Российские домохозяйства дробятся и стареют
17.06.13
Больше половины домохозяйств в России состоят из одного или двух человек. Растет доля одиноко живущих пенсионеров, снижается доля домохозяйств с детьми. Исследование Анны Мироновой
Выражение «эпидемия одиночества» можно было бы считать метафорой, если бы не объективные данные. Увеличение в России количества домохозяйств на 3,5% с 2002 по 2010 год – следствие прежде всего роста числа домохозяйств, состоящих из одного человека, констатирует стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Анна Миронова. Таких домохозяйств одиноких людей стало больше на 19,4%.
Главным источником данных для исследования послужила Всероссийская перепись населения 2010 года, а также предыдущая перепись 2002 года.
Семья в формате «раз, два – и обчелся»
В 2010 году в России, по данным Росстата, было зафиксировано 54,6 млн частных домохозяйств – в квартирах, индивидуальных домах, общежитиях, гостиницах. Предыдущая перепись 2002 года насчитала 52,7 млн таких домохозяйств. При этом ощутимо подросло число «одиночек». В 2010 году число домохозяйств одиноких людей составило 14 млн – по сравнению с 11,8 млн в 2002 году.
Домохозяйства из двух человек, пишет исследователь, дали более скромную динамику. В 2010 году их стало 15,6 млн – по сравнению с 14,5 млн в 2002 году. В итоге, больше половины от общего числа составляют домохозяйства из одного и двух человек. Миронова конкретизирует: домохозяйств одиноких людей насчитывается свыше четверти – 25,7% от общего числа. Домохозяйств из двух человек немногим больше – 28,5%. Домохозяйств из трех человек – 22,5% (в 2002 году их было 23,8%).
Получается, что домохозяйства дали прибавку по числу, но уменьшились в размерах. Так, в 2002 году средний размер домохозяйства составлял 2,7 человека, а в 2010 году – 2,6 человека.
Отметим, что те же процессы – дробления домохозяйств, сокращения их размеров при увеличении числа – наблюдаются и в развитых странах, к примеру, в США (см. «Американская семья отдаляется от брака»). Средний размер американского домохозяйства составил в 2012 году 2,55 человека.
Между городом и деревней
В России средний размер городского домохозяйства – 2,5 человека. Сельского – 2,8 человек. В деревнях, отмечает исследователь, домохозяйств стало меньше – на 1,1%, в городах наоборот, больше на 5,1%.
Вместе с тем, средний размер сельского домохозяйства, в отличие от городского, не уменьшился. Он не изменялся с 2002 года. Однако, снова акцентирует Миронова, в селах, как и в городах, растет число домохозяйств, состоящих из одного человека. При этом в 2010 году 57% таких домохозяйств состояло из людей старше 55 лет.
Городское одиночество пожилых людей несколько скромнее по масштабам, чем сельское. В городе меньше людей пенсионного возраста – 54%, в то время как в деревне их 68%, отмечается в исследовании. Миронова объясняет эти цифры продолжающимся исходом из деревни. Молодежь едет в город – учиться и трудоустраиваться – и, как правило, не возвращается в село.
Возрастные факторы
Среди людей старше 55 лет, живущих одиноко, 79% – женщины. Это связано с резким уходом в отрыв мужской смертности от женской на пороге пенсионного возраста. Миронова приводит красноречивые цифры: в России на каждые 100 женщин старше 65 лет приходится лишь 45 мужчин. Такая же резкая диспропорция характерна и для других стран Восточной Европы, уточняет исследователь. Это отражает достаточно высокий уровень мужской смертности.
Впрочем, численный перевес женщин в старшем возрасте наблюдается в большинстве развитых стран, добавляет Миронова. В итоге в пожилых возрастах гораздо больше женщин, чем мужчин, не состоят в браке, и эти одинокие люди нуждаются в поддержке.
Несмотря на цифры роста рождаемости, в 2010 г. по сравнению с 2002 г. произошло снижение доли домохозяйств из двух и более человек с детьми до 18 лет. Предыдущая перепись зафиксировала 52% таких домохозяйств. Недавняя – уже 44%. При этом преобладают однодетные домохозяйства.
И наоборот, в межпереписной период на 15% увеличилась доля домохозяйств без детей моложе 18 лет. Анна Миронова проводит аналогию с Италией, где наблюдаются похожие процессы.
Семейный обмен сбавляет обороты
Основные потоки частных трансфертов – разного рода благ (наследство, подарки, денежная помощь) – идут между родителями и детьми. Однако роль таких межпоколенных трансфертов, семейного обмена, по мнению исследователя, несколько снизилась.
Дело в том, что в России возросла доля домохозяйств из двух и более человек, которые имеют в своем составе занятых лиц. В 2002 г. эта цифра составляла 79%, в 2010 г. – 81%. Тут сказались возрастающая роль женщин на рынке труда, развитие пенсионной системы и снижение числа детей в домохозяйствах, поясняет Анна Миронова.
Следовательно, приходит она к выводу, «произошло снижение доли членов домохозяйств, которые полностью зависят от семейного перераспределения ресурсов, несколько снизилась и роль семейного обмена».
Впрочем, отмечает в заключение исследователь, такие межпоколенные трансферты не потеряют значимости, поскольку не только отчасти сглаживают экономическое неравенство, но и оказывают моральную поддержку.