Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Муки выбора: на кого пойти учиться?

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Муки выбора: на кого пойти учиться?

http://www.dw.de/image/0,,16939110_303,00.jpg

Кем быть? Этот вопрос мучает многих абитуриентов. При выборе профессии можно ориентироваться на зов сердца, мнение родителей или будущую зарплату. Но что важнее?

Не так уж и много счастливчиков, которые с детства знают, кем хотят стать. Остальным же приходится помучиться с решением. Выбирая будущую специальность, молодые люди ориентируются на собственные увлечения, пожелания семьи, ситуацию на рынке труда. Немецкие консультанты по вопросам карьеры объясняют, на что действительно стоит обращать внимание.

Следуй за мечтой

Первое, с чего обычно начинают выбор специальности - это определение собственных интересов и способностей. В консультационном центре Бременского университета абитуриентам советуют ответить для себя на простые вопросы: чем вам нравится заниматься в свободное время? какие предметы в школе давались легче всего? Разобраться в своих предпочтениях помогут и специальные онлайн-тесты, которые предлагают многие немецкие университеты.

http://www.dw.de/image/0,,16939125_404,00.jpg
Хобби не всегда стоит превращать в профессию

Впрочем, у призывов следовать зову своего сердца хватает критиков. "Если вы увлекаетесь психологией, то вовсе не обязательно изучать ее в вузе. Интерес к предмету - необходимое, но не единственное условие. Выбор факультета зависит от профессии, которую вы хотите получить. А если вас интересует психология в целом, то лучше читайте соответствующие книги в ванной", - цитирует издание Spiegel Online эксперта по вопросам карьеры Уту Глаубиц (Uta Glaubitz).

Действительно, трудовые будни могут иметь мало общего с представлением выпускника школы о профессии. Та же работа психолога связана с заполнением множества бумаг. Так что стоит как можно больше узнать о предстоящей деятельности заранее. Пообщайтесь с представителями выбранной специальности, устройтесь на подработку или практику, ведь даже будучи, скажем, курьером в аптеке, вы сможете лучше понять, подходит ли вам работа фармацевта.

Семейные страсти

"Мои родители хотели, чтобы я выбрала творческую профессию, так как вся семья связана с творчеством, и они не представляют, что меня может интересовать что-то другое. Но я решила стать программистом, хотя папа до сих пор не может с этим смириться", - поделилась с DW 17-летняя абитуриентка Евгения.

Именно мнение родителей обычно становится основным мотивом выбора профессии, убеждена консультант по вопросам трудоустройства Свенья Хоферт (Svenja Hofert). Причем здесь есть два пути: "Либо мы делаем то, что от нас ожидают родители, либо ровно наоборот. Но влияние родительского мнения в обоих случаях одинаково сильно", - пишет она в своем блоге.

Конечно, близкие плохого не пожелают. Тем не менее, их рекомендации - не всегда лучший ориентир: представители старших поколений часто не имеют понятия о новых специальностях, уверена Свенья Хоферт.

http://www.dw.de/image/0,,16939116_404,00.jpg
Брат хорошо зарабатывает? Ваша карьера предопределена!

Еще одной причиной необъективности "семейного совета" может стать опыт кого-то из членов семьи. Мама мечтала стать врачом? Так почему бы этим не заняться дочке? Старший брат - успешный бизнесмен? Младший должен повторить его успехи! У папы строительная фирма? Сын продолжит семейное дело! Вот и выходит, что тот, кто мечтал пойти в актеры, выбирает бухгалтерию, чтобы не разочаровать родных.

Все профессии нужны?

Нередко растерянные выпускники школ решают, что лучше получить надежную специальность, с которой без работы не останешься. Сам по себе этот подход не плох, только вот слишком многие выбирают одно и то же: по данным Федерального статистического ведомства, в Германии который год лидируют экономические и юридические специальности. В итоге "безотказный вариант" превращается в проблему: после окончания вуза за вакансию придется сражаться с множеством конкурентов.

Бывает, что абитуриент хочет получить "серьезное" образование для подстраховки, рассчитывая заняться в будущем чем-то другим. "Сегодня работа с компьютерами и интернетом имеет множество форм, и, может быть, позже я выберу что-то более творческое, чем просто писать коды. Но для начала хочу получить математическую базу, которая необходима для всех подобных специальностей", - объясняет свой выбор Евгения.

