Эпоха застоя вернулась
В 2013 году российская экономика погрузилась в глубокую стагнацию
Бывший министр экономического развития, а ныне помощник президента Андрей Белоусов еще в апреле предупреждал, что если не будут приняты срочные стимулирующие меры, то ВВП уже осенью покатится по наклонной. Правда, потом он смягчил свою позицию. Однако от этого российская экономика не выздоровела. Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач признал, что первые полгода продемонстрировали «нулевой рост». То есть речь идет о стагнации, или застое. А ведь до самого последнего времени власти уверяли, что в отличие от еврозоны, погрязшей в долговом кризисе, наш ВВП медленно, но уверенно идет вперед.
Минэкономразвития должно в понедельник представить очередной мониторинг социально-экономического развития. На этот раз за июнь и в целом за первые полгода. Накануне главный правительственный прогнозист, заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, прокомментировал ряд ключевых показателей макроэкономического обзора.
Картина вышла мрачной.
По данным Клепача, рост ВВП в июне составил всего-то 1,5% в годовом выражении, за первые шесть месяцев 1,7%. Хотя в первом квартале зафиксировали 1,6%, во втором — 1,9%. То есть ускорение вроде бы есть. И достичь прогнозируемых Минэкономразвития 2,4% роста за весь 2013 год вполне реально. Собственно, Клепач мог на этом и завершить анализ. Но продолжил.
На самом деле с учетом сезонности и календарных факторов ВВП с января топчется на месте. Никакого роста просто нет. Более того, промышленность в апреле-мае вообще демонстрировала спад. А инвестиции пикируют вниз все прошедшие полгода. Особенно удручающая ситуация с ними сложилась в июне.
«Если говорить об инвестициях, то июнь, конечно, стал рекордным месяцем с точки зрения провала. Росстат дал оценки год к году — минус 3,7%, с учетом сезонного и календарного факторов наша оценка — минус 2,4%», — признался замминистра экономического развития. За все полгода инвестиции упали на 1,4%.
Окончательный диагноз от Клепача: «У нас идет инвестиционный спад». В чем помимо прочего виновато строительство, которое, например, в июне «резко провалилось».
И это далеко не все пессимистические новости. Три месяца подряд растет безработица, вернувшись к уровню февраля-марта 2012 года — 5,7%. Не растет средняя зарплата и доходы населения. Продолжается бегство капиталов, остановить которое власти обещали еще в прошлом году. По оценке ЦБ, за первые шесть месяцев отток превысил приток на $38,1 млрд (правда, во втором квартале бегство немного замедлилось). Поэтому Клепач заявил, что прогноз его ведомства по бегству капиталов в 2013 году будет пересмотрен с нынешних $30 млрд до $50 млрд.
Одна из главных причин застоя российского ВВП — нефтегазовая «игла», на которую, несмотря на все правительственные увещевания, он все больше подсаживается. Бросается в глаза тот факт, что замедление темпов роста переросло в стагнацию именно на фоне падения стоимости экспорта. Физические объемы достигли потолка. Поэтому даже небольшое падение энергоцен неизбежно ведет к падению стоимостных объемов всего экспорта.
Импорт же, наоборот, растет, подавляя отечественную обрабатывающую промышленность.
Так можно докатиться и до экономического спада, как и прогнозировал Андрей Белоусов. Впрочем, Андрей Клепач сохраняет оптимизм. Он считает, что июнь станет последним месяцем в инвестиционной яме.
Однако правительство не предъявляет реальных рычагов, которые не допустят провала. Единственно, что предпринято, так это решение ЦБ рефинансировать кредиты стратегических предприятий. Это даст им возможность вновь занимать крупные средства на рынке. Видимо, это может все-таки хоть как-то встряхнуть российский ВВП.
материал: Константин Смирнов
Из выпуска от 22-07-2013 рассылки «Московский Комсомолец - экономика»