Москва некрасива и для жизни малопригодна

Мария Денисова

http://slon.ru/upload/iblock/9c1/9c189f787c78e2fa894e8d9fd4dae878.jpg

В середине июля в институте «Стрелка» Ян Гейл, архитектор и консультант по городскому дизайну из Копенгагена, основатель компании Gehl Architects, представил свое исследование «Москва. На пути к лучшему городу для жизни», проведенное в 2013 году. Заказчиком работ выступило столичное правительство. Гейл рассказал о проблемах, существующих в нашем городе, и дал рекомендации по их решению. Slon приводит сокращенный вариант доклада эксперта.

Я буду говорить о городах, пригодных для жизни в XXI веке. Моя стратегия заключается в разработке городской планировки, удобной и комфортной для людей, в особенности для пешеходов.

50 лет назад, в 1960-е годы, города стали строить по-новому. В те годы мы не понимали: то, как ты строишь город, очень сильно влияет на уровень жизни в нем. Один из основных моментов – пригодность пространства для пешего передвижения, а на данный момент многие города переполнены, перенасыщены машинами. С течением времени изменились наши нужды, нам необходим отдых и социализация, возможность гулять и передвигаться на велосипедах. Поэтому первостепенной важностью обладает продумывание транспортной системы городов.

Недавно я прочитал, что сегодня убийца номер один в мире – это не курение, а ожирение. Люди погибают от того, что не получают достаточной физической нагрузки.

Нужно создавать не такие города, где совершенно спокойно можно не двигаться вообще. Важны пространства, которые бы подталкивали горожан к определенной ежедневной физической нагрузке.

Люди, двигающиеся каждый день, не нуждаются так остро в системе здравоохранения, они меньше ходят по врачам, продолжительность их жизни увеличивается. Вот поэтому мы пытаемся вытащить современное общество из машин и заставить ходить пешком!

Сегодня один город за другим начинает применять новую парадигму: она предусматривает как раз меры по созданию условий для пешего передвижения и езды на велосипеде. Мы видим, что города больше не конкурируют по критерию количества машин, эти параметры ушли, теперь это никому не интересно. Они начинают соревноваться в другом, в частности, в качестве жизни. Каждый год 3–4 журнала публикуют список самых комфортных для жизни городов в мире. Я очень рад, что мой родной город, Копенгаген, находится на первой строчке. А на втором месте – Мельбурн, где я был ведущим консультантом. В рейтинге нет ни одного города Южной Америки, Африки и, увы, России.

В Москве человеку некуда деться

В первый раз в России я побывал в декабре 2011 года. Меня пригласили на урбанистический форум. Сергей Собянин дал мне и моей команде поручение провести соответствующее исследование общественных пространств Москвы и выработать определенные рекомендации. Мы решили работать «внутри» города – на участке, обрамленном рекой. Если посмотреть на Нью-Йорк, Лондон, Париж, можно увидеть, что центр приблизительно тех же размеров, в среднем 20 кв. км. Мы решили подходить селективно – рассматривать типические улицы, типические площади для того, чтобы распознать общие проблемы.

У Москвы очень большой потенциал, она пронизана потрясающей историей, характером. У вас есть каналы, река, достаточно большое количество зеленых пространств. Мне очень понравилась структура города – кольцевая и радиальная, разнонаправленные векторы. Четкое, понятное строение, похожее на парижское. Кроме того, сохранилось достаточно много старых зданий. Довольно компактный город, широкие бульвары, проработанная система метро. Однако все заполнено транспортом. Многие площади, улицы, здания уже просто невозможно разглядеть из-за обилия машин.

    Пешеходы

Существует всего несколько городов, где к пешеходам относятся так же плохо, как в Москве. Пешеходы не являются приоритетом. Складывается впечатление, что российской столицей правит транспорт. Хочется гулять по городу, пересекать улицы там, где это удобно. Должна быть возможность комфортно передвигаться и у людей в инвалидных колясках, у детей; необходимо говорить и слышать друг друга на улицах.

Во всех городах, которые мы изучали, большая часть населения – пешеходы, велосипедисты.

В обычный рабочий день летом через Тверскую проходит 19 тысяч человек. В других мегаполисах, меньше Москвы, например в Лондоне, по центральной улице ежедневно передвигается более 100 тысяч.

Зимой на Тверской вообще никого нет. Почему люди не ходят? В течение многих лет их приучали не ходить, не гулять по Москве. Жители города просто сдались.

