Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Краудинвестинг ("crowd investing" - "народное инвестирование") ...

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Краудинвестинг: все "по-взрослому"

"Краудинвестинг" ("crowd investing" - "народное инвестирование") - это новый виток развития краудфандинга.

Его отличие в том, что инвесторы делают вклады, дающие им право претендовать на часть прибыли.

Взнос представляет собой ссуду на определённый срок с фиксированной доходностью, которая не изменится, даже если компания будет продана или выйдет на биржу.

Если инвестор захочет вернуть свои деньги, то через пять с небольшим лет, по истечении срока договора, он сможет это сделать - в соответствии со стоимостью фирмы на тот момент.

Разумеется, это работает только в случае успеха бизнеса. С правовой точки зрения, инвесторы дают компании так называемый субординированный кредит, представляющий собой рисковую инвестицию: в случае банкротства фирмы такие кредиторы стоят в очереди на получение денег в числе последних, и может оказаться, что инвестор не получит от своего взноса ни копейки.

http://dw.de/p/18wzY

0

2

28 февраля в 10:09

4 лайфхака для инвестиций в стартап: ура, есть быстрая и простая юридическая модель

Привет!

Я занимаюсь вопросами инвестирования уже 8 лет, и из которых последние 2 года – возможностями быстрого, простого и массового инвестирования в стартапы. Проще говоря, моя задача – получить платформу, где можно нажать на кнопку «заплатить 1000 рублей» — и эта 1000 рублей сразу же станет полноценной инвестицией со всей необходимой юридической обвязкой.

Раньше я уже писал, что единственный проверенный до настоящего момента способ – это открытие ОАО или ЗАО на стартап. Это требует кучи времени, ресурсов и не даёт запускать маленькие проекты. Сейчас нашелся метод гораздо, гораздо проще. Про него я и расскажу ниже.

http://habrastorage.org/storage2/f67/a55/30c/f67a5530c80030f0ead80313e552a033.png
Это аналог конструкции revenue share из английского права.

Суть — возможность заключения инвестиционного контракта с получением доли в прибыли, а не в компании как таковой. При этом выплаты инвесторам выполняются не от дивидендов, а от прибыли, то есть безо всяких ненужных сложностей и с куда большим уровнем защиты. Пожалуй, это особенность экономики нашей страны – нужно не доверять владельцу компании, а напрямую привязывать его прибыль к выплатам.

Теперь посмотрим, как работает крупный инвестор:

http://habrastorage.org/storage2/10b/996/c62/10b996c621992e0d50d6b17c91a008b7.png
На этом графике следующее: грубо говоря, собралось пять человек в гараже, разработали новую железку. Через полгода пришел успех, и инвестор заинтересовался проектом. Он выплатил каждому хорошее вознаграждение и выкупил компанию.

Прелесть в том, что теперь эти два графика можно объединить – и ещё и так, что пара человек из стартовой команде окажутся в доле на равных с крупным инвестором.

Действует это так

1. Стартап приходит и показывает бизнес-план, плюс все обоснования.

После краткой проверки экспертами и банковской службой безопасности мы переходим на следующий этап.

2. Стартап регистрирует ООО

Крайне желательно — с упрощённым налогообложением. ИП нам не подходит, а ЗАО или ОАО уже слишком сложны для уровня простого запуска и накопления средств на стартапах с суммой до миллиона долларов. Есть сервис регистрации ООО внешним подрядчиком, то есть, например, если вы придумали железку – возня с бумажками закончится на первом этапе после службы безопасности.

3. Составляется инвестиционный контракт

Именно его будут акцептировать все участники краудинвестинга. Лайфхак №1: учитывая, что данный договор направлен на долю в прибыли, основное ограничение про 50 участников ООО не накладывается на инвесторов. Данный договор позже выкладывается как публичная оферта, что полностью снимает все сложности по подписанию.

Основные пункты договора – что именно входит в проект, как будут распределяться средства, какая будет отчётность, к чему инвесторы получат доступ в плане информации (например, к системам статистики), каков будет размер выплат инвесторам. Договор «настраивается» владельцем стартапа, мы только даём рекомендации. Дальше всё это проверяют юристы площадки.

Это ключевой момент, потому что раньше ограничения ООО очень давили: там крайне «дырявая» система разделения долей, которая рассчитана на доверие между участниками. Из примеров сложных взаимодействий – почти нереально исключить из состава участников кого-нибудь одного всеми сразу, пока он добровольно не согласится.

4. Стартап подписывает с нашей площадкой агентский договор.

Этот договор подразумевает размещение в экосистеме краудинвестинга и работу с крупными известными нам инвесторами. Если в конце размещения сумма собрана – она приходит на расчётный счёт в банке владельца стартапа. Принцип как на Кикстартере за парой отличий:

Это инвестиции, а не покупка чего-то, то есть каждый получает прибыль с успеха проекта.

Лайфхак №2: владелец стартапа также получает повышенное внимание серьёзных инвесторов, и для этого ему не нужно ходить по каждому.

5. Развитие

Проект развивается год-два и возвращает либо полные инвестиции плюс прибыль, либо инвестиции и часть прибыли.

6. Крупный инвестор

В этот момент, когда проект уже крупный и успешный, подыскивается инвестор второго уровня. Как пример – компании уровня Гугла или Яндекса, выкупающие стартапы. Это необязательный этап, но характерный для развития компании.

При этом каждому инвестору первого круга приходит предложение о гашении инвестиционных контрактов – то есть сразу выплачивается всё то, что стартап должен вам по прибыли, и контракт закрывается. Тут возникает естественное желание оставить ключевых инвесторов первого уровня: например, это может быть большой друг проекта, разработчик, который вложился сам и пришел в команду и так далее. В этом случае действует лайфхак №3: делается адресная продажа опционов: можно выкупить процент уже в компании (а не только в прибыли). Опционы (включая опционы крупных инвесторов) раздаются в количестве до 50, пока не появится ОАО или ЗАО.

Итог для стартапа – можно стартовать почти сразу безо всякого геморроя. Итог для инвестора – можно нажать на кнопку на сайте и заплатить, скажем, от 1000 рублей, чтобы потом получить прибыль с этого, доступ к полной информации о проекте и возможность влиять на его развитие.

Теперь ещё раз вернёмся к графику:

http://habrastorage.org/storage2/f67/a55/30c/f67a5530c80030f0ead80313e552a033.png

Вся прелесть в том, что можно инвестировать в проект, а затем получать отчисления с его прибыли, а уже потом, если нужно, продавать всё крупному инвестору (уровня Google, если это был техногенный стартап, например). И что самое приятное, вы как микроинвестор защищены куда больше, чем в первом случае, потому что при наличии прибыли можно не платить дивиденды (это решат крупные инвесторы), но отчисления по инвестиционному контракту придётся выплачивать обязательно. Это лайфхак №4, гарантирующий в сочетании с пунктом об обязательном погашении контракта инвестором второго круга, что в случае успеха проекта деньги вы получите совершенно точно.

