Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Женщина – отклонение от нормы

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Женщина – отклонение от нормы

Ксения Обуховская

http://slon.ru/upload/iblock/5a3/5a3380dec517d39a63bda4fc9497ee10.jpg

В июле Анастасия Шевелева, культуролог, специалист по гендерным исследованиям и квир-теории, выступила в «Читалкафе» с лекицей «Феминизм: история и теории». Почему феминизм в России противопоставляется семейным ценностям? Чем на самом деле говорит феминизм и чьи права он защищает? Slon приводит сокращенный вариант лекции.

Феминизм – это довольно сложное философское направление, внутри него масса течений и ответвлений. Главная идея – все люди равноценны и имеют равные права. Сейчас многие судят о феминизме по медиа, в поле зрения которых попадают отнюдь не просветительские, а провокационные акции. Это бросающаяся в глаза картинка, и мы видим ее одну, не учитываем бэкграунда. Суждение о феминизме только по деятельности Pussy Riot, Femen, Guerrilla girls равнозначно суждению о гомосексуальном движении исключительно по гей-прайдам. В действительности под такими акциями – огромный блок теории, но мы просто не знаем о ней.

Кроме того, в российском пространстве феминизм встречает неприятие на уровне самой культуры: она патриархальна.

А патриархат – это система неравенства, предполагающая превосходство одной группы населения над другой по половому признаку, мужчина в ее рамках – существо привилегированное.

Система самовоспроизводится через все, что нас окружает: какие-то разговоры, слова, анекдоты и бытовую мудрость, кино, рекламу. Абсолютно все, что мы видим в процессе нашего взросления. Мы впитываем эти представления, они становятся привычными, и именно поэтому, когда появляется течение, им противоречащее, оно вызывает отторжение. Возникает своего рода ксенофобия, которая распространяется и способствует тому, что при слове «феминизм» в голове возникает набор штампов.

Другой причиной возникновения «черной легенды» является концепция прав и обязанностей. Люди думают, что если какое-то право добыто, то оно сразу превращается в обязанность, и как только феминистки, например, добудут для женщин право работать на тяжелом производстве, все женщины будут обязаны трудиться на химзаводах. Это не так, потому что наше право всегда выше наших возможностей. О чем говорит феминизм: давайте предоставим всем равные права, а потом дадим возможности реализовывать те их них, которые человек захочет реализовать.

Первая волна и ее истоки

Одной из предшественниц феминизма как течения была Эбигейл Смит Адамс, супруга президента США Джона Адамса. В 1776 году Адамс написала обращение к президенту и конгрессу, в котором призвала дать женщинам равные с мужчинами права: позволить голосовать и владеть имуществом. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали», – заявила первая леди США.

Следует упомянуть также Олимпию Дегуш, которая в 1791 пишет Декларацию прав женщины и гражданки – по тому же принципу, по которому была написана Декларация прав человека и гражданина во время Великой французской революции.

Итак, вопросы, волновавшие женщин до первой волны феминизма: имущество и право голоса. Эти же идеи перешли в движение суфражисток, начало которого датируется серединой XIX века. Слово происходит от французского «суфраж», право на голосование. Помимо собственно вопроса избирательного права суфражистки поднимали и другие темы, как-то: равноправие в браке, возможность подать на развод, выбирать профессию и образование.

Суфражистка Эммелин Панкхёрст основала общество по борьбе за равные права. И она, и ее муж призывали к радикализации протеста. В 1903 году Панкхёрст создает женский политический союз, который начинает умеренно сопротивляться, – они проводят митинги, пикеты, сидячие забастовки. Власти бросают активистов в тюрьму, где те устраивают голодовки, а их кормят насильно. Вот вам яркий пример того, как противодействие протесту усиливает его. Суфражистки начинают бросать камни в правительственные здания, поджигают буфет в палате, швыряют топорики в кареты членов конгресса, по сути превращаются в настоящих террористок. В итоге движение достигает своих целей: женщины получают право голоса.

Вторая волна и Вторая мировая война

Вторая мировая война меняет многое, в том числе и гендерную диспозицию: мужчины уходят на войну, женщины остаются в тылу и оказываются вынуждены выполнять мужскую работу. Кроме того, война вызывает сильные демографические смещения. Многие люди из маленьких городов переезжают в большие и решают там остаться.

Если говорить о феминизме и о том, как война повлияла на него, то стоит вспомнить имя Симоны де Бовуар, французского мыслителя, философа и писателя, автора книги «Второй пол». Симона де Бовуар формулирует идею, легшую в основу современного феминизма: женщина – это не врожденное эссенциальное существо. Она присутствует в мире в таком виде за счет воспитания, взросления в нормативном обществе. Культура, пишет де Бовуар, построена мужчинами.

Мужчина культурой воспринимается как норма, женщина как отклонение. Позволительное, но все же отклонение. Отношение к женщине строится по этому шаблону ненормальности.

