Бизнес в «квадрате»: как мобайл меняет банковские услуги
Татьяна Алешкина
«Они всегда пытаются расплатиться картой, тычут тебе ее», – жалуется на иностранных пассажиров таксист в ролике на сайте украинского «ПриватБанка». Решить проблему приема карт в такси можно покупкой мини-терминала: прикрепляешь его к обычному смартфону, проводишь карту, и деньги уходят на банковский счет. Весной прошлого года «ПриватБанк» стал первопроходцем на рынке мобильного эквайринга в России.
Еще пару лет назад российские предприниматели, да и некоторые банкиры, не верили, что мобильный телефон или планшет можно превратить в терминал для приема карт. «Такого не может быть», – считали они. Но те, кто бывал в США, говорили, что там это вовсю работает. «Было неожиданно: пришел на небольшой рынок в Нью-Йорке и оплатил банку меда по банковской карте, которую продавец прокатил через свой iPad», – рассказывал в 2011 году знакомый Slon из «Ситибанка».
Революцию в сознании банкиров и держателей карт совершил американец Джек Дорси, основатель Twitter. В 2010 году он запустил технологию Square, которая позволила подключить к смартфону или планшету небольшой «квадрат» (отсюда и название) – ридер для банковских карт. Сейчас мобильный эквайринг очень популярен у малого бизнеса в Америке. Чуть позже такой сервис стали предлагать и в Европе, до России мода на мини-ридеры дошла в 2012 году.
Пока на российском рынке предложений по мобильному эквайрингу не так уж много. И нет монополиста, каждый работает по-своему, вот схемы игроков.
Технология 2can от компании «Смартфин». Российский разработчик, у которого два способа распространения своей технологии: развивает бизнес самостоятельно (находит клиентов, заключает договоры на обслуживание), привлекая банки-эквайеры в партнеры, и предлагает банкам использовать свои технологии. По первой схеме с компанией работают «Промсвязьбанк» и «Мастер-Банк», по второй – банк «Русский Стандарт».
Технология украинского «ПриватБанка» (мини-терминалы iPay). В России ее используют «Москомприватбанк» (дочка «ПриватБанка») и «Банк24.ру». Также есть проект «ПриватБанка» с «МТС» по распространению ридеров.
Сервис «Pay me». Разработка «Вымпелкома» и «Альфа-Банка», который и выступает в роли банка-эквайера.
Технология «Московского кредитного банка». Собственная разработка банка.
Сервис «RBK Card». Разработка платежной системы «RBK Money»
Технология SumUp. Ирландский сервис, распространенный в Европе. По этой технологии начал работать банк «Связной».
«Яндекс. Касса». Проект «Яндекс. Деньги», банк-эквайер – «ВТБ 24». Так называемые mpos-терминалы используют в тестовом режиме определенные службы такси, дальнейшее распространение будет зависеть от результатов тестирования.
Сервис «Life Pay». Разработка ФГ «Лайф», ее использует входящий в группу «Пробизнесбанк», в ближайшие полгода планируется подключение 10 банков.
По словам гендиректора компании «Смартфин» Николая Жмуренко, мобильный эквайринг позволяет вовлечь в сферу безналичных платежей бизнес, который ранее не был вовлечен в силу дороговизны традиционного оборудования. В среднем стоимость карт-ридера составляет 1000 рублей, что приблизительно в 10 раз ниже стоимости классического pos-терминала. Но комиссия по транзакциям в мобильном эквайринге, как правило, выше (см. таблицу), да и покупку смартфона никто не отменял. Как отмечает Николай Жмуренко, использование ридера выгодно небольшим компаниям с оборотом по картам ниже 150 тысяч рублей в месяц. «Если оборот по картам у предприятия ниже определенного уровня и нет бизнес-плана по дальнейшему развитию, то банку выгоднее предложить ему мобильный эквайринг, так как затраты банка при традиционном эквайринге за счет установки и сопровождения оборудования будут неокупаемыми», – поясняет директор департамента платежных карт «Промсвязьбанка» Валентина Кузьмина.
Простой пример. У небольшой компании или ИП оборот по картам составляет 100 тысяч рублей, комиссия за транзакцию – 2%, арендная плата за терминал 1200 рублей в месяц. То есть получается, что итоговая плата составляет 3,2% от оборота. А это уже выше платы за мобильный эквайринг. Ридер не выгоден крупным компаниям с большими оборотами, так как комиссия по классическому эквайрингу для них может быть и ниже 2%. Другой вопрос, что далеко не все компании малого бизнеса хотят устанавливать у себя pos-терминалы: ни обычные, ни мобильные, но это тема для отдельной статьи.
Slon приводит сравнительную таблицу тарифов по наземному и мобильному эквайрингу. К сожалению, не все банки, включая «Московский кредитный банк» и «Русский Стандарт», согласились предоставить столь важную для бизнеса информацию.