Резюме: у нас появилась возможность запустить крайне быструю и простую механику сбора средств на разные проекты от открытия кафе до разработки железа. Учитывая сетевую специфику, в первую очередь речь пойдёт именно об IT-проектах. Через несколько недель уже запускаем «первых ласточек».

http://habrahabr.ru/company/smartmarket/blog/171007/

0

3

13 марта в 09:36

Часть 2: если у меня есть 30.000 рублей, куда их можно вложить?

http://habrastorage.org/storage2/415/6ed/b01/4156edb01561fb8efa1f0a17abdac8b2.jpg
Вот так хабрасообщество смотрит на инвестиции в отечественные проекты

Я уже несколько раз писал про разработанные нами в рамках российского права механизмы краудинвестирования, позволяющие быстро вложить небольшую сумму (например, 1000 рублей) в проект. В прошлом топике про механику реализации микроинвестиций разгорелся довольно объёмный спор про то, что в России это не сработает из-за менталитета «все хотят всех кинуть».

Давайте разберёмся детальнее, о чём же именно речь. Но для начала — короткий ликбез. До прошлого года с 30.000 рублей на рынке инвестирования вы были никому не нужны вообще. В смысле, что на эту сумму есть возможность приобретать акции отдельных компаний. Другое дело, что ни брокерская компания, ни тем паче компания, в которую вы инвестируете, всерьёз вас не воспримет. Никакой фактической пользы от этого взаимодействия никому не было. Причина достаточно прозаична: расходы на заключение сделки в юридическом и бухгалтерском плане были несопоставимы с возможной выгодой. С изменением ситуации, естественно, возникла куча вопросов, на которые я отвечаю ниже.

Итак, есть государство, которое устанавливает закон и отслеживает его соблюдение. Закон позволяет заключать договоры и использовать такую редкую (действительно редкую) опцию как свобода договора. Проблема в том, что существуют типовые договоры, за рамки которых сложно выйти, поскольку юридические конструкции закостенелые. Мы же нашли достаточно незаезженную юридическую конструкцию, в рамках которой можно допускать более вариативные условия.

То есть, фактически, мы нашли своего рода возможность работать через «надстройки к API» — договорный механизм. В результате мы создали юридическую обвязку для микроинвестирования, подробно описанную вот здесь. Плюс у нас есть IT-платформа, которая позволяет инвестировать «в один клик». Проще говоря — экосистема для новой экономики стартапов готова. Но остались вопросы. Пройдёмся по ним.

— Что поменялось при создании платформы?

Теперь снят порог входа за счёт правильной юридической модели и появления платформы для инвестирования. То есть мы просто убрали высокий порог входа за счёт возможности получать долю в прибыли и обеспечивать доступ к информации компании с помощью договора, а не доле в АО.

— То есть это просто инструмент?

Да, верно. Мы не является ни паевым фондом, ни компанией, куда вы инвестируете. Мы обеспечиваем платформу. Вы заключаете инвестиционный контракт напрямую с проектом. Никаких посредников в середине. Каждая отдельная инвестиция — это отдельный договор между вами и проектом (сам договор унифицирован для всех таких связок).

— В чём разница между «большим» инвестированием и работой по инвестиционному контракту?

Покупка доли в компании означает работу по механике закона, то есть на уровне базового функционала государства. Порядок обращения ценных бумаг значительно сложнее и более зарегулирован, там существует много посредников, и эти операции часто носят спекулятивный характер. Фактически на рынке ценных бумаг обращаются инструменты, выпущенные компаниями, которым новые деньги не нужны, у них уже существует оценка и стабильный бизнес. Мы предлагаем инструмент для перспективного бизнеса, и потенциально более доходный, чем большинство торгуемых акций. Почему он не появился раньше? Потому что не было краудплатформ. И ещё: важно, что обе формы работы создают права и обязанности сторон, а также ответственность за их неисполнение.

— Но ведь член АО может контролировать деятельность компании, разве не так?

Да, верно. Инвестируая в ООО в рамках нашего базового инструмента вы также получаете права «большого» инвестора, но прописываются они в инвестиционном контракте — это доступ к информации о проекте (включая бухгалтерскую), выплаты и так далее. Вообще, модель отчетности и её стоимость в АО значительно сложнее и трудозатратней. В рамках нашей модели мы предусмотрели необходимость основателю отчитываться о ключевых событиях и финансовом результате. Это самый главный инструмент.

— Означает ли это, что рисков при инвестировании нет?

Ни в коем случае. Есть государство, есть закон, есть инвестиционный контракт — эти три пункта обеспечивают некоторый протокол вашего взаимодействия с проектом. Но протокол ни разу не обеспечивает полную защиту от рисков. Вы сами смотрите на идею, на людей и на динамику проекта. Когда вы становитесь инвестором, игрушки заканчиваются, и никто кроме вас не станет принимать решения и брать на себя риски. Вознаграждение в венчуре высоко — но это цена высокого риска.

— Что сделано, чтобы рисков было меньше?

Во-первых, каждый проект проходит тщательную проверку по вот такому списку. «Досье» по этому чеклисту на каждый из проектов лежит в открытом доступе. Во-вторых, каждая команда проверяется службой безопасности, в частности, на предмет не очень позитивной деловой репутации в прошлом. До платформы доходят только те, у кого нормальная репутация. В-третьих, мы как платформа заинтересованы в максимально здравом инвестировании, и поэтому даём возможность посмотреть в глаза команде проекта, выкладываем все документы, следим за условиями инвестиционного контракта и приглашаем экспертов для оценки проекта.

— Как определить, «взлетит» ли проект, в который я инвестирую?

На самом деле ни одного проверенного метода нет. Нужно либо хорошо разбираться в предметной области проекта, либо просто делать ставки на несколько. Ни один бизнес-ангел и ни один инвестиционный фонд никогда не знает, какой проект «выстрелит» — они мыслят категориями вероятности, и делают ставки сразу на несколько. Это и есть суть венчурной модели инвестирования. Второй аспект успеха – можно ставить на один проект, который вам нравится, и про который вы знаете больше, чем обычный игрок рынка (например, в близкой вам сфере IT).

— Не будет ли такого, что инвестиционный контракт составлен в пользу стартапа? Я должен знать, что подписываю.

Вопрос вызван тем, что не всем очевидно, что любой документ, который вы подписываете, нужно читать. Если сомневаетесь — можете показать его друзьям, своему юристу или обсудить где угодно. Вопрос лишь в том, что именно вы принимаете решение о том, подписывать его или нет. При этом мы очень долго продумывали данный контракт: он в одинаковой степени защищает интересы и проекта, и инвестора. Всем очевидно, что владелец проекта имеет возможность «кинуть» инвесторов — но и инвесторы могут «убить» проект, если захотят. Контракт направлен на минимизацию возможных рисков с обеих сторон.

— Как выглядит полностью защищённый договор инвестора и проекта?

Инвестор мог бы быть максимально защищён договором займа, но это убило бы всю платформу. Проект мог бы быть максимально защищён договором купли-продажи товара, но это превратило бы нас в русский кикстартер. Наша задача — дать возможность каждому участвовать в проекте и лезть внутрь, в его документы, статистику и так далее, плюс получать прибыль.