Бовуар доказывает, что это исключительно культурный конструкт. Крылатой стала ее фраза: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Книга производит совершеннейший фурор. В 1949 года она выходит во Франции, в 1953-м ее уже переводят в Америке. В дальнейшем феминизм второй волны делится на американский и французский. Американский ориентирован на социальные проблемы, французский тяготеет к философии и концентрируется на культуре, идеологии, на формировании образа женщины в языке. Эти направления развиваются параллельно, иногда пересекаясь, а затем французское влияние приходит в Америку, породив третью волну феминизма.

Американский феминизм делится на либеральный и радикальный. Движение за права женщин – умеренное, его представители требуют изменения порядка через законодательные сферы, через суды, через лоббирование интересов в органах власти. Их деятельность строится вокруг существования комиссии за права женщин, которая возникает в 1961 году, после победы Джона Кеннеди на выборах. Дело в том, что предвыборная кампания Кеннеди во многом строилась на заигрывании с женским электоратом. Когда он победил, нужно было сделать что-то, чтобы оправдать ожидания голосовавших за него женщин, поэтому и основывается комиссия, существующая до сих пор.

В Америке 1950-х годов возникает и становится популярной «пригородная мечта»: идеальная американская семья – это муж, жена, двое или трое детей. Всегда нарядно одетая жена занимается домом и воспитанием потомства. В 1963 году выходит книга Бетти Фридан «Загадка женственности» о том, как в реальности работает эта мечта в американском обществе и к чему приводит.

Несмотря на свое безоблачное, как может показаться, существование, все эти женщины пребывают в тяжелой депрессии и страдают от нервных расстройств. Почему?

Бетти Фридман предполагает, что, загоняя себя в рамки этой нормативной модели, женщины отказываются от всего, что могло бы служить средством их самореализации: от образования, карьеры. Они фокусируются на семье, на муже, а этого не всем и всегда достаточно.

Движение за права женщин актуализировало гражданское самосознание, распространяя информацию о дискриминации в трудовой сфере. В 1960-х годах организацией по защите прав проводится опрос среди работающих женщин, результаты которого удивили многих: оказалось, женщины не считали дискриминацию в трудовом плане собственно дискриминацией. Меньшая зарплата за аналогичный труд воспринималась как норма. К середине 1970-х, благодаря агитации феминистского движения, многие компании вынуждены были судиться и оплачивать огромное количество исков от женщин, осознавших, что их дискриминируют.

В Америке 1960-х набирает силу также и женское освободительное движение. Его представительницы считают, что проблемы лежат не только в правовой сфере, но и в сфере самосознания. Женщины должны были научиться воспринимать себя иначе.

Книга Кейт Миллет «Политика пола» выходит в 1970 году. Это эссе переопределяет отношение к политике и выносит на всеобщее обозрение то, что раньше считалось неприличным.

В патриархатной норме существует разделение на публичное и приватное. Публичное связывается с мужским – это политические функции и борьба за права. В то же время на долю женщины остается приватная часть существующей культуры: семья, дом, сексуальные практики.

В общем, те вещи, которые не должны были демонстрироваться обществу. Так же, как и все женское не могло выноситься наружу. Миллет утверждает, что приватное на самом деле – тоже политическое. Она говорит о том, что, например, если ваш муж вас бьет или дети получают недостаточно образования, это тоже политика. Ведь суть политики заключается в том, что один класс господствует, а другой подчиняется. Все эти проблемы требуют вынесения в публичный дискурс. Эта идея стала крайне важной в феминистской теории и является таковой до сих пор.

СПИД и нефтяной кризис

В 1980-х к власти приходит Республиканская партия, которая пытается закрутить гайки: оживает риторика американских ценностей, которым якобы угрожает феминизм. Духовные скрепы Америки трещат по швам! В Америку приходит СПИД, и это резко переопределяет представления о нормальном безопасном поведении. Если в 1960–1970-е представления о сексуальной свободе были широко распространены, и даже гомосексуализм воспринимался терпимо, то к 1980 году все это резко сходит на нет. Первым делом уходит терпимость по отношению к гомосексуальным отношениям, а затем, когда становится понятно, что гомосексуалы – не единственная таргет-аудитория СПИДа, паранойя распространяется и дальше. Все идеи о женской раскрепощенности начинают сворачиваться, на первое место приходит представление об идеальной семье, моногамной гетеросексуальной паре.

С другой стороны, в 1980-е в Америке случается нефтяной кризис, и картинка семьи, где муж работает, а жена сидит дома, теряет актуальность. Жить становится слишком дорого, и женщина больше не может не работать. Но при этом ее семейные обязанности никуда не деваются. И тогда возникает новая и последняя концепция второй волны феминизма: система аформативных действий и переход к социальному феминизму. Главная идея в том, что феминизм должен бороться не только за права и возможности, но и заботиться о людях. Возникает концепция «позитивной дискриминации». Это выделение некоторой группы людей (например, афроамериканцев или женщин) и предоставление им гарантированных привилегий относительно других людей. Феминизм второй волны создает некую обобщенную идею женщины. Предполагается, что все женщины – это группа с общими интересами, в которые входит борьба с патриархатным угнетением, достижение равенства прав и возможностей, достижение культурной самостоятельности, защита себя от насилия.

