Россия без электричек. Прогноз на ближайшие пять лет.
Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер.
Государство намерено отказаться от поддержки пригородных пассажирских компаний. Со следующего года субсидии из федерального бюджета на электрички могут отменить. В РЖД уверены, что это приведет к краху всего пригородного сообщения. Что нужно делать? И сколько времени осталось, чтобы исправить ситуацию? Об этом рассказал в интервью Business FM начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер.
— Электрички убыточны во всех странах, Россия - не исключение. Низкие тарифы за проезд на электропоездах нужны, прежде всего, для обеспечения транспортной доступности пригородов. Это еще и социальная ответственность: если за то, чтобы сесть на электричку, придется выложить кругленькую сумму, люди, мягко говоря, этого не поймут.
Именно из-за низкого тарифа доходы не покрывают расходов. В России, кстати, с этим все не так уж плохо, говорит начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер.
— Все пригородные компании являются субъектами естественной монополии. Поэтому региональные власти обязаны регулировать тариф на электрички. В связи с тем, что тариф устанавливается ниже себестоимости, появляются так называемые выпадающие доходы. Вот в целом по стране они - 49 млрд руб. Соотношение расходов к доходам в нашей стране - 2 к 1. В развитых странах, где реформа железных дорог шла многие годы назад, такое соотношение 7 к 1. Вот наше соотношение свидетельствует о том, что у нас хорошая ситуация по сбору доходов.
— Сейчас РЖД получает из федерального бюджета 25 миллиардов рублей за то, что не берет денег с пригородных перевозчиков за пользование инфраструктурой. Это компенсация за так называемый «нулевой тариф»?
— Три года назад были приняты ряд документов ФСТ, которые определили методику экономически обоснованных затрат в пригородном комплексе. То есть вся нормативная база для правильного расчета имеется. Когда все посчитали и увидели такие большие цифры, правительство приняло решение о поддержке пригородных перевозок в размере 25 млрд руб. из федерального бюджета. Тем самым, в 13 году выпадающие доходы, реально предъявляемые, составили не 49, а 17 миллиардов. И из 17 миллиардов рублей региональные власти запланировали сегодня только 7,5.
— На том, чтобы забрать у РЖД эти 25 миллиардов рублей федеральных средств, настаивает Минфин. Формально в министерстве правы: пригородные железнодорожные перевозки - сфера ответственности региональных органов власти. И платить компенсации должны регионы. А они и так не справляются, даже с учетом поддержки федерального центра, как Вы отмечаете.
— У РЖД вызывает озабоченность тот факт, что если сегодня регионы выплачивают только 7,5 миллиардов рублей, то каким образом они смогут выплатить 55 миллиардов в 2016 году? То есть в 7 раз вырастет нагрузка на региональные бюджеты за 3 года. Вот это предлагает министерство финансов. Именно поэтому ОАО РЖД, все научное сообщество, в едином порыве обращалось в правительство с тем, чтобы сохранить составляющую инфраструктурную в качестве выплат из федерального бюджета.
— Напрямую на РЖД убытки перевозчиков не относятся. Но головная компания вынуждена создавать под них резервы, которые уже сейчас в разы превышают собственную прибыль.
— Накоплено и подтверждено документально 25 млрд рублей задолженности пригородных компаний перед ОАО РЖД. С точки зрения ОАО РЖД это - задолженность дочерних и зависимых обществ перед материнской компанией. Мы отразили это в доходах, мы заплатили с этого налоги, но не получили от пригородных компаний физически денежных средств. ОАО РЖД формирует под эти средства резерв по сомнительным долгам. Формироваться он может только за счет прибыли. Напомню, что в 2012 году ОАО РЖД, по оперативным данным, выйдет на прибыль порядка 5 млрд руб. 25 висит грузом мертвым. Поэтому ОАО РЖД вынуждено предъявлять претензии пригородным компаниям, а пригородные компании вынуждены предъявлять претензии регионам, и подавать на них в суд.