    Метро

Они – под землей, в метро. В Москве прекрасный метрополитен! Но метро очевидно перегружено. Мы должны удержать людей «на поверхности». Зоны вокруг метро переполнены, там огромные толпы, но если посмотреть на улицы, отдаленные от станций метро хотя бы на 200 метров, – пешеходов там практически нет. Между станциями метро не передвигаются человеческие потоки.

В других городах, особенно летом, люди в свободные часы любят прогуливаться по улицам, но в Москве такого нет. Горожане проходят по улицам только потому, что им приходится делать это, чтобы добраться до какого-то места.

    Подземные переходы

Если вы хотите перейти дорогу в Москве, вам нужно спуститься в подземный переход и вновь подняться на поверхность. Такие переходы были повсеместны в Европе в 1950–1970-е годы, однако от этого уже давно отошли.

Люди ненавидят ступеньки, они ненавидят спускаться и подниматься, они должны оставаться на поверхности!

В Санкт-Петербурге, например, подземных переходов вообще нет, поскольку там слишком влажная и болотистая местность. И поэтому на Невском в пять раз больше людей, чем на Тверской. По Санкт-Петербургу передвигаться намного проще.

Чтобы перейти дорогу в районе метро «Маяковская», вам нужно пройти вверх, перейти по подземному переходу и вернуться обратно. Это не слишком мило по отношению к пешеходам!

    Места для отдыха

В Москве очень мало мест для отдыха. Ты ходишь и ходишь, устаешь, но тебе негде присесть передохнуть. Даже на главной пешеходной улице Москвы – Арбате – практически нет скамеек. Кроме того, в Москве очень мало открытых кафе, веранд. В Мельбурне, для сравнения, более 1000 открытых кафе.

    Визуальный ряд

В прошлом году, когда мы начали изучать город, мы обнаружили, что в Москве достаточно низкое качество визуальной среды. Москву портит так называемый визуальный ряд – бесчисленное множество безвкусных реклам, баннеров, билбордов, вывесок, знаков.

    Места у воды

У вас очень много водных пространств, но извлекаете ли вы достаточную выгоду из них? Обычно вблизи рек в городах строят различные места для отдыха, для проведения свободного времени. В Москве, за исключением небольшой части парка Горького, все набережные – это дороги и парковки (93%). Если мы посмотрим на Лондон, Нью-Йорк, Париж, то увидим, что жители имеют открытый доступ к воде.

В каких направлениях следует работать

    Озеленение
    Активное использование водных ресурсов и пространств у воды
    Решение проблемы перенасыщения автомобилями
    Создание лучших условий для велосипедистов (системы велосипедных дорожек) и пешеходов
    Система наземного транспорта должна дополнять метро, брать на себя часть нагрузки

Но стоит отметить, что даже за последний год уже произошли изменения в лучшую сторону. Стало меньше парковок в центре города. То, что было парковкой, сегодня –пешеходные зоны. Огромное количество рекламы было убрано с улиц.

Я понимаю, что начало положено. Я вижу, что многие в Москве уже готовы двигаться, менять свой город.

Примеры городов, наиболее комфортных для жизни

Копенгаген. Копенгаген начал «опешеходиваться» (pedestrianize) 50 лет назад. И он каждый день меняется к лучшему. Копенгаген точно так же был переполнен машинами, а сейчас – это город для пешеходов, для людей.

Каждый год мы убираем определенное количество парковок. По всему городу построены велосипедные дорожки. Практически 40% людей передвигается на велосипедах, причем даже зимой. Не так давно выделенную на велосипедные дорожки полосу удвоили. Даже члены правительства ездят на велосипедах.

Мельбурн. Я работал в Мельбурне начиная с 1990-х годов. За это время произошло серьезное улучшение качества жизни. Везде были посажены деревья. Прекрасное оформление, уличная мебель – все это для того, чтобы люди гуляли по городу. Сейчас Мельбурн практически как Париж.

Нью-Йорк. По приказу мэра Нью-Йорка ряд улиц и площадей был закрыт для автомобилистов по воскресениям (Бродвей, Таймс-сквер). Когда такая политика начала проводиться, мэр заявил: «Не волнуйтесь, это всего лишь эксперимент!» А затем, через полгода, он вышел к жителям и сказал, что все так и останется. Сегодня часть Бродвея и Таймс-сквер отданы пешеходам.

http://slon.ru/calendar/event/970005/