Третья волна и феминизм различий

С 1990 года стартует феминизм третьей волны, осмысливающий понятие «женщина». Французские течения приходят в Америку, что дает толчок для философского переосмысления движения. Французы несут глубинную философию, которая концентрируется на существовании женщины в языковой сфере, а не социальной, на ее идеологической трактовке.

Феминизм второй волны создает некую обобщенную идею женщины. Предполагается, что все женщины – это группа с общими интересами, в которые входит борьба с патриархатным угнетением, достижение равенства прав и возможностей, достижение культурной самостоятельности, защита себя от насилия.

Но возникает движение афроамериканских женщин, как правило, из гетто в больших городах. Они утверждают, что у них иной опыт, а прежний феминизм решал проблемы только белых женщин среднего класса и совершенно не отвечал запросам других слоев населения.

Большое количество дебатов приводит к переходу от феминизма равенства к феминизму различий. Собственно этот феминизм различий и есть третья волна или как его еще называют постфеминизм. В основе этого представления лежит идея о том, что хоть и все женщины равны в правах, их опыт разнится, и все правозащитные практики для достижения равенства должны быть построены с учетом этих различий. Мы не можем навязывать одну норму всем. Поэтому существует различные группы феминизмов: экофеминизм, анархо-феминизм, афроамериканский феминизм и другие варианты.

Ключевые темы феминистской повестки дня на данный момент:

    вопрос контроля женщин над собственным телом (представления о красоте и о том, как должна выглядеть женщина);
    контроль женщины над своей продуктивной способностью (за право делать аборт);
    проблема насилия и в первую очередь изнасилования.

Как феминизм защищает права мужчин?

Патриархатная система навязывает правила поведения не только женщинам, но и мужчинам. Любая попытка отойти от этих норм стигматизируется.

Возьмем самую вопиющую ситуацию: отношение к домашнему насилию в отношении мужчин, когда жертве просто стыдно заявить об этом в полицию. Причиной тому – представления о том, что мальчики не плачут, о том, что мужчина должен быть суровым и брутальным и так далее. Такие представления о том, что мужчина обладает неким набором качеств, которые неотъемлемы от его мужской сущности, просочились и в законодательную систему. И единственное право мужчин – эти качества реализовывать.

Таким образом, феминизм – это представление о том, что все люди равны в правах и необходимо стремиться к тому, чтобы их возможности сравнялись с их правами.

http://slon.ru/calendar/event/972737/

0

2

Женщины в России: между феминизмом и патриархатом?

Ольга Слободчикова

Русская служба Би-би-си

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/625/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/22/141022044135_beyonce_feminist_624x351_gettyimages.jpg
Бейонсе выступила на фоне огромного слова FEMINISТ на шоу VMA, трансляцию которого смотрели 14 млн человек

"Конечно, мы, мужчины, очень хотим, чтобы женщины были украшением нашей жизни. Но становится ли женщина украшением нашей жизни - это зависит, прежде всего, от нас", - с таким заявлением три года назад Владимир Путин поздравил россиянок с 8 марта.
Слова о "предназначении женщины" регулярно звучат не только в этот день. Сам праздник в современной России сильно отличается от идей Клары Цеткин и Розы Люксембург.

Как говорилось в предыдущих материалах в рамках проекта Би-би-си "Ежедневный сексизм", проявления гендерного неравенства часто встречаются в общественно-политической жизни, да и в карьере российские женщины сталкиваются со стереотипами и даже законодательными ограничениями.

В России сохраняется традиционное патриархальное общество, но вряд ли в женщинам стоит отводить исключительно роль жертвы.

Как женщины справляются с ситуацией неравенства? Что заставляет одних приспосабливаться, а других становиться на путь активизма? Доходят ли до России западные тенденции, где феминизм, по всей видимости, переживает новый расцвет?

Патриархальные дивиденды

Многие женщины склонны компенсировать неравенство привилегиями, которые дает им статус "слабого пола", отмечает социолог, профессор Высшей школы экономики Елена Рождественская. Например, некоторые могут терпеть сексуальные домогательства на работе, если они гарантируют карьерный рост.

"В патриархатном, традиционном обществе женщина тоже играет в эти игры. Это такая "уловка слабых", - объясняет социолог. - В этой ситуации нельзя применить моральные оценки - что плохо или хорошо. Это просто особенность общества, культурного контекста".

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/25/141025220220_8_march_624x351_rianovosti.jpg
Критики говорят, что 8 марта в том формате, в котором праздник отмечается в России, только закрепляет гендерные стереотипы

При этом "патриархальные дивиденды" зачастую принимают материальную форму.

"Женщины выражают позицию, что то, что они заработали - это их личные деньги, а то, что зарабатывает мужчина, - это семейный бюджет", - приводит пример социолог.

Рождественская называет это "лукавой попыткой усидеть на двух стульях", которая может усилить напряжение в отношениях полов, поскольку мужчины понимают, что ими манипулируют. В ситуации равноправия с мужчиной женщина должна быть готова брать на себя и экономические риски.

Однако многие не считают уступки, которые делаются женщинам, проявлением неравенства.

