«Когда слышу про курсы тайм-менеджмента, меня трясти начинает»
Дмитрий Потапенко
Меня часто спрашивают: как ты все успеваешь? И несколько бизнесов развиваешь, и блог ведешь, и программу на радио, недавно вот новый проект запустил. В ответ на это я могу только достать блок листочков бумаги (знаете, такие самые дешевые, белые, даже не стикеры). На них я записываю, что нужно сделать, – а потом это делаю. Все! У меня даже ежедневника нет, хотя раньше я пытался пользоваться и бумажными, и электронными их вариантами, но потом понял, что удобнее всего носить с собой просто листик или несколько.
Когда я вижу, какое количество людей сегодня намывают деньги на тренингах и книгах по тайм-менеджменту, мне очень хочется спросить тех, которые все это покупает: «Ты что, совсем олигофрен и не можешь сам себя организовать?» Я вообще концепцию тренингов в принципе не понимаю. Когда что-то слышу про курсы тайм-менеджмента, меня вообще трясти начинает. В чем тут-то может быть проблема?
Можно говорить, что проблема – в расстановке приоритетов. Но ее принцип тоже очевиден – по степени минимизации ущерба. Недавно, например, я потратил в общей сложности семь часов на оформление загранпаспорта в ФМС, и все мои остальные дела подождали, потому что, как ни крути, ребенку надо ехать на море. В бизнесе-то все отлажено: где надо, я делаю сам, где есть возможность похалявить, возлагаю задачу на сотрудников. Проблема может возникнуть, только если вы будете пытаться все уложить в строгие временные рамки, но тут надо просто осознать, что дела никогда не зависят полностью от вас, и быть к этому готовым. Для меня, например, не проблема передвинуть встречу на 15 минут, если мне, скажем, звонит журналист. Нет такого дела, которое нельзя было бы отложить и сказать: «Я в домике». А вернуться к нему потом. И нет такого дела, которое было бы не по силам.
Дайте мне почитать инструкцию и покажите, как кто-то это один раз делает, и я это сделаю.
Проблема ведь не в том, что человек не умеет планировать свою жизнь или ставить цели, а в том, что он не желает этого делать. Люди, которые испытывают проблемы с организацией времени, – это просто те, кто не желает отвечать за себя и свою жизнь. И тренинг для них – это просто возможность создать иллюзию, что они над этой проблемой работают. Логика тут понятна: дайте мне волшебную пилюлю. Ой, не помогло – какая жалость, значит, я неисправим, можно дальше ничего не делать.
Я много раз говорил, что мы слишком много отдыхаем – в России выходных 118 дней в году, треть года! Мы на кухнях рассуждаем об экономике, но не в силах даже понять, что отпуска нам не работодатель оплачивает, а мы же сами. Когда ты покупаешь слишком дорогую свинину, ты не думаешь, что она потому такая, что работодатель вынужден оплачивать работу в выходные по двойной ставке, потому что за свиньями нужно каждый день убирать, и они не будут ждать, когда работник из отпуска вернется.
У меня лично суббота – рабочий день, а иногда и воскресенье. И при этом нет ощущения, что я себя перегружаю. Наоборот, я чувствую, что я себя недогружаю.
Можно звать это трудоголизмом, но это скорее образ жизни. Ведь многие дела можно делать параллельно. Например, я к отдыху отношусь прохладно. Если куда-то и еду, то скорее ради выполнения своего долга как папы. Но я понимаю, что нельзя забивать на ребенка весь год, а потом дарить ему две недели. У меня дочка, например, иногда делает уроки прямо у меня в офисе. Если ей нужно с чем-то помочь, я прерываюсь и помогаю.
Так что единственное умение, которое действительно можно было бы развивать в себе, если вы хотите успевать делать больше, – это навык останавливать одну задачу и начинать другую, но потом не забывать возвращаться к прерванной. Только сделать это можно самостоятельно и без всяких тренингов.