Но у такого подхода есть и обратная сторона. Скажем, если вы хотите снимать кино, то нет смысла становиться юристом. Если через много лет вы все-таки решите работать по специальности, полученные знания уже устареют, так что учиться, возможно, придется заново. В то же время, например, для журналиста это может стать дополнительным козырем: журналистского опыта можно набраться, проходя практику во время каникул, а юридическое образование даст узкую специализацию для работы в СМИ.

Всех денег не заработать?

А что насчет денег? "Молодые люди ориентируются в первую очередь на свои интересы и ситуацию на рынке труда. А будущая зарплата играет меньшую роль", - рассказал в интервью DW пресс-секретарь Федерального агентства по труду Пауль Эбзен (Paul Ebsen). Тем не менее, поинтересовавшись денежным вопросом заранее, можно набросать и план дальнейших действий.

"Зарплата всегда зависит от квалификации, скажем, от того, есть ли у вас степень магистра или кандидата наук. Либо от специализации: у адвоката, прокурора, судьи или чиновника зарплаты разные, хоть они все и изучали юриспруденцию", - комментирует Пауль Эбзен.

Простых рецептов для выбора специальности нет. Взвешивая все "за" и "против", каждый должен решить сам, что именно для него важнее - самореализация, стабильная работа или высокий доход.

    Дата 11.07.2013
    Автор Екатерина Крыжановская
    Редактор Татьяна Вайнман

http://dw.de/p/195p0

0

2

Зри в корень: онлайн-тесты для профориентации

http://www.dw.de/image/0,,16428150_303,00.jpg

Владеете немецким, решили учиться в Германии, а вот кем быть, пока не знаете? Специальные онлайн-тесты помогут определиться с выбором профессии и найти соответствующий вуз.

Рейтинги, ситуация на рынке труда, примеры знакомых… Все хорошо, но как же быть с собственными интересами и способностями? Зри в корень! - этого принципа придерживаются специальные онлайн-тесты: они помогают выбрать профессию по душе и найти подходящее направление в немецких университетах. Такой бесплатный сервис в Германии предлагают многие вузы, исследовательские институты, правительства земель и Федеральное агентство по труду. Тесты предназначены выпускникам школ, которые не решили, чем заниматься в будущем, либо, напротив, хотят убедиться, что выбранная специальность им подходит. Единственное условие - знания немецкого языка.

15 минут на главное решение в жизни

Итак, поехали! Управлять машинами в цеху или консультировать проблемные семьи - что вы предпочтете? Ваши подруги поссорились: одна считает, что интереснее работать секретарем, а другая - менеджером. Чье мнение вы разделяете? Ускоряемся: выберите второе наибольшее число из пяти. У вас три секунды… следующее задание!

Веселые картинки, небольшие видеосюжеты, компьютерные игры - создатели тестов проявили фантазию, чтобы не дать школьникам заскучать. Впрочем, главное здесь - явно, не форма, а содержание.

http://www.dw.de/image/0,,16446559_401,00.jpg
Тест StudiFinder: для тех, кто знает, кем хочет стать, и тех, кто пока не определился

Например, StudiFinder помогает выбрать будущую профессию с учетом склонностей, интересов, привычного способа организации труда и взаимодействия с другими людьми. Через 15 минут интенсивного мозгового штурма на экране появляется внушительный список из 80 направлений: от музыки и архитектуры до иудаистики и нанонаук.

Наиболее подходящие абитуриенту сферы деятельности находятся вверху списка, наименее - внизу. Напротив каждой из них есть опция, позволяющая найти вузы, где есть соответствующая специальность. Правда, все они будут в Северном Рейне-Вестфалии: StudiFinder разработан по заказу министерства инноваций, науки и исследований этой земли и, соответственно, рекомендует только местные государственные университеты.

Чей тест, того и специальность

Подобный принцип - предлагать участникам лишь собственные учебные программы - используется и в вузовских онлайн-тестах. "То, что мы бесплатно предоставляем такую услугу, показывает абитуриентам нашу заинтересованность в них", - отметил в беседе с журналистом DW профессор Хайнрих Воттава (Heinrich Wottawa), разработчик теста Borakel Рурского университета в Бохуме (Ruhr-Universität Bochum).