Так, основатель рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская признается, что ей доводилось манипулировать мужчинами в рабочих условиях, но подчеркивает, что "этим нельзя злоупотреблять".

"У меня пару раз были такие ситуации, когда я что-то очень портила. Я могла сесть и заплакать, а мои коллеги могли мне помочь, несмотря на то, что это не их должностные обязанности. В Европе такая ситуация просто невозможна", - добавила Владимирская.

По ее словам, она считает нормой ситуацию, когда в деловой поездке за ужин платят коллеги-мужчины.

"Мне доступны все современные блага цивилизованной страны, пол для меня не является препятствием к достижению чего-то. При этом мне приятно получать подарки, осознавать, что на работе меня воспринимают как женщину", - говорит она.

"40 смертей в день"

За играми в слабый пол стоит беспощадная статистика - более чем 30-процентный разрыв в уровне зарплат и насилие против женщин.

Политическая активистка и феминистка Изабель Магкоева вообще не считает, что тему оплаты счета за ужин в России сегодня обсуждать актуально.

"Моя позиция сейчас состоит в том, что не стоит концентрироваться на этих символических моментах - подает ли мужчина руку и открывает ли дверь. Наверное, нам всем стоит ограничивать проявления такого бытового сексизма, но я не вижу большой связи символического с реальным", - отмечает она.

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/26/141026010902_domestic_violence_624x351_istock.jpg
38% убийств женщин совершается их мужьями или интимными партнерами, свидетельствуют данные ВОЗ

По данным доклада Всемирной организации здравоохранения, опубликованного в 2013 году, 35% женщин во всем мире становились жертвами физического и/или сексуального насилия. Большинство таких случаев - это насилие со стороны мужей или интимных партнеров.

Статистику домашнего насилия в России найти непросто. В разных источниках со ссылкой на МВД приводятся данные о смерти от 10 до 14 тысяч женщин ежегодно - последнюю цифру для наглядности часто представляют как "40 смертей в день".

Отношение общества к этой проблеме наглядно демонстрирует то, как освещается самая громкая новость последнего времени в российском спорте - обвинение в домашнем насилии российских хоккеистов, играющих за американские клубы.

Многие российские болельщики в соцсетях и журналисты самых читаемых спортивных изданий высказывают мысль, что, даже если спортсмены виновны, они не заслуживают серьезного наказания.

Газета "Спорт-Экспресс" в одной из статей призвал российских спортсменов вернуться на родину, потому что "нахождение на американской земле, с ее придирчивыми законами и бдительными соседями, само по себе большой риск".

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/26/141026001254_varlamov_voynov_624x351_gettyimages.jpg
Дело против Семена Варламова (слева) было прекращено в декабре, а дело против Вячеслав Войнова (справа) прокуратура отправила на доследование

Отдельного закона о предотвращении домашнего насилия в России в настоящее время нет. Власти не могут вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия, а преследовать обидчика в большинстве случаев женщина может только в порядке частного обвинения, то есть самостоятельно собирая доказательства побоев.

В дополнение к этому организации, которые борются с домашним насилием, часто обвиняют российскую полицию нежелании принимать заявления от пострадавших.

Однако как в интервью Би-би-си в прошлом году заявлял представитель МВД, женщины зачастую сами не хотят писать заявление, а просят полицейских просто "попугать" их мужей или партнеров. В итоге дело часто ограничивается "профилактической беседой".

Эта ситуация может уже скоро измениться. Законопроект о профилактике домашнего насилия, вероятно, будет внесен на рассмотрение Госдумы уже в осеннюю сессию, сообщал в июле председатель Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов.

Документ предусматривает передачу случаев семейного насилия из сферы частного обвинения в сферу публичного обвинения: иными словами, заявление жертвы для возбуждения дела будет не нужно.

Активизм в жестком контексте

То, что о феминизме начали говорить в среде политических активистов, представляет собой новую волну в движении за права женщин в России, отмечает социолог Елена Рождественская.

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/22/141022050705_pussy_riot_624x351_gettyimages.jpg
Современным феминисткам приходится существовать в жестком консервативном контексте

"Феминизм [в 90-х годах] из политики утек в академические круги, а в последние лет пять он обосновался в среде активистов, - сказала эксперт. - Это девушки с хорошим образованием, которые вынуждены существовать в очень жестких консервативных контекстах. Они отваживаются на такие провокационные жесты, как это сделали акционисты группы "Война" и Pussy Riot".

Тезис о "жестких контекстах" подтверждает то, что в ходе процесса над активистками из Pussy Riot их приверженность идеям феминизма суд посчитал доказательством мотива религиозной ненависти ( исключенного из приговора, когда активистки уже вышли из тюрьмы).

Участие женщин в активизме окружающие часто пытаются объяснить наличием у них каких-то личных проблем, рассказывает активистка Изабель Магкоева.

"Когда она начинает чем-то таким заниматься, ей начинают говорить: "Что у тебя, проблемы с сексом? Тебе нужно найти мужика"", - объясняет она.

В целом, в России сегодня негативно относятся к понятию феминизм и его общественным проявлениям.

