Почему русские пьют? Все дело в культуре

Георгий Неяскин

http://slon.ru/images2/blog_photo_18/2013_07_01/drink630.jpg
Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Российские власти, похоже, всерьез увлеклись борьбой с алкоголизмом. Госдума готовится принять закон, ужесточающий ответственность за пьянство за рулем, а в ряде регионов продолжается поэтапное снижение часа, когда спиртное перестают продавать в магазинах. А еще поднимается нижний порог стоимости бутылки водки: 1 января 2013 года он был увеличен до 170 рублей, с 1 января 2014-го ожидается повышение до 250 рублей.

Будут ли эти меры эффективны в нашей стране? Slon уже писал про то, что временные ограничения на продажу в России действительно работают, а удорожание алкоголя оказывает влияние только на умеренно пьющих (второй вывод был сделан на американских данных). А в недавнем препринте ВШЭ экономист Яна Рощина доказала, что влияние цены алкоголя на его потребление либо противоречиво, либо крайне мало (в зависимости от того, по какой модели считать). При этом отчасти подтвердились результаты американского исследования: стоимость алкоголя влияет на умеренных его потребителей, а на уже состоявшихся пьяниц – практически нет.

Какие же факторы имеют первостепенное значение? Перефразируя известный слоган предвыборной кампании Билла Клинтона, можно ответить на этот вопрос кратко: «It’s the culture, stupid». Выбор индивида между «пить» и «не пить», а также сколько пить, определяют вовсе не ценники в супермаркете, а его социальное окружение, показали расчеты Рощиной на основе базы данных RLMS-HSE. Вот что на самом деле имеет значение:

    Есть ли пьющие среди членов семьи, семейное положение. Потребление алкоголя в России это, как правило, коллективный процесс. В семейной паре спрос на спиртное одного из супругов ниже, если другой придерживается трезвого образа жизни, и, наоборот, выше, если другой является потребителем алкоголя.

    Наличие детей. Мужчины меньше пьют, когда у них в семье есть дети в возрасте от 7 до 15 лет, а дети до 3 лет, наоборот, стимулируют отцов к увеличению потребления алкоголя. Российские женщины, как ни странно, более склонны прикладываться к бутылке, когда у них есть дети в возрасте 1–2 лет, чем если они бездетные.

    Образование. Хорошо образованные россияне пьют меньше необразованных.

Выходит, главными причинами, из-за чего русские пьют, оказываются культура и социальное положение. Поэтому тем, кто собирается побороть пьянство в России, нужно работать с этой тонкой субстанцией, не ограничиваясь экономическими мерами.

http://slon.ru/economics/pochemu_russki … 0423.xhtml