Электричество и садоводы... Очередная история отечественного правового беспредела.
Энергетики и огородники, дачники и садоводы. Без черного юмора об этой "порочной" связи говорить не приходится. Но как пишут наши читатели - уже сегодня есть средства решения этой проблемы. Как?очень просто - нужно перейти на прямые договора по электроснабжению между электроснабжающими организациями и конкретным садоводом с его участком. И законные основания на это - есть!
Что это дает? КОНЕЦ "ЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ" БЕСПРЕДЕЛУ:
В садоводствах где нет коррумпированного правления - устранение лишних затрат на содержание оборудования, ненужность затрат на отслеживание злостных неплательщиков, излишних затрат на расчеты и бухгалтерию . А самим садоводам - возможность воспользоваться более льготным тарифом.
В кооперативах "сомнительного управления" наконец можно перестать быть "электрическими" заложниками у лукавых председателя и правления, выбить у них из под ног почву для поборов и принуждения и борьбы с "неугодными" членами садоводческих и дачных хозяйств.
Представляем материал нашего читателя с активной гражданской и жизненной позицией. Борис Федотов делится своим опытом решения острейшей для всех садоводов проблемы.
О правовых возможностях и мерах по упорядочения электроснабжения садоводов, дачников и огородников.
Целями создания данного материала являются:
1. Попытка изложения системной картины правового регулирования электроснабжения в некоммерческих садоводческих товариществах (далее СНТ) на современном этапе. Проведен анализ существующей ситуации, показаны нарушения и их причины. Определен механизм законодательного регулирования, в соответствии с которым должен строиться и осуществляться процесс электроснабжения садоводов (как членов товариществ так и не являющихся таковыми, но в первом и втором случае – потребляющими энергию для бытовых нужд ) на территории СНТ и иных форм поселений.
2. Выявление возможных мер и шагов, позволяющих привести процесс электроснабжения в соответствии с законодательными нормами, без противоправных и резких действий, приводящих к конфликтным ситуациям и перерывам электроснабжения в садоводческих хозяйствах.
На современном этапе, общая картина с электроснабжением садоводческих поселений является, мягко скажем, неприглядной. В реальности отношения садоводов с энергетиками почти полностью находятся вне правового поля. Во многих, если не в большинстве садовых поселений, не отвечает действующим нормам качество получаемой энергии.
Основными причинами негативно сложившейся ситуации являются:
- Отсутствие надлежащего контроля за деятельность монополистов на данном секторе рынка, в том числе и в Московской и Ленинградской областях. В Москве власти «приглядывают» за деятельностью гарантирующего поставщика (ГП) и он «вынужден» не допускать серьезных нарушений. Но жители Москвы и жители Санкт-Петербурга для органов власти Московской и Ленинградской области являются как бы «не гражданами» на территории последних. Своим рейтингом у «городских» садоводов и дачников областные региональные власти никак не озабочены. Они же не являются избирателями на подведомственной им территории!
- Отсутствие у садоводов организованной и квалифицированной правовой поддержки в вопросах электроснабжения, в отличие от контрагентов. У последних достаточно ресурсов для содержания квалифицированных юридических служб. Садоводы, как и все граждане, содержат своими налогами ФСТ РФ, ФАС РФ, их территориальные органы, чьей функцией должна быть защита интересов населения от попыток монополистов взять больше положенного; за счет тарифов содержат мощные юридические службы самих монополистов , и в результате оказываются перед необходимостью создавать и содержать еще третью мощную юридическую структуру, которая будет бороться с двумя первыми . А потом четвертую и так далее. Таких возможностей у садоводов России нет. Садоводы (граждане) не могут и не должны быть профессионалами в вопросах энергоснабжения, их объединения то же. Но необходимость отстаивать свои права по причине бездействия властных структур диктует необходимость иметь определенную подготовку. Предлагаемый материал ставит своей целью именно это.
В тоже время этот материал показывает ,что у садоводов имеется возможность в короткие сроки коллективно решить 90-95% проблем, как усилиями садоводов одного СНТ, так и совместными усилиями нескольких некоммерческих объединений земледельцев! СНТ именно для этого и создаются.