Так, Алена Владимирская говорит, что "абсолютно" не считает себя феминисткой, поскольку в России это слово обозначает "женщину, которая постоянно борется и доказывает свое равенство с мужчиной".

"Мне это не очень нужно, потому что я и так ощущаю себя равной. Но при этом я отлично понимаю и очень благодарна феминисткам - особенно этому движению в начале - за то, что они в принципе сделали для женщин", - подчеркнула она.

Слово на "Ф"

В западных странах еще недавно многие женщины говорили: "Я, конечно, за равные права, но я не феминистка", а само слово в англоязычной прессе иронично называли f-word (по аналогии с нецензурным глаголом на ту же букву).

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/26/141026003019_slut_walk_624x351_gettyimages.jpg
То, как женщина одета, не оправдывает изнасилование, заявляют участники акций протеста Slut Walk, которые проходят во многих городах мира

Однако в последнее время это слово используется все чаще и, как правило, без иронии. И эти тенденции не остаются незамеченными в России.

Феминизму посвящено множество материалов сайта Wonderzine, родственного изданиям Look at Me и The Village, - даже несмотря на то, что он позиционирует себя себя как "сайт для девушек о стиле, красоте и развлечениях".

Дарья Л. (имя приводится в таком виде ее просьбе) создала во "Вконтакте" российский аналог британского проекта Everyday Sexism, пытаясь справиться с собственным опытом сексуального насилия. На этой странице публикуются рассказы пользователей о случаях сексизма в их жизни - от серьезных до самых малозначительных.

По словам Дарьи, ее основная цель - дать возможность людям, столкнувшимся с дисриминацией или насилием, выговориться и убедиться, что они не единственные оказались в такой ситуации. К тому же, по ее словам, страница дает обилие примеров, чтобы доказать существование сексизма тем, кто утверждает, что никогда с ним не сталкивался.

Впрочем, подобные утверждения сегодня звучат в России и в совершенно другом контексте.

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/27/141027132740_girl_hipster_boy_624x351_getty.jpg
Утверждения, что "женщинам придется становится плохими парнями" в России перестали звучать провокационно

В среде образованной молодежи, живущей в крупных городах, часто путешествующей и считающей себя частью глобального мира, порой рассуждают о том, что повседневность стала бесполой. Что интернет и информационное общество нейтрализовали не только феминизм как явление, но в принципе любые проявления гендерных различий.

Некоторые даже берутся винить женщин. Так, обозреватель издания "Сноб" Арина Холина в своем очерке "Женщины и мерзавцы" считает, что именно женщины "вырастили поколение плюшевых мальчиков. Отучили мужчин от агрессии, но не приучили ни к чему другому".

И все же, по мнению социологов, эти тендеции затрагивают лишь небольшую прослойку общества.

"Для тех, кто интересуется, для тех, кто солидаризируется с этой проблематикой, все эти вещи доходят, но они, разумеется, в этой же среде и остаются, - отмечает Елена Рождественская. - Феминизм по-прежнему находится на периферии общественного сознания".

http://www.bbc.co.uk/russian/russia/201 … ow_twitter

0

3

09:29  /  15.10.14

Женщины и мерзавцы

Арина Холина

«Женщины любят только мерзавцев», — написал Сергей Довлатов в книге «Компромисс» в семидесятых годах.

Я воображаю, что мы сидим с ним, например, в ресторане «Дом 12» — и вот он высказывает мне эту мысль сейчас, в октябре 2014-го.

Я хочу спорить. Я не согласна. Я чувствую, что это глупо и старомодно — любить мерзавцев, плохих парней. Вспоминаю историю из Фрейда про бабу, которая решила, что муж ее не любит, потому что не бил уже неделю, и меня это возмущает.

Но я не люблю врать себе (это вульгарно). Поэтому, к огромному сожалению, мне приходится смириться с тем, что женщины действительно любят их. Мерзавцев. Негодяев в любых разновидностях.

По той простой причине, что это сексуально. Наш корявый мир устроен так, что секс — это агрессия. И чем меньше мужчина агрессивен, тем менее он сексуален.

Именно поэтому никого не возбуждают эти новые гуманизированные мальчики, которые плачут, когда едят петрушку, потому что она тоже живая.

Мир стал слишком добрым, но не совсем ясно, что с этим делать. Все тот же Фрейд (нет-нет, я не фанатка, просто у меня вся комната в его портретах) обещал, что западноевропейская культура скоро совсем вытеснит секс как средство достижения счастья из нашей жизни. И мы будем только подавлять и замещать.

В нашем мире это несложно: вместо старого доброго секса у нас появился интернет. Бесконечная информация. Мы тонем в этой бесконечности, мы несемся по ленте Мебиуса в пустой надежде хотя бы увидеть горизонт. Все стало очень быстрым — и мы боимся не успеть, поэтому занимаем себя тысячей вещей, среди которых нет ничего похожего на основные инстинкты. Поэтому, когда мужчина смотрит взглядом «ябейвдул», женщины готовы идти с ним в ближайшие кусты и заниматься сексом без презерватива, так как следующий шанс, может быть, выпадет лет через пять.