— Ещё раз насчёт рисков: то есть они всегда остаются?

Да, блюдечка с голубой каёмочкой не существует. Точнее, если бы был прибыльный проект без рисков, вряд ли кто-то начал бы продавать его акции. Взятие на себя ответственности за риски проекта — это суть инвестиции. Всё остальное — это инструменты. Например, есть инструмент ООО с инвестконтрактом (наш базовый) — да, здесь есть уязвимости модели самого ООО. Но с равным успехом уязвимости есть и в базовом инструменте «большого» инвестирования, когда речь идёт про АО и дивиденды.

— С каких проектов начнётся работа платформы?

С IT-проектов, поскольку они наиболее мобильны и быстры в реализации. Первый список уже можно посмотреть на smartmarket.net. Позже подтянутся физические проекты вроде открытия ресторанов, мини-заводов и так далее.

— Сколько людей может краудинвестировать?

По факту — количество не ограничено. Скажем, от 3 человек до нескольких тысяч.

— Проекты на кикстартере примерно обосновывают сумму, которую они хотят собрать, чтобы запустить сервис/продукт/написать игру/варианты. Под разные суммы (на один проект) предлагают разные возможности. Что на Смартмаркете?

У нас только один порог суммы. Когда она собирается, проект запускается.

— Что если руководитель проекта решится на крупные расходы компании?

Все расходы укрупненно указаны в финпланах проектов (в открытом доступе) и являются приложением к договору. И по условиям договора за эти расходы проекты не могут выходить. Это, грубо говоря, страховка от покупки у брата техподдержки за 100.000 рублей в месяц. Есть ещё несколько страховок в договоре для обеих сторон, но ни одна из них, разумеется, не является полной защитой.

— Я подписываю контракт на долю от прибыли. Владелец организации — стартапщик, больше долей нет. Он может спокойно вывести деньги и разорвать договор — взыщете в суде 10 тысяч уставного и все.

Во-первых, у стартапа к этому моменту остается нераспределенная прибыль. Во-вторых, ещё раз: вы как инвестор сами выбираете проект и команду. Вы решаете, кому можно верить, кому нет. Полностью избежать риска невозможно, хотя мы стараемся уменьшить его путем проверок и механик в договоре. Кроме того, если проект ок, то просто нет смысла зажимать 50.000 долларов, когда в следующем раунде можно привлечь миллион? Репутационный риск такой, что даже за одну невыплату потом не отмыться всем учредителям.

— Может ли владелец стартапа зарегистрировать основной актив (домен для сервиса, например) на другое юрлицо или на себя? Получится, что он разрабатывает проект на мои деньги.

В инвестиционном контракте есть ограничение на ведение аналогичной деятельности в других юрлицах.

— Если проект все-таки выстрелит — любой руководитель/владелец организации может показывать отсутствие прибыли сколь угодно долго. Он может вкладываться в ненужные активы (сервера покупать, когда в разы дешевле арендовать), платить повышенные цены за связь, интернет и жить на откаты, да в конце концов взять 10 лишних работников «на удаленку» и получать за них зарплату.

Не может, так как есть финансовый план, который жестко ограничивает по расходам. Не вписался в него — проект сворачивается, плюс можно начать разбирательство по недобросовестному исполнению обязательств. Есть ещё отдельная механика голосования всех краудинвесторов на случай важных решений, но это уже дополнительная опция.

— Как связан инвестиционный договор с ограничением ООО на 50 участников?

Никак, именно в этом его прелесть. ООО может заключить договор на долю в прибыли и предоставление любого нужного контроля с любым количеством участников. При этом раньше проблемой было то, что по прямому входу в долю в компании действует ограничение на 50 участников.

— А что если один из подписавших договор начнёт «передёргивать» на себя? Будут такие же сложности как при попытке исключить члена из ООО?

Нет, в базовой форме договора предусмотрен механизм его выкупа. Это куда проще, чем прекращать его. Инвестор может заплатить сумму, в разы превышающую начальную инвестицию и выкупить инвестконтракт.

— Почему деньги идут в проект только после того как соберётся вся сумма? Ведь можно же начать работать, например, когда будет достигнута треть суммы.

Потому что если потом средства не соберутся, то отнимать у проекта деньги будет как минимум глупо. Вторая причина — потому что несколько транзакций технически и юридически сложнее одной.

— Как связаны опционы и механика работы с ООО?

Опционные соглашения подразумевают описание механики разделения ролей после акционирования, то есть речь идёт о возможности покупке акций в новом АО или АО.

— Вы говорите, что гарантируете получение средств инвестором, привязывая выплаты к прибыли, а её — к бизнес-плану в инвестдоговоре. Насколько это реалистично в российских условиях?

Мы не говорим, что гарантируем, мы обеспечиваем максимальную юридическую поддержку. Учитывая, что в наших условиях и получение суммы со своего же счёта в банке не всегда реалистично, разумеется, риски есть. Но данная конструкция сводит их к возможному минимуму.

Итак, ещё раз про платформу:

Команда приносит проект и заполняет кучу документов, позволяющих вам позже понять всю подноготную.

Выполняется проверка службой безопасности. Эксперты комментируют проект.

Назначаются условия (сроки, сумма, подписывается договор).

Проект публикует свой инвестиционный контракт в виде оферты.

Площадка помогает выполнять всю процедуру покупки доли в прибыли (подписания инвестконтракта) в один клик. И в один же клик переводить оплату. Площадка выполняет роль информационной связки: договоры подписываются напрямую между проектом и вами.

Площадка также прокидывает интерфейс до крупных инвесторов и фондов (привычный им, через доли в компании), что позволяет привлечь дополнительные средства через этот канал.

Если деньги собраны — они идут на счёт проекта и в действие вступают ограничения инвестконтракта для этого проекта. Если сумма не собрана — деньги возвращаются к вам.

Если проект не создаёт прибыли — в определённой точке он закрывается. Если проект генерирует прибыль — вы получаете отчисления с неё. Если проект выкупается инвестором второго круга — вы получаете солидную сумму и имеете возможность получить опцион по решению команды проекта.

http://habrahabr.ru/company/smartmarket/blog/172523/

0

4

11 декабря 2012 в 12:06

Как понять, хорош ли ваш проект для инвестора: чеклист стандартных грабель стартапа

http://habrastorage.org/storage2/9ba/3e2/c69/9ba3e2c690f469eee0a0af0cf73db03c.jpg
Бизнес-ангел часто смотрит на стартаперов с недоумением

Предположим, вы придумали какое-то железо, и теперь хотите начать его производство. У вас уже есть прототип: вот он, в руке, коряво выглядит, в 4 раза больше нормального размера и из него торчит провод. Но он работает. У вас горят глаза: ведь осталось только «допилить» его и начать производить по всему миру. Из маркетингового плана у вас есть только «запостить про железку на Хабр – и всё закрутится».

На этой стадии вам даже в голову не приходит, что инвестор может не ценить саму идею. Инвестор же точно знает, за что он платит: а платит он за вас, вашу работу на проекте, вашу команду, ваш энтузиазм, горящие глаза и умение двигать новый проект. А уже потом — за идею.

