Смерть ходит по офису
Константин Ранкс
Toru Hanai/Reuters
Мир полон опасностей. Среди них есть явные, но есть и те, о которых если и вспоминают, то лишь в курьезном контексте. Например, о таких вроде бы невинных вещах, которые могут вас убить, если принять их в неимоверных дозах. Выпьете залпом чуть больше четырех литров эспрессо – тут вам и наступит каюк.
Водой тоже можно упиться до умопомрачения и последующего отказа всех систем организма. Смешно? Думаете, это нереально – выпить залпом 7 литров воды? Но вот в январе 2007 городе Сакраменто в Калифорнии проводился очередной конкурс Hold Your Wee for a Wii (игра слов – не писай и будет тебе игровая консоль). Финалистка Дженнифер Стрэйндж выпила более 7 литров воды и умерла. Родственники выиграли судебные иски, так как медики знают, что резкое поступление воды в организм ведет к нарушению водно-солевого обмена, а оно – к нарушениям работы сердца, почек и в конечном счете – к смерти.
Кстати, вовсе не обязательно насиловать свой организм – вода страшна как раз тем, что ей приятно утолять жажду. Вопрос в том, от чего эта жажда. В 1995 году 18-летняя школьница Луи Беттс после приема таблеток «экстази» захотела пить и выпила менее чем за час те же 7 литров воды. Через 4 часа ее не стало – причина смерти была не в «экстази», а именно в избыточном количестве воды.
Так что опасности могут нас поджидать где угодно. И одно из самых фатальных мест – это офис, в котором, на первый взгляд, кроме воды из кулера, нет ничего смертельного. Напомню, в одном стандартном баллоне находится смертельная доза воды для трех человек.
Офисные опасности можно разделить на угрозы, исходящие от оборудования и от стиля жизни его работников. Начнем с оборудования, так как это изначально заданные нам условия работы.
Угольная пыль принтеров
Офис – это место, где работает много людей. А значит, они дышат, греют своими телами помещение, потеют и иными способами портят качество атмосферы. Чтобы бороться с этим, нужна вентиляция и кондиционирование воздуха. Плохо настроенная вентиляция – это сквозняки и направленные потоки холодного воздуха, которые становятся причиной простуды. Но это полбеды.
С 1976 года специалистам известно заболевание под названием «болезнь легионеров», которое возникло у участников встречи американских ветеранов войн в городе Филадельфия. Болезнь унесла 34 человеческих жизни, заболело 220 делегатов. Специалисты считают, что для вспышки этого заболевания, связанного с размножением микробов и вирусов внутри системы кондиционирования воздуха, должно совпасть несколько факторов, но кондиционированный воздух всегда потенциально опасен.
Воздух в офисе портят не только люди, но и оборудование, прежде всего копировальное, а также лазерные принтеры. Портят они его, выбрасывая в атмосферу озон. Озон – это трехатомный кислород, О3 (обычный кислород – О2). Мы сталкиваемся с ним тысячелетиями, вдыхая воздух после грозы. Ах, как дышится легко – пока он в ничтожных количествах....
Но уже при концентрации полмиллиграмма на 1 кубический метр воздуха он становится смертельно опасным. Это один из самых сильных окислителей в природе. Пожалуй, только золото и платина сопротивляются его окисляющей способности. Его восхваляют как бактерицидное средство, но вас он может убить так же, как и любой микроб.
Печатная техника не только выбрасывает в воздух озон, но и загрязняет атмосферу офиса мельчайшими частицами, из которых состоит тонер. Австралийские ученые после проведенных замеров обнаружили, что концентрация этих частиц в офисе в рабочее время была в пять раза выше, чем ночью. Из протестированных 62-х принтеров лишь половина не имела значительных выбросов твердых частиц в атмосферу, а 17 вообще могли по количеству выбрасываемых частиц конкурировать с сигаретой.