Возникновение, природа и развитие «неправовой» ситуации в энергоснабжении российских садоводств (СНТ).
До начала 2001 года садоводческое товарищество (под этим термином понимается организация с правами юридического лица), руководствуясь императивными нормами межведомственным нормативного акта (Инструкция Минтопэнерго и Роскомцен РФ) было обязано приобретать оптом электроэнергию для всех садоводов со скидкой 12,5% от продажной розничной цены и рассчитываться за энергию по общему счетчику поселения. Установленная скидка предназначалась для покрытия потерь при передаче по поселковой сети (в среднем 6%) и других издержек этой деятельности. В целях приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с действующим законодательством, а также следуя заключению ФЭК о необходимости отмены, Инструкция была отменена с 01.01.2001 года . При этом перестала применяться и скидка в 12,5%.
После чего создалась следующая правовая ситуация :
- перестала действовать императивная норма, обязывающая СНТ выполнять функции перепродавца, т.е. СНТ как минимум получила право отказаться от функций перепродажи энергии садоводам ( садоводы - это члены и не члены товарищества), особенно на условиях не выгодных и нарушающих права садоводов .
- перестала существовать императивная норма о применении в качестве расчетного общего счетчика, который учитывал всю энергию, потребляемую садоводческим поселением : энергию потребляемую юридическим лицом ( СНТ) как конечным потребителем и энергию, предназначенную для перепродажи гражданам.
Через несколько месяцев было введено лицензирование деятельности по продаже электроэнергии населению. В этих условиях перепродажа энергии юридическим лицом гражданам- садоводам просто приобрела противоправный характер. Энергосбытовые организации обязаны были немедленно перейти на прямые договора с садоводами, но они этого не сделали. И ни ФАС РФ и ни ФСТ РФ вместе со своими территориальными органами их к этому не понудили. Энергосбытовые организации приняли к исполнению правовые новеллы, которые их устраивали , т.е. перестали применять скидку. Но продолжали продавать всю энергию СНТ, но уже по розничной цене, что вызвало сразу увеличение затрат садоводов, дачников и огородников на энергоснабжение на 12,5%.
Составляющими такого увеличения затрат являются :
- двойная оплата потерь в границах поселковой сети (один раз в тарифе, второй в результате применения расчетов по показаниям общего счетчика);
- двойная оплата на содержание поселковой сети;
- двойная оплата сбытовой деятельности.
Кроме того, для многих СНТ была установлена дополнительно надбавка на том основании, что расчетный счетчик располагался не на границе балансовой принадлежности. Размер этой корректировки доходит до 5% и более .К этим составляющим следует добавить необоснованное применение к садоводам тарифа, установленного для городских квартир с газом ( максимального из двух применяемых городских тарифов). В совокупности это привело к увеличению финансовой нагрузки на садовода как минимум на 60%.
Основные принципы , заложенные в законодательство по электроснабжению населения.
1. Электроснабжение граждан осуществляется по фиксированным тарифам, ежегодно устанавливаемым для всего населения данного региона в пределах между минимальным и максимально допустимой величиной этих тарифов, заданных региону ФСТ РФ.
2. Тариф включает все затраты всех участников процесса электроснабжения гражданина как по доставке энергии до участка , так и по всем остальным вопросам с внешней стороны участка .
В отношении гражданина тариф действует до границы участка по принципу «все включено»:
1. Другим основных принципов регулирования энергоснабжения населения является принцип выравнивания затрат граждан на энергию для бытовых нужд . Для реализации этого принципа Правительство РФ установило соотношение тарифов как 1 к 0,7 (100 к 70)
В городах при наличии центрального отопления, разница затрат на бытовые нужды определяется применением газовых или электрических плит. Поэтому для квартир с газовыми плитами установлен максимальный тариф, а для квартир с электроплитами пониженный.
2. Пониженный тариф установлен также для бытовых условий сельской местности
Основные правовые акты, регулирующие электроснабжение населения
В связи с реформированием электроэнергетики Законодатели включили в часть 4 ст. 539 ГК РФ в оговорку, которой был установлен более высокий приоритет нормам иных законов и подзаконных актов, по сравнению с нормами § 6 «Энергоснабжение» главы 30 ГК РФ. В настоящее время, когда оппоненты и суды оперируют нормами указанного параграфа, следует проверять их применимость.