Кстати, за уши результат не притягивают: если по окончании теста ни одна из специальностей абитуриенту не подходит, ему предлагают поискать подходящее направление в других университетах. "Как ни странно, многие на это обижаются и присылают нам гневные отзывы", - рассказывает Воттава.

http://www.dw.de/image/0,,16446574_401,00.jpg
Тест Abi Powertest не привязан ни к вузам, ни к местности

Не привязан ни к вузам, ни к местности тест Abi Powertest, запущенный Федеральным агентством по труду в июле 2012 года. Услуга оказалась востребованной: ежемесячно на сайте регистрируются около 16 тысяч человек. "Но результаты теста - лишь отправная точка в выборе специальности. Перед тем, как принимать окончательное решение, стоит обсудить его с родителями или с консультантами по вопросам карьеры", - считает Илона Мирчин (Ilona Mirtschin), сотрудник Федерального агентства по труду.

У вузов свой интерес

Кроме чистосердечного желания помочь выпускникам школ, подобные тесты преследуют и другую цель. Дело в том, что по данным немецкого исследовательского агентства Hochschul-Informations-System (HIS), более четверти студентов в Германии бросают учебу на полпути.

Одна из главных причин - разочарование в выбранной специальности. Подобные ошибки обходятся студентам в несколько лет жизни. А бюджету страны - в миллиарды евро. Вот и приходится вузам уповать на тесты, с помощью которых абитуриенты могут разобраться в своих предпочтениях еще до поступления.

"Молодые люди часто принимают решение в зависимости от ситуации на рынке труда. Но если сегодня востребованы инженеры, не значит, что эта профессия подходит всем", - комментирует Илона Мирчин. - Мы всегда советуем ориентироваться в первую очередь на собственные интересы и способности".

Разобраться в себе - обязан!

Одним из наиболее пострадавших в этой ситуации оказался Рейнско-Вестфальский технический университет в Аахене (RWTH Aachen): в нем чуть ли не каждый второй студент инженерных специальностей не доходит до финишной прямой. Чтобы исправить ситуацию, с зимнего семестра 2011/2012 года онлайн-тест для абитуриентов здесь сделали обязательным (медицинский факультет - исключение).

Правда, он предназначен уже не для определения предпочтений, а для предварительной оценки знаний по профилирующим предметам (Self-Assessment-Test). По логике университета, это поможет школьнику понять, в состоянии ли он справиться с нагрузкой в вузе.

Такую же практику ввели во всех университетах земли Баден-Вюртемберг. Впрочем, драконовской эту меру не назовешь: тест выполняется анонимно, а для поступления требуется только свидетельство о его прохождении, но не результат. "Суть не в том, чтобы правильно выполнить 100 процентов заданий. Главное, чтобы в итоге абитуриент мог сказать: да, это моя специальность", - объяснила в интервью порталу Studienwahl.de Лаура Штёрк (Laura Störk), ответственная за онлайн-тесты во Фрайбургском университете.

Ссылки в интернете

Тест StudiFinder
Тест Abi Powertest
Тест Borakel Рурского университета в Бохуме
Тест Рейнско-Вестфальского технического университета

    Дата 13.12.2012
    Автор Екатерина Крыжановская
    Редактор Татьяна Вайнман

http://dw.de/p/170ng

0

3

Семь раз проверь, один раз поступи: новый тест в немецких вузах

В Германии каждый четвертый бросает учебу. Одна из главных причин - ошибка при выборе специальности. Государству такие "просчеты" студентов обходятся ежегодно в 2,2 миллиарда евро. Университеты принимают меры.

http://www.dw.de/image/0,,15290864_4,00.jpg

Бросив учебу в Гарвардском университете, Билл Гейтс основал корпорацию Microsoft и стал самым богатым человеком планеты. Ричард Гир так и не получил диплом философа, что, однако, не помешало ему стать успешным актером. Можно найти еще массу примеров. Тем не менее, учащейся братии вряд ли стоит брать за образец для подражания именно студентов-недоучек. В Германии подсчитали, что государство в год теряет около 2,2 миллиарда евро из-за того, что студенты бросают учебу.

Более 20 процентов студентов в Германии бросают учебу

http://www.dw.de/image/0,,4600396_4,00.jpg
До финиша не доходят четверть студентов

По данным Федерального статистического ведомства Германии, почти каждый четвертый студент немецких вузов так и не заканчивает учебу. 24 процента из тех, кто поступал в 2000 году, спустя девять лет так и не обзавелись дипломом.

