Это официально: в России началась рецессия
01.08.2013, 16:33
Станислав Елисеев
Иллюстрация: illustrationsource.com
Сегодня компания Markit опубликовала отчет с данными индекса PMI для России за июль. Показатель, который рассчитывает банк HSBC, считается одним из наиболее точных индикаторов развития общей конъюнктуры рынка, – так вот в нашей экономике он упал с 51,7 в июне до 49,2 в июле. А показатели ниже 50 баллов последние 40 лет стабильно свидетельствуют о том, что через два-три месяца начнется кризис. Интересно, что в Европе PMI, наоборот, наконец-то впервые за два года показал больше этой отметки – 50,1, что воспринимается, как свидетельство выхода из кризиса.
Остается совсем небольшой шанс, что российская экономика снова расправит плечи. Вот основные факторы нарастающей рецессии:
Ситуация в обрабатывающих отраслях ухудшается: число новых заказов больше не растет.
На этом фоне объемы производства впервые с июля 2009 года сократились. Индекс выпуска продукции упал с 52,4 в июне до 48,7 в июле.
Объемы незавершенных заказов уменьшаются пятый месяц подряд.
Занятость в результате также сократилась восьмой раз за девять месяцев – максимальными темпами с января.
Как следствие – производители сократили закупочную активность впервые с января 2012 года. Более того, темпы сокращения – максимальные за четыре с лишним года.
Остатки готовой продукции, наоборот, растут третий месяц подряд. Такое происходит лишь второй раз за все 16 лет измерений.
На фоне валютных колебаний и роста цен на электроэнергию цены на сырье и материалы росли максимальными темпами за семь месяцев. Правда, уровень инфляции закупочных цен остается исторически низким.
Результаты предыдущих опросов PMI были более обнадеживающими, и итоги июля стали неприятным сюрпризом.
В отчете приводится мнение Александра Морозова, главного экономиста HSBC по России и странам СНГ. По его словам, единственное светлое пятно в исследовании – рост новых экспортных заказов до 14-месячного максимума. Внешний спрос, которого не было в 1998 и в 2008 годах, может в нынешней ситуации помочь. Есть ли основания ожидать, что внутренний спрос восстановится в ближайшее время?
«Есть, но их немного, – отвечает Морозов. – Во-первых, в качестве слабого звена в июле выступили производители промежуточных товаров, в то время как производители потребительских и инвестиционных товаров увидели продолжение роста спроса. Это может поддержать спрос на промежуточные товары в ближайшие недели.
Во-вторых, вероятный богатый урожай в этом году должен дать толчок пищевой промышленности, в то время как спрос на экспорт (если он будет продолжаться) должен привести к усилению внутреннего спроса через внутристрановые производственные цепочки».
Помимо этого, считает эксперт, низкая инфляция сама по себе способствует росту реальных доходов, а значит, и росту частного потребления. Ритейл и смежные отрасли могут поэтому чувствовать себя лучше других, но тяжелые отрасли по-прежнему уязвимы. А что касается экспорта, продолжающееся замедление в Китае может ослабить спрос, что еще ухудшит ситуацию.