Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кибермоббинг: травля в Сети набирает обороты

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Кибермоббинг: травля в Сети набирает обороты

Согласно статистике, 32 процента немецких школьников становятся жертвами моббинга в интернете. Нередко жертвам виртуальной травли в подростковой среде грозит вполне реальная опасность.

http://www.dw.de/image/0,,6153431_4,00.jpg

Многие пользователи социальных сетей сталкиваются с кибермоббингом - травлей и оскорблениями со стороны анонимных юзеров. Иногда она выходит за рамки виртуальности, представляя чаще всего для подростков вполне реальную опасность. Так случилось и с 12-летним Александром, который на протяжении нескольких недель подряд перестал ходить в школу. Дело в том, что один из учащихся угрожал ему расправой.

А все началось с того, что Александр в немецкой социальной сети для школьников SchülerVZ ошибочно отправил не слишком приятное сообщение старшекласснику. Ответ не заставил себя ждать. Несмотря на то, что 12-летний подросток извинился, угроза повторилась: "Считай, что тебе не повезло!"

Моббинг за пределами виртуальности

http://www.dw.de/image/0,,5825853_4,00.jpg
"Кибермоббинг" - опасность не только виртуальная

Александр был знаком со старшеклассником лишь визуально, в реальной жизни они никогда не общались. Теперь Александр старался не попадаться тому на глаза. Но однажды это не удалось, и угроза прозвучала вновь. Когда уже дома Александр вышел в сеть, его ждало сообщение: "Я тебя отделаю так, что окажешься в больнице, где и помрешь". Маме Александра поведение сына показалось странным: он стал замкнутым, симулировал болезни для того, чтобы под любым предлогом не ходить в школу.

Педагог Кармен Тренц (Carmen Trenz) давно занимается изучением проблем моббинга в среде подростков и школьников. Она подтверждает, что издевательства над теми, кто не может за себя постоять, - феномен, который виртуальным пространством не ограничивается. По данным статистики, 80 процентов подростков подвергаются моббингу как в интернете, так и в реальной жизни. Нередко инициаторы травли не прячутся за никами в социальных сетях, даже не пытаясь соблюсти анонимность.

Виртуальная травля отличается от моббинга в реальной жизни еще и тем, что в сети для ее жертв почти не существует так называемых безопасных зон. "Раньше для детей, подвергавшихся моббингу в школе, такими зонами были дом и семья. Сегодня угрозы не знают границ и проникают сквозь родные стены, дожидаясь своего адресата на мониторе домашнего компьютера", - отмечает Кармен Тренц. А возможность оставаться анонимным, по ее словам, способствует быстрому росту числа тех, кто угрожает и оскорбляет.

Типичные симптомы

Мама Александра побывала с ним у врача, но обследование не выявило никаких заболеваний. Тем не менее, позже выяснилось, что у подростка были налицо типичные симптомы жертвы моббинга. "Он перестал есть, жаловался на бессонницу. Утром он был таким уставшим, что посылать его в школу было бесполезно", - вспоминает мать.

Лишь спустя три недели Александр рассказал об истинных причинах своего психического состояния. Его рассказ шокировал мать, хотя и прежде она подозревала, что с сыном происходит что-то неладное. О моббинге в интернете она услышала в первый раз.

Травля в подростковом возрасте ломает жизнь

http://www.dw.de/image/0,,6549469_4,00.jpg
Кармен Тренц

Долгое молчание тоже вполне типично для поведения жертв моббинга. "Отчасти подростки молчат, потому что не верят, что кто-то может им помочь. Это - важный аргумент. Или же они стыдятся признаться в том, что такое случилось именно с ними. Им кажется, что огласка может еще более усугубить и без того сложную ситуацию", - рассказывает Кармен Тренц. Душевные страдания и психический надлом в переходном возрасте могут привести к серьезным последствиям в формировании личности подростка, предупреждает эксперт.

Согласно результатам исследования, проведенного институтом изучения общественного мнения Forsa, в интернете жертвами моббинга становятся 32 процента немецких школьников от 14 до 20 лет. В одной лишь федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия с моббингом в Сети сталкивались около 400 000 подростков. Причем, по данным социологов, травле подвергались не только те, кто слабее и не смог за себя постоять.