С учетом этого основным правовым актом, регулирующим отношения электроснабжение, стал Закон «Об электроэнергетике» и изданные в его развитие постановления Правительства.
Применительно к проблемам граждан – садоводов, объединений граждан и созданных ими организаций (СНТ) –юридических лиц, следует выделить несколько составляющих этих отношений
- отношения гражданина с продавцом энергии, в качестве которого в настоящее время может выступать только гарантирующий поставщик (энергоснабжающая организация) и не может выступать СНТ. Данные отношения регулируются единственным подзаконным актом, изданным по прямому предписанию Закона «Об электроэнергетике» ( п4 ст37 ) и таковым актом являются «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее ПФРР) от 31.08.2006 № 530
Причем, что очень важно, что тем же пунктом Закона установлено, что « Не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.»!
Таким образом, никакие иные подзаконные акты , как новые так и старые к этим отношениям применяться не могут. .При рассмотрении вопросах в судах, это обстоятельство следует доводить до сведения судей на стадии подготовки дела к слушанию, поскольку у судей эти моменты плохо сохраняются в памяти.
- отношения юридического лица с продавцом энергии, в отношении той энергии, которую СНТ потребляет как конечный потребитель и оплачивает за счет средств заложенных в смету расходов общим собранием. Здесь могут действовать некоторые нормы отличные от норм предыдущих отношений. Но при этом необходимо учитывать, что данное юридическое лицо – это некоммерческая организация содействующая реализацию интересов граждан (продажа энергии гражданам в функции СНТ не входит и входить не может);
- вопрос технологического присоединения общепоселковой или общей сети садоводов к сети сетевой организации. Данная процедура носит одноразовый характер, к садоводческому объединению не может применяться повторно ни при каких обстоятельствах. Для общепоселковой сети , технологическое присоединение которой осуществляется позже 2004 года, данная процедура регулируется Правилами Технологического присоединения.., утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 с последующими изменениями.
К действующим поселковым сетям СНТ какие - либо нормы данного подзаконного акта применяться не могут. В этих отношениях юридическое лицо выступает не от своего имени, а по поручению собственников-граждан. Вольная или невольная замена фактической стороны этих взаимоотношений, т.е. граждан, на юридическое лицо без указания на то, что данное лицо действует от имени граждан, используется сетевыми организациями для взвинчивания стоимости услуги в десятки раз.
- вопрос о технологическом присоединение участка к общепоселковой сети является вопросом взаимоотношений двух собственников (владельцев на любом законном основании) – собственника участка и собственника общепоселковой сети и никого более включая Росэнергонадзор. Сетевая организация к этому вопросу не имеет ни малейшего отношения. Она в ТУ на подключение общепоселковой сети к своей сети учло всех потребителей –садоводов и получило все свои деньги.
Если садовод внес целевой взнос, то и фактически и юридически садовод подключает собственный участок к собственной общепоселковой сети. И у кого он должен испрашивать разрешение или согласие? Другой вопрос, что присоединение должны выполнять соответствующие специалисты с разрешения представителя собственников.
