Хорошее дело пенсией не назовут
Искать социальную справедливость в пенсионной системе — напрасное занятие
18 апреля 08:27 Анастасия Матвеева
Возьмите ваши калькуляторы, запаситесь поллитрой и приготовьтесь считать пенсии
Московские новости. Павел Пахомов
Минтруд обещал в мае публично представить новую пенсионную формулу, которая должна заработать с 2015 года. Знакомый с формулой депутат Госдумы клянется, что в ней без поллитра не разберешься. Людям предложат балльную систему, с помощью которую будущую пенсию подсчитают на калькуляторе. Пенсионная модель будет солидарной, то есть работающих обяжут платить за пожилых. Копить на себя в будущем не получится — на это просто уже не останется средств.
Моя хорошая знакомая, руководитель консалтинговой фирмы, живет, к счастью, на таком уровне, что может позволить себе о пенсии не думать вообще. Однако как экономист по образованию, не думать не может. «Моя пенсия будет такой же, как и у моей секретарши», — говорит она. Просто констатирует, без особого сожаления. Татьяна исправно платит налоги, сотрудники ее фирмы получают белую зарплату. Благодаря Татьяне за последние три года создано 22 рабочих места. Но пенсии она, конечно, от этого не заслуживает, исходя из логики развития пенсионной системы.
В советское время пенсии понимались как награда трудящимся за достойный труд на благо социалистического отечества. Теперь все иначе: пенсия — это всего-навсего страховка на случай потери работоспособности в пожилом возрасте — и этот тот самый случай, который наступает рано или поздно у всех. А раз так, значит, выплачивать пенсии работающим не положено – они же не утратили работоспособность, а значит, нечего им рассчитывать кормиться сразу их двух источников. Такие предложения для пенсионной реформы тоже высказываются, и это новый источник экономии для средств Пенсионного фонда. Экономисты справедливо говорят о том, что мягкое стимулирование позднего выхода на пенсию работать не будет, если не запретить работать на пенсии. Гораздо честнее было бы просто повысить пенсионный возраст, но здесь у нас жесткое политическое табу — по самым оптимистичным оценкам, до 2018 года.
Специалисты РАНХ и ГС подсчитали: тот, кто вкладывает в пенсионную систему больше всего, сам получает от нее в итоге меньше других. Базовый тариф пенсионных отчислений составляет 22%. Пару лет назад власти придумали брать дополнительные взносы в 10% с высоких зарплат: речь идет о годовом заработке в 567 000 рублей, то есть высокой зарплатой считается 47 тысяч 250 рублей и выше. Социологи называют группу людей с такими доходами «рекрутами среднего класса» – то есть по ряду параметров они совсем недавно перевалили за линию бедности. На этапе выплат – если этим замечательным людям повезет дожить до них – государственная пенсионная система предложит им… не более 10% коэффициента замещения. Это значит, что им гарантировано лишь 10% от утраченной зарплаты, на которые можно ни в чем себе не отказывать.
Работай полноценно, вдохновенно, не оглядываясь на длину рабочего дня и жертвуя выходными — и ты гарантированно получишь меньше, чем те, кто не стремился к высоким доходам
С другой стороны пирамиды – это группа риска бедности и низшие классы. Вот им, похоже, посчастливится обрести что-то похожее на социальную защиту: при вкладе в пенсионную систему на уровне 22% они получат пенсию в размере 38% от зарплаты. А это вполне достойный уровень для сбалансированной пенсионной системы развитых стран – правда, суммы там другие. Но в нашей стране этих 38% вполне себе хватит – для правильного голосования. Пенсионеры и так самая активная часть электората, а через несколько десятков лет в силу старения и убыли населения они просто затмят собой весь электорат.
Очень странное понимание социальной справедливости вырисовывается из этой схемы. Работай полноценно, вдохновенно, не оглядываясь на длину рабочего дня и жертвуя выходными – и ты гарантированно получишь меньше, чем те, кто не стремился к высоким доходам, довольствовался малым, да и вообще плыл по течению, не стремясь ни к чему. Ну или кому просто не повезло. Мы просто редко задумываемся о будущем, особенно в таком грустном контексте, как пенсии. Но если иметь смелость понять нашу социальную справедливость до конца – это может полностью дезориентировать, дестимулировать, вообще отбить всякую охоту что-то делать дальше. Зачем? Ради 10% от прежних доходов?
Экономисты говорят, что лет через 50 о существующей модели пенсионной системе вообще придется забыть по причинам социально-демографическим – она будет заменена на добровольное страхование. Но ведь когда Бисмарк придумал государственное пенсионное обеспечение, на пенсии тоже особенно никто не рассчитывал – пенсионный возраст был установлен в 70 лет, а вот средняя продолжительность жизни в Германии тогда едва дотягивала до 50 лет. И никакой социальной справедливости. Похоже, возвращаемся к временам «железного канцлера».
Татьяна останется без пенсии и даже не запишется на прием к депутату, чтобы выяснить, почему. Лишь бы бизнес до конца не задушили. Потому что отсутствие социальной справедливости – еще не катастрофа, если государство не мешает жить. Но в этом отношении оно с советских времен не изменилось, а вот социальные блага больше не дает. Возьмите ваши калькуляторы, запаситесь поллитрой и приготовьтесь считать пенсии.