"Обычно "кампанию ненависти" в Сети инициирует группа людей, которая отвергает того или иного юзера, превращая его в "изгоя". Любое его участие в чатах и форумах сопровождается оскорбительными комментариями и репликами со стороны анонимных оппонентов. Многие подростки, не разобравшись в сути конфликта, принимают сторону организаторов травли. И начинается настоящая "охота на ведьм", - описывает механизм виртуального моббинга Кармен Тренц.

Эксперты советуют родителям жертв виртуального моббинга не искать контактов с инициаторами травли или их родителями. Лучше всего сохранять спокойствие, оказать ребенку моральную поддержку и обратиться за помощью к школьным учителям и социальным работникам. И уже сообща найти верные способы реального воздействия на тех, кто организовывает травлю в интернете.

Автор: Арне Лихтенберг / Виктор Вайц
Редактор: Глеб Гаврик

http://www.dw.de/кибермоббинг-травля-в-сети-набирает-обороты/a-15176066

0

2

Позорный столб в виртуальном пространстве, или Как избежать кибермоббинга

В Германии школьники все чаще используют новые средства коммуникации для старой жестокой забавы - издевательств над сверстниками. Каждый пятый школьник хотя бы раз становился инициатором или жертвой кибермоббинга.

http://www.dw.de/image/0,,4127033_4,00.jpg
В "глобальной деревне" стираются границы дозволенного

Интернет - это новая территория свободы, где присутствует и хорошее, и плохое, и отвратительное. С помощью глобальной сети можно унизить другого человека, оскорбить или напугать его. А можно и разжечь ненависть - по отношению к индивидууму или группе людей.

В "глобальной деревне" стерлись границы дозволенного

http://www.dw.de/image/0,,4214990_4,00.jpg
Физическое расстояние в "виртуальной деревне" давно не имеет значения

В описаниях современных средств коммуникации нередко используется придуманный Маршаллом Маклюэном термин "глобальная деревня". Благодаря интернету мир словно бы сжался, физическое расстояние уже давно не мешает общению. Оно в виртуальной "деревне" - как и реальной жизни - играет особую роль.

Как отмечает кельнский социолог Катарина Катцер (Catarina Katzer), общение в таких, как facebook, социальных сетях - это не только дружеский и милый треп, но и распространение слухов, клеветы, угроз. Сегодня для этого все чаще используются видеоролики и фотографии, сделанные с помощью мобильного телефона. "Например, подростки снимают своих сверстников в неловкой или неприятной для них ситуации или, например, во время секса", - говорит Катцер. Эти фото- и видеокадры, говорит она, потом нередко оказываются на платформе YouTube или в социальных сетях.

Новые средства коммуникации для старой жестокой забавы

http://www.dw.de/image/0,,4396402_4,00.jpg
Моббингу подростки подвергаются не только на школьном дворе

Моббингу подростки подвергаются не только на школьном дворе
"Сyberbullying" ("кибермоббинг") - так называет этот феномен Катарина Катцер. Вот уже несколько лет она изучает, как школьники и студенты используют новые средства коммуникации для старой жестокой забавы - издевательств над сверстниками. Первое исследование на эту тему Катарина Катцер провела в Германии в 2005 году. В его ходе были опрошены 1700 молодых людей. Согласно результатам исследования, каждый пятый респондент лично сталкивался с кибермоббингом - в качестве его инициатора, жертвы, или в обеих этих ролях сразу.

12-летняя Диандра (Diandra) входит с число тех, кто пострадал от вседозволенности в интернете. Она как-то повздорила с одноклассником. А тот ответил ей с помощью виртуального оружия - взял снимок порнозвезды, заменил ее лицо на лицо Диандры и разместил фотомонтаж в интернете. "Ты чувствуешь себя так, словно весь мир настроен против тебя, как будто осталась в одиночестве в вырытой для тебя яме, все над тобой издеваются и никто не хочет помочь", - признается школьница.

Смотреть в глаза жертве вовсе необязательно

http://www.dw.de/image/0,,4106162_4,00.jpg
"Интернет ничего не забывает", - говорят эксперты

Каким бы ужасным ни был подобный опыт, ситуацию ухудшает тот факт, что "интернет ничего не забывает", говорит психолог Аня Шульце-Крумбхольц (Anja Schulze-Krumbholz) из Свободного университета Берлина. "В этом-то и заключается проблема: контент остается в сети на долгое время, доступ к нему почти невозможно ограничить, поэтому сам собой вопрос не решается", - отмечает исследователь. Процесс может приобрести определенную динамику, и нежелательный контент будет появляться снова и снова. "Как раз психологическая травма, полученная в подростковом возрасте, может оставить особенно сильный след в памяти", - предостерегает Шульце-Крумбхольц.