А в отдельных вузах ситуация и вовсе близка к драматической. Каждый второй студент-инженер рано или поздно отказывается от продолжения учебы в одном из самых престижных технических вузов Германии - Рейнско-Вестфальском техническом университете в Ахене (RWTH Aachen). Еще больше окончательно "забивших" на учебу - среди студентов естественнонаучных и гуманитарных специальностей.

Почему студенты бросают учебу

http://www.dw.de/image/0,,3048928_4,00.jpg
Главное здание технического университета в Ахене

25-летняя Вероника из Эквадора - одна из них. В 2006 году она поступила на химико-технологический факультет Ахенского университета. "После начала занятий я поняла, что учеба гораздо сложнее, чем я себе изначально представляла, да и сама система обучения оказалась довольно запутанной", - говорит бывшая студентка. Параллельно с учебой ей приходилось еще и работать. На втором курсе она приняла решение отчислиться из университета и поступить в Высшую школу в Ахене на похожую специальность. Сегодня она заканчивает магистратуру.

Плохая успеваемость, финансовые проблемы и отсутствие мотивации - это наиболее частые причины, которые толкают студентов на то, чтобы прервать обучение, свидетельствуют данные исследовательского агентства Hochschul-Informations-System (HIS). Кроме того, как считают представители вузов, у абитуриентов не всегда верные представления о том, что же им предстоит изучать. Далеко не все способны объективно оценить свои способности, а также качество полученных в школе базовых знаний. В конечном итоге эти факторы чаще всего и становятся причиной отчисления.

Новый тест для проверки "профпригодности"

С этим явлением в Ахенском университете решили бороться самым радикальным способом. Первым из немецких вузов RWTH Aachen ввел обязательный для всех поступающих тест на профессиональную пригодность - SelfAssesment-Test. Начиная с зимнего семестра 2011/2012 года абитуриенты должны будут предоставить справку о его прохождении при поступлении на все факультеты, кроме медицинского.

Зарегистрировавшись на странице SelfAssessment, будущим студентам предстоит ответить на вопросы по основным предметам выбранной специальности. Тот, кто мечтает о профессии учителя, должен будет прочитать несколько коротких текстов и ответить на вопросы по их содержанию. А поступающим на инженерные специальности предлагается решить задачи на логическое мышление.

Повод задуматься

http://www.dw.de/image/0,,15318742_4,00.jpg
Сотрудники проекта SelfAssessment (третья слева - Янина Пфайфер)

По словам Янины Пфайфер (Janina Pfeiffer) из проекта SelfAssessment, результаты тестирования никоим образом не повлияют на шансы абитуриентов на поступление. "Мы хотим, чтобы абитуриенты задумались над собственным выбором и заранее проверили, соответствуют ли их представления реальности", - пояснила она.

Окончательное решение остается за самим абитуриентом. Разумеется, далеко не всем удастся пройти тест и получить рекомендацию для поступления на выбранную специальность. Однако отказываться от своего первоначального выбора сразу не стоит. "Можно подтянуть свой уровень и позаниматься дополнительно, - говорит Янина Пфайфер. - Тест должен стать лишь одним из этапов в процессе принятия решения, куда поступать". Словом лучше семь раз проверить, подходит ли вам выбранная специальность, и один раз поступить, чем переводиться с факультета на факультет и менять вузы.

Последуют ли примеру Ахена другие вузы…

По мнению сотрудницы отдела консультаций для студентов (Studienberatung) при Боннском университете Доротеи Эльснер (Dorothea Elsner), в обязательном порядке подобные тесты вряд ли будут вводить все вузы. Однако если у студентов появится возможность участвовать в таких тестах на добровольной основе, то это поможет избежать многих разочарований, уверена она.

Автор: Ольга Демидова

Редактор: Марина Борисова

Ссылки в интернете

Тест SelfAssessment на сайте Рейнско-Вестфальского технического университета в Ахене

    Дата 29.08.2011
    Редактор Marina Borisowa

http://dw.de/p/12HPT

0

4

Ориентирование на местности: как выбрать профессию

http://www.dw.de/image/0,,16218900_303,00.jpg

Немецкие вузы предлагают подготовительный год для абитуриентов, которые пока не определились с будущей специальностью.

Учился, учился, да так и не определился, кем быть. "По нашим наблюдениям, около половины выпускников школ не знают, что именно хотели бы изучать в дальнейшем", - говорит Дитер Лангош (Dieter Langosch), преподаватель Мюнхенского технического университета (Technische Universität München). Что делают в таком случае абитуриенты? Выбирают первый попавшийся вуз и факультет.