- вопрос об увеличении мощности понизительных трансформаторов и пропускной способности линий 6-10кВ. Данный вопрос регулируется не Постановлением № 861 и не может рассматриваться как технологическое повторное или дополнительное присоединение или как реконструкция ( это только к коммерческим предприятиям). Вопрос регулируется Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ. Расходы на эти мероприятия включены в тариф на услуги по передаче электрической энергии. ( норма введена в пункт 32 Основ Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 N 168)
- отношения при частичном или полном ограничении потребителей. Данные отношения регулируются нормами, имеющими существенные различия тех ,которые действуют в отношении юридических лиц от норм, которые действуют в отношении граждан
Недостатки существующих договоров по текущему электроснабжению садоводческих объединений и садоводов
В существующих договорах фактически присутствуют две сделки. Первая-это реальная сделка купли-продажи энергии , конечным потребителем которой является СНТ (юридическое лицо, которое расходует купленную энергию на Правление, освещение территории, насосные иные общие объекты). Юридическое лицо СНТ имеет право как все юридические лица заключить в качестве потребителя договор энергоснабжения для обеспечения собственных нужд в соответствии со сметой, утвержденной на эти цели. Статья 3 Закона «Об электроэнергетике» содержит такое определение: « потребители электрической и тепловой энергии - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд»
Но это 2-5%, иногда 10% от энергии, за которую расплачивается СНТ. Остальные 95% энергии предназначены для перепродажи энергии гражданам , на что и сегодня у юридического лица нет полномочий . Кроме того, в договорах четко и открыто не указано, что предметом договора является перепродажа энергии . Юридически это должно рассматриваться как притворная сделка ( с целью скрыть другую сделку), и ,как следствие, юридически ничтожным и недействительным (ст 170 ГК РФ ): энергия, предназначенная гражданину, оформляется по договору как энергия для конечного потребления юрлицом и в таком случае расчет за доставку производится не в точке подключения гражданина на его счетчике, а в расчетной точке юрлица. Это точки очень разные, точка подключения юрлица находится на полпути до точки подключения гражданина. Замена в договоре конечного потребителя-гражданина (население) на конечного потребителя-юрлицо и является причиной или уловкой , повлекшей за собой резкое увеличение затрат граждан на электроэнергию.
То обстоятельство, что часть затрат оплачивается по тарифу и показаниям счетчиков, а другая часть затрат ( потери, обслуживание, сбыт) за счет членских или иных взносов сути дела не меняет.
Это всего лишь уловка, позволяющая утверждать , что оплата производится якобы исключительно по тарифам
Поскольку СНТ является некоммерческой организацией и по условиям электроснабжения приравнено к группе «населения» ( это специальная видообразующая часть его статуса ), то оплата за энергию таким юрлицом производится исключительно по счетчику, установленному на стороне 0,4 кВ даже , если граница балансовой принадлежности проходит где то на стороне среднего или высокого напряжения. Это объясняется тем, что расчет производится по тарифу для низкого напряжения. А этим тарифом учтены все потери по передаче как по линиям, так и при трансформации. Т.е. тарифом учтена доставка не до балансовой границы на другом напряжении, а доставка до точки с напряжением 0,4 кВ, Если граница проходит на стороне 0,4 кВ, тогда расчет буде производится в точке балансового раздела.
С начала 2001 года и по настоящее время не существует императивной нормы, обязывающей СНТ заключать договор энергоснабжения для перепродажи энергии садоводам. Даже, если законодательство допустит включение СНТ в Регистр ЭСО и ей будут установлены индивидуальные тарифы , компенсирующие отмененную скидку в 12,5% , СНТ вправе такую обузу на себя не принимать. Дальнейшее существование системы расчетов по общему счетчику невозможно также по техническим причинам так как приводит к нарушению права гражданина на выбор одного из трех тарифных планов (одноставочный, двухзонный или многозонный )
На сегодняшний день нравится кому то или не нравится , но единственным вариантом, не нарушающим права граждан-садоводов и СНТ является переход на прямые расчеты между гражданином и ГП. Напомню еще раз, что ГП не может отказать садоводу в переходе на прямые расчеты (прямой договор ) поскольку садовод имеет технологическое присоединение к поселковой сети и этого достаточно. ( ст 426 ГК РФ, и пп 61-64 ПФРР ). После перехода на прямые договора потребуется еще отдельные решения трех вопросов : финансирование технического обслуживания поселковой сети и определение подрядной организации, определение размера компенсация за использование поселковой сети и применение сельского тарифа вместо тарифа для городских квартир с газом.
Как перейти на прямые договора.
Не вызывает сомнение то обстоятельство, что энергосбытовые организации будут всячески сопротивляться переводу садоводов на прямые договора. Поэтому необходимо применить вариант , который потребует минимальных усилий как со стороны СНТ, так и со стороны граждан. Посещение энергосбытов должно быть при этом исключено. Дежурные операторы в окошках энергосбытов запрограммированы на выполнение алгоритмов , устраивающих энергосбыты. Ниже предлагается вариант действий, минимизирующий все затраты на такую процедуру.