Исследователи из Рижского медицинского университета имени Страдыня также проводили исследования офисного воздуха. Рижане обнаружили, что содержание микрочастиц в помещении, где работала офисная техника, по сравнению с чистым помещением, было в 8 раз больше. Проблема здесь не только в количестве частиц, но и их размерах. Выделяемая тонерная пыль гораздо меньше обычной, бытовой (3-4 микрона против 30–80 микрон), и она глубже проникает в легкие. Это означает, что пыль офисов по своей опасности сродни пыли в угольных шахтах, которая приводит к таким опасным заболеваниям, как силикоз и самые разнообразные варианты астмы.
Кроме пыли и озона в офисный воздух выделяются такие соединения, как трихлорэтан, толуол, бензол, и другие вещества, которые способствуют, помимо всего прочего, опасному росту кровяного давления.
Но и этого мало. Даже просто свет в офисе зачастую вреден для здоровья. Уровень яркости офисного света часто превышает необходимую для работы нашего мозга норму, а применение энергосберегающих ламп, с пиком излучения с голубой части спектра, непосредственно способствует развитию стресса, а значит, повышается риск гипертонии и нарушения эндокринных функций.
В общем, офис – это не самое здоровое место для работы. А ведь мы еще не говорили о влиянии электромагнитного излучения от компьютеров и о нашем собственном поведении в этой враждебной нам среде.
Соль, сахар, кресло
По идее, офисный работник должен делать все, чтобы противодействовать вредным факторам. Но нет. Вместо этого он сидит. Именно сидение на протяжении 8–10 часов – очень опасный фактор. И самое обидное, что беготня на тренажере до или после сидения в офисе здесь мало что дает – все равно плохо, что мы сидим в течении длительного времени. Во-первых, это затрудняет кровообращение, что всем знакомо по чувству «мурашек» под кожей. Замедление кровообращения – это и угроза тромбоза, проблемы с венами и общее кислородное голодание отдельных частей тела.
Есть и более скрытые неприятности. Например, липопротеиназа (фермент, способствующий расщеплению жиров) производится только в работающих мышцах. Этот механизм формировался в течение миллионов лет эволюции, он обеспечивает двигающегося человека энергией. Но фермент не запасается впрок, в отличие от жира, мы не можем его сохранить надолго после тренировки. Поэтому получается, что сидя сиднем в офисе, мы остаемся беззащитными перед той дрянью, которую поглощаем днем.
Бесконечные перекусы разной гадостью: чипсы, орешки, бутерброды. Все эти продукты содержат избыточное количество соли. Считается, что оптимальная доза потребления соли в сутки – около 5 граммов, что составляет около 2 граммов натрия. В США, к примеру, нормой для лиц среднего и старшего возраста считается 1,5 грамма натрия в день, оптимумом – 2,3 грамма, а на практике средний американец съедает 3,5 грамма натрия в день, таким образом превышая норму практически в два раза. Причем 77% соли попадают в организм с готовой пищей – закусками или блюдами из общепита. Больше всего скрытой соли в хлебе, ветчине и других колбасных изделиях, масле, сыре и, разумеется, в чипсах и крекерах.
С сахаром ситуация еще хуже. Булочки, конфеты, шоколадка, белый хлеб, сладкая газировка просто напичканы сахаром. Например, стандартная баночка колы – это 10 кубиков рафинада. Существуют сайты, которые визуализируют количество сахара, которое мы поглощаем. Это надо смотреть, отдавая себе отчет, что дневной лимит сахара для взрослого человека не превышает 40 граммов. Больше – катастрофически вредно. Избыток сахара – это прямая дорога к ожирению и диабету II типа, а все вместе – к ишемической болезни сердца, основному заболеванию офисных работников. Все это усугубляется поглощением никотина во время регулярных перекуров.
Приходя в офис, вы подвергаетесь комбинированному негативному воздействию искусственной и враждебной вам среды и при этом выбираете самый опасный образ жизни, полный стрессов, употребляя пищу, снижающую защитные силы вашего организма.
Вывод прискорбный: чем либеральнее порядки в офисе, тем он опаснее для вашего здоровья. В этом смысле офисы японских компаний середины ХХ века с их жесточайшим распорядком, перерывами на гимнастику и организованным отдыхом (только стоя) были шагом в правильном направлении. Может, поэтому сегодняшние японские старички бьют все рекорды долголетия?