Чтобы избежать такого развития событий, не определившимся с профессией абитуриентам в этом баварском вузе предлагают годичный курс Studium Naturale. Это полноценный учебный год со специальной программой, которая включает в себя биологию, химию, физику и математику. Но здесь не просто повторяют школьные предметы. Абитуриентам объясняют взаимосвязи между этими дисциплинами, учат понимать их суть, а это важно, если они решат связать свою жизнь с естественными науками.

http://www.dw.de/image/0,,15683809_404,00.jpg
Мюнхенский технический университет

Кроме того, студенты подготовительного года могут посещать "взрослые" лекции вместе со студентами-бакалаврами, будь то клеточную биологию, технологию производства пищевых продуктов или другие семинары. "Так они могут определиться, нравятся ли им эти предметы, - объясняет Дитер Лангош. - При желании могут даже сдать экзамены. Эти оценки будут засчитаны в дальнейшей учебе".

Время на раздумья

Президент Совета ректоров вузов Германии Хорст Хипплер (Horst Hippler) уверен: такая практика должна стать повсеместной. "Это поможет абитуриенту понять, есть ли у него способности к конкретной специальности. А ведь от этого во многом зависит дальнейшая успеваемость", - объяснил эксперт в интервью Dradio Wissen.

http://www.dw.de/image/0,,16169289_404,00.jpg
Хорст Хипплер

По словам Хипплера, университеты все чаще и сами говорят о необходимости такого нововведения. Но возможностей, прежде всего финансовых, на осуществление этой полезной задумки у них нет. Поэтому подготовительный год - пока скорее приятное исключение из правил.

Не только ориентироваться, но и знания подтянуть

Другая проблема абитуриентов - слабые знания, которых оказывается недостаточно для дальнейшей учебы. Подготовительные программы обещают помочь и в этом. "Одна из наших целевых групп - выпускники, которые отучились в "неправильной" школе. Скажем, родители отправили их в гуманитарную гимназию, где математике уделялось мало внимания. Мы даем им возможность подтянуть эти знания, чтобы соответствовать требованиям бакалаврской программы", - говорит Дитер Лангош.

Подготовить абитуриента к поступлению обещают и частные вузы. "Конечно, одна из наших главных целей - помочь студентам сориентироваться, какую специальность выбрать. С другой стороны, мы также хотим подготовить их к поступлению и успешной учебе в англоязычных университетах по всему миру", - рассказывает Николь Смил (Nicole Smeal), координатор программы Foundation Year в частном бременском университете (Jacobs University).

Программа курса этого вуза сфокусирована на подготовке к тесту SAT (Standard Admission Test) и включает в себя необходимые для его сдачи этапы: критическое чтение, письмо, математику. Этот тест необходим для поступления в большинстве североамериканских вузов и в самом англоязычном университете в Бремене.

Иностранные абитуриенты приглашаются

Проблема с выбором специальности, как и пробелы в знаниях школьных предметов, типична не только для выпускников немецких школ. Так что иностранных абитуриентов принимают на подготовительные программы в Германии наравне с немцами. "Со мной в группе учились ребята из десяти государств: Грузии, Иордании, Германии, Турции и других стран", - рассказывает 19-летний Турал Гасанов из Азербайджана.

На подготовительном курсе Foundation Year в университете Турал успел не только подтянуть английский, знаний которого ему не хватало для поступления, но и заработать баллы для будущей учебы. "Еще два года назад я прошел несколько курсов лекций, что очень помогло мне в учебе позже. Например, логистика - обязательный курс бакалаврской программы, но сейчас мне не надо его посещать, так как я его уже сдал", - рассказывает Гасанов.

Дополнительный год – плюс для поступления?

Кроме возможности определиться с выбором специальности и подтянуть знания, абитуриенты, отучившиеся подготовительный год в университете, вправе рассчитывать и на другие преимущества. "Для поступления в наш университет абитуриент должен пройти личное собеседование. На него мы приглашаем только лучших из тех, кто прислал нам свои документы. Выпускники же Studium Naturale попадают на собеседование автоматически", - рассказывает Дитер Лангош.

http://www.dw.de/image/0,,16142964_404,00.jpg
Понять, к чему лежит душа, можно на настоящих лекциях

Впрочем, об автоматическом зачислении в студенты речь не идет ни в государственных, ни в частных немецких вузах. "Некоторые думают, что после окончания Foundation Year их в любом случае возьмут в университет. Это не так. Мне, например, помогли предметы, которые я сдал во время учебы. Посмотрев на мои хорошие оценки за экзамены, в университете сделали вывод, что я могу там учиться", - вспоминает Турал Гасанов.