Действующие правовые нормы позволяют сегодня предпринять следующие действия:
- СНТ вправе направить гарантирующему поставщику предложение и даже требование о совсем небольшом изменении Договора, усилив свою просьбу тем, что имеется некоторое несоответствие Договора законодательству. А именно, предметом договора является только поставка энергии СНТ как конечному потребителю , а фактически 90-95 % энергии поставляется для перепродажи. И это придает договору притворный характер. Для устранения данного нарушения предложить внести в Договор изменение, касающееся замены расчетного счетчика. Вместо общего расчетного счетчика в качестве расчетного должен использоваться вновь установленный счетчик или несколько счетчиков ( 2 и более), которые учитывают лишь энергию, конечным потребителем которой является СНТ (юридическое лицо)
- одновременно следует предложить гарантирующему поставщику заключить прямые договора по электроснабжению участков, принадлежащих гражданам- садоводам. И для облегчения этой задачи обменяться с ГП информацией : у ГП запросить информацию об условиях указанных в п.64 договоров энергоснабжения вместе с информацией о реквизитах, необходимых для оплаты электрической энергии, и тарифах. В адрес ГП необходимо передать список владельцев участков, желательно с телефонами и адресами. Следует также поставить в известность гарантирующего поставщика , что с определенной даты ( «времени Ч») СНТ перестанет принимать от граждан оплату за электроэнергию и предложит гражданам перечислять оплату за энергию непосредственно гарантирующему поставщику. Если к тому сроку гражданину будет открыт лицевой счет, то на лицевой счет. Если лицевой счет открыт не будет, то граждане будут перечислять оплату на расчетный счет гарантирующего поставщика без указания лицевого счета.
-В случае, если реакция энергетиков достигнет уровня угрозы отключить потребителей, немедленно должно следовать письменное обращение на имя Генерального директора ОАО, обращение в Прокуратуру от районной до Генеральной на том основании, что пунктом 170 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» установлено, что ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, электропринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
- При этом , садоводам придется заказать поверку индивидуальных счетчиков .Поверку осуществляет энергосбыт за счет потребителя. Можно приобрести новый не дорогой счетчик класса точности 2,0% с техпаспортом и заводской поверкой. Энергосбыт имеет право убедится, что срок поверки счетчика не истек и счетчик установлен в соответствии с инструкцией завода . Все остальные требования энергосбытовой организации от лукавого.
К вопросу о сельском тарифе.
Как видно из текста пункта 2 примечания к ниже показанному Решению ТЭК МО (извлечение) СНТ (организация) включена в группу 2. Потребителей, приравненных к населению и ей установлен тариф на электроэнергию на 2011 год 3,38 руб/ кВт равный одноставочному тарифу для населения Московской области, проживающему в городских квартирах с газом.
Но граждане (даже садоводы) к этой группе не отнесены и отнесены быть не могут , равно не могут они быть на основании данного акта отнесены ни к одной из категорий городского населения!
Аналогичную редакцию имел Прейскурант на 2010 год. Прейскурант на 2009 год имел несколько иную редакцию, однако это не меняет правовую ситуацию.
Таким образом, на интервале исковой давности в течении последних 3 лет отсутствует норма, по которой к гражданам –садоводам может быть применен тариф, установленный для городских квартир с газом. И СНТ имеют все основания на возврат этих денег за последние 3 года!
По вопросу применения тарифов, дифференцированных по времени суток
Применение расчетов по общему счетчику по существу лишает садоводов возможности использовать дифференцированные тарифы по той причине, что общий счетчик вынуждает всех садоводов пользоваться одним и тем же тарифом. А дифференцированный тариф, особенно с повышенной стоимостью энергии совершенно не нужен тем потребителям, кто не использует более 30-40% энергии ночью. Кроме того, вызывает недоумение тот факт, что два регулирующих органа соседних регионов , используя одну и ту же Методику ФСТ РФ , для одного и того же гарантирующего поставщика получили разные результаты расчетов: в Московском регионе одноставочный тариф и тариф дневной зоны зонного тарифа равны, что и должно быть по смыслу его применения в целях привлечения граждан к участию в регулировании прохождения ночного минимума нагрузки, а у ТЭК МО по той методики тариф дневной зоны оказывается выше одноставочного тарифа. И с арифметикой плохо, и с логикой плохо, зато хорошо с применением в качестве нормативных документов , которые не являются нормативными.
