Рекрутер не оценивает вашу профпригодность — он оценивает лично вас! Еще раз о том, откуда берутся «девочки-рекрутеры»
Соискателю
Дорогой соискатель, мы знаем, как тяжело вам читать наши советы, когда работа не ищется, денег не хватает, жизнь дорожает и прочее, прочее, прочее… Мы знаем, как вам сложно искать работу, но, пожалуйста, дайте нам шанс помочь — прочтите эту статью внимательно и хоть на секунду представьте, что мы таки правы.
«Как эти глупые девочки могут меня оценивать!» Редкий рассказ отвергнутого кандидата о беседе с кадровиком обходится без такой фразы и взрыва эмоций вслед за ней. «Девочка» при этом может быть любого возраста и даже пола. Если кандидату отказали, вину проще всего возложить на сотрудника HR-службы, который вел собеседование. Нет, а на кого же еще?! Они тут все непрофессионалы! Если мысли о «гадких девочках» никогда не посещали вашу светлую голову, вам стоит завершить чтение этой статьи, потому что у вас все и так будет хорошо, так как вы умеете видеть бревна не только в чужом глазу. Ну а если нет — читайте дальше…
Если приступы гнева после собеседования вы обращаете исключительно на кадровика/рекрутера/«девочку», попробуйте отключить эмоции и задействовать логику. Чего хочет соискатель? Получить работу. Какая самая заветная мечта у кадровика? Закрыть наконец все вакансии в компании, чтобы каждый сотрудник работал на своем месте долго и счастливо. Получается, что цель у вас с этой «девочкой» — одна, а раз так, давайте не тратить силы на бесполезную борьбу, сделаем несколько шагов навстречу взаимопониманию.
Шаг первый: давайте прекратим упрекать кадровиков в некомпетентности
Что эти «гуманитарии» могут смыслить в марках стали, написании программного кода или тонкостях юриспруденции, думаете вы? А они и не должны! Кадровик не экзаменатор, он не оценивает профессиональные знания кандидата, а прежде всего проверяет, впишетесь ли вы в структуру компании. Эйчары ищут не абстрактно лучших, а лучше всего подходящих — разница огромная.
Иногда даже самый «профессиональный профи» имеет все шансы с ходу «войти в клинч» с коллегами и начальством просто потому, что по стилю поведения он чужой. Опытный рекрутер видит это сразу, неопытный учится на своих ошибках. Соискателю, как человеку со стороны, такие подводные камни просто не видны, поэтому мы начинаем мучительно искать, в чем же причина отказа.
Лучше, конечно, если эйчар сам скажет всё кандидату честно и прямо. Но и соискателю не стоит приписывать кадровику тайных умыслов и чрезмерных полномочий. Собеседование со специалистом эйчар-службы — это своего рода углубленный фейс-контроль на входе в компанию, не более того. Но и не менее.
Шаг второй: давайте прекратим упрекать кадровиков в бестактности
Как же на собеседовании нас возмущают слишком личные вопросы, ужасные глупые тесты и прочее! И снова разница в подходе: мы воспринимаем это как вторжение в личные границы, излишнее любопытство, психологические игры, кадровику же просто нужно оценить внимательность кандидата, реакцию, умение принять правила игры или вежливо из нее выйти. Эйчар не Святой Петр с ключами у ворот рая — персона соискателя со всеми ее заслугами и грехами важна ему как часть персонала фирмы, и только. Все прочее — и плохое, и хорошее — только «для справки». Опытные эйчары находят способ максимально тактично объяснить это претенденту, иначе не избежать горьких «чисто личных» обид. Но опытных, признаем, не на всех хватает…
Шаг третий: давайте учиться договариваться!
Фильм «Белое солнце пустыни» снимали задолго до появления в обиходе слова «рекрутинг», однако обеим сторонам не лишне вспомнить, почему товарищ Сухов добился успеха в переговорах со старым таможенником, а второй проситель с треском вылетел в окно – «у него гранаты не той системы»! Умение сохранять достоинство и спокойствие, прямо задавать вопросы и откровенно на них отвечать необходимо обеим сторонам, заинтересованным в заключении трудового контракта. А вот склонность к взаимным обвинениям и упрекам, настороженность и агрессия – точно нет. У рекрутера и соискателя действительно общая цель: они союзники, а не враги и даже не соперники. Совместными усилиями можно достичь очень многого. А нужна для этого самая малость: умение слушать и слышать, уважать и понимать друг друга.