Современная западная культура в этом смысле еще хуже религии. Религия запрещает, а культура дает иллюзию, что ты сам делаешь выбор.

Но посмотрите на обратную сторону этой цивилизации, которая превратила нас в почти бесплотных ангелов. Массмедиа предлагают «хороших» серийных маньяков, вампиров, зомби, садомазохистов пятидесяти оттенков. Даже людоедов (вспомним сериал «Ганнибал»). От серий про вампиров уже тошнит, конечно, а последние из них, вроде «Древних»/The Originals, даже не пытаются сочинить внятный сюжет. Они просто набирают красивых молодых людей и девушек, которые все время кого-то убивают в кадре — или ради власти, или ради еды. Неприятно признавать, но это сексуально. Трусы все равно дымятся, когда они сдирают с себя окровавленные футболки. Нам драматически не хватает секса и агрессии, но мы, как нарочно, с каждым годом становимся все более пассивными.

Если пойти в бар в Москве — или в Копенгагене, или в Берлине, — ты напьешься в лоскуты часа на три раньше, чем какой-нибудь молодой человек решится с тобой заговорить. А в Барселоне или в Тель-Авиве, или в Риме не успеешь сказать «ром с колой», как уже получишь десять предложений заняться сексом. Причем тобой еще и будут восторгаться, ты услышишь столько красивых слов, сколько твои отец, муж и любовник, вместе взятые, не сказали тебе за всю жизнь. В Израиле мужчины не бреют подмышки и лобок. Но ты думаешь: да и черт с ними. Зато они ведут себя как мужчины, а не как вялая петрушка.

Видимо, есть что-то жутко неправильное в нашем стремлении к идеальному доброму гигиеническому миру, где нет конфликтов и где базовые инстинкты так завуалированы, что уже не похожи сами на себя.

Людям больше не нужна страсть, не нужен секс — им нужен комфорт. Удобное приятное бытие в мире, где никто не зависит от эрекции. Мужчине все равно, стоит у него или нет, женщина тоже не переживает на этот счет, потому что секс — это утомительно, потно и мокро; и это значит, что нужно оторваться от любимого сериала и снять уютные флисовые треники от Uniqlo.

Я знаю множество людей, которые вообще не занимаются сексом. Или занимаются так редко, что это не считается. Секс стал субкультурой. Его можно найти только в гей-клубах (но для этого лучше быть геем — хотя мне иногда кажется, что натуралов надо водить на гей-вечеринки, чтобы напомнить о значении секса в жизни человека) или в секс-клубах, или на закрытых секс-вечеринках. И геи не стыдятся говорить о сексе, причем не намеками, а физиологично. Это, кстати, совсем табуированная тема для гетеросексуалов — она вызывает смущение или даже осуждение.

Культура и цивилизация — это, конечно, прекрасно. Культура сделала нас более здоровыми, менее вонючими и даже чуть более добрыми. Но она не должна уничтожать в нас человеческое. А секс, агрессия, наши недостатки и пороки — это тоже человеческое. И мы никуда не можем от этого деться, потому что такова наша природа, которую не успокоить мастурбацией на онлайн-порнушку.

Вот я смотрю на друга моего отца, художника, который уже стар и болен, но все равно зажигается, если видит красивых девушек. Может, он льстит себе, играя в соблазнителя, но мне лично это приятнее, чем кастрированная вежливость современных мужчин.

— Знаешь, все дело в том, что в нашей странной культуре есть знак «равно» между «плохо» и «сексуально», — ответила бы я Довлатову. — Это такая ловушка, где мы все застряли. Ты сексуальный, только если ты плохой. Кто там был популярен в течение последних ста лет? Разбойники, байкеры, гангстеры, рокеры, вот сегодня вампиры. Кто свободен от культурных клише, кто готов убивать, тот и сексуальный. У девочек мокнут джинсы. Иногда, согласна, это просто подонки и дебилы, и хамские мачо. Мерзавцы. А тупость в том, что «хорошие» — они сейчас стали настолько хорошими, что не посмеют тебя трахнуть, даже если ты им вагину на голову натянешь.

— Это ты сказала, — возможно, заметит Довлатов.

Теперь мне кажется, что это женщины во всем виноваты: придумали себе образ идеального мужчины без яиц и члена и сами же страдаем. Вырастили поколение плюшевых мальчиков. Отучили мужчин от агрессии, но не приучили ни к чему другому. Мы ведь хотели, чтобы нас уважали и чтобы все было «правильно». А добились, что все стали «женщинами». Поэтому все вокруг ходят с унылыми лицами и жалуются, что у них год не было секса.