Так вот, я занимаюсь тем, что отбираю стартапы для крупных и действительно крупных инвестиций. Ниже я хочу рассказать вам о том, как оценка проекта выглядит «с той стороны» для компаний, рассчитывающих не «срубить бабла по-быстрому», а готовых вкладываться в длинные проекты.

Самое первое: многие не понимают самого рынка стартапов как такового. Представьте, что вы хотите колонизировать Марс. Есть три типа компаний, которые могут вас финансировать: первые «быстрые» посмотрят на двухлетнюю перспективу, где у вас только затраты, и откажутся. Вторые решат, что проект колонии можно будет кому-то продать и посмотрят на вас с интересом. И есть компании, готовые дождаться конца колонизации, смогут снять всю прибыль. Они знают, что когда всё пойдёт как надо, это будет сумма, покрывающая все долгие годы ожидания с лихвой.

Но вернёмся к российской реальности. Когда речь идёт о серьёзных деньгах (скажем, больше 10 миллионов рублей), нужно регистрировать ОАО и проводить эмиссию акций.

Причин две:

Грамотное разделение долей в проекте.

Вообще возможность этими долями торговать (в ООО это реализовано довольно криво).

Квест по регистрации ОАО занимает несколько месяцев, и связан с затратами, поэтому ни один инвестиционный фонд не пойдёт на него в здравом уме без понимания, что проект действительно серьёзен. Поэтому когда речь идёт о крупном проекте, первое, что мы делаем — это проверяем серьёзность самого кандидата.

Как это выглядит со стороны инвестора

Подразумевается, что человек точно представляет себе, что именно собирается делать, в нюансах выяснил возможные варианты развития событий, собрал хотя бы возможный для него минимум предварительной информации и вообще детально подготовился. Плюс — готов составлять детальный бизнес-план, тратить время на кучу формальностей и делать другие скучные вещи, которые точно придётся пройти во время реализации проекта. То есть у него не только горят глаза, но и он готов реально работать.

Вообще, процесс поиска главы и команды на проекты – то, во что чаще всего упирается собственная разработка внутри крупных компаний. Поэтому когда приходит человек со стороны и говорит «я могу сделать это» — если шансы высоки, то компания-инвестор получает, не только идею, но и, что важно, людей, которые на самом-то деле часто дороже этой идеи.

На втором этапе мы продолжаем проверять людей. Учитывая, что моя компания родом из банковского сектора, следующий шаг – очень тщательная проверка службой безопасности непосредственно основного контакта (то есть стартапера и команды), а также юрлица, от которого идёт работа. Если вы просите миллион долларов, то в рамках «пакета услуг безопасности» досье на вас накопают бесплатно (правда, вы его не увидите). Если серьёзно — на этой стадии отсекаются те, кто приукрасил свои достижения, пытается смошенничать и так далее. Безопасники очень не любят, когда кто-то врёт на этапе представления: всё всплывает очень быстро. Поэтому если хотите пройти эту стадию спокойно — говорите правду. Инвестор лучше вас знает, что идеальных людей не бывает, поэтому не бойтесь.

Что делать, если проект на ранней стадии?

Вышеописанные действия обычно предпринимаются уже тогда, когда у вас есть доказательства, что проект взлетит, и нужны только деньги. Когда же проект на стадии «зародыша», придётся ещё объяснить, что вы хотите от инвестора вообще и зачем.

Для этого нужно лично для себя ответить на целую кучу вопросов. Для начала — частые ошибки:

Вы должны уметь формулировать идею очень быстро. Любая вещь должна объясняться за 60 секунд. Если требуется больше для того, чтобы инвестор понял вас в общих чертах — что-то не так. Да, потом люди просидят часами, слушая вас, но для начала вам нужно знать ДНК проекта, уложенную в 2-3 предложения. Это крайне важно для представления стартапа.

Вы должны точно понимать порядок расходов. Стартапы сортируются уже на первой стадии по цене реализации, поэтому важно чётко понимать, какая сумма и когда нужна. Понятно, что если речь о производстве железки, всё более-менее ясно, но даже если речь о чём-то более абстрактном и непонятном, нужно знать порядок суммы. Частый случай — не учесть в бизнес-плане затраты на маркетинг, наценку розничных сетей, налоги — в общем, что угодно в цепочке образования цены. Свою цепочку образования цены нужно знать назубок.

Первый документ проекта — это бизнес-план, включая части финансового, операционного и маркетингового планов. Понятно, что ничего из этого разработчик железа писать не умеет, но желание научиться (а это реально быстро) является частью оценки экспертами. Если человек приходит с голой идеей и говорит «я не буду это прописывать», проще не работать с ним, чем потом наступать на внезапно возникающие повсюду грабли. Такова реальность: хотите стать CEO — придётся думать как CEO, а не разработчик.

Вопреки расхожему мнению, основа хорошего стартапа — не идея, а возможность её воплощения. Это идея плюс команда: то есть одним из сильнейших факторов, влияющих на принятие решения о финансировании будет наличие сработанной и готовой ударно фигачить команды. Очень редко команда собирается после финансирования — примерно 90% проектов — это вклад именно в работу конкретных ключевых людей, а не в абстракцию. Инвестор не верит в образы в вашей голове: он верит в вас и вон в того чувака в свитере, который только что доказал, что разбирается в теме лучше его специалиста.

Очень много ошибок в маркетинге. Основные — непонимание объёма рынка и нежелание рассматривать основные барьеры для выхода на рынок. Про конкурентов отдельно: многие просто не понимают, что даже абсолютно новый продукт будет всегда иметь конкурентов как минимум по аудитории. То есть, грубо говоря, очки виртуальной реальности смогут запросто конкурировать не с контактными линзами с дисплеем, а с банальными планшетами.

Для бизнес-плана важно понимать, что именно для вас важно в реализации задач. То есть нужен набор принципов, который поможет подойти к любому вопросу и дать ответ, что и как делать. К примеру, если у вас появится недовольный клиент, вы потратитесь на него или просто «пошлёте»? Это вопрос ценности компании: важнее ли для вас отношения с клиентом, чем прибыль. Эти ценности — один из пунктов, которым придаётся мало значения, но который реально важен инвестору. Вы должны знать свою стратегию решения всех вопросов от мелких до глобальных — и инвестор должен понимать, что вы это продумали.

Хорошо сразу понимать, для чего вы работаете: для развития компании как отдельного проекта или для будущей продажи большой корпорации (и, соответственно, интеграции в её экосистему). Второй случай сразу даёт понимание допустимых стратегий развития.
Многие забывают про работу с имеющимися клиентами. Например, разработчики железа часто думают, что всё заканчивается тем, что партия попадёт в розничные магазины. Нет, будет ещё как минимум гарантийный и постгарантийный сервис, которые не так-то просто организовать «на коленке».

Обязательно делать два прогноза продаж: оптимистичный и пессимистичный. Последний должен быть предельно честным, и, если возможно, подкреплён какой-то практикой. Например — сбором адресов emal до запуска проекта на странице-заглушке. Вообще, хоть какое-то исследование, опирающееся на конкретные факты просто обязательно.