Некоторые правовые положения законодательства, которые необходимы при общении с контрагентами
Общие положения гражданского законодательства.
В теории права установлено, что правовые нормы должны применяться с учетом их действия во времени, пространстве и по кругу лиц.
В зависимости от действия в пространстве нормы делятся на нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа издавшего данную норму, и нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную, местность (скажем, Московская область, Одинцовский район).
По действию во времени различаются нормы ,имеющие обратную силу и не имеющие таковой.
Действие гражданского законодательства во времени ( Статья 4.)
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Так, Правила технологического присоединения применяются к вновь вводимым объектам после 01 января 2005 г. Энергетики сплошь и рядом ссылаются на нормы данного документа, выставляя свои требования гражданам по объектам присоединенным к электросетям за много лет до появления данного акта!
По действию норм права по лицам , они делятся: на общие (например, касаются как юридических лиц, так и населения), специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц (например, касаются населения и не касаются юридических лиц или - наоборот). Не соблюдения этого правила наблюдается постоянно в рассматриваемых нами правоотношениях.
СНТ как юридическое лицо безусловно имеет все общие права юридических лиц, установленные гражданским законодательством. Но специальные права СНТ как юридического лица некоммерческой организации, приравненной по своим правам к населению ( это касается не только тарифа на электроэнергии) и как юридическое лицо, представляющее интересы населения и в силу непонимания одних и в силу непонимания и нежелания других.
СНТ все серьезные сделки заключает в интересах населения на основании решения общего собрания и при заключении этих сделок должны применяться исключительно нормы, действующие в отношении граждан, но не юридических лиц. Договор заключается не от имени юридичекого лица, а договор заключается юридическим лицом от имени и по прямому решению общего собрания.
Нормы права делятся также на императивные (категорические), имеющие повелительный и строго обязательный характер и диспозитивные нормы. Под последними обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять в договоре права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Например, срок оплаты энергии установлен – 10 число месяца, но в договоре можно может быть установлен иной срок, но строго по обоюдному согласию. Нет согласия, тогда применяется срок, установленный нормой. Диспозитивная норма - это норма, по которой разрешено договариваться о том или другом варианте.
Рассматривая ту или иную норму, предлагаемую нам в договоре электроснабжения, прежде всего и проще всего отбраковать те нормы, которые не могут применяться по рассмотренным критериям. Это - некий «входной контроль»!
Из общих положений о праве собственности ГК РФ (гл. 13 ГК РФ) выделим следующее:
Статья 210. Бремя содержания имущества.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц.
3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
В садоводческом некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. (Ст. 4 ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ установил, что данный нормативный акт применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие (ст.33). Это и есть один из примеров действия закона во времени. На основании данной нормы садоводческие товарищества, сделавшие свои приобретения за счет целевых взносов до вступления закона в действие - не обязаны регистрировать эту недвижимость. Тем не менее, она является совместной собственностью граждан. Нас, например, может интересовать вопрос трансформаторной подстанции и высоковольтной подводящей линии. Эти нормы оказываются важными и необходимыми при оформлении договоренностей а разграничении балансовой принадлежности и разграничении эксплуатационной ответственности. С учетом положений части 2 ст 543 ГК РФ граница эксплуатационной ответственности не должна проходить там, где проходит граница балансовой принадлежности. Но у энергетиков это вызывает недоумение и удивление, они 60 лет оформляют эти границы одним актом и в одном месте.
Из общих положений о Договоре ГК РФ выделим следующее:
Статья 422. Договор и закон.
1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статья 426. Публичный договор.
1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Таковым является Примерный договор энергоснабжения с гражданином (приложение №5 к ПФРР). Поэтому, когда речь идет о энергии для граждан, договор должен быть именно таким или с некоторыми «приятными» уточнениями для гражданина, но никак не наоборот!