Теперь, наоборот, женщинам придется становится плохими парнями, которые соблазняют, уговаривают и врут и которым нужен секс ради секса, а не ради розовых иллюзий и надежд на безоблачное счастье «пока смерть не разлучит». Хотите секса — становитесь «плохими парнями». Возможно, даже мерзавцами.

http://www.snob.ru/profile/9723/blog/82244

0

4

Сексизм: в центре внимания на Западе, но не в России

Ольга Слободчикова

Русская служба Би-би-си

23 октября 2014

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/625/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/22/141022044800_emma_watson_ban_624x351_afpgetty.jpg
Эмма Уотсон, назначенная послом доброй воли ООН по делам женщин, призвала мужчин бороться за равноправие полов

Малала Юсуфзай получает Нобелевскую премию мира за борьбу за права девочек на образование, актриса Эмма Уотсон выступает в ООН с речью о равноправии, запись которой собирает миллионы просмотров в YouTube, а британская королева награждает Анджелину Джоли за помощь жертвам сексуального насилия в конфликтах.

Тема прав женщин в последнее время вновь на слуху.

Последний крупный скандал, получивший название "геймергейт", связан со стереотипным изображением женщин в компьютерных играх: количество угроз расправы, которые получила решившая бороться с этим журналист Анита Саркисян, заставило говорить о том, что и проблема сексизма на Западе актуальна до сих пор.

В свою очередь в России - стране, которая после 1917 года вышла на передовую, раньше многих других стран гарантировав женщинам ряд гражданских прав, - власти все чаще прибегают к консервативной риторике, а глава РПЦ называет феминизм "опасным явлением".

Согласно международным рейтингам, по уровню равноправия полов Россия находится далеко не в авангарде, занимая места в пятом или шестом десятке.

Это противоречит тому, как ситуацию оценивают сами россияне: по данным соцопросов, большинство считает, что женщины и мужчины в их стране пользуются равными правами.

По выражению профессора Высшей школы экономики, социолога Елены Рождественской, феминизм в России находится "на периферии общественного сознания".

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/22/141022204022_anti_sexism_rally_624x351_gettyimages.jpg
Хотя показатели равноправия в России ниже, большинство женщин не считают, что им надо за что-то бороться

Говорит ли это о том, что проблема гендерного неравенства и сексизм как его проявление неактуальны в российском обществе? Как к этим вопросам относятся сами женщины?

В первом из трех материалов речь пойдет о проявлениях сексизма в общественно-политической жизни.

Разные режимы и разное отношение

По словам Елены Рождественской, российское общество остается патриархальным, но в нем наблюдается несколько "гендерных режимов". Так, уровень и характер сексизма в корпоративной сфере или в политике будет отличаться от того, что можно встретить на улице или в магазине.

По данным открытых источников, крупные социологические агентства в последний раз задавали россиянам общий вопрос о правах мужчин и женщин в 2009 году. Тогда опрос ВЦИОМа показал, что, по мнению 58% респондентов, мужчины и женщины в России пользуются равными правами.

При этом мужчины больше уверены в равноправии - 63% по сравнению с 53% опрошенных женщин. Женщины чаще склонны считать, что у них меньше прав, - такой точки зрения придерживаются 33% респонденток (и только 23% мужчин).

Всероссийских опросов о том, как часто женщины сталкиваются с дискриминацией по половому признаку, в последние годы не проводилось. Однако статистика указывает на присутствие такой дискриминации: по данным Росстата за 2011 год, средняя зарплата женщин в России составляет лишь 64% от зарплаты мужчин.

В рейтинге Global Gender Gap Index ("Мировой индекс гендерного неравенства"), который готовит организация "Всемирный экономический форум", Россия занимает 61 место из 186 стран, причем ее позиции в рейтинге постепенно ухудшаются. В другом рейтинге гендерного неравенства, который составляет Программа развития ООН, Россия занимает 52-е место.

Допустимый уровень сексизма?

"Я девушка, я не хочу про политику, я хочу свой телеканал!" - гласил один из рекламных щитов телеканала "Ю", заполонивших московское метро в прошлом году. Другие билборды извещали, что девушки также "не хотят" про футбол и про бандитов.

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/22/141022193743_alfa_ad_624x351_alfainsurance.jpg
В "АльфаСтрахование" эту рекламу называют юмором, но гендерологи видят в ней сексизм

В конце 2013 - начале 2014 года волну возмущения вызвала реклама автомобильного страхования со слоганом "Купил японку (немку, американку, кореянку, чешку) – застрахуй ее без церемоний (быстро и без прелюдий, по-джентельменски и т.д.)", где вместо машин производства разных стран были представлены девушки в национальных костюмах.

О том, что эта реклама оскорбительна для женщин, заявляли эксперты по гендерным исследованиям, сообщества феминисток, а также многочисленные пользователи соцсетей. В руководстве "АльфаСтрахования" отвергли претензии в свой адрес, заявив, что реклама содержит в себе юмор, который не нарушает законов и приличий.

Федеральная антимонопольная служба, в которую поступило несколько жалоб, в том числе от профессора Рождественской и ее студентов, в этом споре заняла сторону страховой компании.

"Мы превратили это в некоторый тест на то, как оценивают уровень сексизма государственные органы. Мы объяснили доступными нам академическими терминами, что это реклама сексистская. Ответ антимонопольной службы заключался в том, что здесь сексизма нет. Мы поняли, что эта ситуация - нормальная, что этот уровень сексизма допустим", - говорит социолог.