Хорошо иметь на начало поиска инвесторов какие-то презентационные материалы. Наиболее доступный формат – сайт на 2-3 страницы, который можно использовать вместо презентации. Наличие нормального сайта — это уже подтверждение серьёзности намерений.

Давайте теперь пробежимся по чеклисту. Итак, для начала — ваш проект на зачаточной стадии, и вы не имеете ничего кроме небольшой команды, идеи и какого-то минимально работающего продукта.

Общее

Что вы делаете и для кого? — короткое описание проекта, чтобы разобраться, стоит ли иметь с ним дело дальше.

Кто участники проекта — это стандартные резюме и паспортные данные. Предыдущие места работы будут использоваться безопасниками для проверки: скорее всего, кто-то свяжется с вашим бывшим руководителем, например.

Какова роль каждого в проекте и как распределяются доли — нужно понять кто и что делает, чтобы оценить опыт команды и возможности её усиления ресурсами компании.

Будет ли проект основным местом работы? Сколько часов в неделю можно будет уделить проекту? Правильные ответы на стадии новичка — да, всё время. И это должно быть правдой.

Сколько вам нужно денег и в какие сроки?

Кто в проекте незаменим? Какой план на случай, если этот человек уйдёт? — самый важный вопрос первой части. Очень хорошо подумайте, как на него отвечать.

Что уже есть сегодня у проекта? Какие технологии, документы и достижения? Что сделано? Что нуждается в защите, например, патентованием? Какие есть договорённости и с кем?

Дальше — вопросы, которые будут задаваться, если вы заинтересуете инвестора, либо то, на что надо ответить обязательно, если вы планируете крупный проект:

Факты о вашей отрасли: объем отрасли/рынка (по деньгам/по аудитории), какой объем рынка вы сможете занять, ваш анализ спроса и предложения на рынке, известные тренды на рынке: рост/падение, предпочтение клиентов, разработка продуктов, барьеры по выходу на рынок, как вы их преодолеете.

Потребители: ваша целевая аудитория, её самые важные группы, а также их параметры: возраст, пол, уровень дохода, социальный уровень, образование, прочее. Для бизнес-потребителей: отрасль, расположение, размер фирмы, ценовые предпочтения.

Конкуренты: какие продукты и компании будут с вами конкурировать, список основных конкурентов. В каких сегментах они будут с вами конкурировать (продукты, территория, аудитория). Есть ли у вас непрямые конкуренты? (Например: телевидение и интернет против Amazon.com: каждый из них пытается отвлечь внимание клиента от чтения книг в часы досуга). Преимущества и недостатки ваших конкурентов.

Аналоги: нужны примеры похожих зарубежных проектов или неудачных (слишком ранних, неправильных и т.п.) попыток реализации вашей идеи.

Бизнес-часть

Что представляет из себя ваш бизнес? Чем вы будете заниматься? На решение какой проблемы направлен ваш проект? Бизнес философия: Что для вас важно в бизнесе, какова ваша миссия?

Для чего создается бизнес? Для получения прибыли от деятельности компании/Для дальнейшей продажи компании крупному покупателю.

Цели и задачи компании. Под целью понимается: какой вы видите компанию в будущем (например, занимает 15% рынка, аудитория более 10 млн. человек), в то время как задачи это то каким образом вы будете достигать свою цель (например: разработка нового продукта, расширение географии присутствия).

Коротко для кого вы создаете продукт, целевая аудитория? Какова география проекта? Опишите отрасль. Она растет? Какие изменения вы предвидите в краткосрочной/долгосрочной перспективе? Как это отразится на вашем проекте? Какое будущие ждет ваш проект и отрасль в целом?
Опишите сильные/слабые стороны бизнес-проекта. Кто ваши конкуренты? Какие факторы сделают вашу компанию успешной?

Какими будут основные источники доходов вашего бизнес-проекта?

И только после этого нужно очень детально описать ваш продукт. Конкретно — какие факторы будут преимуществом или недостатком? В чём уникальность продукта? Какова цена вашего продукта? Как это соотносится с вашими конкурентами и рынком в целом? Здесь же нужны характеристики и преимущества с точки зрения потребителя (обратите внимание — не «планшет с экраном высокого разрешения», а «можно без проблем читать книги», не «высокий сервис в банке», а «нет очередей» и так далее). Главное — понять в чем продукт помогает потребителю.

Следующая часть — постпродажная работа. Речь о сервисе и гарантии, доппродажах и вообще общении с теми, кто уже будет вашими покупателями или пользователями.

Практическая деятельность

Следующий вопрос — как вы будете подвигать свой продукт. Какие медиа вы будете использовать для рекламы, как часто? Какие дополнительные способы продвижения вы будете использовать (промоакции, нетворкинг)? Какой образ вы хотите донести до потребителя? Как вы будете работать с лояльностью ваших потребителей? Определите вашу ценовую стратегию. Обратите внимание, что идея «наши цены будут ниже» почти всегда провальная с точки зрения бизнеса: преимущества должны лежать в другой плоскости, и, если надо, усиливаться доступностью цен.

На этой стадии нужно спрогнозировать продажи по минимуму и реалистичному варианту. Часто возникает желание преувеличить, но делать этого категорически не стоит – данные будут проверяться ещё минимум трижды.

Больное место многих – операционный план. В смысле, что всё звучит круто, пока не доходит до конкретики: какое оборудование вам потребуется? Производители, цены, сроки отгрузки и доставки? Сколько это стоит запустить? Какое помещение необходимо? Что там должно быть по электричеству? А что с парковкой? В какие часы вы будете работать? Каковы затраты на строительство (да-да, бывает и такое), аренду, коммунальные расходы, страховку и так далее? Нужны ли лицензии, разрешения на работу, как выполняеся регулирование вашей деятельности, что с патентами и так далее? Сколько будет людей кроме ядра команды? Кто что будет делать? Как их найти и где? Как каждый сможет развиваться в компании?

Контрагенты

Список поставщиков: контакты, надежность, кредитная политика, ценовая политика.

Планируете ли вы продавать в кредит? Это действительно необходимо, распространено в вашей отрасли? Кому и в каком размере вы будете предоставлять отсрочку по платежам?

Как вы будете проверять кредитоспособность клиентов?

Инвестиции

Какой объем инвестиций уже привлечен?

Кто уже инвестировал и у кого какие доли?

Какую долю акций можно будет продать?

Есть ли точный список расходов до момента безубыточности? (тут ещё особенность — часто инвестор может получить основные ресурсы дешевле, например, если у него есть завод или нужный вам дата-центр — это существенно скажется на рассмотрении бюджета). Ещё совет — нужно резервировать ПОСЛЕ всех расчётов ещё 20% на непредвиденные расходы и обозначать их как резерв. Превышение плана на 10-20% — это норма, когда вы не знаете точно до секунды, что и как делать.

Как привлечение средств на распределение долей владения компанией?

Прогноз доходов и расходов на 3-5 лет. По этому документу инвестор будет оценивать эффективность вложения средств, если у вас всё взлетит (это пункт сравнения с другими проектами, если конечная цель – прибыль, а не, например, наработка аудитории).