Важно помнить, что для поступления на бакалавриат кандидаты из России и СНГ должны отучиться год в подготовительном колледже (Studienkolleg) в Германии или закончить два курса университета в своей стране. Это связано с тем, что школьное образование в Германии длится 12 лет, поэтому российского аттестата зрелости для поступления в университет недостаточно. Окончание подготовительной программы при вузе не отменяет этого правила.

Исключение составляют частные университеты. Так, в Бремене выпускников подготовительного курса, которые успешно его окончили, рады видеть среди своих студентов и без окончания колледжа.

    Дата 06.09.2012
    Автор Екатерина Крыжановская
    Редактор Марина Борисова

http://dw.de/p/163Ch

0

5

Не ошибиться с выбором специальности поможет Self-Assessment Test

Интернет-тесты для самопроверки, предлагаемые вузами Германии, завоевывают все большую популярность среди абитуриентов. Полезны они будут и иностранцам, желающим проверить, подходит ли им выбранная специальность.

http://www.dw.de/image/0,,4067931_4,00.jpg
Интернет-тесты в поддержку абитуриентам

Представьте себе: вы поступили в желаемый университет в Германии на специальность, о которой давно мечтали. Однако после первых недель занятий обнаружили, что учеба в этом вузе совершенно не соответствует вашим представлениям. Вы мечтали о практических семинарах, а в расписании - одна теория. Вы рассчитывали на постепенное "введение в курс дела", а от вас с первого же занятия требуют высокого уровня подготовки. Или оказалось, что часть лекций проходит на английском, а вы им не владеете. Или в конце концов вы просто осознали, что у вас не лежит душа к этой специальности.

Этих ошибок можно было бы избежать, тем более что немецкие вузы уже достаточно давно - и довольно успешно - предлагают ознакомительный сервис для абитуриентов. Self-Assessment-Tests - так называемые предварительные онлайн-тесты для самопроверки позволяют будущим студентам узнать, подходит ли им специальность, на которую они планируют поступать. Это своего рода профилактическая мера, которая поможет не ошибиться с выбором профессии. В данный момент такой сервис предлагают более 20 вузов Германии, а в Баден-Вюртемберге с 2011 года такие тесты будут обязательны для всех, кто собирается подавать документы в университеты этой земли.

(Б)оракул - загляни в будущее

http://www.dw.de/image/0,,5366948_4,00.jpg
"Боракул" предскажет твое будущее

В Рурском университете Бохума (Ruhr-Universität Bochum) онлайн-курс для профориентации существует с 2006 года. За это время в нем приняли участие более 150 тысяч человек. Тест с мистическим названием "Боракул" (Borakel) разработал профессор факультета психологии Хайнрих Воттава (Heinrich Wottawa). "Принять участие в нем может любой желающий, - говорит профессор. - Тест бесплатный и состоит из трех частей".

Прохождение первой части займет около двух часов. Вам необходимо будет ответить на различные вопросы и выполнить небольшие задания, нацеленные на проверку логического мышления, быстроты реакции, способности креативно мыслить. Кроме того, встречаются вопросы "психологического" свойства, например предпочитаете ли вы работать в команде или в одиночку. Через несколько минут после завершения первого модуля вы сможете скачать pdf-файл с результатом. Из него вы узнаете, какие предметы вам подходят, в чем ваши сильные и слабые стороны.

Во второй части онлайн-теста для самопроверки профиль участника сопоставляется с требованиями факультетов к первокурсникам. По результатам этого этапа студенту предложат подходящие ему специальности в университете Бохума. В третьем модуле можно посмотреть видеоклипы о различных факультетах вуза и окончательно определиться с выбором. Для прохождения теста необходимо свободно владеть немецким языком. Для старта нужно зарегистрироваться на сайте университета. При желании тест можно прервать, а позже - продолжить.