Немаловажным является тот факт, что в интернете любой желающий - если он этого хочет - может сохранить анонимность. Смотреть в глаза своей жертве вовсе необязательно, и никто не запрещает пользоваться чужими именами.

Берлинский социолог Штефан Хумер (Stephan Humer) видит в этом опасный соблазн: у юзеров возникает ощущение, что они совершенно безнаказанно могут переходить принятые в обществе границы. Ученый сравнивает анонимную массу людей в интернете, которые многое себе позволяют, с огромными толпами - на демонстрациях или футбольных матчах. "В окружении толпы человек чувствует себя более защищенным и смелым, и совершает такие поступки, на которые он в одиночестве или вместе с небольшой группой единомышленников никогда бы не решился", - говорит Штефан Хумер.

Ненависть как связующее звено

В социальных сетях создаются целые группы, связующим звеном для которых является лишь одно чувство - ненависть. Ненависть по отношению к политикам, известным людям или знакомым сверстникам. От таких групп до правоэкстремистских сайтов - всего несколько кликов, предостерегает Катарина Катцер.

По словам кельнского социолога, молодые люди, которые особенно часто становятся инициаторами кибермобинга, часто ищут контент праворадикального толка. "В ходе исследования, проведенного пять лет назад, мы выяснили, что 15 процентов детей и юношей в возрасте от 10 до 19 лет уже смотрели праворадикальные материалы в интернете или посещали чаты праворадикалов", - заключает Катцер.

По мнению ученых, чем активнее молодые люди используют социальные сети для выстраивания отношений, тем сильнее тот отпечаток, который накладывает интернет на их взгляды и предпочтения.

Авторы: Матиас фон Хайн / Вячеслав Юрин
Редактор: Вадим Шаталин

http://www.dw.de/позорный-столб-в-виртуальном-пространстве-или-как-избежать-кибермоббинга/a-6221139

0

3

Немецких школьников учат бороться с моббингом

Немецкие подростки все чаще становятся жертвами моббинга на школьном дворе или в интернете. Бороться с травлей в подростковой среде должен помочь новый тренинг "Учеба без насилия".

http://www.dw.de/image/0,,5751644_4,00.jpg

Моббинг многолик, он может выражаться в форме оскорбительных замечаний, физического насилия или равнодушия - вплоть до игнорирования. Жертвы чаще всего одиноки, а те, кто издевается над ними, держатся в группе. У моббинга, кроме действующих лиц, всегда есть сторонние наблюдатели, которые опасаются вмешиваться в ход событий.

Помочь подросткам в противостоянии моббингу в любой его форме призван общенациональный проект "Учеба без насилия", который стартовал в одной из школ немецкого городка Нойс на западе Германии. В тренинге уже приняли участие 200 школьников. Финансовую поддержку "Учебе без насилия" оказали немецкие банки, страховые компании и благотворительная организация Rotary Club.

Не дать себя в обиду

http://www.dw.de/image/0,,15386315_4,00.jpg
На школьном дворе

11-летний Филипп уже не раз наблюдал за тем, как одного из его одноклассников сверстники не только оскорбляли, но и избивали. "Первое, о чем я подумал: надо от них держаться подальше", - признается Филипп. Но, несмотря на страх, у него появилось желание как-то помочь мальчику. Только как? Ответ на этот и другие вопросы он и его одноклассники получили на тренинге.

"Важно не только учиться игнорировать оскорбительные высказывания обидчиков, - подчеркивает учитель Норберт Кемайер, - но и владеть собой, сигнализируя уверенность в себе осанкой, походкой и открытым, прямым взглядом".

Пассивность родителей

http://www.dw.de/image/0,,15522915_4,00.jpg
Сибилле Вандерс

В рамках проекта предусмотрен и ознакомительный курс для родителей школьников. Но они, по словам учителя, разочаровали его отсутствием интереса к проблеме. Из двух сотен приглашенных курс посетили едва ли 20 человек. "Это очередное подтверждение тому, что в большинстве семей предпочитают перекладывать проблемы воспитания на плечи учителей", - считает Кемайер.