Задача местами скучная, но полезная. Кстати, если вы потратите меньше 10 часов для поиска ответа на все вопросы (особенно – в финансовой части), скорее всего, это показатель того, что вы упускаете какие-то детали. Даже если это покажется вам ОЧЕНЬ долгим, сделать всё нужно.

Опять же, если вдруг по дороге вы поймёте, что с проектом что-то не так — это очень полезно. В противном случае вы бы узнали это спустя недели или месяцы работы и потеряли бы кучу времени, нервов и ресурсов. Это как программирование: сначала архитектура, потом реализация. Чеклист позволяет быстро понять, всё ли в порядке с архитектурой проекта и готовы ли к его реализации.

http://habrahabr.ru/company/smartmarket/blog/162157/

0

5

А ТЕПЕРЬ ПОДУМАЙТЕ О ТОМ - МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ИЗ ВЫШЕСКАЗАННОГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ЧАСТНЫМИ ЛИЦАМИ ...

И в свете этого прочтите эту статью - Сателлиты в облаке, или Работа через призму прогнозов

0

6

Список советов:

живые кейсы применения

пишите живые кейсы применения вашего продукта/проекта, а не перечисляйте фичи. Пользователю интересно знать, чем ему поможет продукт, а не то, что тот может и какой он замечательный. К сожалению, давать советы проще, чем их соблюдать. Несмотря на то, что мы знали об этом при создании промо ролика, мы все равно умудрились наступить на описанные в статье грабли.

промо ролик

создать промо ролик необходимо. Пользователи могут посмотреть видео и, если заинтересуются, прочесть текст, но вряд ли сделают это в случае отсутствия ролика. Не забывайте о простой истине: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В данном случае прочитать. При создания видео, с первых же кадров не стесняйтесь показать самое интересное — говорящие головы всем жутко надоели и если это еще может сойти с рук известным людям, то вряд ли сойдет другим. В лучшем случае пользователь прощелкает видео, а учитывая, что кикстартер не дает возможности перескакивать к не загруженным участкам, то многие ролики так и остаются непросмотренными. Сюда же относится и длительность ролика: 3-4 минуты еще куда ни шло, но если пользователь видит, что нужно уделить больше времени, его желание даже просто включить ролик резко падает. Можете рассказать идею за 1-2 минуты? Лучший вариант! Если необходимо дать детали, то их вы можете вынести либо в другое видео идущее в описании проекта, либо просто в текст.
Если вам просто нечего показать, так как на руках лишь голая идея, то найдите того, кто расскажет об идее ярко, с харизмой. Нет ничего более унылого, чем смотреть на скучного рассказчика.

пишите грамотно

ошибки очень сильно влияют на мнение пользователя, поэтому перечитайте текст не раз и не два. В случае если вы пишите на не родном для себя языке, желательно отдать на вычитку владеющему им в совершенстве. Это весьма бюджетно, можно еще раз воспользоваться услугами fiverr.com

простота

мы сознательно пошли на риск и подготовили свой первый проект для людей со знанием таких страшных слов как Bitcoin, P2P и т.д. Мы публиковали информацию о проекте, соответственно, на различных специализированных форумах, однако это не сработало, к чему, в общем-то, мы были готовы. После публикации на кикстартере, мы получили множество писем в стиле: “Вах! Звучит очень круто, но совсем непонятно”. Поэтому мы решили на будущее писать для широкого круга людей. Это сложно: “написать просто о сложном — не просто” К.О.

эмоции

иногда очень трудно рассказать обычным пользователям в чем же соль вашего продукта. В этом случае играйте на эмоциях. Пусть пользователь не поймет все технические тонкости (зачастую это и не нужно), но скажет “Заткнись и бери мои деньги!” ©. Юмор, хорошая шутка или некий эмоциональный заряд — отличное дополнение к ролику и может подтолкнуть людей сделать последний необходимый шаг на пути к их решению помочь проекту и/или поделиться ссылкой на него со своими друзьями. Помощь в распространении информации зачастую более важна нежели прямое финансовое участие.

создавайте сообщество

наверное, самый важный совет: перед публикацией проекта озаботьтесь созданием лояльного сообщества вокруг него — людей, что поддержат вас и вашу команду морально и материально, а также помогут в распространении информации о проекте. Для этого пишите статьи, рассказывайте о своем опыте разработок, который может оказаться полезен другим. Показывайте процесс создания проекта, технические тонкости реализации, детали. Почему было сделано так, а не иначе. Будьте щедры в распространении своего опыта, возможно, люди помогут вам в ответ в свое время. Однако помните: всегда найдутся и те, кто не оценит вашу работу, ваш проект либо статьи. Люди могут быть негативно настроены по различным причинам. Поблагодарите тех, кто высказал конструктивную критику, пусть и не лучшим словом, это все равно стоящая помощь и поможет вам улучшить проект/статьи; и промолчите, но не вступайте в полемику в обратном случае — да, обидно, когда ругают то, на что положено столько труда, но сказанное вами сгоряча может сильно повредить делу, даже если критикующий не прав. Помните, люди эмоционально на стороне других пользователей, не вашей. Это не потому что они против вас, просто в этих отношениях есть вы и есть они и нелестное слово одному из пользователей, легко воспринимается на свой счет другими.

Дайте возможность вашим пользователям подписаться на вашу рассылку, собирайте их электронные адреса и у вас будет необходимая начальная аудитория после запуска или во время сбора средств. Необходимо собрать хотя бы несколько сотен потенциальных доноров перед публикацией проекта, некоторые из них станут первыми за которыми подтянутся другие — человеку гораздо легче решиться на что-то, если это решение уже было принято кем-то другим. Социальность в действии.

http://habrahabr.ru/post/161519/

0

7

Деньги к деньгам: как физик создал кассу взаимопомощи предпринимателей

Малому бизнесу нужны деньги для участия в тендерах, а банки часто не хотят с ним связываться. Основатель Penenza Дмитрий Пангин нашел выход — здесь предприниматели получают деньги инвесторов для участия в конкретных онлайн-торгах

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/3/77/755220893580773.jpg
Дмитрий Пангин (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Penenza — это площадка онлайн-кредитования, которая помогает малым и средним компаниям привлекать деньги для участия в тендерах. Часто организаторы таких торгов требуют от участников залог — от 5% суммы потенциального контракта, однако не у всех представителей малого и среднего бизнеса есть возможность «заморозить» деньги даже на небольшой срок — средний заем в Penenza составляет 1 млн руб., а средний срок его возврата — 21 день. В то же время доходность депозитов как одного их самых популярных способов вложения денег падает вслед за снижением ключевой ставки Банком России, и частные инвесторы ищут способы получить большую доходность — Penenza декларирует среднюю доходность на своей площадке около 20% годовых.