Специально для иностранцев

http://www.dw.de/image/0,,5366935_4,00.jpg
Sels-Assesment-Test Союза технических вузов Германии

Союз технических вузов Германии (TU9) предлагает уникальный в своем роде онлайн-сервис для самопроверки. Его особенность состоит в том, что тест рассчитан на абитуриентов из-за рубежа. В альянс входят Рейнская техническая высшая школа Ахена (RWTH Aachen), Ганноверский университет имени Лейбница (Leibniz Universität Hannover), Технический институт Карлсруэ (Karlsruhe Institute of Technology), Университет Штутгарта (Universität Stuttgart), а также технические университеты Берлина (TU Berlin), Брауншвейга (TU Braunschweig), Дармштадта (TU Darmstadt), Мюнхена (TU München) и Дрездена (TU Dresden).

Разработчик теста профессор Лутц Хорнке (Lutz Hornke) рекомендует будущим студентам данных вузов пройти этот тест. "Он поможет понять, каковы требования немецких университетов. Причем речь идет не только о знаниях по специальности. В тесте можно также проверить, достаточно ли хорошо вы владеете немецким языком", - поясняет Хорнке. Интернет-тест союза TU9, который можно пройти как на немецком, так и на английском языках, был создан в 2006 году. В нем приняли участие около 80 тысяч человек.

По словам профессора Хорнке, тест нашел широкий отклик среди абитуриентов. "Нам приходит много мейлов. Люди пишут, что этот сервис очень полезен", - рассказывает он. Среди немногочисленных отрицательных отзывов - жалобы на то, что тест отнимает слишком много времени и сил. "На мой взгляд, два часа - не так уж много, если речь идет о столь важном решении. Ведь учеба в вузе будет длиться пять лет", - говорит разработчик сервиса.

Не созданы друг для друга?

Что делать, если вы прошли Self-Assessment-Test и он показал, что выбранная специальность вам не подходит? Профессор Генрих Воттава из Университета Бохума советует не рубить сплеча. "Не надо сразу же отказываться от выбранной специальности. Ведь порой сильное стремление и старание могут компенсировать многие недостатки. Но в любом случае следует задуматься: действительно ли мне подходит эта специальность?" - говорит он. Профессор рекомендует поговорить с людьми, которые вас хорошо знают, и собрать как можно больше информации о будущем месте учебы, прежде чем принять окончательное решение.

Автор: Ольга Капустина

Редактор: Юлия Сеткова

Ссылки в интернете

Self-Assessment-Test для иностранцев, поступающих на технические специальности (TU9)
Borakel - интернет-портал для "профориентации" Рурского университета Бохума
Self-Assessment-Test для специальностей "Социология", "Политология", "Психология" (Университ Мангейма)
Self-Assessment-Test Союза вузов Северной Германии

Аудио- и видеофайлы по теме

Аудио: Онлайн-тесты для самопроверки - ориентир для абитуриента

    Дата 30.03.2010
    Редактор Siatkova, Yuliya

http://dw.de/p/MUX7

0

6

Как получить две специальности одним махом

http://www.dw.de/image/0,,16118945_303,00.jpg

Немецкие вузы предлагают получить степень бакалавра или магистра по двум специальностям сразу, обещая студентам дополнительные шансы на рынке труда. В чем особенность таких программ?

Изучать китайский язык вместе с естественными науками или получать степень бакалавра по археологии и теологии одновременно - немецкие вузы предоставляют эту возможность. Так называемые двухпредметные специальности (Zwei-Fächer Studiengang) можно найти в учебных планах многих крупных университетов страны, обычно в рамках бакалавриата, реже - магистратуры. Насколько глубокие знания получают слушатели подобных программ, и как к таким выпускникам относятся работодатели?

Сложно, но возможно

Зоя Кривко из города Владимира сегодня учится в Вестфальском университете имени Вильгельма в Мюнстере (Westfälische Wilhelms-Universität Münster). За спиной - два семестра, впереди - степень бакалавра сразу по двум специальностям: германистике и теории коммуникации. "В России я изучала немецкий язык и литературу в педагогическом университете. В Германии решила завершить начатое образование, однако одной немецкой филологии мне показалось мало", - говорит девушка. Теперь она штудирует рекламу с журналистикой и одновременно шлифует свои знания немецкого.

http://www.dw.de/image/0,,16118928_404,00.jpg
Зоя Кривко - студентка "на два фронта"

"Быть студенткой на два фронта сложно, но вполне возможно, - считает Зоя. - Главная трудность - в правильном распределении собственного времени и усилий". Семинаров по каждому направлению у "двухпредметников" меньше, но в общей сложности в университете им приходится проводить больше времени, чем студентам, выбравшим одну специальность. Требования ко всем одинаковые, содержание контрольных работ и экзаменов не различается.

