедливое наказание или месть
Четырех правозащитников приговорили за вымогательство к срокам от 8 до 13 лет строгого режима. При этом сами подсудимые вины не признали и утверждали, что в СИЗО их пытали, а все доказательства сфальсифицировали
Фото: РИА Новости
Застройщик Альберт Петросян в Геленджике строил девятиэтажку на земле под индивидуальную застройку. В суде доказали, что это — незаконно. Однако, в итоге, он оказался потерпевшим. А четверо правозащитников, которые выступили поверенными его недовольного соседа, сели.
По версии следователей, они потребовали у Петросяна два млн рублей в обмен на свое невмешательство. Подсудимые говорят: 2 миллиона — это то, на что согласился сосед застройщика, чтобы отозвать иск.
Председатель Правозащитного центра Владимир Иванов получил 13 лет лишения свободы, юрист центра Зуфар Ачилов — 11 лет, Гагик Аванесян и Валерий Семергей — по 8 лет. Все они приговорены к отбыванию наказания в колонии строгого режима.
Геленджикский правозащитный центр — общественная организация, существовавшая вплоть до 20 февраля 2012 года, когда ее лидеры были арестованы и подверглись пыткам в полиции. До этого правозащитники предали огласке незаконное строительство «дачи Путина» в поселке Прасковеевка и «дачи патриарха» в селе Дивноморском. Перед арестом они закрыли в Геленджике несколько игровых клубов, работавших в центре города на виду у правоохранительных органов (вскоре эти клубы снова открылись).
Ни одно их слово судья словно не услышал, поделилась мнением с Business FM член Правозащитного центра города Геленджика Светлана Четверикова: «Судьей не принимались доказательства со стороны наших правозащитников, причем, даже такие, как незаконное прослушивание ФСБ по другому совершенно поводу. Якобы их подозревали в принадлежности к какой-то запрещенной организации».
Как в дешевом детективе. 20 февраля 2012 года правозащитников задержали. Дали им пакет, который, по словам подсудимых, они не трогали. Тогда оперативники положили их на пол и посыпали руки светящимся порошком. На полицейской видеозаписи одежда правозащитников действительно светится сзади. После в СИЗО их пытали. Комиссия по правам человека обнаружила у арестованных гематомы и следы от ожогов.
Но суд в пытки и доказательства фальсификации передачи взятки не поверил. Зато появился еще один застройщик — Николай Шихиди, который устно заявил, что отдал правозащитникам 500 тысяч рублей, чтобы беспрепятственно и незаконно строить семиэтажку.
В это судья поверил безоговорочно, рассказала Business FM адвокат Зуфара Ачилова Сергей Богданов: «Просто эта четверка слишком мешала, все застройщики, которые явились лжепотерпевшими, — являлись приближенными к администрации. Я считаю, что это месть».
О приговоре правозащитникам пишут и говорят либо их знакомые, либо защитники. Большинство собеседников Business FM из Геленджика наотрез отказываются говорить про строительство, про игорный бизнес и про само дело. Возможно, есть неназванные серьезные обстоятельства, чтобы осудить от 8 до 13 лет. Но вообще-то четверке из Геленджика дали сроки как организованной преступной группе из лихих девяностых, отмечает партнер юридической фирмы «Фокин и партнеры» Дмитрий Сакал: «Сроки от 8 до 13 по практике предыдущих лет давали в срезе криминалитета, когда криминальные структуры занимались вымогательством — такие сроки были оправданны, это были организованные структуры, которые занимались неограниченным количеством преступлений. Либо это посыл, что так делать нельзя и то есть создают своего рода практику по применению данной статьи по данному виду наказания».