Компания Дмитрия Пангина нашла способ помочь и тем и другим — она объединила предпринимателей и инвесторов на одной площадке и стала зарабатывать на комиссии (3,5–5% в зависимости от вида и срока займа). В 2017 году стартап выдал кредитов на 9 млрд руб. и принес финансисту 158 млн руб. выручки и 46 млн руб. прибыли. По расчетам РБК, Penenza стала лидером растущего рынка p2p-кредитования (peer-to-peer, с англ. «равноправное»; кредитование, при котором инвесторы и заемщики передают средства друг другу без привлечения банков). Она выдала в разы больше займов, чем ближайшие конкуренты. По словам Константина Шабалина, генерального директора краудинвестинговой площадки StartTrack, четыре крупнейших представителя этого сегмента отрасли — StartTrack, «Поток», «Город денег» и Venture Club — за 2017 год привлекли 1,8 млрд руб. в 871 компанию.

От атома к коду

Пангину 42 года. Он выпускник физического и экономического факультетов Новосибирского государственного университета, после окончания учебы в 1999 году несколько лет посвятил науке. Но быстро осознал, что семью на зарплату аспиранта в Институте ядерной физики и Институте теплофизики Сибирского отделения РАН не прокормить. Тогда он занялся программированием — в 2001 году Пангин устроился в ИT-компанию ЦФТ, затем переехал в Москву и стал работать в компании CBOSS, которая занималась разработкой ПО.

Пангину удалось построить карьеру — к 2009 году он управлял 400 разработчиками и получил MBA в Высшей школе бизнеса МГУ. После учебы Пангин устроился на биржу РТС, где с 2010 года руководил разработкой электронной площадки для торгов по государственному и муниципальному заказу «РТС-Тендер». Набравшись опыта, в 2012 году вместе с партнерами решил открыть еще и собственную электронную площадку для торгов — компанию ОТС. По последним данным СПАРК, в 2015 году выручка АО «ОТС» составила 284 млн руб., прибыль — 28 млн руб.

Госзакупки и предприниматели

18 июля 2011 года был принят № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который обязал госкомпании проводить открытые закупки. А в 2013 году появился еще и № 44-ФЗ, регламентирующий закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом заказчики по № 44-ФЗ обязаны не менее 15% объема закупок в рублях осуществлять у субъектов малого предпринимательства и НКО. Кроме того, № 223-ФЗ с 2017 года обязывает госкомпании с годовой выручкой более 500 млн руб. совершать 18% закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (имеющих выручку до 2 млрд руб. и штат менее 250 сотрудников). Изменения в законодательстве привели к созданию нового рынка — электронные торговые площадки (ЭТП). И если с госзаказом работает только шесть площадок, отобранных Минэкономразвития и ФАС, то с госкомпаниями по № 223-ФЗ в 2016 году работали 174 ЭТП. 71% всех закупок в электронной форме прошли на шести крупнейших: «ТЭК-Торг», ГПБ, B2B-Center, ЕЭТП, РЖД и OTC.

Чужие деньги

Государство создало условия, чтобы малый бизнес мог получить госконтракты, но сами предприниматели оказались к этому не готовы — они бы и рады участвовать в торгах, но у них не хватает денег, чтобы внести залог, приобрести необходимое оборудование, материалы и пр. Проблема в том, что государство рассчитывается по контрактам не сразу, а деньги для участия в тендерах нужны сейчас, объясняет владелец строительной компании из Подольска «Организатор» Морик Мишаев. Чтобы избежать кассового разрыва, он использует платформу Penenza.

В 2014 году площадка ОТС начала кредитовать участников торгов. Для этого была получена лицензия и создана дочерняя микрофинансовая компания «ОТС Кредит». До сих пор она выдает по 15–20 млн руб. в год из средств головной компании. Спрос рос, своих денег не хватало, и в то же время интерес со стороны инвесторов был высоким. Зачем рисковать своими деньгами, если можно зарабатывать на комиссии, сводя кредиторов и заемщиков, рассудил Пангин.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/3/42/755220894751423.jpg
Дмитрий Пангин (Фото: Олег Яковлев / РБК)

В 2015 году вместе с партнерами, с которыми Пангин познакомился еще во время работы на бирже РТС, Сергеем Васильевым и Дмитрием Пономаревым, предприниматель основал АО «Оператор Финансовой площадки» (юрлицо проекта Penenza), в котором 40% принадлежит Пангину и по 30% Васильеву и Пономареву.

На разработку онлайн-площадки для кредитования участников тендеров партнеры потратили 4 млн руб. Год ушел на технические работы и отладку процессов, а в 2016 году стартап заработал в полную силу.

Ставку решили сделать на малый и средний бизнес. По данным аналитического центра НАФИ, объем банковских кредитов для малого и среднего бизнеса по итогам 2016 года сократился на 3% и продолжил стагнировать в 2017 году. Банки настороженно относятся к предпринимателям — заложить им зачастую нечего, суммы кредитов относительно небольшие, а риски высокие, поэтому заявки на кредит одобряют лишь 10–15% желающим, считает Пангин.

По словам начальника управления кредитования Альфа-банка Ирины Поповой, клиенты довольно часто обращаются за кредитами для участия в государственных тендерах, но у банка нет для них специального продукта, и они получают кредит на обычных условиях. Малый бизнес может получить беззалоговый кредит на сумму до 6 млн руб. по ставке 16,5% годовых. Рассмотрение заявки проходит в два этапа. Сначала желающих отсеивает специальный софт (около 40%). Оставшиеся заявки рассматривают аналитики банка, они одобряют 60–70% обращений, то есть кредит получают 24–28% от всех обратившихся. В Penenza — около 70%.

Займы без банков

Первая p2p-платформа Zopa открылась в Великобритании в 2005 году. За 13 лет она выдала займов более чем на £1,9 млрд ($2,4 млрд). В США в 2006 году первопроходцем стала платформа Prosper — общая сумма выданных через нее кредитов составила более $8 млрд. А год спустя появилась компания Lending Club, которая в 2014 году провела IPO и была оценена в $5,4 млрд.

Китай тоже переживает бум p2p-кредитования: в стране открылось более 4800 компаний. Это создало благодатную почву для мошенников. Громкий скандал разразился в 2016 году: крупнейшая на тот момент p2p-площадка Ezubao подделала 95% заявок и таким образом украла $7 млрд у 900 тыс. инвесторов. Из-за этого инцидента правительство взялось за регулирование отрасли. Бюро по финансовой деятельности Пекина рассчитывает сократить в ближайшее время количество площадок в десять раз.

По данным Statista, объем мирового рынка альтернативного кредитования в 2017 году составил $380,6 млрд. По прогнозам Foundation Capital, к 2025 году он достигнет $1 трлн.

Как это работает

Предприниматель оставляет заявку на сайте площадки, указав лишь ИНН и номер процедуры на zakupki.gov.ru. В течение дня скоринговая система и группа инвесторов оценивают заемщика и выставляют оферту.

Основную работу по оценке рисков выполняют нейросети, которые предсказывают вероятность победы заемщика в тендере, уклонения от исполнения контракта и др. Компьютерный алгоритм сопоставляет информацию из заявки с данными тех компаний, которые уже побеждали в похожих тендерах. Анализируются 400–500 параметров, среди них данные из множества открытых источников — базы ФНС, Росстата, службы судебных приставов и т.д.

