Сэкономили на ЖКХ? Ждите репрессий
Михаил Козырев
Прогрессивная общественность взбудоражена. Режим закручивает гайки! Люди из ЖЭКов (ну или как там зовут их наследников?) вместе с полицейскими пойдут по квартирам, чтобы проверить, кто и почем их сдает. Будут составлять акты на тех, кто проживает, но не зарегистрирован. На хозяев квартир, в которых живут арендаторы, изготовят отдельные «телеги». Для налоговой. Мол, там с ними разберутся по статье «незаконное предпринимательство»!
Вы уже об этом слышали? Вам не по себе и вы возмущены до глубины души? Ну да. Я тоже. Был, по крайней мере, возмущен в первые несколько часов после того, как изучил документ с характерным названием «Методическое пособие по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением». Но потом задумался…
Плата за таджиков
Что можно сказать по сути дела? Затея с установкой счетчиков воды (в рамках провозглашенной Дмитрием Медведевым «политики энергоэффективности и энергосбережения») дала неожиданный для инициаторов кампании эффект. Напомним, в 2009 году Медведев, будучи президентом, подписал закон 261-ФЗ «Об энергосбережении». Одним из его ключевых требований стало 100%-ное «опробирование» (т.е. установка счетчиков воды, света и газа) жилых помещений. Теперь выясняется, что люди, поставившие счетчики, вынуждены платить за тех, кто приборы учета ставить не торопится.
Вот конкретный пример: пятиэтажная кооперативная «хрущевка» 1970-х годов постройки. Народ живет давно, друг друга прекрасно знает. Знает, в частности, кто и кому сдает квартиры. При этом большая часть жильцов поверила пропаганде и поставила счетчики воды. Снимают показания и платят за них. Однако с сентября прошлого года на них обрушилась новая напасть. Помимо привычных граф про горячее-холодное водоснабжение, появляется строчка «общедомовые нужды». И цифры в этой строке кое-где оказались сопоставимы с квартирным потреблением.
«Продвинутые» жильцы идут к старшей по подъезду. Та им разъясняет: в квартире Х, которую непутевый сынок умершего пару лет назад Иван Петровича сдает бригаде таджиков, счетчиков воды нет. За воду этот квартиросъемщик платит по нормативу. То есть берется количество зарегистрированных граждан и это число умножается на норму потребления воды. А поскольку сынок усопшего зарегистрирован на жилплощади один, то и счета приходят соответствующие.
При этом – важная деталь! – в доме стоит так называемый общедомовой счетчик. Он учитывает, сколько воды в дом было поставлено. Дальше все просто. Берется объем воды, который поступил в дом. Из него вычитается суммарное потребление квартир, как реальное (по счетчикам), так и подсчитанное по нормативам (для тех квартир, где счетчиков нет). Получившаяся разница раскидывается на всех жильцов, пропорционально площади их квартир.
Иными словами, пока наследник Ивана Петровича экономит на воде, за его таджиков платят соседи. Они, естественно, недовольны. А вот что дальше им делать – непонятно.
Пустить нельзя сопротивляться
С одной стороны, правила предоставления коммунальных услуг обязывают жильцов, оплачивающих воду по нормативу, предоставлять данные о количестве фактически проживающих. А коммунальщики эти данные, по идее, должны проверять. Обычно им дела до этого нет – они так или иначе свои деньги с жителей дома получают. А вот жильцам, особенно если дом старый и наличествует актив из числа небезразличных к происходящему товарищей, дело вполне себе есть.
Они идут качать права в управляющую компанию (или ТСЖ), требуют выяснить, сколько же проживает народу в квартире X. УК (или ТСЖ) в итоге отправляет своего представителя, который в сопровождении активистов пытается выяснить, что же происходит в подозрительной квартире. Чтобы придать делегации должный вес, в ее состав включается местный участковый полицейский. И было бы ошибкой считать, что это московская инициатива. Екатеринбург, к примеру, еще в декабре прошлого года поразила эпидемия рейдов с целью выявления количества проживающих.
Это с одной стороны. А с другой, право на неприкосновенность жилища гарантировано российской Конституцией. Если говорить с практической точки зрения, то пришедших с проверкой паспортного режима полицейских и уж тем более коммунальщиков и представителей общественности в квартиру можно просто не пускать. Перечень случаев, когда у полиции есть право проникновения в жилое помещение, очень короток. Пунктов о счетчиках воды и регистрации по месту жительства в нем нет.
Впрочем, такие советы легче давать, чем следовать им. Так что если вы снимаете квартиру, к вам явились люди в форме, а вы по слабости сил душевных дверь им открыли, – говорите честно, мол, друзья, приехали на пару дней пожить. Если товарищи составят акт о количестве проживающих, то пусть это вас не беспокоит. Ведь у вас, как это обычно бывает, за коммуналку, кроме света, платит хозяин? Ну и прекрасно – теперь ему будут приходить немного большие счета за воду. Представляется, что уже в ближайшем будущем он озаботится вопросом и поставит счетчики воды.
Счетчики воды и «акт Магнитского»
Однако эта история имеет не только бытовой, но и более глобальный аспект. Прежде всего не надо устраивать рейды, чтобы люди поставили счетчики. Стоит посмотреть на опыт газоснабжающих организаций. Практически в каждом частном доме, куда проведен газ, счетчик уже давно стоит. И в случае его поломки, или же когда заканчивается срок поверки (приборы учета раз в 5–6 лет надо проверять на точность измерений), граждане сразу же бегут куда надо и решают проблему. Почему? Потому что плата по нормативу за газ очень невыгодна, превышает плату по счетчику в разы, если не на порядок.
Что мешает внедрить тот же механизм со счетчиками воды? Во-первых, можно предположить, что это делается из врожденной стыдливости российского государства. Власти боятся лишний раз откровенно ударить своих граждан рублем. Они, конечно, это постоянно делают, но заявить прямым текстом – или вы ставите счетчики, или будет платить за воду в десять раз больше, – это как-то не по-нашему. Более привычными выглядят меры административного порядка. Из серии: все должны установить счетчики к такому-то сроку, а тех, кто не установит, проверит милиция.
Вторая гипотеза заключается в предположении, что современное российское государство по-другому не умеет. Оно утратило способность использовать более тонкий, нежели применение органов полиции, функционал. Ну не может оно по-другому, вот и все! При этом механизмов для исправления ситуации, как то: выборы, общественное мнение, критика политических оппонентов, попросту нет.
Наконец, последнее и самое пугающее для общественности предположение сводится к сознательной подготовке к масштабным «репрессиям». Мол, квартирные рейды – это следующее звено вслед за ограничениями прав граждан на уличный протест, притеснениями сексуальных меньшинств, запретом на усыновление и тому подобное.
Итак, вот мы и добрались до главного вопроса: что же объединяет счетчики воды и «акт Магнитского»? Самым очевидным, по прочтении всего вышеизложенного, было бы сказать: «Ничего». Однако это было бы слишком просто. Связь на самом деле, конечно же, есть. Я бы сказал просто: «Здесь так все устроено». Боролись с Биллом Браудером, пострадали дети-инвалиды. Занялись энергоэффективностью – дошли до полицейских рейдов.
И это пугает гораздо больше, чем «методическое пособие по выявлению физических лиц».