Надо ли повышать зарплату чиновникам?
Георгий Неяскин
Иллюстрация: Yasmin Illus
Неделю назад парламент Израиля сделал красивый шаг – снизил зарплаты депутатам, министрам и президенту на 10%, а в целом по бюджетному сектору урезал их на 1%. Этого требуют экономические реалии и необходимость экономии бюджета, объясняли инициаторы законопроекта. Так Израиль продолжил тренд кризисной Европы.
В России все наоборот. После президентских выборов в России жалованье высокопоставленных чиновников только росло, несмотря на замедление экономики. В администрации президента в начале 2013 года подняли зарплаты практически вдвое, писал Forbes. То же произошло в правительстве. Узнав об этом, возроптала «бедная» Госдума и тоже потребовала надбавки. В целом по экономике зарплаты чиновников федерального уровня превышали средние зарплаты в курируемых ими отраслях в 2,6 раза (данные ФБК за 2011 год). Одновременно ученые отмечали рост доли бюрократов и силовиков в российском среднем классе.
Казалось бы, большая зарплата должна снизить интерес чиновников к коррупционным схемам, а также привлечь в госсектор более качественные кадры из частного (второе отчасти наблюдается и у нас). Пускай повышают зарплату, лишь бы не воровали. Но мировая экономическая наука, увы, не подтверждает эту гипотезу. Увеличение денежного довольствия работает как лекарство от коррупции лишь в бедных странах, выяснили Якоб де Хаан, Эрик Дитценбахер и Ван Ха Ле из голландского Университета Гронингена. Используя новую базу данных по 76 развивающимся странам (включая Россию), ученые делают вывод, что при ВВП по ППС более $8842 на душу населения связь между ростом зарплат и падением коррупции исчезает.
Как можно это объяснить? Дело в том, что в бедных странах более распространена мелкая бытовая коррупция – вроде взяток гаишникам или врачам в государственных клиниках. И взяткополучатели, и взяткодатели в этом случае довольно бедны, поэтому первые не боятся увольнения, а вторые очень не хотят платить полную сумму законного штрафа. Однако в ходе экономического развития коррупционные схемы становятся более изощренными и скрытыми от посторонних глаз, риски меняются, а ставки растут.
Россия преодолела критическую отметку в $8842 ВВП на душу еще в 2003 году, следует из данных МВФ. Грубо говоря, уже лет десять, как изменение жалованья российских чиновников не влияет на ситуацию с коррупцией. Как показывают громкие коррупционные разоблачения последних лет вроде дела «Оборонсервиса», возможный выигрыш от хитроумных схем воровства госсредств многократно превышает зарплаты заинтересованных госслужащих. Тут сколько ни повышай – все мало будет.