Для получения займа необходимо отправить Penenza копии устава компании, паспорта генерального директора, протокола решения о его назначении и бухгалтерскую отчетность. Penenza дает займы на обеспечение заявки в гостендере, исполнение контракта в рамках № 44-ФЗ, закупку материалов и др. Самый популярный вид займа — обеспечение заявки в тендере. При выдаче займа площадка берет комиссию в среднем 4% (начиная со второго месяца надо платить 20–36% годовых), большинство заемщиков рассчитываются в первый же месяц. Это означает, что эффективная ставка за первый месяц составляет около 60% годовых. Банковские кредиты малому бизнесу обходятся дешевле — обычно 16–19% годовых, но, чтобы их получить, как правило, нужно собрать намного больше документов и подождать несколько недель. В Penenza одобряют сделку за один день.

«У них очень быстрый документооборот, короткий срок рассмотрения заявки, и мы с представителями площадки постоянно на связи. Для нас это очень важно, потому что участникам торгов деньги нужны «еще вчера», — признает владелец строительной компании из Подольска «Организатор» Морик Мишаев. С июля 2017 года он получил в Penenza займов на 200 млн руб.

Компании и зомби

Первое время в Penenza займы на исполнение госконтрактов выдавали предпринимателям напрямую, и компании-заемщики находили множество способов потратить кредит нецелевым образом: от покрытия задолженности по другим кредитам до покупки дорогого автомобиля. Просрочка доходила до 17%, вспоминает Пангин, приходилось судиться, привлекать коллекторов. В итоге было решено деньги предпринимателям вообще на руки не выдавать. Сейчас средства переводятся сразу на площадку, которая проводит торги, или используется так называемый номинальный счет, которым компания не может распоряжаться без согласования с менеджерами Penenza. Если компания проигрывает тендер, залог сразу же возвращается. Если выигрывает — возвращает из прибыли.

Казалось бы, так ли важна оценка рисков, если заемщик не получает деньги на руки? «Возможны разные ситуации, например, заемщик выиграл тендер, но отказался подписывать контракт. Тогда заказчик забирает залог как компенсацию, а инвестор может потерять деньги», — объясняет представитель Penenza Ирина Рак.

Кроме того, разработчики сделали алгоритм, который по финансовой отчетности предсказывает вероятность банкротства компании. «Мы поняли, что в нашей стране очень много компаний-зомби, которые никому не платят, у них множество судебных дел, исполнительных производств, но на банкротство почему-то никто не подает», — рассказывает Пангин. Анализируя судебные иски, нейросеть распознает такие организации и предостерегает от сделок с ними.

Все это минимизирует риски: просрочка на площадке Penenza, как утверждает Пангин, составляет 0,4%, а дефолты — 0,2% от общего объема займов. Для сравнения: в Альфа-банке доля дефолтов по кредитам малого и среднего бизнеса составляет около 1%.

Помимо ОТС, Penenza договорилась о сотрудничестве еще с восемью площадками. По словам гендиректора ЭТП НЭП Евгения Эллинского, им это выгодно: «Чем больше у участников шансов получить кредит, тем больше конкуренция на торгах и меньше доля несостоявшихся закупок». Доля заемных средств, которые поступают в качестве обеспечения заявки, на площадке НЭП растет — в 2015 году она составила 6%, в 2017 году — 14,5%.

Кредитование в массы

Сначала минимальная сумма для инвестирования на Penenza составляла 50 млн руб. — инвесторами становились юридические лица, в основном знакомые и партнеры Пангина. Всего в процессе участвовало не более десяти компаний. Но к третьему кварталу 2017 года предприниматель понял, что спрос превышает предложение, и открыл доступ для всех: теперь инвестором может стать любой совершеннолетний человек, у которого есть свободные 5 тыс. руб. Сейчас в кредитовании бизнеса на Penenza уже участвуют 1200 инвесторов, привлекать их помогает тематический чат в Telegram и реклама в соцсетях. Инвесторы сами выбирают, в какой проект сколько инвестировать, и несут все риски — иногда в один проект вкладываются десятки человек. Если заемщик вернул кредит в первый месяц, то кредитор получает 1,66%. Остальное — выручка площадки.

Василий Черноножкин, программист из Санкт-Петербурга, узнал о Penenza в Telegram-канале Smartfin. В январе 2018 года он инвестировал 800 тыс. руб. Результаты вызывают у инвестора смешанные чувства. «Платформа еще дорабатывается, и есть ряд проблем, да и заявленной доходности в 20% годовых достигнуть не удалось. Вместе с тем выше 15% держаться удается, что для такого низкорискового инструмента очень неплохо», — считает Черноножкин.

Инвесторы на площадке подписывают с заемщиками электронный договор займа, согласно которому берут все риски на себя. Penenza при этом выполняет функции по обеспечению документооборота, рассчитывает и удерживает НДФЛ. Впрочем, сейчас доля физлиц в портфеле Penenza составляет 16%, все остальное инвестируют несколько компаний.

Взгляд со стороны

«Перспектива — стать серьезным соперником банковскому кредитованию»

Никита Абраменко, CEO площадки p2p-кредитования «Поток»

«Рынок в России растет экспоненциально. Интерес инвесторов к таким вложениям тоже. Перспектива — стать серьезным соперником банковскому кредитованию. Мы очень уважаем Penenza, но у нас совершенно разные подходы. Мы кредитуем компании, которые прошли финансовую проверку, вне зависимости от их целей, а Penenza кредитует под конкретные контракты».

«Банки не могут обеспечить скорость выдачи кредитов»

Елена Привалова, гендиректор краудинвестинговой площадки VentureClub.co

«P2p-кредитование существует давно. Новшество, предлагаемое Penenza, в том, что они предлагают прямое тендерное и контрактное кредитование. Банки зачастую не могут обеспечить скорость выдачи кредитов, а другие p2p-площадки не владеют теми ресурсами, которыми располагает Penenza. В частности, большим преимуществом для этого проекта является опыт Пангина в создании электронных площадок».

«Перспективы рынка во многом зависят от законодательства»

Константин Шабалин, генеральный директор краудинвестинговой площадки StartTrack

«Penenza выбрала интересную и понятную модель тендерного кредитования, за счет общих акционеров наладила получение данных и клиентов от группы компаний OTC, показала хорошие результаты. Конечно, нового вида кредитования Penenza не изобрела. Тендерное кредитование существует практически с момента появления тендеров, краудлендинг  (кредитование физлицами друг друга или компаний. — РБК) в России появился в 2013 году. Сейчас перспективы рынка во многом зависят от законодательства, которое должно быть принято в 2018 году. Разработанные ЦБ и Минэкономразвития законопроекты предлагают ограничить объем инвестиций от одного инвестора, но мы надеемся, что регулятор не будет вводить излишних ограничений. В любом случае мы рассчитываем, что за 2018 год сегменты краудинвестинга (люди покупают долю в компании. — РБК) и краудлендинга покажут совокупный оборот более 20 млрд руб.».
Автор: Ильмира Гайсина, Николай Гришин.

https://www.rbc.ru/own_business/27/03/2 … m=right_13

0