5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Несмотря на то, что Кодекс вроде бы должен иметь большую юридическую силу, наши законодатели вместо изменения конкретных норм § 6 «Энергоснабжение», решили установить ч.4 ст.539 более высокий приоритет иным законам и подзаконным актам , чтобы кроме нескольких лиц в стране никто не понимал, а какая конкретная норма должна применяться. Этот момент замечательно проявляется в судебной практике.
§ 6. Энергоснабжение
Статья 539. Договор энергоснабжения
1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
(п. 4 введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 37-ФЗ)
Статья 540. Заключение и продление договора энергоснабжения.
3. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Статья 541. Количество энергии
3. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Статья 542. Качество энергии
1. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.(в ред. Федерального закона от 26.03.2003 N 37-ФЗ)
Очень часто складывается ситуация, когда качество энергии у потребителя-гражданина не соответствует техническим нормам из-за недостаточной пропускной способности линий поселковой сети и мощности трансформаторов. Для исправления такого положения необходимо усилить линии и мощность трансформатора. Сетевые организации по прежним ведомственным отраслевым нормативам препятствует увеличению мощности. Данная норма является техническим основанием увеличения мощности трансформаторов. А с учетом того, что фактическим потребителем энергии является население, сетевая организация не вправе препятствовать такому увеличению мощности и ее согласия не требуется. Более того, по законодательству такие мероприятия должны проводиться за счет платежей потребителей за энергию, которые аккумулирует у себя гарантирующий поставщик.
Статья 543. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования
2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Законодатель никогда не вменит гражданину или созданной гражданами некоммерческой организации технические обязанности по эксплуатации оборудования. А финансовое бремя содержание имущества собственником в соответствии со ст.210 ГК РФ граждане –садоводы несут путем текущей оплаты электроэнергии по тарифу. Тариф включает в себя эксплуатационные затраты. Эта часть платежей от потребителей – граждан должна в конечном счете поступить специализированной эксплуатационной организации непосредственно от «держателя котла», либо в крайнем случае должны быть возвращены СНТ как представителю собственника для их направления по назначению
3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Статья 546. Изменение и расторжение договора энергоснабжения
1. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 37-ФЗ)
В ФЗ «Об электроэнергетике» более детально остановимся на следующих положениях:
Статья 3. Определение основных понятий
потребители электрической и тепловой энергии - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
Когда СНТ покупает энергию для ее перепродажи, то оно не является ее потребителем. По сути СНТ становится незаконным перепродавцом, поскольку не является энергосбытовой организацией! СНТ не внесено в региональный Реестр энергоснабжающих организаций, для нее не установлены индивидуальные тарифы. А если СНТ покупает и продает энергию по одному и тому же тарифу, то получается то, что получается, а именно полный набор нарушений прав граждан.
объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;
энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;
гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;
территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии
п1. абзац 1. Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
п1 абзац.. Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, а также расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче.
Таким образом, в данной норме закона, присутствуют варианты: или тариф, или плата за присоединение. Но позже Правительство РФ утверждает своим постановлением Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ. Еще позже включает в эти Основы следующую норму: « 32…..расходы на строительство и реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы ранее присоединенных потребителей включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 N 168)
Этой нормой прямо установлено, что финансирование работ по всем объектам поселковой сети СНТ, не зависимо от того, чьей собственность эти объекты являются, должно производится за счет тех денег, которые собирает Мосэнергосбыт. Моэнергосбыт- это финансовый котел, который должен финансировать все работы по электроснабжению, которые включены в тариф!
Правила Технологического присоединения.., утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 168) к действующим поселковым сетям СНТ применяться не могут, их применение опять мошенничество.
Анализируем п.2 « 2. Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.»
Таким образом, технологическое присоединение объекта садовода выполняется один раз, в настоящее время это мероприятие оплачивается по тарифу 550 рублей за 15 кВт. Далее гражданин получает энергию и платит за нее по тарифу. Если подводящая сеть по каким то причинам перестает справляться с доставкой энергии гражданину в пределах упомянутых 15 кВт, то увеличение сечения проводов и т.д и т.п. уже оплачено гражданином в составе тарифа и деньги забрал Мосэнергосбыт в котел, но из этого котла он их отдает почему- то только организациям, чьим предком было Минэнерго(Минтопэнерго).