По словам эксперта, этот случай показывает контрасты российской публичной жизни: власти озабочены защитой детей от вредного контента и оскорблением верующих, но в сфере рекламы даже явные призывы к сексуальной распущенности не вызывают противодействия.

Жириновский и Дума

Сексисткие заявления зачастую остаются безнаказанными и политической среде.

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/22/141022042731_tereshkova_624x351_gettyimages.jpg
Депутаты-мужчины в Госдуме нередко проявляют показную галантность к коллегам-женщинам

В апреле депутат Госдумы Владимир Жириновский неожиданно, отвечая на вопросы журналистов, стал выкрикивать оскорбления в адрес корреспондента информагентства "Россия сегодня", спросившую его о возможном ответе российских властей на ограничение въезда на Украину россиян призывного возраста.

По непонятным причинам Жириновский сравнил журналистку со скандальным украинским политиком Ириной Фарион, сказал, что у них обеих "бешенство матки", а также предложил своему помощнику "начать ее [журналистку] жестко насиловать".

Ситуацию усугубил тот факт, что журналистка была беременна и через несколько часов была госпитализирована. Через два дня после скандала Жириновский извинился за то, что "немножко грубо поговорил", особо подчеркнув, что не сразу заметил факт беременности девушки.

Думская комиссия по этике даже не стала лишать его права выступать на пленарных заседаниях.

Консервативная риторика в вопросах прав женщин остро представлена в Госдуме, причем одним из главных ее проводников выступает глава комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Впрочем, далеко не все идеи, получающее большое внимание в Думе, воплощаются в жизнь.

Так, концепция государственной семейной политики, которая была утверждена в конце августа, серьезно отличается от резонансного проекта, предложенного ранее Мизулиной.

В нем, в частности, предлагалось законодательно ограничить аборты и заклеймить их как "акт ненависти" к детям. А тот факт, что матери-одиночки получают пособия, а полные семьи - нет, "формирует искаженное представление о семейном благополучии", - утверждалось в документе.

Экономист Наталья Зубаревич тогда отметила в эфире телеканала "Дождь", что президент России Владимир Путин не мог пойти на серьезные ограничения прав женщин, поскольку они составляют большинство его электората.

Женщина-президент?

Россия занимает лишь 94-е место в мире по числу женщин в парламенте, свидетельствуют данные Global Gender Gap Index.

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/22/141022205852_female_presidents_624x351_gettyimages.jpg
В настоящее время женщины стоят во главе трех стран Латинской Америки - Аргентины, Чили и Бразилии

Из 450 депутатов Госдумы женщины составляют около 13%. Российское правительство, где из 32 двух человек только две женщины - заместитель премьер-министра Ольга Голодец и министр здравоохранения Вероника Скворцова, занимает в рейтинге 63-е место.

По данным опроса "Левада-центра", проведенного в канун 8 марта этого года, в целом 68% процентов россиян положительно относятся к участию женщин в политике. Однако если посмотреть отдельно позиции мужчин и женщин по этому вопросу, статистика показывает диаметрально противоположные мнения.

Если среди опрошенных женщин 82% высказались одобрительно, то среди мужчин такой ответ дали лишь чуть больше половины опрошенных - 53%. 40% российских мужчин отрицательно относятся к участию женщин в политике, и всего 24% хотели бы увидеть женщину во главе государства (по сравнению с 61% женщин).

Советские корни недоверия

Доля женщин в правящей элите СССР была невысока, и сложилась негласная традиция, согласно которой "женской" считалась социальная сфера. Политика, промышленность, международные отношения, тем более, силовой блок, оставались почти чисто мужскими, отмечает обозреватель Русской службы Би-би-си Артем Кречетников.

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/590/amz/worldservice/live/assets/images/2014/10/22/141022211720_furtseva_624x351_rianovosti.jpg
В современном массовом сознании закрепилась уверенность, что Фурцева была несчастной женщиной

"В советской России эта тема была чуть ли не дежурной для власти. Вот сидят сонные доярки и женщины от станка в органах власти. Наверняка, у них какая-то власть складывалась, но их реальное участие в политике было минимальным", - в свою очередь объясняет социолог Елена Рождественская.

Среди 229 человек, с 1917 по 1991 год входивших в политбюро и секретариат ЦК, женщин было лишь семь, и никто из них заметной роли не играл. Самая высокопоставленная и известная - секретарь ЦК, а впоследствии министр культуры Екатерина Фурцева.

Фурцева 14 лет руководила творческой интеллигенцией, которая прозвала ее "железной леди ЦК". Многие упрекали ее в недостаточной для ее поста образованности (широко известен анекдот, в котором Фурцева якобы не знала, кто такой Пикассо). Однако та же самая претензия могла быть высказана ко многим государственным деятелям того времени.

И все же выходившие в последние годы книги о ней, а также сериал "Фурцева. Легенда о Екатерине" концентрировались не на ее политической деятельности, а отношениях с мужчинами.

Тот факт, что Фурцева была разведена, в них использовался как подтверждение стереотипа о том, что большой профессиональный успех для женщины возможен только ценой "личного счастья".

http://www.bbc.co.uk/russian/society/20 … a_politics

0