С этим согласна и его коллега Сибилле Вандерс (Sybille Wanders), инициатор проекта "Учеба без насилия". В успех формулы "тише воды, ниже травы" учительница физкультуры тоже не верит. Она не устает повторять, что уверенности в себе, умению без применения силы отразить агрессию способствуют подвижные игры и занятия спортом.

Позвать на помощь или оказать сопротивление?

Обидные слова можно проигнорировать. Но что делать, если оскорбления или рукоприкладство становятся повседневным явлением? Как вести себя, если понимаешь, что столкновение с обидчиками неизбежно? Во-первых, постараться сохранять самообладание, попытаться трезво оценить ситуацию и позвать, если это возможно, кого-то на помощь. Во-вторых, попытаться убежать. И, наконец, если нет иного выхода, оказать сопротивление.

Моббинг в интернете

http://www.dw.de/image/0,,15161166_4,00.jpg
Текст на мониторе:"У Лауры жирные волосы, и она воняет"

В последние годы становится все более опасной еще одна сравнительно новая форма моббинга - в интернете. Пользователи социальных сетей выбирают себе жертву, угрожают ей или распространяют о ней преднамеренную ложь. В худшем случае публикуются компрометирующие или подделанные фотографии. Кибермоббинг - такое название получила травля во всемирной паутине. По данным института социологических исследований Forsa, опубликованным в июне 2011 года, каждый третий подросток в Германии сталкивался с кибермоббингом. Его последствиями могут быть серьезные психические проблемы и даже самоубийство.

Моббинг в интернете или на школьном дворе - распространенное явление. Не случайно инициатор программы "Учеба без насилия" Сибилле Вандерс пытается передать опыт работы в борьбе с моббингом своим коллегам не только в школах Германии, но и за ее пределами. Во Франции, например, работе в группе уделяется куда меньше внимания, чем во многих немецких школах. Но, по мнению учительницы, конфликтные ситуации между подростками гораздо эффективнее разрешаются совместными усилиями и в атмосфере взаимопонимания. "Моббингу способна противостоять только сплоченная команда", - уверена Вандерс.

Автор: Дафне Гратволь / Виктор Вайц
Редактор: Глеб Гаврик

http://www.dw.de/немецких-школьников-учат-бороться-с-моббингом/a-15530927

0

4

Осторожно, интернет: медиавоспитание в Германии начинается с родителей

http://www.dw.de/image/0,,16383820_303,00.jpg

Как научить детей правильно обращаться с интернетом? И нужно ли при этом учиться самим родителям? Наш корреспондент обратился с этими вопросами к экспертам.

Знакомое чувство: сидишь перед компьютером, читаешь что-то, кликаешь на заинтересовавшую ссылку, затем на другую. Часа два пролетели незаметно. А то и три или четыре. Ведь интересной информации в интернете хватает. И только когда речь заходит о несовершеннолетних, почти все сходятся во мнении, что время, которое дети и подростки проводят в Сети, нужно ограничивать. Это могут быть 20 минут в день или больше - в зависимости от возраста.

Обращению с интернетом нужно учиться. Причем касается это не только детей, но и взрослых, ведь воспитывать лучше всего на собственном примере.

Фактор смартфона

http://www.dw.de/image/0,,16395146_403,00.jpg
Кристин Лангер

"Медиавоспитание должно начинаться довольно рано, - говорит медиапедагог Кристин Лангер (Kristin Langer). - Лучше всего уже в возрасте четырех-пяти лет". Преподавательница работает консультантом инициативы "Schau hin!" ("Взгляни!"), созданной в 2003 году Федеральным министерством по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи. Эта инициатива призвана помогать родителям и воспитателям ориентироваться в электронном медийном ландшафте.

Кристин подчеркивает важность собственного примера для воспитания детей. "Это означает самоограничение", - говорит педагог. Еще большее значение медиавоспитание приобрело после распространения смартфонов. Такие телефоны, а с ними, как правило, и доступ к мобильному интернету, есть у каждого второго немецкого подростка в возрасте от 12 до 19 лет. Это данные исследования, проведенного в двух федеральных землях на юго-востоке Германии.

"Речь идет о том, чтобы объяснить детям: новые средства коммуникации и источники информации существуют, мы этому рады, но в мире есть и много других вещей", - говорит Кристин Лангер. Чем старше становятся дети, тем большая доля ответственности ложится на них самих. Поэтому начинать процесс медиавоспитания желательно как можно раньше. "Родители и дети могут вместе выяснить, что для них полезно, а что вредно. После этого ребенок будет в состоянии самостоятельно решать, что ему подходит, а что нет", - уверена Лангер.