Статья 38.Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией
2. Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются
наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.
5. В отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.
Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.
Статья 426 ГК РФ. Публичный договор - приведена выше.
Ст.39 Регулирование деятельности по снабжению электрической энергией граждан
2. Договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.
3. В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме.
4. При выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям
Извлечения из «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее ПФРР) от 31.08.2006 № 530
ПФРР пункт 6. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства.
СНТ относится как раз к иным владельцам, Таким образом, ГП обязан заключить прямой договор с садоводом!
IV. Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения.
ПФРР п 61. Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил.
Пояснение: В разделе VI идет речь о ситуациях, когда прежняя энергосбытовая организация, у которой граждане покупали энергию, по какой то причине прекратила свою деятельность: обанкротилась, разочаровалась или у нее отобрали лицензию, или как в случае с СНТ запретили перепродажу.
ПФРР п 61 абзац2-4. Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Пояснения: Здесь важно обратить внимание на два обстоятельства. Первое, если садовод получает и пользуется энергией, то проблемы с отсутствием у него технологического присоединения не существует и не может существовать никаких законных причин у ГП отказать гражданину в заключении прямого договора! Все отказы и любые требования лукавы и незаконны , не зависимо от того на что ссылается ГП. В любом случае - это казуистика, правда, иногда убедительная для судов общей юрисдикции .
Пункт 62 ПФРР
В случае если гражданин намеревается заключить в письменной форме договор энергоснабжения (договор купли-продажи электрической энергии) для бытового потребления, он направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с приложением имеющихся у него на дату направления заявки документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий. В случае если представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения указанных условий или у гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение таких условий проверяется гарантирующим поставщиком самостоятельно.
Из текста следует, что норма не носит императивный характер. Если у гражданина имеются хоть какие-то документы, подтверждающие наличие присоединения, то их проще приложить. Если нет таких, то ГП обязан самостоятельно проверить наличие условий!
Норма не называет (не перечисляет) перечень таких документов. Список абсолютно открытый. Таким документом вполне может быть справка СНТ или квитанция об оплате энергии в кассу СНТ и т.д.
ПФРР пункт 64 . Действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
Данная норма дала гражданину возможность заключать договор в одностороннем порядке без согласия ГП и даже без предоставления каких-либо документов, включая удостоверение личности.
В юриспруденции это называется заключением договора путем совершения конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о желании заключить договор). Способ широко используемый всеми нами ежедневно. Я плачу в кассу, получаю чек и договор заключен. Далее - иду и получаю товар или услугу. Теперь таким образом можно заключить и договор энергоснабжения с ГП.
Пункт 64 абзац 3 Информация об условиях указанных в пункте 64 договоров энергоснабжения доводится гарантирующим поставщиком до сведения граждан-потребителей вместе с информацией о реквизитах, необходимых для оплаты электрической энергии, а также предоставляется им по запросу гражданина-потребителя в течение 5 дней с даты поступления такого запроса. При этом могут использоваться условия примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей согласно приложению № 5. Плата за предоставление гарантирующим поставщиком указанной информации не взимается.
Информация не должна использоваться в качестве преграды к заключению договора, но не исключено, что именно это и будут пытаться сделать!
ПФРР 73. Граждане-потребители потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве. Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц.
Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Гарантирующий поставщик не вправе устанавливать в договорах энергоснабжения с гражданами-потребителями иные по сравнению с указанными в разделе XII настоящих Правил и иных нормативных правовых актах требования к приборам учета в точках присоединения энергопринимающих устройств граждан-потребителей к электрической сети.
Пукт75. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение об изменении или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.
Пункт78. Гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящих Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода, ГП может в случае задолженности по оплате энергии прекратить энергоснабжение, но в строгом соответствии с установленной процедурой!
ПФРР Пункт 175 .. Порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:
а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая
не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;
в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.
Даже в отношении юридических лиц, не говоря о гражданах (населении), процедура ограничения довольно длительная, что дает возможность принятия мер к исправлению ситуации или обжалованию действий ГП.
Борис Федотов,
специально для Независимого союза садоводов