Два в одном

"Двойная специализация - это не нововведение, - поясняет Марианне Рафенштайн (Marianne Ravenstein), проректор по учебной работе в мюнстерском университете. - До Болонской реформы в наших вузах существовали магистерские программы, где студенты изучали либо два предмета в одинаковом объеме, либо выбирали одну основную и две второстепенные дисциплины". Сегодня двухпредметные специальности на бакалавриате предлагают почти все немецкие университеты: от Киля до Мюнхена. Однако учебные программы могут варьироваться от вуза к вузу.

http://www.dw.de/image/0,,16118930_401,00.jpg
В мюнстерcком университете студентам предлагают учебу в различных комбинациях

Решение изучать две дисциплины вместо одной - не исключение, а скорее правило для многих студентов. "Такие программы в основном распространяются на специальности гуманитарного и педагогического профиля. От будущих учителей требуется хорошее знание нескольких предметов, - рассказывает Лудгер Лампен (Ludger Lampen), консультант по вопросам учебы из Рурского университета в Бохуме (Ruhr Universität Bochum). На технических специальностях учебный курс обычно настолько насыщен, что изучать параллельно вторую дисциплину невозможно".

По его словам, около 35 процентов всех сегодняшних студентов бохумского университета выбрали двойную специализацию. Среди популярных комбинаций - два иностранных языка, журналистика и экономика, а также германистика, совмещенная с любой другой дисциплиной. Выбор зависит от интересов и возможностей самого студента.

С дипломом наперевес

Обучение на бакалавриате с двойной специализацией в Бохуме продолжается шесть семестров. Если обычно одна дисциплина предполагает получение 180 зачетных единиц (credit points), то здесь они распределяются по 90 на каждую специальность. В конце обучения по одной из них учащиеся защищают дипломную работу и получают заслуженную степень бакалавра. В свидетельстве подробно перечислены все посещенные семинары и лекции. С таким доказательством можно смело идти к работодателям - пусть видят, что студент не терял времени зря.

"Учебный план всегда проходит контроль качества. Независимое агентство решает, соответствуют ли модули образовательным стандартам и являются ли они достаточно содержательными. То же самое происходит и с двухпредметными специальностями. Так что поверхностное прохождение курса в принципе исключено", - утверждает Лудгер Лампен.

Степень магистра "в квадрате"

Несмотря на то, что по завершении бакалавриата студенты обычно фокусируются на углубленном изучении одной дисциплины, некоторые немецкие университеты ввели в свою учебную программу двойную магистратуру. Так, например, в Рейнско-Вестфальском техническом университете в Аахене (RWTH Aachen) предлагается скомбинировать две из восьми возможных дисциплин. Среди них - история, политология, социология, философия и другие.

http://www.dw.de/image/0,,16103329_404,00.jpg
Марианне Рафенштайн

Для студентов, выбравших стезю преподавателя, существует степень магистра в сфере педагогики (Master of Education), позволяющая продолжить освоение двух предметов. "При этом следует различать двойную специальность и совместную степень (joint degree), - замечает Марианне Рафенштайн. - В последнем случае студент проводит несколько семестров в одном из университетов, с которым у его вуза есть партнерское соглашение. Чаще всего этот университет находится в другой европейской стране".

Двойной диплом - двойные возможности?

"Выпускники с двойной специальностью имеют примерно те же шансы на рынке труда, что и те, кто изучал одну дисциплину. Тем не менее в зависимости от того, что хочет от них работодатель, они всегда могут доказать, что знают чуточку больше", - отмечает Марианне Рафенштайн.

"Сказать, какие специалисты будут нужны через пять лет, сложно, ситуация меняется очень быстро. Поэтому тот, кто изучает гуманитарные науки и выбирает вторую дисциплину, улучшает свои шансы", - считает Лудгер Лампен. Кроме того, в некоторых вузах, например, в бохумском университете, у студентов есть возможность посещать дополнительные модули вроде риторики или основ экономики.

"Конечно, изучая только одну дисциплину, ты глубже в нее погружаешься, - рассуждает Зоя Кривко. - Но самые нужные знания все равно получаешь уже на практике и на работе. Так что, в конечном счете, все зависит только от тебя".

    Дата 26.07.2012
    Автор Наталия Лазарева
    Редактор Татьяна Вайнман

http://dw.de/p/15dHw

0