"Водительские права" и "Интернет-мастерская"

Чтобы научить детей ориентироваться в медиапространстве, родителям зачастую приходится заниматься самообразованием. В немецком интернете существуют специальные поисковые машины для детей, а также программы, которые блокируют определенные сайты. Есть и большой выбор подготовленных педагогами интернет-страниц, на которых родителям и детям рассказывают как о преимуществах, так и о подводных камнях Сети.

Однако чем старше и опытнее становятся юные пользователи, тем чаще им удается обходить всевозможные барьеры. "Это может стать чем-то вроде спорта", - предупреждает Кристин Ленгер.

http://www.dw.de/image/0,,16395115_401,00.jpg
Наедине с интернетом детей оставлять нельзя

С тем, что запреты ни к чему не приводят, согласен и Томас Хайне (Thomas Heine). Он работает в редакции интернет-ресурса Internet-fuehrerschein.de, название которого можно перевести на русский как "водительские права для интернета". По мнению Хайне, требования к воспитанию детей в определенном смысле повысились. В качестве примера он приводит правовые основы использования интернета: "Это новый фактор в воспитании детей, хотя в этом вопросе плохо разбираются и многие родители". В сотрудничестве с Федеральным объединением народных университетов (Bundesverband der Volkshochschulen) он учредил специальную "Интернет-мастерскую" (Internet-Werkstatt). Это мастер-класс для взрослых, который с 2011 года представлен в программах более 700 народных университетов по всей Германии. Во время мастер-класса рассматриваются такие темы, как интернет-банкинг, безопасность и социальные сети, а также правовые вопросы и интернет-грамотность родителей.

Чему учат в школе

Далеко не все семьи могут справиться с задачей успешного медийного воспитания детей. Поэтому важную роль в этом процессе играют школы. К примеру, в гимназии имени Генриха Манна в Кельне обучение пользованию интернетом является неотъемлемой частью занятий. "Это не прописано в программе, однако обусловлено практикой преподавания", - говорит учитель математики и информатики Ханс-Петер Коэнен (Hans-Peter Koenen).

http://www.dw.de/image/0,,3300613_4,00.jpg
Школа играет в медиавоспитании не последнюю роль

Во время занятий школьники учатся работать с определенными программами и ориентироваться в школьной компьютерной сети. Медиавоспитание как отдельный предмет в гимназии отсутствует, но такие вопросы как моббинг или личная сфера в интернете поднимаются во время классного часа, на котором речь идет о социальной сплоченности в классе. А вот правовые вопросы обсуждаются довольно редко. По словам Кристин Лангер, в этой сфере много тонкостей, но ведь все знать невозможно. "Иногда достаточно понять, к кому обратиться с тем или иным вопросом ", - говорит преподавательница.

Дата 05.12.2012
Автор Петра Ламбек, Инна Завгородня
Редактор Глеб Гаврик

http://www.dw.de/осторожно-интернет-медиавоспитание-в-германии-начинается-с-родителей/a-16419234

0

5

Опрос: каждый пятый подросток в Германии - жертва кибермоббинга

http://www.dw.de/image/0,,16353698_303,00.jpg

Более половины немецких подростков страдали от оскорблений в сети, около половины - от лжи и клеветы. И каждый пятый подвергался шантажу.

Каждый пятый подросток в Германии, согласно данным опроса, является жертвой интернет-моббинга. Журнал Focus 12 мая опубликовал результаты самого крупного в Германии исследования этого феномена. В ходе опроса были опрошены более 10 тысяч школьников, учителей и родителей.

Об оскорблениях в интернете сообщают 63 процента девочек и 51 процент мальчиков. 47 процентов прошли через клевету и ложь. Каждого пятого подростка шантажируют.

Между тем значительная часть подростков знает своих "мучителей". В половине случаев это знакомые из школы. Каждый третий "мучитель" и сам ранее становился жертвой моббинга. Одной из главных проблем интернет-моббинга является тот факт, что оскорбительные сообщения или фотографии "навсегда остаются в сети", - отмечает автор исследования Уве Лест (Uwe Leest).

Дата 12.05.2013
Автор Дмитрий Вачедин
Редактор Вадим Шаталин

http://www.dw.de/опрос-каждый-пятый-подросток-в-германии-жертва-кибермоббинга/a-16807984

0

6