— Еще одна проблема - вагоны. Сейчас они в собственности РЖД. Компанию, кстати, не раз упрекали в том, что она, якобы, наживается на пригородных перевозчиках, сдавая в аренду подвижной состав. Как обстоят дела на самом деле?
— РЖД всеми руками за то, чтобы подвижной состав принадлежал перевозчику. Более того, я хочу сказать, что мы готовы по решению правительства передать это в уставный капитал немедленно. Только предупреждаем о следующем. Если мы, ОАО РЖД, парк, которого сейчас на 85 миллиардов остаточной стоимости, передаст пригородным компаниям, то и со стороны регионов надо выделить порядка 80 миллиардов рублей на соразмерное внесение в уставный капитал, чтобы сохранить свою долю. Это первое. Второе. Затраты самих пригородных компаний вырастут по отношению к сегодняшнему дню.
— Если ничего не делать, то всего через несколько лет ряд регионов рискует остаться вообще без электричек. И причиной станут именно вагоны - точнее, их отсутствие.
— У нас сегодня эксплуатируется 15000 вагонов. При этом списания каждый год происходит по 1200 вагонов. Новых вагонов приходит порядка 200-т. И через 3 - 5 лет реально встанет вопрос, что по ряду направлений при всем желании, и даже при наличии денег, не будет транспорта физически осуществить такие перевозки. В условиях нехватки парк будет задействован там, где есть оплата. Тут надо ставить вопрос не только о полном возмещении выпадающих доходов сегодня регионами, но и о том, чтобы закладывать пригородным компаниям инвестиционную составляющую на приобретение нового подвижного состава.
— Сами пригородные компании, которые принадлежат наполовину РЖД, а наполовину - регионам, уже исчерпали все возможности оптимизации расходов. Так что и здесь рассчитывать на многое не стоит?
— Во всех затратах лишь 16% составляют затраты самих пригородных компаний. В настоящее время подвижной состав и локомотивные бригады пока еще находятся в ОАО РЖД. А что такое затраты непосредственно самих компаний? Это все билетные кассиры, это затраты на охрану в электропоездах с помощью привлечения частных охранных организаций - ну и все. Что там оптимизировать? Все затраты на виду. Любой пользователь может зайти на сайт любой пригородной компании и взять оттуда отчет за любой предшествующий период. И там детально расписаны все цифры.
— Субъекты федерации решить проблему пригородных перевозок тоже не в состоянии?
— Если федеральных субсидий не будет, то вся нагрузка ляжет на плечи регионов. И каждый регион будет решать самостоятельно, что ему делать: в какой степени повысить или не повысить тариф для населения, в какой степени сохранить, добавить или снизить количество электропоездов и вагонов в них. Нас очень беспокоит факт неоплаты. И пригородные компании реально не имеют возможности выполнять заказ, если этот заказ не будет оплачен. И это не хотелка ОАО РЖД, а насущная проблема. Правительство при формировании бюджета ОАО РЖД не запланировало ни копейки на пригородное сообщение, потому что РЖД не является перевозчиком в электричках. Не является третий год.
— РЖД предлагает не отменять компенсации из федерального бюджета, а напротив, увеличивать их до размера фактически выпадающих доходов. Еще лучше - заложить в них инвестиционную составляющую, на Ваш взгляд?
— В отношении пригородного комплекса важнее не вопрос, чем сегодня возместить выпадающие доходы. А более важным является вопрос - а дальше как жить? И какую роль государство отводит пригородному комплексу в развитии всей страны? Потому что никто не отменял правило о том, что повышение транспортной доступности и повышение транспортной мобильности прямым образом ведет к росту и валового продукта, и других экономических параметров, и к росту в целом благосостояния. Мировой практикой доказано, что вложения в железнодорожную отрасль выгоднее любых других: выше отдача, выше кумулятивный эффект.
Считается, что «локомотивом» американской экономики стали именно железные дороги. В России же государство пока активнее развивает автотранспортную сеть. В РЖД надеются, что ситуация начнет меняться, когда президент подпишет закон о регулярном пассажирском железнодорожном сообщении, а премьер - концепцию развития пригородных перевозок.